СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Наиболее характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения роли образовательной направленности как определяющего условия успешности формирования физической культуры личности школьника.
Большинство учителей придерживаются другого мнения и продолжают реализовывать в своей практической деятельности методику, где главные аргументы: "высокая плотность – основа эффективности", "уроки физкультуры для того и существуют, чтобы на них занимались физическими упражнениями, а не разговорами".
Как совершенно верно отмечено, одна из главных причин кроется в самих истоках формирования системы физического воспитания, которая складывалась под влиянием насущных практических потребностей общества, обусловленных необходимостью высокоэффективной подготовки населения, прежде всего к высокопроизводительному труду и защите Отечества. И это, по сути своей, верно. Плохо только то, что с самого начала решение задач прикладной физической подготовки осуществлялось в ущерб комплексному подходу, когда роль физической культуры в качестве важнейшего и эффективнейшего средства интеллектуального, нравственного, эстетического развития только декларировалась. Это, естественно, не могло не оказать негативное, деформирующее влияние на всю систему формирования физической культуры, определение ее роли и места в обществе, представления об основном содержании процесса физического воспитания.
Для полноты представлений о современном состоянии преподавания предмета "Физическая культура" в школе и перспективах совершенствования этого процесса необходимо обратить внимание еще на одно важное обстоятельство. Оно заключается в том, что на фоне недооценки урока и слабой реализации его образовательной направленности очень ярко просматривается и другая крайность – явная переоценка возможностей урока по другим направлениям. Это находит выражение в попытках многих учителей представить дело так, чтобы все основные задачи физического воспитания решались главным образом в рамках учебной работы, то есть на уроках физической культуры. В соответствии с подобными представлениями только такой подход и дает право рассматривать урок как основную форму физического воспитания.
Итак, погоня за высокой моторной плотностью, тренирующим эффектом дает практически нулевой результат. Но помимо этого "эффекта" такой подход еще и не позволяет системно решать образовательные задачи, успешная реализация которых могла бы, в частности, способствовать подготовке детей к самостоятельному совершенствованию собственных физических кондиций в процессе, как самостоятельных занятий, так и других форм физического воспитания в школе и за ее пределами.
Наиболее эффективной может быть такая система организации работы по физическому воспитанию в рамках учебного расписания школы, в которой имелись бы следующие элементы.
Урок, проводимый в форме академического занятия, на котором учащимся предлагались бы сведения из истории физической культуры, гигиены физических упражнений, физиологии движений, биомеханики физических упражнений и т.п. [1].
Еще один урок должен носить инструктивно-методический характер и проводиться в форме учебной практики. На этих уроках учащиеся осваивают доступные и необходимые, прежде всего в прикладном отношении знания из методики тренировки, методики освоения различных упражнений, методики воспитания основных двигательных качеств и т.п. На них учащиеся не просто усваивают методические знания, но и осуществляют попытки их использования на практике, например при составлении и опробовании комплексов упражнений по развитию физических качеств или комплексов подводящих упражнений по освоению техники какого-либо двигательного действия.
Помимо этих двух уроков должно быть еще не менее трех занятий, которые по своему содержанию собственно уроками могут и не быть, но должны иметь место в учебном расписании, как в первой, так и, что еще лучше, – во второй половине учебного дня, и обязательны для всех школьников. Главная направленность таких занятий – тренирующая или рекреативно – оздоровительная. В процессе их проведения должны также закрепляться знания и умения, приобретенные на уроках физической культуры [1].
Все вместе эти виды занятий должны составлять обязательный минимум физкультурных занятий, организуемых в рамках учебной работы по физической культуре в школе.
Кроме того, должны быть созданы условия для осуществления всех других форм внеклассной и внешкольной работы по физическому воспитанию школьников.
Ярким примером этого могут служить разработка и экспериментальное внедрение в практику работы ряда регионов образовательной программы по физической культуре для учащихся средней общеобразовательной школы. В настоящее время эта программа уже опубликована[8] и рекомендована Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации для внедрения в практику работы средних школ. Одна из ее наиболее ярких отличительных черт та, что она рассчитана на учебный материал в объеме 102 уроков физической культуры в год (по 3 урока в неделю), из которых 34 (по одному в каждой неделе) отводятся на аудиторные занятия по освоению теоретико-методических основ физической культуры. Таким образом, сделан важный практический шаг на пути коренного преобразования физкультурного образования.
Сегодня неоспоримым является тот факт, что важными аспектами обновления системы физического воспитания должны стать инновационные подходы на устранение основных причин, порождающих деформированное отношение к общечеловеческим ценностям физической культуры. Для этого необходимо[8]:
строить новые отношения между педагогами и учащимися на основе содружества и доверия;
использовать вариативность учебно-тренировочного процесса, творчество и инициативу преподавателей и учащихся.
Ряд специалистов [2, 3, 4] под инновационной образовательной технологией понимают воспроизводимую в массовой педагогической практике целенаправленную систему действий по разработке иерархии диагностируемых учебных целей и задач по определению рациональных способов их достижения в виде конкретных результатов обучения.
В работе А.Т. Литвина [6] осуществлена систематизация средств двигательной активности, проанализирована их эффективность, представлены оптимальные модели двигательной активности для различных групп населения. В основе разработанных моделей лежит оптимальное сочетание различных видов двигательной активности (бытовой, оздоровительной и рекреационно-оздоровительного спорта) органически увязанное с требованиями здорового образа жизни различных групп населения.
По мнению А. Т. Литвина [6], в зависимости от целевой установки, организационных форм, применяемых средств виды двигательной активности в системе физического воспитания могут быть подразделены на следующие основные группы: подвижные игры, соревновательный спорт, рекреационно-оздоровительный спорт, оздоровительная двигательная активность, профессионально ориентированная двигательная активность, бытовая двигательная активность.
Одним из направлений современной системы образования является ориентация на включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность. В физическом воспитании такой формой деятельности является физическое самовоспитание. Включение учащихся в самостоятельные занятия физической культурой предполагает совместную активную деятельность педагога и учащегося.
Разработаны организационно-методические условия реализации самоконтроля физической подготовленности учащихся как фактора повышения мотивации к физическому самоусовершенствованию. К ним относят:
сообщение необходимой информации в разных учебных занятиях;
разработка методических рекомендаций по использованию методов самоконтроля;
практическое освоение методов самоконтроля на занятиях по физическому воспитанию;
обеспечение наглядной информации о прогрессе достижений учащихся на протяжении года.
Разработана, научно и экспериментально обоснована концепция оптимизации физической нагрузки на основе индивидуальной диагностики адаптивного состояния занимающихся физической культурой с применением компьютерных технологий.
В рамках предложенной концепции автором разработаны[8]:
методология автоматизированного мониторинга, которая спроектирована и реализована на принципиально новой технологии интегральной системы, что может явиться основой для создания новой отрасли знания по автоматизации научных исследований в физкультурно-оздоровительных центрах;
педагогическая модель оздоровительной инфраструктуры, определяющая комплекс организационно-педагогических и социальных условий, обусловливающих базис образовательных инноваций и здоровьесберегающих технологий, включающих научно-педагогическую и воспитательно-образовательную деятельность по формированию траектории развития двигательной активности человека, привитию основ здорового образа жизни.
В действующем законе "О физической культуре в РФ" физическое воспитание рассматривается как педагогический процесс, направленный "на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения; на укрепление здоровья; повышение работоспособности, творческого долголетия; на продление жизни человека". Непосредственно, в статье 14 настоящего закона дано право образовательным учреждениям самостоятельно с учетом своих уставов, местных условий и интересов учащихся определять формы занятия физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность учебных занятий на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.