Рабочая программа по музыке 1-4 класс. Сергеева Г. П., Критская Е. Д.
Свердловская область, город Сухой Лог
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2»
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАОУ СОШ № 2
от «___»________ 20____г. № _______
________________ Д.А.Засорин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По МУЗЫКЕ
Уровень образования /класс НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1-4 КЛАСС
Количество часов (годовых /недельных) 33 часа – 1 класс, 34 часа – 2-4 класс/1 час в неделю
Разработчики рабочей программы:
Дмитриева Юлия Андреевна, первая квалификационная категория
Соколовская Вера Александровна, первая квалификационная категория
Елизарова Ксения Рудольфовна, учитель начальных классов
Пояснительная записка
Нормативным основанием составления рабочей программы является:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012,
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Минобрнауки России № 1897 от 17.12.2010)
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ № 2
Учебный план МАОУ СОШ № 2
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—2е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).
Сергеева Г. П., Критская Е. Д. и др. Музыка: Рабочие программы: 1-4 классы
Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всём многообразии его форм и жанров; воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры – «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М.Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируются на культурологическом подходе, который даёт возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, её жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д.Б.Кабалевского – это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребёнка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на детских музыкальных инструментах; инсценирование песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приёмами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальнее произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в 1 классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте.
Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Предмет «Музыка» в соответствии с учебным планом основного общего образования входит в обязательную часть. Предмет изучается в 1-4 классах в объёме не менее 135 часов (33 часа в 1 классе, по 34 часа – во 2-4 классах).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения музыки
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание соей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности УУД учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретении умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и др.)
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Содержание учебного курса
Всего Рабочая программа по классам
1 2 3 4
1. Музыка в жизни человека. 35 ч. 14 ч. 13 ч. 4 ч. 4 ч.
2. Основные закономерности музыкального искусства 66 ч. 2 ч. 17 ч. 24 ч. 23 ч.
3. Музыкальная картина мира. 34 ч. 17 ч. 4 ч. 6 ч. 7 ч.
ИТОГО: 135 ч 33 ч 34 ч 34 ч 34 ч
Содержание учебного предмета
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.)…
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор-исполнитель-слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD-DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Тематическое планирование
По музыке
Класс 1
Количество часов (годовых / недельных) 33 часов – 1 час
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ 1 класс
№ Тема урока Сроки Планируемый результат Основные виды учебной деятельности
Материально-техническая обеспечение, ЦОРы, ЭОРыФормы организации образовательного процесса
Контрольные мероприятия
Проекты
Предметный Метапредметный Личностные Музыка вокруг нас.
1 И муза вечная со мной
- размышлять об истоках возникновения музыкальные искусства.
- правила поведения на уроке музыки, правила пения.
- наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы;
- познакомить с назначен. основ. Учебные принадлежности Регулятивные:
выполнять учебные действия в качестве слушателя.
Познавательные: использовать общие приемы решения задачи.
Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение в процессе слушания музыки Адекватная мотивация учебной деятельности.
Я – слушатель Наблюдать за музыкой в жизни человека.
Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Исполнять песни, играть на детских инструментах.
Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие.
Импровизировать в пении, игре, пластике.
Осуществлять первый опыт импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.
Инсценировать песни, пьесы программного содержания, народные сказки.
Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
Знакомиться с элементами нотной записи.
Выявлять сходство и различие музыкальных и живописных образов.
Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.
Моделировать в графическом рисунке особенности песни, танца, марша.
Наблюдать за музыкой в жизни человека.
Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Исполнять песни, играть на детских инструментах.
Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие.
Импровизировать в пении, игре, пластике.
Осуществлять первый опыт импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.
Инсценировать песни, пьесы программного содержания, народные сказки.
Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
Знакомиться с элементами нотной записи.
Выявлять сходство и различие музыкальных и живописных образов.
Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.
Моделировать в графическом рисунке особенности песни, танца, марша.
Наблюдать за музыкой в жизни человека.
Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Исполнять песни, играть на детских инструментах.
Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие.
Импровизировать в пении, игре, пластике.
Осуществлять первый опыт импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.
Инсценировать песни, пьесы программного содержания, народные сказки 1.1, 1.2, 4,1 Урок-экскурсия в природу 2 Хоровод муз
- музыка объединяет музыкальные образы разных стран и народов;
- использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках.
Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую
Познавательные: ориентация в способах решения задачи
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельностиЧувство гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов 1.1, 1.2, 4,1 Урок-игра 3 Повсюду музыка слышна.
- определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;
- принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности. Регулятивные:
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные: ставить вопросы и обращаться за помощью Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии 1.1, 1.2, 4,1 Экскурсия в музыкал. школу 4 Душа музыки – мелодия
- понимать термины: мелодия и аккомпанемент. Что мелодия – главная мысль музыкального произведения.
- выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша;
- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш); Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: использовать общие приемы решения задачи.
Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
(Работа в паре, в группе) Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач 1.1, 1.2, 4,1 Урок- игра 5 Музыка осени
- различать тембр музыкального инструмента – скрипки и фортепиано;
- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; Регулятивные: формулировать учебную задачу.
Познавательные: ориентация в разнообразии решения способов задачи
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание 1.1, 1.2, 4,1 Урок-экскурсия в природу 6 Сочини мелодию
- проявлять личностное отношение при восприятии музыкальн. произведений, эмоцион. отзывчивость;
- ориентироваться в музыкально- поэтическ. творчестве, в многообр. музыкальн. фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
- ценить отечественные народные музыкальные традиции;
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора.
Познавательные : использовать общие приемы решения задачи.
Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью. Мотивация учебной деятельности. Уважение к чувствам и настроениям другого человека 1.1, 1.2, 4,1 Урок-игра 7 Азбука, азбука каждому нужна
- моделирования опыта музыкально-творческой деятельности;
- понимания истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные: уметь участвовать в хоровом пении
(Работа в группе) Наличие эмоционального отношения к искусству, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности 1.1, 1.2, 4,1 Урок-путешеств8 Музыкальная азбука
- узнавать изученные произведения, участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковы-сотности мелодии движением рук. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: ориентация в разнообразии решения способов задачи
Коммуникативные: проявлять активность в решении коммуникатив. и познавательных задач Принятие образа «хорошего ученика». Понимание роли музыки в собственной жизни 1.1, 1.2, 4,1 Урок – экскурсия в музыкальную школу 9 Музыкальные народные инструменты
- определять на слух знакомые жанры: песня, танец, марш, смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»,
- узнавать изученные музыкал. произведения, выказывать свое отношение к музыкал. сочинениям, явлениям, создавать собственные интерпретации, исполнять песни. Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения
Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения
Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать собственные затруднения Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности 1.1, 1.2, 4,1,2.1 Урок коррекции знаний.
Урок-диалог 10 Музыкальные инструменты
- ориентироваться в музыкально поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России;
- находить сходства и различия в инструментах разных народов. Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения
Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения
Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать затруднения Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. Чувство сопричастности к культуре своего народа 1.1, 1.2, 4,1,2.1 Урок-путешествие 11 «Садко».
Из русского былинного сказа.
- внимательно воспринимать информацию;
- внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах;
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве былинного героя
Познавательные:
поиск и выделение информации
Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать затруднения
Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности 1.1, 1.2, 4,1 Закрепление материала. Урок-сказка 12 Музыкальные инструменты
- сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов;
- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения
Познавательные: ориентация в способах решения
Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать затруднения Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. Чувство сопричастности к культуре своего народа 1.1, 1.2, 4,1, 2.1 Закрепление знаний.
Урок-концерт 13 Звучащие картины.
- сопоставлять народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия.
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя
Познавательные: ориентация в способах решения
Коммуникативные: умения выявлять настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления 1.1, 1.2, 4,1 Закрепление знаний.
Урок-экскурсия 14 Разыграй песню
- планировать свою деятельность;
- выразительно исполнять песню и составлять исполнител. план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкал. разговоры» Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя
Познавательные: ориентация в способах решения
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость 1.1, 1.2, 4,1 Урок-повторениеУрок-игра15 Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.
- приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание. Регулятивные: использовать правила в контроле способа решения
Познавательные: ориентация в способах решения
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа 1.1, 1.2, 4,1 Изучение нового материала. Урок-путешествие 16 Добрый праздник среди зимы.
- понимать степень понимания роли музыки в жизни человека.
- узнавать освоенные музыкальные произведения, - - давать определения общего характера музыки;
- накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса; Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.
Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельностиРазвитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач 1.1, 1.2, 4,1 Контрольный урок Музыка и ты.
17 Край, в котором ты живешь.
- понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Регулятивные: использовать правила в контроле способа решения
Познавательные: использовать общие приемы решения задачи.
Коммуникативные: уметь участвовать в хоровом пении
Развитие эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг Сравнивать музыкальн. произведения разных жанров и стилей.
Исполнять различные по характеру музыкальн. произведения.
Сравнивать специфич. особенности произведений разных жанров.
Инсценировать песни, танцы, фрагменты опер, мюзиклов.
Импровизировать (вокальная, инструмент., танцевал. импровизации) с учетом характера жанров музыки.
Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (прибаутки, скороговорки, загадки, хороводы, игры).
Разыгрывать народные песни,
участвовать коллективных играх-драматизациях.
Сравнивать речевые и музыкальные интонации,
выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества.
Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.
Воплощать в рисунках полюбившиеся образы из музыкальных произведений.
Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, праздника.
Сравнивать музыкальн. произведения разных жанров и стилей.
Исполнять различные по характеру музыкальн. произведения.
Сравнивать специфич. особенности произведений разных жанров.
Инсценировать песни, танцы, фрагменты опер, мюзиклов.
Импровизировать (вокальная, инструмент., танцевал. импровизации) с учетом характера жанров музыки.
Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (прибаутки, скороговорки, загадки, хороводы, игры).
Разыгрывать народные песни,
участвовать коллективных играх-драматизациях.
Сравнивать речевые и музыкальные интонации,
выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества.
Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.
Воплощать в рисунках полюбившиеся образы из музыкальных произведений.
Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, праздника. 1.1, 1.2, 4,1 Изучение нового материала.
Урок доброты 18 Художник, поэт, композитор.
-понимать выразительн. и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов;
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве художника, поэта, композитора
Познавательные: использовать общие приемы решения задачи.
Коммуникативные: умения выявлять выраженные в музыке и передавать свои чувства и эмоции на основе самовыражения Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения 1.1, 1.2, 4,1 Закрепление знаний 19 Музыка утра.
Закрепление знаний.
- понимать, что у музыки есть свойство - без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы, как связаны между собой разговорная речь и музыкальная речь
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.
Познавательные: поиск и выделение информации
Коммуникативные: формулировать собственное мнение
Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи 1.1, 1.2, 4,1 Традиционный
с элементами игры. 20 Музыка вечера.
- по звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова для передачи настроения.
- сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки. Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человека 1.1, 1.2, 4,1 Закрепление изученного материала 21 Музыкальные портреты
выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные. Регулятивные: использовать правила в контроле способа решения
Познавательные: поиск и выделение информации
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности 1.1, 1.2, 4,1 Изучение нового материала.
Урок – историческое путешествие 22 Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.
- определять названия произведений и их авторов, в которых музыка рассказывает о русских защитниках.
- внимательно слушать.
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя
Познавательные: использовать общие приемы решения задачи.
Коммуникативные: инсценирование и драматизация
Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе 1.1, 1.2, 4,1 Закрепление знаний. Урок-загадка 23 У каждого свой музыкальный инструмент
.- речи - определять названия жанров музыки; названия произведений и их авторов;
- узнавать музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальн. произведения отдельных форм и жанров Регулятивные: использовать правила в контроле способа решения
Познавательные: поиск и выделение информации
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности коллективного музицирования1.1, 1.2, 4,1 Урок-повторен. Ролевая игра 24 Мамин праздник.
-передавать эмоционал. во время хорового исполнения разные по характеру песни, импровизировать;
- выделять характерные интонацион. музыкальн. особенности музыкальн. сочинения, имитационными движениями. Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию
Этические чувства, уважительное отношение к родным: матери, бабушке. Положительное отношение к музыкальным занятиям 1.1, 1.2, 4,1 Контрольный урок. Урок-концерт 25 Музы не молчали
- сравнивать музыкальные и речевые интонации,
- определять их сходство и различия;
- выявлять различные образы – портреты персонажей можно передать с помощью музыки, сходства и различия разговорной и музыкальной
Регулятивные:
ставить новые учебные задачи
Познавательные: ориентация в способах решения задачи
Коммуникативные:
оценивать собственное поведение в процессе музыкальных впечатлений Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности коллективного музицирования1.1, 1.2, 4,1 Урок коррекции. Урок-концерт 26 Музыкальные инструменты. Фортепиано.
- вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонац. Музыкал. особенности музыкального сочинения, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах Регулятивные: использовать правила в контроле способа решения
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные: подготовка устных рассказов в паре об услышанном
Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования1.1, 1.2, 4,1 .
Урок-концерт Контрольный урок 27 Музыкальные инструменты. Лютня, клавесин.
- сравнивать звучание музыкальных инструментов, узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах. Регулятивные: использовать правила в контроле способа решения
Познавательные: использовать общие приемы решения задачи
Коммуникативные: подготовка устных рассказов в группе об услышанном Развитие эмоционального восприятия произведений искусства. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности 1.1, 1.2, 4,1, 2.1 Урок-концерт Контрольный урок.
28 «Чудесная лютня»
(по алжирской сказке). Звучащие картины.
- сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов,
- размышлять о возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Регулятивные: использовать правила в контроле способа решения.
Познавательные:
поиск и выделение информации
Коммуникативные: подготовка устных рассказов о личных впечатлениях
Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности 1.1, 1.2, 4,1 Урок-сказка 29 Музыка в цирке
- определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец – марш.
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя
Познавательные:
поиск и выделение информации
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера 1.1, 1.2, 4,1 Урок-повторение. Урок – цирковое представление 30 Дом, который звучит.
- вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные: подготовка устных рассказов о личных впечатлениях
Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач 1.1, 1.2, 4,1 Урок-повторение. Урок – путешествие в театр 31 Опера – сказка
- назвать понравившееся произведения, дать его характеристику;
- сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки. Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя
Познавательные: формулировать учебную задачу
Коммуникативные: уметь участвовать в хоровом пении
(Работа в группе).
Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроению 1.1, 1.2, 4,1 Урок-повторение. Урок – путешествие 32 «Ничего на свете лучше нету»
элементарные понятия о музыкальной грамоте и использовать их во время урока,
Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения.
Познавательные: формулировать учебную задачу
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.(Работа в паре, группе) Эмоциональная отзывчивость на яркое, праздничное представление. Понимание роли музыки в собственной жизни 1.1, 1.2, 4,1 Закрепление знаний.
Урок-путешествие 33 Обобщающий урок
- понимать триединство: композитор – исполнитель – слушатель,
- осознавать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах.
Регулятивные:
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем
Познавательные: ориентация в способах решения задачи
Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение в процессе музыкальных впечатлений Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности 1.1, 1.2, 4,1 Урок-концерт Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/пНаименования объектов и средств Необходимое количество В наличии Приобретено**
Условное обозначение * Штук Модуль: технические средства обучения
1.1 Мультимедийный проектор К 5 4 1.2 Интерактивная доска К 5 4 1.3 Персональный компьютер К 5 4 1.4 ПАК НШ 1 1 1.5 Магнитная доска. К 5 5 1.6 Документ-камера К 5 1 1.7 Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок К 5 5 1.8 Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок К 5 5 1.9 телевизор К 5 2 1.10 Видеомагнитофон/ видеоплейер К 5 1 1.11 Аудиоцентр/ магнитофон К 5 0 1.12 Диапроектор К 5 0 1.13 Экспозиционный экран К 5 0 1.14 Сканер К 5 0 1.15 Принтер лазерный К 5 0 1.16 Принтер струйный цветной К 5 0 1.17 Фотокамера цифровая К 5 0 1.18 Видеокамера цифровая со штативом К 5 0 1.19 Wi-Fi-точка доступа НШ 2 2 1.20 Система контроля качества знаний PROClass (13 пультов со встроенными чипами) с программным обеспечением базовым
Программное обеспечение базовое предназначено для
обеспечения функционирования системы, а также включает
модуль интеграции и создания контрольных тестов
(презентаций). Дополнительная опция — программное
обеспечение с интегрированным набором контрольных тестов
(презентаций) по различным темам предметов НШ 1 1 Модуль: демонстрационное оборудование
2.1 Атласы музыкальных инструментов. 2.2 Портреты композиторов. 2.3 2.4 Модуль: лабораторное оборудование
3.1 3.2 Модуль: ЭОР, ЦОР
4.1 Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: Фонохрестоматия: 1 класс (CD, MP3) У213 13 4.2 Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: Фонохрестоматия: 2 класс (CD, MP3) У213 13 4.3 Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: Фонохрестоматия: 3 класс (CD, MP3) У213 13 4.4 Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: Фонохрестоматия: 4 класс (CD, MP3) У213 13 4.5 Презентации к урокам музыки К 5 5 4.6 Аудиозаписи детских песен К 5 5 Модуль: учебно-методическое обеспечение (для учителя)
5.1 Сергеева Г. П., Критская Е. Д. и др. Музыка: Рабочие программы: 1-4 классы НШ 1 1 5.2 Критская Е. Д. Музыка: Хрестоматия музыкального материала: 1 класс Пособие для учителя К 3 3 5.3 Критская Е. Д. Музыка: Хрестоматия музыкального материала: 2 класс Пособие для учителя К 3 5.4 Критская Е. Д. Музыка: Хрестоматия музыкального материала: 3 класс Пособие для учителя К 3 5.5 Критская Е. Д. Музыка: Хрестоматия музыкального материала: 4 класс Пособие для учителя К 3 5.6 Поурочные разработки Модуль: учебно-методическое обеспечение (для учащихся)
6.1 Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1 кл.нач.шк. – М.: Просвещение У213 13 6.2 Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 кл.нач.шк. – М.: Просвещение.: У213 0 6.3 Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 3 кл.нач.шк. – М.: Просвещение У213 0 6.4 Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 4 кл.нач.шк. – М.: Просвещение У213 0 6.5 Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: Рабочая тетрадь: 1 класс
У180 80 6.6 Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: Рабочая тетрадь: 2 класс у180 0 6.7 Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: Рабочая тетрадь: 3 класс У180 0 6.8 Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: Рабочая тетрадь: 4 класс У280 0 6.9 6.10 Планируемые результаты изучения музыки.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «Искусство», включающей в себя учебный предмет «Музыка», отражает:
сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Планируемые результаты освоения Музыки:
Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться
Музыка в жизни человека
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
Основные закономерности музыкального искусства
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм
построения музыки;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
Музыкальная картина мира
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
(из ООП ООО МАОУ СОШ № 2, примерной ООП ООО)
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания группы педагогического общения
учителей _____________________________________
от «______» ________________ 20 ____г. № ________
________________ ___________________________
подпись руководителя ГПО ФИО СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
________________ ___________________________
подпись ФИО
«______» ________________ 20 ____г. № ________
ПРИНЯТАрешением Педагогического совета
от «____» _________ 20____г. протокол № ____
Календарно-тематическое планирование.
По музыке
Класс 1
Количество часов (годовых / недельных) 33/1
Учебный год 2014-2015
Учитель: Дмитриева Юлия Андреевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория
Соколовская Вера Александровна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория
Елизарова Ксения Рудольфовна, учитель начальных классов.
№ Тема урока Сроки Корректировка
План факт Музыка вокруг нас.
1 И муза вечная со мной нед2 Хоровод муз нед3 Повсюду музыка слышна. Нед4 Душа музыки – мелодия Нед5 Музыка осени
Нед6 Сочини мелодию Нед7 Азбука, азбука каждому нужна Нед8 Музыкальная азбука Нед9 Музыкальные народные инструменты Нед10 Музыкальные инструменты Нед11 «Садко». Из русского былинного сказа. Нед12 Музыкальные инструменты Нед13 Звучащие картины. Нед14 Разыграй песню Нед15 Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Нед16 Добрый праздник среди зимы. НедМузыка и ты.
17 Край, в котором ты живешь. Нед18 Художник, поэт, композитор. Нед19 Музыка утра. Закрепление знаний. Нед20 Музыка вечера. Нед21 Музыкальные портреты Нед22 Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. Нед23 У каждого свой музыкальный инструмент Нед24 Мамин праздник. Нед25 Музы не молчали Нед26 Музыкальные инструменты. Фортепиано. Нед27 Музыкальные инструменты. Лютня, клавесин. Нед28 «Чудесная лютня»
(по алжирской сказке). Звучащие картины. Нед29 Музыка в цирке Нед30 Дом, который звучит. Нед31 Опера – сказка Нед32 «Ничего на свете лучше нету» Нед33 Обобщающий урок Нед