Программа по музыке 3 класс Сергеева,Критская по ФГОС с УУД
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа № 23»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
педагогическим советом школы директор школы
протокол № ___1___ _____________ Л.В. Марченко
от «30 » августа 2012г. «02» сентября 2012г.
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А У Ч Е Б Н О Г О П Р Е Д М Е Т А
«М У З Ы К А»
срок реализации программы – 4 года
Разработана и составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
и обеспечена УМК «Музыка» для 1 – 4 классов
авторов Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина,
Москва: Просвещение, 2012 г.
Батаева Елена Ивановна
г.Ухта2012
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 1 - 4 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом примерной программы общеобразовательных учреждений «Школа России», 1 – 4 классы под редакцией А. А. Плешакова: М. Просвещение, 2009 г. и авторской программы «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений, рекомендованной Минобрнауки РФ (М., Просвещение, 2010).Содержание обучения ориентировано на стратегию целенаправленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию школьника. Предмет «Музыка», как и другие предметы начальной школы, развивая умения учиться, признан, формировать у ребенка современную картину мира.
Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой установки:
– воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
– развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.
Содержание программы базируется на художественно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетом в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры – «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского. Это будет оказывать позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в рамках мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связи с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.
Через опыт общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла» (Б.В. Асафьев), с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание), интонация как носитель образного смысла музыкального произведения, принципы развития музыки (повтор, вариационность, контраст), особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры музыки (песня, танец, марш, сюита, опера, балет, симфония, инструментальный концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл и др.), основные средства музыкальной выразительности и своеобразие, специфика их преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении.
Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое, и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность учащимся овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем, которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка вечные темы искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку в соответствии с общечеловеческими ценностями, вести постоянный поиск ответа на вопрос «Что есть истина, добро и красота в окружающем мире?».
Цель, задачи и содержание данной программы отражают следующие методы музыкального обучения:
- художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- интонационно-стилевого постижения музыки;
- эмоциональной драматургии;
- концентричности организации музыкального материала;
- забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
- создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
- игры;
- художественного контекста (выхода за пределы музыки).
Программа учебного курса «Музыка» рассчитана на 135 часов. Из них: 1 класс – 33 часа; 2 класс – 34 часа; 3 класс – 34 часа; 4 класс – 34 часа, по 1 ч. в неделю. Изучается в течение всего учебного года.
Содержание рабочей учебной программы так же включает этно – культурный компонент (ЭКК). В связи с приобщением учащихся к Коми культуре предполагается расширение тем за счет введения ЭКК, который составляет объёме 10 % от общего количества часов, отведенных на реализацию курса.
1 класс – 3 ч.
2 класс – 3 ч.
3 класс – 3 ч.
4 класс – 3 ч.
Реализация ЭКК по предмету «музыка» в 1 – 4 классах (3 часа)
1 класс.
Музыкальные инструменты.
Край, в котором ты живешь.
Детские коми песни.
2 класс.
Музыкальные образы родного края.
Мелодия – душа музыки.
Гимн – главная песня моей Родины.
3 класс.
Мелодия - душа музыки
Портрет в музыке.
Образы вечерней природы.
4 класс.
Музыкальные инструменты коми народа.
Оркестр коми народных инструментов, его выразительные возможности.
Сыктывкарский театр оперы и балета.
Содержание учебного предмета
3 КЛАСС - 34 ч
Раздел 1. «Россия — Родина моя» - 5 ч.
Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Раздел 2. «День, полный событий» - 5 ч.
Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» - 4 ч.
Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 4 ч.
Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.
Раздел 5. «В музыкальном театре» - 6 ч.
Музыкальные темы — характеристики глазных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр «легкой» музыки: особенности содержания, музыкального языка, исполнения.
Раздел 6. «В концертном зале» - 6 ч.
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Многообразие тем, сюжетов и образов музыки Бетховена.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» - 4 ч.
Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Джаз — музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и радости.
Тематическое планирование по учебному предмету «Музыка» 3 класс
№ Название раздела Кол – во
ч. Основные виды учебной
деятельности учащихся
1. «Россия — Родина моя» - 5 ч. хоровое, ансамблевое, и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
2. «День, полный событий» 5 ч. 3. «О России петь — что стремиться в храм» 4 ч. 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 4 ч. 5. «В музыкальном театре» 6 ч. 6. «В концертном зале» 6 ч. 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 4 ч. Итого: 34 ч. Поурочное планирование 3 класс.
№ Тема урока ЭКК
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34 "Россия - Родина моя" (5 ч.)
Мелодия - душа музыки.
Лирические образы русских романсов.
Образы защитников Отечества в музыке.
Кантата "Александр Невский" С. Прокофьева.
Опера "Иван Сусанин" М. Глинки. Интонационное родство музыкальных тем оперы.
"День, полный событий.(5 ч.)
Образы утренней природы в музыке русских и зарубежных композиторов
В каждой интонации спрятан человек. Портрет в музыке.
« В детской». Игры и игрушки.
Детская тема в произведениях М. Мусоргского.
Образы вечерней природы. Обобщение темы "День, полный событий".
"О России петь - что стремиться в храм"(4 ч.)
Два музыкальных обращения к Богородице.
Образ матери в музыке, поэзии, живописи.
Праздники Православной церкви. Вход Господень в Иерусалим.
Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)
Былина как древний жанр русского песенного фольклора.
Певцы русской старины (Баян и Садко).
Образ былинных сказителей.
Масленица - праздник русского народа.
"В музыкальном театре" (6 ч.)
Опера "Руслан и Людмила" М. Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора.
Опера "Руслан и Людмила" М. Глинки. Образы Фарлафа и Наины.
Опера "Орфей и Эвридика" К.В. Глюка. Контраст образов
Опера "Снегурочка" Н. Римского-Корсакова. Образ Снегурочки, царя Берендея.
Образы добра и зла в балете "Спящая красавица" П. Чайковского.
Мюзиклы: "3вуки музыки" Р. Роджерса и "Волк и семеро козлят на новый лад" А. Рыбникова.
"В концертном зале" ( 6ч.)
Жанр инструментального концерта.
Музыкальные инструменты - флейта
Музыкальные инструменты – скрипка
Сюита Э. Грига "Пер Гюнт" из музыки к драме Г. Ибсена.
Симфония №3 ("Героическая") Л. Бетховена
Мир Бетховена: выявление особенностей музыкального языка композитора
"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье..." ( 4ч.)
Музыка в жизни человека. Песни о чудодейственной силе музыки.
Мир композиторов: Г. Свиридов и С. Прокофьев. Особенности стиля композиторов.
Особенности музыкального языка композиторов: Э. Григ, П. Чайковский, В.А. Моцарт.
Обобщение музыкальных впечатлений детей. Тестирование. +
+
+
Календарно – тематическое планирование по учебному предмету «Музыка» 3 класс.
№
Тема,
тип и вид урока Задачи Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
понятия предметные результаты УУД личностныерезультаты(не оцениваются)
«Россия-Родина моя!» - 5 ч
1. Мелодия - душа музыки
(с. 6-7)
Вводный; экскурсия.
Познакомить с произведением П. Чайковского; учить применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения. Мелодия, песенность, симфония, лирический образ Научатся воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; выразительно, эмоционально исполнять вокальную мелодию, песню Познавательные: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради.
Коммуникативные: умение контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий).
Регулятивные: выполнять творческие задания из рабочей тетради; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности. Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкального произведения
2 Лирические образы русских романсов.
(с. 8-11)
Изучение и закрепление новых знаний; путешествие по родному краю. Познакомить с романсами и песнями; учить сравнивать их, определять и находить отличие романса от песни; создать условия для развития умения передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи. Романс, певец, солист, мелодия, аккомпанемент, поэзия, пейзаж, лирика. Научатся: ориентироваться в музыкальных жанрах; выявлять жанровое начало музыки; оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание; определять средства музыкальной выразительности Познавательные УУД: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради;
Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; формирование волевых усилий. Представлять образ Родины, историческое прошлое, культурное наследие России.
3. Образы защитников Отечества в музыке.
(с.12-15)
Познакомить с песнями о героических событиях истории Отечества; способствовать развитию умений распознавать особенности исполнения кантов, эмоционально откликаться на музыкальные произведения, выражать своё впечатление в пении, игре, понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека. Кант, песенность, маршевость, интонация музыки и речи, солдатская песня, марш, хор, куплет. Научатся: выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке Познавательные УУД: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради;
Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; формирование волевых усилий. Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, российский народ и историческое прошлое России; осознание своей этнической и национальной принадлежности;
4. Кантата «Александр Невский» С.Прокофьева
(с.16-17)
Изучение нового материала; путешествие Создать условия для развития умения определять музыкальную форму произведения, рассказывать замысел композитора, эмоционально выражать своё отношение к музыкальным произведениям, понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека. Кантата, набат, вступление, трехчастная форма.
Научатся: отличать кантату от канта; выявлять значимость трехчастного построения музыки; передавать в пении героический характер музыки; «исполнять» партию колокола. Познавательные УУД: осознание действия принципа контраста в развитии образов кантаты С. Прокофьева; владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради;
Коммуникативные УУД: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций; владение умениями совместной деятельности;
Регулятивные УУД: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности. Проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания.
5. Опера «Иван Сусанин» М. Глинки. Интонационное родство музыкальных тем оперы.
(с.18-21)
Освоение нового материала.
Познакомить с содержанием произведения, главным героем и его музыкальной характеристикой; способствовать развитию умений сравнивать 2 ответа И. Сусанина полякам: музыкальный из оперы М. Глинки и поэтический из стихотворения К. Рылеева, понимать возможности музыки. Опера, хоровая сцена, певец-солист, ария, эпилог, благовест. Научатся: размышлять о музыкальных произведениях, и выражать свое отношение в процессе исполнения, драматизации отдельных музыкальных фрагментов Познавательные УУД: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради;
Коммуникативные УУД: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций; владение умениями совместной деятельности;
Регулятивные УУД: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; формирование волевых усилий. Проявлять эмоциональное отношение к искусству, активный интерес к музыке, эстетический взгляд на мир.
Мини-проект: «Музыкальные произведения, посвященные защитникам Отечества»
«День, полный событий» - 5ч.
6. Образы утренней природы в музыке русских и зарубежных композиторов.
(с.24-25)
Изучение нового материала; путешествие Создать условия для развития умений определять жизненную основу музыкальных произведений, понимать выразительные возможности музыкальных инструментов в создании различных образов, сравнивать музыкальные произведения композиторов, рисующих картину утра; определять, какая музыка передает душевное состояние композитора, связанное с его внутренним миром, а какая – настроение, связанное с образами природы, внешней картины мира Песенность, развитие, повтор, лад, тембр.
Научатся: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения; эмоционально сопереживать музыку Познавательные УУД: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради.
Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности. Принимать позицию слушателя (исполнителя) музыкальных произведений, владеть навыками оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности.
7. В каждой интонации спрятан человек.
(с.27-29)
Расширение и углубление знаний; экскурсия в музыкальный театр.
Продолжить знакомство с образами произведений С. Прокофьева; создать условия для развития применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения. Изобразительность, выразительность, контраст, скороговорка.
Научатся воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности; проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения. Познавательные УУД: соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания из рабочей тетради.
Коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания.
Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; преобразовать практическую задачу в познавательную. Воспитание этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; осмысление интонационной выразительности музыки.
8. « В детской».
Игры и игрушки.
(с.30-33)
Расширение и углубление знаний; игра.
Познакомить с пьесами вокального цикла М. Мусоргского «Детская»;
Создать условия для развития умений сравнивать музыкальные пьесы М. Мусоргского (вокальный цикл «Детская»), П. Чайковского («Детский альбом»), С. Прокофьева, объяснять, что их объединяет и чем отличаются друг от друга; Эмоционально выражать своё отношение к музыкальным произведениям. Мелодия, речитатив, соло, интонационная выразительность, песенность, танцевальность, маршевость, фортепиано, аккомпанемент, солист.Научатся: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; выражать свое отношение к музыкальным произведениям; эмоционально и осознанно относиться к музыке Познавательные УУД: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, навыков самоанализа, самооценки
Коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания.
Регулятивные УУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять этапы выполнения заданий; различать танцевальные, маршевые, песенные интонации, ритмы. Развитие этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование эстетических потребностей; эмоциональная отзывчивость;
9. Детская тема в произведениях М. Мусоргского.
(с. 34 – 35)
Расширение и углубление знаний; игра.
Познакомить с новым произведением и предложить стать участником прогулки по выставке картин; создать условия для развития умений находить ответы на вопросы, понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли
человека, передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений, приводить примеры известных музыкальных жанров. Форм. Сюита, музыкальная живопись Научатся: воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях; исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные УУД: ставить вопросы, предлагать помощь, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные УУД: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата.
Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления; оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности.
10. Образы вечерней природы. Обобщение темы «День, полный событий»
(с.34-37)
Урок контроля и коррекции знаний.
Создать условия для развития умений выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения, в том числе с дирижированием, узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов, сопоставлять пьесы П. Чайковского, М. Мусоргского и Э. Грига, определять созвучие с картинами И. Левитана «Сумерки. Луна» и «Заход солнца» и стихами А. Плещеева «Вечер отрадный…» Сюита, музыкальная живопись, интонация, мелодия, аккомпанемент. Научатся: воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях; исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные УУД: ставить вопросы, предлагать помощь, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные УУД: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата.
Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления; оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности.
«О России петь – что стремиться в храм» - 4 ч.
11. Два музыкальных обращения к Богородице.
(с.40 – 43)
Расширение и углубление новых знаний.
Познакомить с произведениями, в которых средствами музыкальной выразительности воплощён образ матери; Молитва, песня, всенощное, тропарь, величание.
Научатся: анализировать музыкальные произведения, выразительно исполнять музыку религиозного содержания; анализировать картины (икону). Познавательные УУД: обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись); знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва); иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.
Коммуникативные УУД: участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Воспитание духовно-нравственных качеств; развитие толерантности по отношению к культуре других народов и стран; формирование трепетных, нежных чувств к матери
12 Образ матери в музыке, поэзии, живописи.
(с.44-47)
Расширение и углубление знаний
Способствовать развитию умений сравнивать и сопоставлять музыкальные образы и картины художников, проводить интонационно – образный анализ произведений искусства, находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения, участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая своё мнение в общении со всеми; содействовать развитию вокально - хоровых навыков. Природа, красота, любовь, мать, земля, Родина, икона, жанры церковных песнопений - тропарь, молитва, величание.Научатся: анализировать музыкальные произведения, выразительно исполнять музыку религиозного содержания, песни о маме; анализировать картины (икону). Познавательные УУД: обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись), песнями; знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва); иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.
Коммуникативные УУД: определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»; участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Воспитание духовно-нравственных качеств; формирование трепетных, нежных чувств к матери, развитие ассоциативно-образного мышления.
13. Праздники Православной церкви. Вход Господень в Иерусалим.
(с.48-51)
Закрепление нового материала; импровизация
Создать условия для развития умений слушать музыкальное произведение, выделять в нём выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров, находить своё яркое звучание в песнях, выразительно исполнять песни с соблюдением основных правил пения, в том числе с дирижированием, эмоционально выражать своё отношение к музыкальным произведениям. Молитва, величание, церковные праздники, хор, рок - опера
Научатся: выразительно, интонационно-осмысленно исполнить песни; проводить разбор музыкального произведения; анализировать картину (икону). Познавательные УУД: обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись), песнями; иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.
Коммуникативные УУД: участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; строить монологическое высказывание; высказываться в процессе анализа музыки; участвовать в коллективном пении, музицировании.
Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Воспитание духовно-нравственных качеств; совершенствование представлений о музыкальной культуре своей Родины; развитие толерантности по отношению к культуре других народов и стран.
14. Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир.
(с.52-53)
Расширение и углубление знаний Создать условия для развития умений обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись), интонационно осмысленно исполнять сочинения различных жанров и стилей, понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека, приводить примеры известных музыкальных жанров, форм. Фреска, икона, арфа, симфония-действо, христиане. Научатся: выразительно, интонационно – осмысленно исполнить величания и песнопения; проводить разбор музыкального произведения; анализировать картину (икону). Познавательные УУД: знакомиться с жанрами церковной музыки (величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты;Коммуникативные УУД: участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; строить монологическое высказывание; высказываться в процессе анализа музыки; участвовать в коллективном пении, музицировании.
Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя Приобщение к духовно-нравственным идеалам, к историческому прошлому своей Родины.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 4 ч.
15. Былина как древний жанр русского песенного фольклора.
(с. 56-57)
Освоение нового материала; путешествие
Создать условия для ознакомления с музыкальными инструментами, разучивания мелодии былины, развития умений сравнивать с песенными мелодиями в народном стиле, ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора, слушать музыкальное произведение, выделять в нём выразительные и изобразительные интонации, узнавать народные мелодии в творчестве композиторов, различать звучание музыкальных инструментов и певческих голосов, исполнять песни в одноголосном и двухголосном изложении.Былина, певец-сказитель, гусли, былинный напев, подражание гуслям.
Научатся: напевно, используя цепное дыхание, исполнить былину и песню без сопровождения; исполнять аккомпанемент былины на воображаемых гуслях Познавательные УУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; анализ текста; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания из рабочей тетради.
Коммуникативные УУД:
воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов национального фольклора; участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей.
Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций. Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности.
16. Певцы русской старины (Баян и Садко).
(с.60 -61)
Освоение нового материала; путешествие
Создать условия для развития умений находить сходство и различие прослушанных мелодий, рассуждать о значении повтора фраз былинных напевов, различать мелодию и аккомпанемент, исполнять аккомпанемент на воображаемых гуслях. Былинный напев, повтор, распевы.
Научатся: воплощать музыкальные образы во время разыгрывания песни, импровизации. Познавательные УУД: расширение представлений о жанрах народной музыки, особенностях их исполнения, тембрах народных инструментов; понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами; выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания из рабочей тетради.Коммуникативные УУД: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов национального фольклора; разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-декламациях.
Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций; формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия. Иметь представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье.
17. Образ былинных сказителей.
(с. 62-63)
Решение частных задач; сказка
Познакомить с образом былинного – музыканта Лелем; способствовать развитию умений определять, что роднит песню Леля с народными напевами, музыкальную форму произведения, приёмы развития музыки, эмоционально выражать своё отношение к музыкальным произведениям, понимать возможности музыки передавать чувства и мысли человека. Песня, куплет, меццо - сопрано,
кларнет, литавры Научатся: сравнивать песню Леля из оперы «Снегурочка» с народными напевами; выразительно исполнять мелодию песни Леля «Туча со громом сговаривалась»; определять приемы развития музыки (повтор, контраст) Познавательные УУД: расширение представлений о жанрах народной музыки, особенностях их исполнения, тембрах народных инструментов; понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами; выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания из рабочей тетради.Коммуникативные УУД: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов национального фольклора; разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-декламациях.
Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций; формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия. Представлять образ Родины, историческое прошлое, культурное наследие России.
18. Масленица – праздник русского народа.
(с.64 -67)
Повторение и закрепление изученного материала; игра.
Познакомить с историей возникновения праздника - Масленица; способствовать развитию «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Умений узнавать народные мелодии в творчестве композиторов, ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора, передавать в музыкально – творческой деятельности художественно – образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества, находить в музыкальном тексте особенности формы изложения. Народные традиции, повтор, контраст, сопоставление, мелодии в народном стиле. Научатся: воплощать музыкальные образы во время разыгрывания песни, импровизации. Познавательные УУД: расширение представлений о жанрах народной музыки, особенностях их исполнения, тембрах народных инструментов; понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами; выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания из рабочей тетради.Коммуникативные УУД: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов национального фольклора; разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-декломациях.
Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций; формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования; развитие ассоциативно-образного мышления;
«В музыкальном театре» - 6 ч.
19,
20 Опера «Руслан и Людмила» М. Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора.
(с.70-73)
Изучение нового материала.
Создавать условия для определения сходства и различия музыкальных образов героев оперы, средств музыкальной выразительности; способствовать развитию умений сравнивать характер музыки каватины и арии Людмилы, музыкальные и поэтические образы главных героев оперы и поэмы А. Пушкина, импровизировать мелодии в характере песни, танца и марша, выразительно исполнять песни с соблюдением основных правил пения, в том числе с дирижированием, сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов. Сцены из оперы, ария, баритон, каватина, сопрано, рондо, бас, контраст, увертюра, симфонический оркестр.Научатся сравнивать музыкальные и поэтические образы героев оперы Глинки и поэмы Пушкина «Руслан и Людмила», выразительно исполнять мелодии арий, темы главных героев оперы; называть средства музыкальной выразительности; имитировать жесты дирижёра оркестра; узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов, узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; различать звучание музыкальных инструментов и певческих голосов; эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации; проявлять интерес к музыке, сравнивать музыкальные образы (фразы, выразительность интонаций).
Коммуникативные УУД: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, обращаться внутри группы; выбирать речевые формы, оценивать качество исполнения, слушать собеседника, рассказывать о прослушанном музыкальном произведении; отвечать на вопросы, задавать уточняющие вопросы, договариваться, находить общие решения при работе в группе.
Регулятивные: планировать учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, планировать действия по устранению недостатков, оценивать музыкальные образы персонажей оперы; выполнять музыкально – творческие задания по заданным правилам; ориентироваться на нотную запись в учебнике, использовать прием свободного дирижирования; делиться на группы: дирижер и оркестр. Проявлять устойчивое положительное отношение к урокам музыки.
21. Опера «Орфей и Эвридика» К. Глюка. Контраст образов.
(с. 76-77)
Изучение и закрепление нового материала; путешествие.
Познакомить с творчеством К.Глюка; способствовать развитию умений слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем музыкальными средствами; содействовать развитию умения петь напевно, легко, не форсируя звук, сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов, узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов. Опера, музыкальный театр, миф, лира, хор, солист.
Научатся: слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем музыкальными средствами, сопоставлять и сравнивать характеры действующих лиц оперы; передавать настроения музыки, подмечать контрасты музыкальных тем, воплощающих образы добра и зла; узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов. Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; называть, какие средства музыкальной выразительности используются для передачи контраста в музыке; характеризовать разных персонажей, определять характеры действующих лиц оперы.
Коммуникативные: рассказывать о прослушанном музыкальном произведении, отвечать на вопросы, задавать вопросы об уточнении непонятного; работать в группе, договариваться, находить общее решение, выслушивать друг друга, быть терпимыми к другим мнениям.
Регулятивные: планировать учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, планировать действия по устранению недостатков, оценивать музыкальные образы персонажей оперы; выполнять творческие задания по заданным правилам; использовать прием свободного дирижирования; делиться на группы: дирижер и оркестр. 22. Опера «Снегурочка» Н. Римского - Корсакова. Образ Снегурочки, царя Берендея.
(с.78-83)
Освоение нового материала Создать условия для развития умений определять интонационно - образный главных персонажей оперы, средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембры голоса и инструментов оркестра, слушать и исполнять мелодии из оперы; способствовать развитию умений соотносить исполнение музыки с собственными жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел. Сцена из оперы, ария, сопрано, шествие, каватина, тенор.
Научатся: воплощать музыкальные образы в пении, музицировании. Познавательные УУД: обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях оперного спектакля; овладение логическими действиями сравнения, анализа.
Коммуникативные УУД: формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки.
Регулятивные УУД: составлять исполнительский план и последовательность действий. Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности.
23. Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П. Чайковского.
(с.86-89)
Изучение и обобщение полученных знаний; экскурсия в музыкальный театр.
Создать условия для развития умений сравнивать темы по нотной записи, передавать в движении характер тем феи Сирени и феи Карабос, рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к балету, дирижировать музыкой «Вальса» из балета, представлять происходящее на сцене, соотносить исполнение музыки с собственными жизненными впечатлениями. Контрастные образы, сцена из балета, интонация, развитие.
Научатся: проводить интонационно-образный анализ. Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа; сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи; исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из балета.
Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; рассуждать о смысле и значении вступления к опере; рассуждать о значении дирижера в создании музыкального спектакля.
Регулятивные УУД: умение самостоятельно выполнять задания из рабочей тетради; реализовывать практическую задачу в познавательную. Формирование интонационно-стилевого слуха; понимание образов добра и зла в сказке и в жизни; участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.
24. Мюзиклы: «Звуки музыки» Р. Роджерса и «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова.
(с.90-91)
Освоение нового материала; путешествие.
Создать условия для ознакомления с жанром мюзикл, особенностями музыкального языка, манерами исполнения; способствовать развитию умений наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки, разыгрывать сцены из спектаклей. Современные интонации и ритмы, мюзикл.
Научатся: воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений. Познавательные УУД: постижение интонационно-образной выразительности музыки, особенностей ее развития, музыкальной драматургии в целом при знакомстве с жанром мюзикла; готовность к логическим действиям; исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер.
Коммуникативные УУД: формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности.
Регулятивные УУД: мотивированный выбор форм участия в исполнении фрагментов оперы (вокализация, драматизация, инсценирование); совершенствование действий контроля, коррекции и оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной деятельности. Осознание триединства композитор-исполнитель-слушатель и роли каждого из них в создании и бытовании музыки; участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля;
«В концертном зале» - 6 ч.
25. Жанр инструментального концерта.
(с. 94-95)
Изучение и закрепление новых знаний; экскурсия в концертный зал.
Познакомить с жанром инструментальный концерт; создать условия для развития умений определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Композитор, исполнитель, слушатель, концерт, вариационное развитие.
Научатся: узнавать тембры музыкальных инструментов; наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. Познавательные УУД: осознание особенностей и приемов музыкального развития (повтор, контраст, вариационное развитие) в процессе постановки проблемных вопросов, анализа и исполнения музыки, закрепления представлений о роли выдающихся солистов-музыкантов; исполнительские коллективы, отечественные и зарубежные исполнители. Коммуникативные УУД: развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыкантах; формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности.
Регулятивные УУД: умение ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки (народной и профессиональной). Расширение представлений о музыкальной культуре своей Родины, воспитание толерантного, уважительного отношения к культуре других стран и народов.
26. Музыкальные инструменты – флейта
(с. 96-99)
Закрепление и обобщение знаний; путешествие.
Познакомить с историей создания флейты; способствовать развитию умений определять музыкальные инструменты, называть авторов прослушанных произведений, петь темы из отдельных прослушиваемых произведений, сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов. Деревянные духовые инструменты, старинная и современная музыка. Художники Ю.Лейстер, М. Врубель Научатся: узнавать тембры музыкальных инструментов; наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров; различать на слух старинную и современную музыку; интонационно-осмысленно исполнять песни Познавательные УУД: осознание особенностей и приемов музыкального развития (повтор, контраст, вариационное развитие) в процессе постановки проблемных вопросов, анализа и исполнения музыки, закрепления представлений о роли выдающихся солистов-музыкантов; моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения. Коммуникативные УУД: развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыкантах; формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности.
Регулятивные УУД: умение ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки (народной и профессиональной). Наличие эмоционального отношения к искусству. Развитие ассоциативно-образного мышления.
27. Музыкальные инструменты – скрипка
(с. 100 - 101)
Закрепление и обобщение знаний; путешествие.
Познакомить с творчеством Н. Паганини, музыкальным инструментом скрипкой; способствовать развитию умений воспринимать и понимать музыку разного эмоционального содержания, разных жанров, узнавать тембры музыкальных инструментов, называть имена известных отечественных и зарубежных композиторов, исполнителей; развивать умение выражать свое мнение в общении со сверстниками. Скрипач – виртуоз, мелодия, Страдивари, Гварнери, Никколо Паганини. Научатся: называть имена известных скрипачей и мастеров, создавших чудесные скрипки; находить и рассказывать стихи, рассказы, петь песни о скрипке и скрипачах; участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками. Познавательные УУД: осознание особенностей и приемов музыкального развития (повтор, контраст, вариационное развитие) в процессе постановки проблемных вопросов, анализа и исполнения музыки, закрепления представлений о роли выдающихся солистов-музыкантов; моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения. Коммуникативные УУД: развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыкантах; формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности.
Регулятивные УУД: умение ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки (народной и профессиональной). Наличие эмоционального отношения к искусству. Развитие ассоциативно-образного мышления.
28. Сюита Э. Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г. Ибсена
(с.102 – 105)
Изучение и закрепление новых знаний; путешествие.
Расширить представления о единстве выражения и изображения интонации; совершенствовать музыкальное восприятие, умения анализировать, сравнивать, выделять главное; способствовать развитию ладотонального, звуковысотного, тембрового слуха, музыкальной памяти, умений понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека. Сюита, тема, вариационное развитие, песенность. танцевальность, маршевость. Научатся: проводить интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ музыкальных произведений. Познавательные УУД: осознание особенностей и приемов музыкального развития (повтор, контраст, вариационное развитие) в процессе постановки проблемных вопросов, анализа и исполнения музыки; умение пользоваться словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки, размышлений о музыке, музицировании; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания из рабочей тетради.Коммуникативные УУД: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания.
Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Развитие эмоциональной сферы.
29. Симфония №3 («Героическая») Л. Бетховена.
(с.106 -111)
Изучение и закрепление новых знаний; путешествие.
Создать условия для восприятия и понимания музыки разного эмоционально – образного содержания, разных жанров, включая фрагменты симфонии, развития умений слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров. выразительность, изобразительность музыки, темп, контраст, симфония, дирижер, маршевость, песенность, финал, тема, вариации, контрдансПроследить за развитием образов Симфонии № 3 Л. ван Бетховена. Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа; формирование умения пользоваться словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки, размышлений о музыке, музицировании; умение ориентироваться на развороте учебника; понимание знаково-символических средств воплощения содержания (информации) в музыке.
Коммуникативные УУД: формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.
Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Развивать интонационное чувство музыки, чувство эмпатии, эмоциональный отклик на музыку; развитие ассоциативно-образного мышления.
30. Мир Бетховена: выявление особенностей музыкального языка композитора.
( с.112 – 113)
Изучение и закрепление новых знаний; путешествие.
Создать условия для восприятия и понимания музыки разного эмоционально – образного содержания, разных жанров, включая фрагменты симфонии, развития умений слушать музыкальное произведение, выделять выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров, осознания значения средств музыкальной выразительности; способствовать вовлечению в коллективную работу по воплощению музыкальных образов выразительность, изобразительность, мелодия, аккомпанемент, лад Научатся: сопоставлять образы некоторых музыкальных произведений Л. ван Бетховена. Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа; формирование умения пользоваться словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки, размышлений о музыке, музицировании; умение ориентироваться на развороте учебника; понимание знаково-символических средств воплощения содержания (информации) в музыке.
Коммуникативные УУД: формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.
Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Эмоциональный отклик на музыку; формирование эстетических чувств, добрых человеческих отношений..«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 4 ч.
31. Музыка в жизни человека. Песни о чудодейственной силе музыки.
( с.116 – 119)
Изучение и закрепление новых знаний; путешествие.
Создать условия для развития умений передать в музыкально – творческой деятельности художественно – образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов, придумывать и исполнять музыкальное сопровождение к песням, исполнять песни о музыке. Песенность, танцевальность, куплетная форма, лад, импровизация, ритм, джаз – оркестр. Научатся: определять характер, настроение, жанровую основу песен, принимать участие в исполнительской деятельности. Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации; различать на слух старинную и современную музыку.Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; самооценка и оценивание результатов музыкально-исполнительской деятельности своих сверстников в процессе учебного сотрудничества. Формирование эстетических потребностей, развитие эмоциональной сферы.
32. Мир композиторов: Г. Свиридов и С. Прокофьев. Особенности стиля композиторов.
(с. 120 – 123)
Повторение и обобщение полученных знаний; путешествие.
Создать условия для понимания настроения пьесы, особенности музыкального языка; способность развитию умений определять родство музыкальных и поэтических интонаций в вокальных сочинениях, узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов, применять полученные знания в исполнительской деятельности, исполнять попевки, ориентируясь на нотный текст. Песенность, музыкальные иллюстрации, кантата, хор, симфонический оркестр, фортепианная, симфоническая, вокальная музыка, музыкальная речьНаучатся: понимать жанрово-стилистические особенности и особенности музыкального языка музыки Г. Свиридова; импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием текста; находить родство музыкальных и поэтических интонаций. Познавательные УУД: осмысление взаимосвязи слова и мелодики в вокальных сочинениях, музыкальных понятий; понимание знаково-символических средств воплощения содержания в музыке; сочинение мелодий, в основе которых лежат ритмические формулы; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради.
Коммуникативные УУД: расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.
Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, «сочинения» (импровизаций) музыки; формирование волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений. Формирование эстетических потребностей, осознание роли природы в жизни человека.
33. Особенности музыкального языка композиторов: Э. Григ, П. Чайковский, В.А. Моцарт.
(с.124 – 125)
Решение частных задач Способствовать закреплению понятий, полученных на уроках, развитию умений называть изученные произведения различных музыкальных жанров, называть особенности «почерка» Чайковского и Грига; содействовать развитию умений осознанно подходить к выбору средств выразительности для воплощения музыкального образа. консерватория, конкурс. интонация. музыкальная речь, народная и композиторская музыка, театр, опера, балет, оркестр, дирижер, концертный зал. Научатся: понимать жанрово- стилистические особенности и особенности музыкального языка музыки П. Чайковского и Э. Грига; осознанно подходить к выбору средств выразительности для воплощения музыкального образа. Познавательные УУД: формирование умения соотносить графическую запись с музыкальным образом; осмысление знаково-символических средств представления информации в музыке; осуществление опытов импровизации; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради.
Коммуникативные УУД: расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.
Регулятивные УУД: коррекция недостатков собственной музыкальной деятельности, осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе накопления интонационно-стилевого опыта учащихся. Развивать чувство эмпатии, эмоциональное отношение к музыке; ассоциативно-образное мышление.
34. Обобщение музыкальных впечатлений детей. Тестирование.
( с.126 – 128)
Повторение изученного материала , обобщение полученных знаний; концерт.
Создать условия для развития умений выявлять изменения музыкальных образов, озвученных разными инструментами, объяснять высказывания композиторов Грига и Чайковского о Моцарте; способствовать развитию умений импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша, интонационно осознанно исполнять сочинения разных жанров, стилей. Опера, симфония, песня, кант, ода, гимн. Научатся: оценивать музыкальные сочинения на основе своих мыслей и чувств Познавательные УУД: поиск способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; выполнять задания в рабочей тетради.
Коммуникативные УУД: расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.
Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе интонационно-образного, жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений; Участвовать в подготовке заключительного урока-концерта. Развитие образного, нравственно-эстетического восприятия произведений мировой музыкальной культуры
Литература
№ Литература Для учителя для учащихся
1 Учебно-методический комплект
Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. ШмагинаРуководитель авторского коллектива — Г. П. Сергеева Музыка: Учебник-тетрадь для учащихся 1 кл. четырехлетней начальной школы. М.: Просвещение, 2002. + +
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 1 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2001. + Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 1 кл. М., 2002. + Музыка: Учебник для учащихся 2 кл. четырехлетней начальной школы. 3-е изд. М.: Просвещение, 2002. + +
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 2 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2002. + Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 2 кл.: Пособие для учителя. М.: Твик-Лирек, 2002. + Музыка: Учебник для учащихся 3 кл. четырехлетней начальной школы. М.: Просвещение, 2002. + +
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 3 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2002. + Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 3 кл.: Пособие для учителя. М.: Твик-Лирек, 2002 + Музыка: Учебник для учащихся 4 кл. четырехлетней начальной школы. М.: Просвещение, 2002. + +
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 4 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2002. + Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 4 кл.: Пособие для учителя. М.: Твик-Лирек,2002. + Критская, Е. Д. Уроки музыки. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2010. + 2. Ю.Б. Алиев. «Настольная книга школьного учителя – музыканта». Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос» 2000г. + 3. Е. Гульянц. «Детям о музыке». Москва «Аквариум». 1996г.
+ 4. А.К. Обрезкова, А.В. Юркина «Музыка моего народа». Хрестоматия для 3 класса. Сыктывкар 1981г. + 5. Методические рекомендации к урокам музыки для общеобразовательных школ к теме «Музыка моего народа». Сыктывкар 1981г. + 6. Журналы «Музыка в школе», « Искусство в школе».
+ учебно-методическое обеспечение
1. Информационно-коммуникативные средства.
1. Критская, Е. Д. Музыка. 1–4 классы [Электронный ресурс] : методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режим доступа : http://prosv.ru/metod/mus1-4/index.htm
2. Критская, Е. Д. Музыка. Начальные классы. Программа [Электронный ресурс] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режим доступа : http://www.prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_1-4kl/index.html
Можно использовать видеофильмы с записью фрагментов оперных и балетных спектаклей.
2. Наглядные пособия.
1. Портреты композиторов.
2. Альбомы с демонстрационным материалом.
3. Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
3. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
4. Технические средства обучения.
1. Интерактивная доска.
2. Персональный компьютер.
3. Мультимедийный проектор.
4. Магнитная доска