Урок по музыке Симфонический оркестр 4 класс по программе Е.Д.критская, Г.П.Сергеева


Технологическая карта урока музыки в четвёртом классе
Тема: «Симфонический оркестр (1-ый урок)»
Программа: авторы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская
Цель: познакомить обучающихся с понятием «симфонический оркестр» и его строением.
Учебные задачи:
Дидактические:
Повторить группы инструментов симфонического оркестра;
Пополнить словарь терминов понятием «симфонический оркестр»;
Развивающие:
Развивать умение использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач,
Развивать умение анализировать и систематизировать изученный материал;
Воспитательные:
5) Формировать умение планировать учебное сотрудничество с одноклассниками в процессе учебной деятельности;
6) Воспитывать любовь к музыке на примере лучших образцов
музыкального искусства.
Оборудование и материалы:
1)Фонохрестоматия. 4 класс.
2)Мультимедийная установка, ноутбук, колонки.
3)Раздаточный материал для групп: нотки для оценки работы; картинки инструментов для домашней работы; названия инструментов, разделённые на перепутанные слоги и картинки к ним; картонные ворота «дворца»; карточки ключевых терминов; магниты.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок - путешествие.
Педагогические технологии:
Информационно – коммуникационные: презентация, ЭОР «Музыкальные инструменты»
Технология «Критического мышления»:
«Ключевые термины» (этап знакомства с новыми понятиями)
«Синквейн» (этап рефлексии)
Конспект урока «Симфонический оркестр (1 часть)»
Организационный момент.
Слайд 1: Цитата урока:
Музыка, прежде всего искусство человеческого общения.
М. П. Мусоргский
Дети входят в класс под музыку Баха «Шутка».
На подставке в рамках стоят фотографии некоторых муз. инструментов симфонического оркестра.
Музыкальное приветствие учителя и учеников.
Ученики садятся по группам (3 группы: 2;2 и 3 человека).
Актуализация знаний.
Слайд 2: «Людовик 14»
Учитель: - Ребята! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие во Францию, к королю Людовику 14, чтобы узнать одну из тайн музыки. Эта тайна будет нашей темой урока. И надо нам поскорее её узнать.
Но чтобы туда отправиться, надо купить билеты. У вас на партах лежат задания. Прочитайте их и выполните.
Задание: в данном слове переставлены слоги. Поставьте их правильно и получите слово.
1 группа: виолончель (чель-ви-лон-о)
2 группа: барабан (бан-ба-ра)
3 группа: флейта (та-флей)
Учитель: - А теперь ответьте на мой вопрос: какое слово объединяет все три ваши ответа? Что такое флейта, виолончель и барабан?
Дети: - Музыкальные инструменты.
Учитель: - Верно! Переверните картинки, которые лежат у вас на парте. Наверное, вы вспомнили, как выглядят инструменты, которые вы отгадали? Это и есть ваши билеты!
Учитель: - Итак, отправляемся в путешествие! Надо погасить билеты. Посоветуйтесь со своим товарищем по группе и ответьте на вопрос, каким приёмом извлекается звук из вашего инструмента?
Дети отвечают (акцент на слова: «ударом», «смычком по струнам», «вдуванием воздуха»).
-В наше путешествие отправятся ещё и наши попутчики – все инструменты, которые вы видите на выставке. Вам предстоит взять «своих» попутчиков, то есть те музыкальные инструменты, которые являются родственными тому инструменту, который вы отгадали в загадке. Итак, подойдите к выставке и заберите ваших попутчиков.
На выставке: 1) скрипка, контрабас, альт; 2) кларнет, гобой, фагот; труба, валторна, туба, тромбон; 3) литавры, треугольник и бубен.Дети разбирают инструменты.
1 вариант: на выставке остались инструменты (это может быть группа медных духовых).
Если остаются невыбранные, то идёт обсуждение, какая группа детей должна была их взять и почему.
2 вариант: дети разобрали все инструменты верно. Идёт объяснение, по какому признаку они их рассортировали.
Слайд 3 «Группы музыкальных инструментов»
Дети вспоминают группы музыкальных инструментов: духовые, ударные, струнные смычковые.
Сообщения детей, диск «Музыкальные инструменты»
Учитель: - Итак, все путешественники в сборе! Можно отправляться!
3. Изучение нового материала.
Учитель: - По прибытию во Францию, во дворец короля Людовика 14-го, нам необходимо будет открыть ворота дворца. Они откроются, если мы с вами из предложенных слов выберем 2, которые не могут существовать одно без другого.
Посмотрите, пожалуйста, на доску. На ней вы видите музыкальные термины.
«Ключевые термины» (работа в парах).
Задание: даны слова: симфония, оркестр, квартет, дирижёр.
Определить знакомые и незнакомые.
Дать объяснение (вспоминаем, что такое симфония, оркестр, квартет, дирижёр).
Учитель: - Ребята, а вы знаете, где и как родилась симфония?
Дети: - Нет!.Учитель:- Надо бы нам узнать о нём побольше, правда? Давайте это понятие возьмём с собой. Возможно, в замке короля нам помогут рассказать её историю. Два другие слова помогут открыть ворота. А какие два слова вы выбрали?
Дети: - Оркестр и дирижёр. (если дети не выполнили задание, необходимо их к этому подвести).
Учитель: - Вот мы и прибыли. Давайте посмотрим, откроются ли ворота?!
Учитель и ученик открывают ворота (две бумажные створки на доске, прикреплённые магнитами): на одной створке – «оркестр», на другой – «дирижёр». В середине – «симфония».
Слайд 4 «Открытые ворота замка»
Слайд 5 «Замок короля»
Учитель: - Вот мы и вошли в замок короля. Посмотрите, это загадочное слово живёт здесь! Мне сообщили, что для нас король оставил старинное послание, в котором нас ждёт интересная история.
История короля (напечатано на «старинной» бумаге – с обожженными краями):
Это было очень давно. Во времена отважных мушкетеров. Во дворце Людовика Четырнадцатого готовилось грандиозное празднество. Король любил балы, танцы, всевозможные представления. Ничто новое не ускользало от его бдительного ока, законодатель мод, он желал им быть всегда и во всем. Всякий раз гостям преподносились сюрпризы: то удивительный фейерверк, то необыкновенный паштет, внутри которого размещались музыканты, игравшие мелодии, то представления, где все танцевали, в том числе и король. И на сей раз не обошлось без сюрприза...В Париж в Луврский дворец стекались кареты знатных вельмож. И вот в назначенный час распахнулись двери празднично украшенной залы, ярко освещенной тысячами свечей, и гостей встретила удивительная, ни с чем несравнимая музыка. Чарующие звуки, и громкие, и в то же время нежные, лились непрерывно, казалось, будто какой-то музыкант-исполин играет на чудо-инструменте.Пораженные гости замерли, а довольный произведенным эффектом король, важно подбоченясь, гордо оглядывал всех. Когда музыка смолкла, грянул гром аплодисментов, раздались восторженные возгласы:— Прекрасно, великолепно, брависсимо!!!— Что это?!— Это …..
Учитель: - Ой, ребята! А послание оборвано! Что ж, мы так и не узнаем, кто же играл на балу у короля? А вы как думаете: какое слово сказал король?
Дети: - Оркестр!
Учитель: - Верно! Вот в конце написано, что этот оркестр он назвал «24 скрипки короля». Не удивительно, что гости короля Людовика Четырнадцатого не знали, что такое оркестр. Тогда, в XVI веке, впервые стали появляться коллективы музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения.Но это был не простой оркестр. В оркестре короля мы не могли бы услышать балалайку или рожок, или гусли, которые звучат в русском народном оркестре. Оркестр при дворе короля носил другое название и предназначался для исполнения не народных мелодий, а сочинения великих композиторов. Они называются симфониями, именно тем словом, которое мы взяли с собой и встретили в замке короля. Итак, симфония – музыкальное произведение, состоящее из 4-х частей. Исполняется целой группой инструментов, которые вместе составляют оркестр, название которого образовано от этого слова. Образуйте его. Как будет называться оркестр, исполняющий симфонии?
Дети: - Симфонический оркестр.
НА СЛАЙДЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ: «СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР»
Учитель: - Верно. Об этом оркестре мы и продолжим говорить на уроке. Запишем нашу тему в тетрадь.
Дети записывают тему в тетрадь.
Учитель: - Давайте представим, что мы на балу и послушаем старинную музыку в исполнении симфонического оркестра.
Слайд 6 «В замке короля»
ПРОСЛУШИВАНИЕ И. С. Бах «Рондо» (1 мин 30 сек).
Учитель: - Вспомним ещё раз, какие группы музыкальных инструментов входят в симфонический оркестр. Назовите ваши группы.
Слайды 7, 8, 9 «Группы муз. инстр. симф. оркестра»
Дети (по 1 чел от группы) называют свою группу инструментов симфонического оркестра. Предлагается записать названия групп в 4 столбика в тетрадь.
Предполагается вопрос детей: для чего 4-ый столбик.
Учитель: - Группа духовых инструментов делится на две группы.
Кто мне подскажет: на какие? Оставьте место для того, чтобы дома вписать в столбики сами инструменты, относящиеся к этим группам.
«Восстанови текст»
Перед вами отрывок из повести Е. Канн-Новиковой «Маленькая повесть о Михаиле Глинке» восстановите текст отрывка, воспользовавшись описанием музыкальных инструментов.
«ЧТО ТАКОЕ ОРКЕСТР?»
«Они вошли в залу. Перед пюпитрами с нотами расселись дядюшкины люди, держа в руках невиданные инструменты.- Что уставился? Небось, не видал ещё такой музыки? Да, впрочем, где тебе было её увидеть! Ну, гляди в оба и вникай. Вот эта певунья, например, с изящной талией – (-----------). Можно сказать царица музыкальных инструментов, потому что голос у неё богатый. Что хочешь, можешь на ней изобразить. По струнам её смычком водят, вот этак, - и дядюшка, взяв скрипку из рук первого скрипача, извлёк несколько красивых, протяжных звуков.- А там видишь, продолжал он, - деревянные дудки? Которые с раструбами на концах – то (----------------) .Которые же наподобие свирелей – наверное, не раз слыхал, как наши пастухи в них свистят, - те (--------------)зовутся… А вот этот крендель, тут дядюшка повернулся к музыканту, у которого в руках блестела свившаяся в кольца медная  труба, - этот крендель называется (-------------), ещё по-немецки говорят: вальдгорн – это означает охотничий рожок. 
- Давайте теперь посмотрим на симфонический оркестр в целом составе.
Слайд 10 «Симфонический оркестр»
- Нам пора возвращаться домой, в Россию. Чтобы нам было веселее, споём песню о дружбе. Я выбрала её неспроста для нашего урока. Ведь инструменты в оркестре тоже дружны между собой, иначе не было бы такой прекрасной музыки.
Распевание.
ПЕНИЕ «Дружба » барбарики( исполнение песни)
Учитель: - Вот мы и прибыли обратно, в Россию.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Устали в дороге? Сделаем физминутку.
Разминка: «Эстрадно – симфонический оркестр»
Какие музыкальные инструменты можно услышать в таком оркестре?
Сейчас зазвучит музыка, во время которой я буду называть музыкальные инструменты, а вы должны изображать игру на этих инструментах.
Если я ошибусь – подайте мне сигнал – громко хлопайте в ладоши.
(Звучит веселая музыка)
- Играем на скрипке
-на тромбоне
-на бубне
-на контрабасе
-на мясорубке
(хлопают в ладоши)
- Играем на виолончели
- на скрипке
- на баяне
- на трубе
- на утюге
(хлопают в ладоши)
- Играем на балалайке
- на флейте
- на рояле
- на дудочке
- на метле
(хлопают в ладоши)
Молодцы, ребята!
Игра «Назови инструменты» - индивидуальная работа по карточкам (слайд)
Распределите: оркестр нар.инст. и симфонич.оркестр.
4. Рефлексия.
- Скажите мне, ребята, а какой праздник мы будем скоро отмечать ?Дети: - Новый год
- А какие главные гости к нам приходят в Новый год?
- Верно, Дед Мороз и Снегурочка.
Слайд 11 «Дед Мороз и Снегурочка»
Учитель: Мы с вами знакомы с творчеством великого русского композитора, который написал музыку к сказке А.Н.Островского «Снегурочка». Как зовут этого композитора?
Дети: - Пётр Ильич Чайковский
Учитель: - Верно. Послушайте «Пляску скоморохов», здесь можно услышать все группы симфонического оркестра.
СЛУШАНИЕ: « Снегурочка», видеоряд(3 мин.)
Учитель: - Ребята, а как вы думаете, почему часто произведения, написанные композиторами для одного инструмента, исполняют оркестры? Дети: - Чтобы передать оттенки разными инструментами.
Учитель: - Правильно! А чтобы мы ушли с урока с хорошим, праздничным настроением, составим синквейн по прослушанному произведению. Первое слово – Снегурочка.1-ая группа придумывает прилагательные, 2-ая – глаголы, 3-я – фразу из 4-х слов. Все вместе – итоговое слово.
Примерный синквейн:
«Снегурочка»
Весёлая, быстрая
Радуется, грустит, играет
Весь день хорошее настроение
Праздник!
5. Оценка работы.
Учитель: - Мы скоро будем отмечать новогодний праздник. А у нас с вами праздник каждый урок, потому что всегда звучит музыка. Но всё-таки мы работали на уроке. Поэтому должны получить свои оценки. У вас есть нотки (зел., синие, красные). Оцените работу себя и своего соседа.
Дети оценивают.
6. Домашнее задание.
Учитель: - Следующий урок мы также посвятим симфоническому оркестру. И проведём его в форме игры. Но чтобы лучше запомнить инструменты и группы симфонического оркестра, надо выполнить домашнее задание.
Домашнее задание: 1) распределить предложенные на листочках музыкальные инструменты по группам в тетради (скрипка, фагот, литавры, тарелки, флейта, тромбон, гобой, барабан, арфа, рояль, контрабас, виолончель, труба, кларнет, туба, альт, валторна);составить синквейн по теме «Симфонический оркестр».
Учитель: - Много незабываемых минут  остаётся в памяти у нас, если удаётся послушать оркестр в концертном зале! Музыканты  берут свои инструменты, дирижёр взмахивает палочкой и весь зал замирает: звучит голос могучего инструмента, имя которому …СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР. Путешествие наше подошло к концу и наш урок окончен! Спасибо за сотрудничество, ребята!