Программа по музыке 5 класс ФГОС, Критская, Сергеева
Рабочая программа
по музыке 5 класс
Составлена учителем музыки Максимцевой Р.А на основе программы «Музыка»
(авт. Г.П.Сергеева; Е.Д.Критская)
Новокузнецк, 2015
1. Пояснительная записка
Рабочая программа основного общего образования по предмету «Музыка» для 5 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документах:
Закон «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html)
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного об его образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)
(http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/)
Примерная программа по предметам «Музыка» для учащихся 5-7 классов, М.: Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения);
Учебный план Муниципального образовательного учреждения средней (полной) общеобразовательной школы №94 города Новокузнецка на 2014-2015учебный год.
Приказ «О создании и полномочиях рабочей группы по введению ФГОС ООО».
Приказ «О создании и полномочиях Совета по введению ФГОС нового поколения ООО»
Приказ «Об утверждении проекта и плана-графика введения ФГОС нового поколения основного общего образования».
Приказ «Об утверждении ООП ООО ОУ».
Приказ «Об утверждении списка учебников и учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе ОУ».
Проект модернизации образовательной системы основного общего образования (вторая ступень) в соответствии с ФГОС нового поколения.
План-график введения ФГОС нового поколения основного общего образования.
Положение о системе контроля и мониторинга введения ФГОС ООО.
Положение о рабочей группе по введению ФГОС ООО .План деятельности рабочей группы по разработке основной образовательной программы Положение о Совете по введению ФГОС ООО.
План внутришкольного контроля с определением направлений контроля по реализации ФГОС ООО образовательного учреждения (в структуре плана учебно-воспитательной работы ОУ).
Основная образовательная программа ООО (вторая ступень) образовательного учреждения, рассмотренная и принятая на заседании органа самоуправления ОУ и утвержденная директором ОУ.
Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (приложение к ООП ООО школы).
Список учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников и учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе образовательного учреждения.
Устав ОУ с внесенными изменениями в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, связанными с внедрением ФГОС ООО.
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПин №2.4.2.2821-10 (http://www.epidemiolog.ru/law/san/?ELEMENT_ID=3240117)Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях (приказ № 1067 от 19.12.2012)
(http://www.glavbukh.ru/edoc/?docId=902392158&modId=99)
Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. N МД-1552/03 "Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием"
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: « Музыка». 5 класс. Г.П Сергеева, Е.Д. Критская – М.: Просвещение, 2013.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, результаты изучения курса (личностные, метапредметные и предметные), содержание курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся , описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета.
Обучение музыке является составляющей основного общего образования и призвано развивать творческое мышление учащихся.
Основной целью курса музыки 5 класса в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования является:
развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры — наиболее полно отражать заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивать формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве. Достижение определённой цели предполагает решение следующих задач:
1. приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
2. воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
3. развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
4. освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
5. овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).
2. Общая характеристика учебного предмета.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:
Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развивает самосознание ребенка.
Основными методическими принципами программы являются:
Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно-образного музицирования.
Принцип триединства деятельности композитора—исполнителя—слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил. В равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием учащимися того, как они ее исполнили сами.
Принцип «тождества и контраста», сходства и различия реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим для развития не только музыкальной культуры учащихся, но и культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений.
Принцип интонационности выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения музыкальных образов (литературные, зрительные, пластические и др.) с опорой на выявление жизненных связей музыки.
Принцип диалога культур предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур. Диалог учащихся с композиторами (известными и безымянными), исполнителями, слушателями заключается в поиске ответов на вечные вопросы: что есть истина, добро, красота? А также выяснение значимости музыкального классического наследия для современного подростка, его духовно-нравственных приоритетов как человека XXI в.
В целом все принципы ориентированы на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентации, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.
Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки.
В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся проявляется в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.
Связь уроков музыки с внеурочными и внешкольными формами работы. Программа не только предполагает изучение музыкального искусства на уроках, входящих в инвариантную часть учебного плана общеобразовательного учреждения, но и создает предпосылки для целенаправленной работы по художественно-эстетическому воспитанию школьников, подразумевая организацию широкой образовательной среды: выстраивание системы внеурочных и внешкольных мероприятий, интеграцию основного и дополнительного образования учащихся.
Исследовательские проекты. Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная не только на обобщение фактических знаний учащихся, но и на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Активное включение школьников в создание тех или иных проектов дает им возможность осваивать новые способы деятельности в социокультурной среде.
Проект («брошенный вперед») — прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Метод проектов в образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащихся — это средство активизации познавательной деятельности, развития креативности (творческого мышления), исследовательских умений, навыков общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств, умения учиться.
Задача педагога заключается в том, чтобы в процессе выполнения проектов у учащихся развивались познавательные интересы, универсальные учебные действия, специальные и общеучебные умения и навыки музыкальной и интеллектуальной деятельности, опыт рефлексии, адекватной оценки и самооценки выполненного проекта. Учитель не столько учит, сколько воспитывает у школьников умение учиться, направляет их деятельность, подсказывает пути добывания информации, присвоения знаний и формирования опыта, выступает в роли независимого консультанта. Учащиеся свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Они активные участники процесса, а не пассивные статисты. Происходит формирование конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной, урочной форме обучения.
В предлагаемых проектах могут взаимодействовать такие формы урочной и внеурочной деятельности учащихся, как индивидуальное и коллективное музицирование, театрализация (драматизация) художественных произведений, жизненных впечатлений школьников, творческие работы: изготовление альбомов, газет, составление коллекций, съемка видеофильмов, рисование, конструирование, литературное творчество (стихи, проза, эссе) и др.Итогом деятельности по проекту может стать письменная творческая работа учащихся, которую они публично защищают. Защита проекта может проходить в форме компьютерной презентации, коллективного творческого дела: соревнования команд (КВН), музыкального ринга, всеобуча для родителей, музыкального спектакля (театрализации), представления для младших школьников и др.
Основные критерии оценки ученического проекта:
- актуальность темы и предлагаемых решений, практическая направленность и значимость работы;
- полнота и логичность раскрытия темы, ее законченность;
- умение делать выводы и обобщения;
- самостоятельность суждений, уровень творчества участников проекта, оригинальность раскрытия темы, решений;
- умение аргументировать собственную точку зрения;
- художественное оформление проекта (подбор музыкальных произведений, слайдов, рисунков; изготовление альбомов, стендов, газет, фотографий, видеороликов; литературное и сценическое сопровождение защиты проекта). Полноценная реализация программы требует выявления специфики развития музыкальной культуры конкретного региона (народное и профессиональное музыкальное искусство, возможности изучения искусства различных религиозных конфессий, особенности музицирования и пр.), а также установления множественных связей с мировой музыкальной культурой. Традиции конкретного региона, так же как и традиции школы, могут быть отражены и в содержании уроков музыки, и во внеурочных мероприятиях: в проведении народных праздников, клубов по интересам и др. В них найдет выражение идея интеграции различных видов искусства и многообразие творческой художественно-эстетической деятельности учащихся.
Организация внеурочных мероприятий, защита исследовательских проектов, посещение театров, концертных залов, музеев, центров прикладного искусства, коллективные просмотры видеофильмов по музыкальной тематике (оперы, балеты, музыкальные фильмы, мюзиклы) возможны за счет часов школьного компонента. Познавательная деятельность учащихся наиболее полно может раскрываться благодаря включению в образовательный контекст эстетического всеобуча для родителей.
Курс музыки 5 класса состоит из разделов: «Музыка и литература»,
«Музыка и изобразительное искусство».
Раздел «Музыка и литература» призван способствовать выявлению общности жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы, проявлению эмоциональной отзывчивости, отношения к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении, размышлению о знакомом музыкальном произведении,
высказыванию суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения,
импровизированию в соответствии с самостоятельно выбранным литературным образом.
Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.
Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.
Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.
Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя.
Определять характерные признаки музыки и литературы.
Самостоятельно подбирать сходные или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке. Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов. Определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах, действий.
Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своего края, региона.
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах).
Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.
Самостоятельно работать в творческих тетрадях (при их наличии).
Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях со сверстниками и родителями.
Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы. Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений.
Курс «Музыка и изобразительное искусство» способствует тому, чтобы:
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и жанров.
Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.
Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.
Самостоятельно подбирать сходные или контрастные произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке. Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.
Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов. Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Воплощать художественно-образное содержание музыкальных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании.
Импровизировать в пении, игре, пластике. Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыка, литература, изобразительное искусство, театр, кино и др.).
Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства. Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность своих сверстников.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану ОУ рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение предмету « Музыка» в объёме 1 час в неделю, 35 часов в год.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения конкретного учебного предмета.
Изучение курса «Музыка» обеспечивает определённые результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
-целостный, социально- ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-уважительное отношение к иному мнению, истории и других народов;
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
-коммуникативность и компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;
- признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-эстетические потребности, ценности и чувства, эстетического осознания как результата освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- умение владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- умение владеть смысловым чтением текстов различных стилей и жанров;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
- сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части общей духовной культуры;
- потребность в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
-развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а так же образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- мотивационная направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
-воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
-расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитанное музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
-овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
-приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
-сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
5.Содержание курса
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств - литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок - оперы), кино. Деление учебного материала 5 класса весьма условно, так как знакомство с музыкальным сочинением всегда происходит в тесной взаимосвязи с произведениями других видов искусства, что и нашло свое отражение на страницах учебника и творческой тетради.
Раздел 1. Музыка и литература (17 часов)
Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, духовной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство (18 часов)
Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности.
Название разделов Кол-во
часов Характеристика видов
деятельности учащихся
1 раздел Музыка и литература
17 ч
Что роднит музыку с литературой.
Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей. Песня русская в березах, песня русская в хлебах... Звучащие картины. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно...
Фольклор в музыке русских композиторов.
Стучит, гремит Кикимора... Что за прелесть эти сказки...
Жанры инструментальной и вокальной музыки.
Мелодией одной звучат печаль и радость... Песнь моя летит с мольбою
Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества.
Всю жизнь мою несу родину в душе.«Перезвоны». Звучащие картины. Скажи, откуда ты приходишь, красота?
Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
Слово о мастере. Гармонии задумчивый поэт. Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь... Был он весь окутан тайной — черный гость...
Первое путешествие в музыкальный театр.
Опера. Оперная мозаика. Опера-былина «Садко». Звучащие картины. Поклон вам, гости именитые, гости заморские!
Второе путешествие в музыкальный театр.
Балет. Балетная мозаика.
Балет-сказка «Щелкунчик»
Музыка в театре, кино, на телевидении
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл
Мир композитора.
Примерный музыкальный материал 1 полугодия
Родина. Н. Хрисаниди, сл. В. Катанова.
Красно солнышко. П. Аедоницкий,
сл. И. Шаферана.
Родная земля. Я.Дубравин,
сл. Е.Руженцева.
Жаворонок. М. Глинка, сл. Н. Кукольника.
Моя Россия. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой.
Курский вальс. Л.Ингорь, сл. Ю. Лебедева.
Сторона моя. Песня Гудвина из мультфильма «Волшебник Изумрудного города». И. Космачёв, сл. Л. Дербенёва.
Во поле береза стояла; Я на камушке сижу; Заплетися, плетень; Не одна-то ли во поле дороженька; Ах ты, ноченька и другие русские народные песни.
Симфония № 4 (фрагмент финала).
П. Чайковский.
Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.
Осень. П. Чайковский, сл. А. Плещеева.
Осень. Ц. Кюи, сл. А. Плещеева.
Осенней песенки слова.
В. Серебренников, сл. В. Степанова.
Песенка о словах. С. Старобинский,
сл. В. Вайнина.
Горные вершины. А. Варламов,
сл. М. Лермонтова.
Горные вершины. А. Рубинштейн,
сл. М. Лермонтова.
Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты). А. Лядов.
Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
Вокализ. С. Рахманинов.
Вокализ. Ф. Абт.
Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент). Г. Свиридов.
Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.
Песня венецианского гондольера (№ 6). Из фортепианного цикла
«Песни без слов». Ф. Мендельсон.
Венецианская ночь. М.Глинка,
сл. И. Козлова.
Баркарола. Ф. Шуберт, сл. Ф. Штольберга, перевод А. Плещеева.
Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). В. Гаврилин.
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П.Чайковский.
Веснянка, украинская народная песня.
Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
Снег идет. Из Маленькой кантаты.
Г. Свиридов, сл. Б. Пастернака.
Запевка. Г. Свиридов, сл. И. Северянина.
Снег. Из вокального цикла «Земля». М. Славкин, сл. Э. Фарджен,
перевод М. Бородицкой и Г. Кружкова.
Зима. Ц. Кюи, сл. Е. Баратынского.
Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта».
В.-А. Моцарт.
Маленькая ночная серенада (рондо).
В.-А. Моцарт.
Dona nobis pacem. Канон. В.А. Моцарт.
Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.
Dignare. Г. Гендель.
Садко. Опера-былина (фрагменты).
Н. Римский-Корсаков.
Сказка о царе Салтане. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк.
Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты).
П. Чайковский.
Спящая красавица. Балет (фрагменты).
П. Чайковский.
Кошки. Мюзикл (фрагменты).
Э.Л. Уэббер.
Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс,
сл. О. Хаммерстайна, русский текст
М. Подберезского.
Дуэт лисы Алисы и кота Базилио.
Из музыки к сказке «Буратино».
Музыка и стихи Б. Окуджавы.
Сэр, возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке «Алиса в Стране чудес».
Музыка и слова В. Высоцкого.
Хлопай в такт! Дж. Гершвин,
сл. А. Гершвина, русский текст
В. Струкова.
Песенка о песенке. Муз. и сл. А. Куклина.
Птица-музыка. В.Синенко,
сл. М. Пляцковского.
Песня о дружбе из кинофильма «Гардемарины, вперёд!» В. Лебедев,
сл. Ю. Ряшенцева.
Примерный перечень литературных произведений
Из Гёте. М. Лермонтов.
Деревня. Стихотворение в прозе.
И. Тургенев.
Кикимора. Народное сказание из «Сказаний русского народа», записанных И. Сахаровым.
Венецианская ночь. И. Козлов. Осыпаются листья в садах... И. Бунин. Скучная картина... А. Плещеев.
Осень и грусть на всей земле...
М. Чюрленис.
Листопад. И. Бунин.
О музыкальном творчестве. Л. Кассиль. Война колоколов. Дж. Родари.
Снег идет. Б. Пастернак.
Слово о Мастере (о Г. Свиридове).
В. Астафьев.
Горсть земли. А. Граши.
Вальс. Л. Озеров.
Тайна запечного сверчка, Г. Цыферов. Моцарт и Сальери. Из «Маленьких трагедий» (фрагменты). А. Пушкин.
Руслан и Людмила. Поэма в стихах (фрагменты). A.Пушкин.
Былина о Садко. Из русского народного фольклора.
Щелкунчик. Э.-Т.-А. Гофман.
Миф об Орфее. Из «Мифов и легенд Древней Греции».
Музыкант-чародей. Белорусская сказка.
Примерный перечень произведений изобразительного искусства
Натюрморт с попугаем и нотным листом. Т. Теплов.
Книги и часы. Неизвестный художник.
На Валааме. П. Джогин.
Осенняя песнь. В. Борисов-Мусатов. Стога. Сумерки; Вечер, Золотой плес; Над вечным покоем. И. Левитан.
Золотая осень. И. Остроухое.
Осень. А. Головин.
Полдень. К. Петров-Водкин.
Итальянский пейзаж. А. Мордвинов.
Ожидание. К. Васильев.
Полдень. В окрестностях Москвы.
И. Шишкин.
Осенний сельский праздник.
Б. Кустодиев.
Дворик в Санкт-Петербурге.
М. Добужинский.
Песня без слов. Дж.Г. Баррабл.
Вальсирующая пара. В. Гаузе.
Моцарт и Сальери. В. Фаворский.
Садко. И. Репин.
Садко. Палех. В. Смирнов.
Иллюстрация к былине «Садко».
В. Кукулиев.
Садко и Морской царь. Книжная иллюстрация. B. Лукьянец.
Садко, Иллюстрации к «Сказке о царе Султане...» А. Пушкина. И.Билибин.
Волхова. М. Врубель.
Новгородский торг. А. Васнецов.
Песнь Волжского челна. В. Кандинский.
Иллюстрация к сказке «Снегурочка».
В. Кукулиев.
Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов;
Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.
Воплощать художественно-образное содержание музыкальных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании.
Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах пластике, в театрализации.
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.
Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.
Размышлять о знакомом музыкальном произведении,
Высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.
Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом.
Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.
Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.
Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.
Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя.
Определять характерные признаки музыки и литературы.
Самостоятельно подбирать сходные или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке.
Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов.
Определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах, действий.
Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своего края, региона.
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах).
Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.
Самостоятельно работать в творческих тетрадях (при их наличии).
Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях со сверстниками и родителями.
Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы.
Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений.
2 раздел Музыка и изобразительное 18 ч
искусство
Что роднит музыку с изобразительным искусством
Небесное и земное в звуках и красках.
Три вечные струны: молитва, песнь, любовь. Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье...
В минуты музыки печальной... Есть сила благодатная в созвучье слов живых...
Звать через прошлое к настоящему
Александр Невский. За отчий дом, за русский край... Ледовое побоище. После побоища
Музыкальная живопись и живописная музыка.
Ты раскрой мне, природа, объятья... Мои помыслы — краски, мои краски — напевы... И это все весенних дней приметы! Фореллен-квинтет. Дыхание русской песенностиКолокольность в музыке и изобразительном искусстве.
Весть святого торжества. Древний храм златой вершиной блещет ярко...
Портрет в музыке и изобразительном искусстве.
Звуки скрипки так дивно звучали... Неукротимым духом своим он побеждал зло
Волшебная палочка дирижера ( Дирижеры мира.
Образы борьбы и победы в искусстве.
О, душа моя, ныне — Бетховен с тобой! Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет...
Застывшая музыка.
Храм, как корабль огромный, несется в пучине веков... Содружество муз в храме
Полифония в музыке и живописи.
В музыке Баха слышатся мелодии космоса... Музыка на мольберте.
Композитор-художник. Я полечу в далекие миры, край вечной красоты... Звучащие картины. Вселенная представляется мне большой симфонией...
Импрессионизм в музыке и живописи. Музыка ближе всего к природе... Звуки и запахи реют в вечернем воздухе
О подвигах, о доблести, о славе...
О тех, кто уже не придет никогда, — помните! Звучащие картины
В каждой мимолетности вижу я миры...Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете... Музыкальная живопись Мусоргского
Мир композитора. С веком наравне.
Примерный музыкальный материал 2 полугодия
Знаменный распев.
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.
Богородице Дево, радуйся.
Из «Всенощного бдения». П. Чайковский,
С. Рахманинов.
Любовь святая. Из музыки к драме
А. Толстого «Царь Федор Иоаннович».
Г. Свиридов.
Аве, Мария. Дж. Каччини.
Аве, Мария. Ф. Шуберт, сл. В. Скотта, перевод А. Плещеева.
Аве, Мария. И.-С. Бах ,Ш. Гуно.
Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.
Островок. С. Рахманинов,
сл. К. Бальмонта (из П. Шелли).
Весенние воды. С. Рахманинов,
сл.Ф.Тютчева.
Форель. Ф. Шуберт, сл. Л. Шубарта, русский текст В. Костомарова.
Прелюдия соль мажор для фортепиано.
С. Рахманинов.
Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.
Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов.
Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.
Ария. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». И.С. Бах.
Чакона. Для скрипки соло (ре минор).
И.С. Бах.
Каприс № 24. Для скрипки соло,
Н. Паганини (классические и современные интерпретации).
Concerto grosso. Для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных (фрагмент). А. Шнитке.
Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов.
Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.
Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.
Маленькая прелюдия и фуга для органа. И.-С. Бах.
Прелюдии для фортепиано.
М. Чюрленис.
Море. Симфоническая поэма (фрагменты). М. Чюрленис.
Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты». К. Дебюсси.
Звуки и запахи реют в вечернем воздухе. Девушка с волосами цвета льна. Прелюдии. К. Дебюсси.
Кукольный кэк-уок. Из фортепианной сюиты «Детский уголок». К. Дебюсси.
Мимолетности № 1, 7, 10 для фортепиано. С. Прокофьев.
Наши дети. Хор из «Реквиема».
Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского.
Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
Картинки с выставки. Сюита.
М. Мусоргский (классические и современные интерпретации).
Рисунок. А. Куклин, слова С, Михалкова.
Семь моих цветных карандашей.
В. Серебренников, сл. В. Степанова.
Маленький кузнечик. В. Щукин,
сл С. Козлова.
Парус алый. А. Пахмутова,
сл. Н. Добронравова.
Тишина. Е. Адлер, сл. Е. Руженцева.
Музыка. Г. Струве, сл. И. Исаковой.
Примерный перечень произведений изобразительного искусства
Чувство звука. Я. Брейгель.
Сиверко. И. Остроухое.
Покров Пресвятой Богородицы. Икона. Троица. А. Рублев.
Сикстинская мадонна. Рафаэль. Богородица Донская. Ф. Грек.
Святой князь Александр Невский. Икона. Александр Невский. М. Нестеров.
Александр Невский. Триптих: «Северная баллада», «Александр Невский», «Старинный сказ». П. Корин.
Весенний этюд; Весна; Цветущие вишни; Дама в кресле; Водоем.
В. Борисов-Мусатов.
Пейзаж. Д. Бурлюк.
Бурный ветер. А. Рылов.
Формула весны. П. Филонов.
Весна. Большая вода. И. Левитан.
Фрески собора Святой Софии в Киеве.
Портрет Н. Паганини. Э. Делакруа.
Н. Паганини. С. Коненков.
Антракт. Р. Дюфи.
Ника Самофракийская.
Восставший раб. Микеланджело.
Свобода, ведущая народ. Э. Делакруа.
Скрипка. Р. Дюфи.
Скрипка. И. Пуни.
Скрипка. К. Петров-Водкин.
Скрипка. Е. Рояк.
Симфония (скрипка). М. Меньков.
Оркестр. Л. Мууга.
Три музыканта. П. Пикассо.
Православные храмы и их внутреннее убранство.
Готические соборы и их внутреннее убранство.
Фуга. Триптих; Сотворение мира; Сказка. Путешествие королевны. Триптих; Зима; Соната моря. Триптих. М. Чюрленис.
Впечатление. Восход солнца. К. Моне.
Руанский собор в полдень. К. Моне.
Морской пейзаж. Э. Мане.
Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин. В. Кандинский.
Композиция. Казаки. В. Кандинский.
Реквием. Цикл гравюр. С. Красаускас.
Вечно живые. Цикл гравюр. С.Красаускас.
Примерный перечень литературных произведений
Мадонна Рафаэля. А. К. Толстой. Островок. К. Бальмонт.
Весенние воды. Ф. Тютчев.
Мне в душу повеяло жизнью и волей... А. Майков.
По дороге зимней, скучной... А. Пушкин. Слезы. Ф. Тютчев.
И мощный звон промчался над землею... А. Хомяков.
Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова. Н. Бажанова.
Звуки пели, дрожали так звонко...
А. К. Толстой.
Струна. К. Паустовский.
Не соловей — то скрипка пела... А. Блок. Березовая роща. В. Семернин.
Под орган душа тоскует... И. Бунин.
Я не знаю мудрости, годной для других... К. Бальмонт.
Реквием. Р. Рождественский.
Не привыкайте к чудесам... В. Шефнер.
Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира. Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и жанров.
Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.
Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.
Самостоятельно подбирать сходные или контрастные произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке.
Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений. Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов.
Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.
Воплощать художественно-образное содержание музыкальных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании.
Импровизировать в пении, игре, пластике.
Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыка, литература, изобразительное искусство, театр, кино и др.).
Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства.
Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность своих сверстников.
Итого 35 часов
7. Описание учебно - методического обеспечения для учителя и учащихся
Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных учреждений. В комплекты входят издания авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской.
Учебники
«Музыка. 5 класс»
Пособия для учащихся
«Музыка. Творческая тетрадь. 5 класс»
Пособие для учителей
«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс»
«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс» (mp3)
«Уроки музыки. 5-7 классы»
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ учебного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество Примечания
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Д Стандарт по музыке, примерная программа, рабочие программы, входящие в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета музыки
Примерная программа начального общего образования по музыке Д Программы по музыке Д +
Хрестоматии с нотным материалом Д Для каждого года обучения
Сборники песен и хоров Д Для хорового пения в классе и школьном хоре (с учетом разных возрастных составов)
Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки) Д Пособия входят в учебно-методический комплект по музыке, а также освещать различные разделы и темы курса, в том числе проблемы электронного музыкального творчества
Методические журналы по искусству Д Федерального значения
Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки. Учебники по музыке К При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включены в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете музыки, по нескольку экземпляров учебников из других учебно-методических комплектов по музыке. Эти учебники используются учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета
Рабочие блокноты (творческие тетради) К В состав библиотечного фонда целесообразно включены рабочие тетради, соответствующие используемым крмплектам учебников
Учебные пособия по электронному музицированиюФ Для каждого года обучения
Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству ПНеобходимы для самостоятельной работы учащихся, подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской, проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки -
Справочные пособия, энциклопедии Д/ПМузыкальная энциклопедия, музыкальный энциклопедический словарь, энциклопедический словарь юного музыканта, словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства («В мире искусства»)
2. Печатные пособия Таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания, средства музыкальной выразительности Д Таблицы, схемы представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуальном раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях
Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре, графические партитуры Д +
Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России Д +
Портреты композиторов Д Комплекты содержатся в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях
Портреты исполнителей Д +
Атласы музыкальных инструментов Д +
Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы Д +
Дидактический раздаточный материал К +
Карточки с признаками характера звучания К Комплект
Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств К Комплект
Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств К Комплект
Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности К Комплект
Театральный реквизит (костюмы, декорации и пр.) ПДля театрализованных форм работы на уроках музыки и во внеклассной деятельности
3. Цифровые образовательные ресурсы
Цифровые компоненты учебно-методических комплектов по музыке Д/пЦифровые компоненты учебно-методического комплекта ориентированы на различные формы учебной деятельности (в том числе на игровую), носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В любом случае эти пособия предоставляют техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в том числе в форме тестового контроля)
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке Д/ПКоллекция образовательных ресурсов включает комплект информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в том числе исследовательскую проектную работу. В состав коллекции входят тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы, ссылки на внешние источники. Коллекция образовательных ресурсов размещается на CD или создаваётся в сетевом варианте (в том числе на базе образовательного учреждения)-
Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы Д/ПЦифровой компонент учебно-методического комплекта, включающий обновляемый набор заданий по музыке, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся
Цифровые инструменты учебной деятельности для общего пользования Д/ПК цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе музыки, относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций
Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности Д/ПК специализированным инструментам учебной деятельности, используемым в курсе музыки, относятся, в частности, редактор нотной грамоты, система обработки звука, редактор временной оси . 4. Экранно -звуковые пособия (могут бытьв цифровом виде)
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса каждого года обучения включают материал для слушания и исполнения (возможно, в цифровом виде). Песенный материал может быть представлен в виде инструментального сопровождения, специально аранжированного для учащихся основной школы (возможно, в цифровом виде)
Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов Д Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей
Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей Д +
Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов Д +
Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов Д +
Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов Д +
Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов Д +
Слайды (диапозитивы): произведения пластических искусств различных исторических стилей и направлений, эскизы декораций к музыкально-театральным спектаклям (иллюстрации к литературным первоисточникам музыкальных произведений), нотный и поэтический текст песен, изображения музыкантов, играющих на различных инструментах, фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры Д +
5. Учебно- практическоеоборудование Музыкальные инструменты:
фортепиано (пианино, рояль);
баян/аккордеон; скрипка; гитара; клавишный синтезатор Д Два инструмента: для кабинета музыки и школьного зала .Детские клавишные синтезаторы К +
Комплект детских музыкальных инструментов: ПНабор народных инструментов
блок-флейта; определяется содержанием регио-
глокеншпиль/колокольчик; нального компонента
бубен; и значительно расширен.
барабан; Комплектацией инструментов за-
треугольник; нимается учитель.
румба; маракасы; +
кастаньеты; металлофоны; ксилофоны. Народные инструменты (свистульки, деревянные ложки,+
трещотки и др.). Дирижерская палочка Комплект знаков нотного письма (на магнитной основе) Д +
Расходные материалы:
нотная бумага;
цветные фломастеры;
цветные мелки К
Д
Д Для оформления музыкально-
графических схем
+
Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики) К В комплекте не менее трех микрофонов и двух динамиков
Музыкальные инструменты для эстрадного ансамбля К +
Персональный компьютер Д Для учителя
МедиапроекторД Для демонстрации электронных образовательных ресурсов
Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25—30 учащихся). Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:
Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т. е. не менее 1 экз. на двух учащихся),
П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.)
8. Планируемые результаты изучения курса
В результате изучения курса по музыке 5 класса учащиеся научатся
В сфере личностных результатов:
выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;;осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием;
проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;
В сфере предметных результатов:
разбираться в основных достижениях различных областях культуры.
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
проводить наблюдение под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией.
называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;
применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
В сфере метапредметных результатов:
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к различным видам искусства;
ставить цели и задачи на каждом уроке;
планировать учебную деятельность на уроке и дома;
осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности;