Тестирование как способ контроля знаний на уроках англиского языка.


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИСТРАЦИИ ТАЙШЕТСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНЕОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Тестирование как способ контроля знаний обучающихся на уроках английского языка.
Учитель английского языка
МКОУ Рождественской СОШ
Кухоренко Ольга Павловна, I кв. кат.
2016 год.
СЛАЙД – 1
Контроль и оценка уровня владения иностранным языком являются важнейшим компонентом учебного процесса. Основная задача контроля - объективное определение уровня владения обучающимися иноязычным материалом на каждом этапе становления их речевых навыков и умений, при этом объектом контроля является как языковая форма сообщения, так и его содержание.
Тестирование как одна из важнейших форм контроля знаний представляется мне наиболее актуальной в свете последних изменений в системе образования, в частности, введения ОГЭ и ЕГЭ в качестве итоговой аттестации выпускников. Собственно, этим и был вызван выбор темы самообразования «Тестирование как один из способов контроля знаний обучающихся на уроках английского языка».
СЛАЙД - 2
В основе данной формы контроля лежит использование заданий стандартной формы, которое получили название «теста», что в переводе означает испытание, исследование, проверка. Тест определяется как «подготовленный в соответствии с определенными требованиями комплекс заданий, прошедших предварительное опробирование с целью определения его показателей качества» . Он позволяет выявить у тестируемого степень его лингвистической (языковой) и коммуникативной (речевой) компетенций.
В процессе работы над данной темой я изучила много вопросов, таких как: история и теория возникновения тестов; специфика теста как формы контроля; классификация тестов; методика составления тестов, требования к содержанию теста и другие. Но больше внимания и времени уделяла, конечно, практической части, применению тестов на разных этапах, а также методике составления тестов, т. к. это процесс очень трудоёмкий.
Тесты дают возможность не только заметно облегчить, но и улучшить образовательный процесс. Обладая рядом преимуществ перед другими методами контроля знаний и являясь обязательной частью многих педагогических новаций, они снижают затраты времени на проверку знаний, помогают выявить индивидуальный темп обучения, а также пробелы в текущей и итоговой подготовке. 
Вся система контроля знаний, умений должна планироваться таким образом, чтобы охватывать все обязательные результаты обучения для каждого ученика. Всякая полноценная деятельность состоит из 3 частей: ориентировочной, исполнительной, контрольной. Эффективный контроль с быстрым получением результатов деятельности проще всего организовывается на уроке с помощью тестов. Тест – это краткое стандартизированное испытание достижений обучения, допускающее количественное выражение и статистическую обработку результатов.
СЛАЙД – 3
Достоинства:
Преимущества тестового контроля заключаются в следующих позициях:
- Снятие затруднений интеллектуального характера, связанного с индивидуальными познавательными стилями и стратегиями личности: запоминанием излагаемого материала, анализом материала для изучения;
- Учет индивидуальных особенностей типов личности: экстраверты, интроверты, сенсорные, интуитивные, думающие, чувствующие, организованные, спонтанные;- -Быстрота осуществления контроля;
- Гибкость;
- Высокая точность оценки;
- Систематизация среза знаний;
- Творческий характер составления тестовых заданий.
Отличие тестов от других видов контроля в объективности измерения результатов обучения, так как они зависят не от субъективного мнения преподавателя, а от объективных эмпирических критериев.
Главное достоинство тестовой проверки в скорости.
СЛАЙД – 4
Недостатки: Если результатом своей работы обучающийся представляет только номера ответа, педагог не видит хода решения – мыслительная деятельность обучающегося и результат может быть только вероятностным. Гарантии наличия у обучающегося знаний нет;
Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы обучающихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты с успехом можно использовать наряду с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений обучающегося. При составлении тестов используются различные виды заданий, которые позволяют определить, измерить уровень умения школьниками решать новые конкретные задачи на основе полученных сведений. Так, например, в тестах, требующих репродуктивных ответов учащихся, проверяются знания различных понятий, определений, правил, предусмотренных программным материалом, которые требуется запомнить и воспроизвести. Для этого используются различные виды заданий.
СЛАЙД – 5
Выделяется два типа тестов:
а) Закрытые, где есть готовые ответы: выбрать правильный ответ из 2,3,4,5 предоставленных альтернативных ответов, установление истинности, ложности, соответствия, установление последовательности.
б) Открытые: которые не имеют готовых ответов, их надо конструировать, самостоятельно дополнить, закончить, составить.

Задания свободного изложения, которые характеризуются отсутствием ограничений в ответах по сути задания при строгом соблюдении требования однозначности правильного ответа (в форме вписывания словосочетания, фразы, предложения). 
СЛАЙД – 6
Впиши правильный ответ:
My day. I ____ at 6 o’clock in the morning. Then I go to the bathroom and ___ hands, face and ___ teeth. I ___ at 7 o’clock. I ___ and go to school.
At 8 o’clock our lessons start. I have 4 or 5 lessons every day. I ___ at 10 o’clock. I ___ home at 2 o’clock. Then I ____ . I ___ my mother about the house. I ___ with my friends.
In the evening I ___ my homework. I ___ books, ____ or play chess. I ___ at 9 o’clock.
(get up, read, dress, go to bed, have lunch, have dinner, clean, watch TV, wash, come, go, do, help)
Задания с множественным выбором отличаются вариативностью выбора ответа. Школьнику необходимо подчеркнуть или отметить номер ответа, который он считает правильным.
СЛАЙД – 7
Подчеркни правильный ответ.
I 1)I ___ a book now.
am reading b)read c) read d) will read
2)The boy ___ every day
watches TV b) will watch TV c) watched TV d)is watching TV
3)They ___ football yesterday.
a) play b) played c) is playing d) will play
4) We ___ a test tomorrow.
a) write b) will write c) are writing d) wrote
II 1) I __ a pupil.am b) is c) are
2) She ___ at school.
a) work b) works
3)They ___ football player.
a)am b) is c) are
4) We ____ football every day.
a) play b) plays
Тестовые задания с множественным выбором я использую в случае, если нужно проконтролировать усвоение знаний учащимися по некоторым показателям – не только воспроизведение, но и более комплексные умения. Этот вид заданий обычно состоит из собственно задания и списка ответов на него (наиболее рациональным считается набор из 4–5 ответов). Ответ ученика заключается в выборе того варианта из предложенного набора, который, по его мнению, является наиболее правильным, лучшим или единственным в решении поставленной задачи или вопроса.
Задания на восстановление соответствия предусматривают смысловое соединение элементов двух списков, где какому-либо слову, символу, фразе в одной колонке необходимо найти ответ в другой колонке. Задания этого вида могут состоять из двух следующих друг за другом частей, между пунктами которого также требуется установить соответствие. Главное преимущество заданий-соответствий – компактная форма, которая дает возможность в относительно короткое время проконтролировать усвоение большого количества учебного материала.
СЛАЙД – 8
1. Match the words and the descriptions.
1) uncle’s or aunt’s daughter or son a) nephew
2) mother and father b) niece
3) mother’s or father’s brother c) aunt
4) mother’s or father’s sister d) uncle
5) sister’s or brother’s son e) parents
6) sister’s or brother’s daughter f) cousin
7) grandfather and grandmother g) grandparents
8) my mother’s and father’s son, not me h) sister
9) my mother’s and father’s daughter, not me i) brother
10) my mother’s mother j) grandfather
11) my father’s father k) grandmother
В своей работе я использую тесты трех видов.
СЛАЙД - 9
Входной тест дается в начале изучения темы. Он направлен на предупреждение неуспеваемости, связанной с наличием пробелов, мешающих успешному усвоению новой информации. Этот тест позволяет не только определить, в какой степени школьники подготовлены для более глубокого усвоения очередной порции учебного материала, но и судить о том, какие меры следует принять для ликвидации пробелов.
Внимательный анализ результатов теста позволяет определить, где, и, самое главное, почему могут в дальнейшем возникнуть трудности с усвоением нового материала. Кроме того, диагностическое тестирование может способствовать обоснованному, мотивированному отбору материала для предварительного повторения с учащимися перед изучением новой темы. Непосредственно после диагностирующего тестирования нужно сообщить учащимся правильные ответы на каждое задание. После анализа ошибок я могу осуществить эффективное, своевременное повторение того материала, на который опирается следующая порция новой информации.
СЛАЙД - 10
Входной тест по английскому языку
9класс
Вариант 1
1. Fill in do or does.
1. …you sleep well? 2. He … not play chess. 3. They … not live in London. 4. We … not speak Italian. 5. … she get up at 6 o’clock in the morning? 6. I … not like History. 7. … your mother work at the bookshop? 8. What … the children do Mondays? 9. Where… the men watch football matches? 10. … you go to school every day?
2. Put the verbs in brackets in the Present Continuous.
1. She (run) without any rest. 2. We (know) each other for a long time.. 3. Tom (work) there for three hours already. 4. The children (play) since breakfast. 5. Bob (want) to buy a car since childhood.
3. Put the verbs in brackets in the Past Continuous.
1. The sportsmen (play) hockey at that time. 2. Ann and Kate (sleep) when the parents came home. 3. They (pack) their things the whole day. 4. The women (take) part in the concert yesterday evening. 5. I (write) an exercise when the telephone rang. 6. You (work) in the garden at 3 o'clock. 7. She (go) to school when I met her. 8. He( watch) TV at 9 o'clock.
4. Choose the sentences in the Present Perfect.
1) My sister has just come home. 2) Usually we have dinner at three o’clock. 3) I have dried myself. 4) They have had bread and butter for lunch. 5) She has meat and vegetables in the morning.
5. Add -s or - es, where necessary.
1. He go… to school by bus. 2. She like… milk. 3. The father watch… TV in the evening. 4. I usually drink… tea in the morning. 5. Kate do… her homework after school. 6. The children often help… their parents. 7. Ann and Mary live… in Oxford Street. 8. It stand… in the middle of the room. 9. They speak… English very well. 10. We sometimes eat… sweets.
Промежуточный тест провожу, как правило, после изучения нового материала, но перед применением полученных знаний в качестве закрепления изученного материала. Основной целью этого тестирования является проверка правильности воспроизведения и понимания учащимися определений, правил, алгоритмов, так как продуктивного творческого обучения не может быть на пустом месте, без репродуктивных тренировок. Правильность своих ответов ученик может проверить, открыв нужную страницу школьного учебника. При этом осуществляется наиболее эффективная, целенаправленная корректировка знаний учащихся. В качестве примера приведу тест, контролирующий степень усвоения темы.
СЛАЙД – 11
CONDITIONAL II
1. Complete the sentences. Translate them into Russian.
Example: If Mike ... (do) his best at school, his parents would be happy with his marks.- If Mike did his best at school, his parents would be happy with his marks.
If my parents ... (allow) me to get a Saturday job, I would buy a new computer game.
If he didn't do sports, he often ... (fall) ill.
If she were in trouble, she ... (phone) me.
If she ... (be) more energetic, she ... (try) her chance.
If ... (be) you, I ... (try) to explain the problem to my parents.
2. Complete the sentences.
If Liza ... (be) rich, she ... (send) her son to Eton.
If my parents ... (allow) me to get a Saturday job, I ... (earn) some money for new computer games.
'If the policeman ... (know) the way, he ... (tell) me how to get to the bus stop.
If the school ... (be) not far from my house, I ... (go) there by bike.
If the boy ... (be) ready for the lesson, he (get) a good mark.
If they ... (worry) about the test, they ... (come) on time.
If he (need) money, he ... (ask) for a job.
If we (try) our chance, we ... (spend) the weekend in the country.
3. Translate into English.
Если бы ты поехал на чемпионат, то ты бы занял первое место.
На твоем месте я бы не пропускал уроки истории и литературы.
На месте нашего директора я бы не исключала из школы учеников за плохое поведение..Если бы все были вежливы и терпеливы друг с другом, жизнь бы стала более интересной и счастливой.
При необходимости учитель может составить несколько вариантов подобных тестов, переформировав имеющиеся задания.
Тесты третьего вида, предназначенные для заключительного контроля, я использую после того, как уже проведены тренировочные упражнения на применение новых знаний. В такой тест включены вопросы для определения глубины теоретического материала, а не для его простого репродуктивного воспроизведения.
СЛАЙД – 12,13
7TH FORM TEST 7 (UNIT 7)
1. Describe these people with an adjective.
Example: Peter likes doing sport. - Peter is sporty.
Andrew likes dreaming.- Andrew is ……………… .
Boris never stops chatting. - Boris is ........................... .
Kate always works hard at school. – Kate is ............................... .
Max is always nervous when he meets new people.- Max is ……………………. .
Ann always feels sure that she is doing the right thing.- Ann is very ………………… .
Bob is always up for some fun. – Bob is ……………………… .Laura always thinks only about herself and never about other people.- Laura is …… .
7 points
2. Match the adjectives and the definitions.
1 caring a) is someone who always tells the truth.
2 home-loving b) is someone who doesn't tell people much about himself / herself.
3 secretive c) is someone who is good at sport.
4 sporty d) is someone who likes meeting and talking to new people.
5 honest e) is someone who tries to help other people.
6 outgoing f) is someone who likes staying in.
7 practical g) Is someone who is good at making or repairing things.
7 points
3. Match the questions and the answers.
Have you got the time? A) No, nobody is.
Is anybody sitting here? B) I'm Jane.
I'm Max. And you? C) It's almost five.
What's the teacher like? D) Yes, it is.
Is that yours? E) She's very friendly.
5 points
4. Make up sentences.
Example: if /you / 1 / join / a / drama / club - If I were you, I would join a drama club.
if / you / I / try / make / more / friends. -
if / you / I / ignore / the / bullies. -
if / you / I / talk / to / them. -
if / you / I / tell / your / mum. -
if / you / I / invite / him / to / the / party. -
if / you / I / study / better. –
6 points
5. Complete the sentences with the necessary prepositions.
Example: He's very depressed. It's difficult for me to cheer him up.
Stop chatting, please. It gets _________________ my nerves.
After the fight they made ___________________ again.
I don't think he's a person you can rely ________________________ .
I've got a lot of friends to hang _________________with after school.
She was unsure of herself. Her classmates picked _____________her every day.
5 points
6. Choose the right form of the verb.
I told / would tell my parents, if my classmates bullied me.
If I lived / would live in England, I would speak English better.
Peter is lonely. If he joined / would join a club, he would make a lot of friends.
If I saw a ghost in my room, I cry / would cry.
Ann would have / had better marks, if she studied more.
5 points
TOTAL: 35 POINTS
Тесты я применяю не только при индивидуальной работе, но и при работе учащихся в группах, в парах.
Анализируя использование тестового контроля, я пришла к выводу о том, что дети лучше справляются с этим видом деятельности, нежели с другими. Тесты повышают качество знаний. Тестовый контроль повышает интерес учащихся к предмету. Используя тесты на уроке, как одну из форм контроля знаний учащихся, можно сказать, что тесты способствуют развитию у учащихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. В основном те тесты, которые я применяю в работе, представляют собой задания творческого характера, направленные на формирование у учащихся таких приемов умственной деятельности, как синтез, анализ, обобщение, конкретизация, аналогия. Они позволяют организовать на уроках деятельностные ситуации, способствующие лучшему усвоению программного материала и, в целом, логического мышления. Таким образом, применяемый мною подход позволяет использовать в едином комплексе тестовый контроль и традиционные методы повторения и коррекции знаний. При этом сочетании “новых” методов со “старыми” позволяет осуществлять преподавание наиболее оптимально.
Требования, предъявляемые к преподавателю
при составлении тестовых заданий
При составлении заданий теста следует соблюдать ряд правил, необходимых для создания надежного, сбалансированного инструмента оценки успешности овладения определенными учебными дисциплинами или их разделами. Так, необходимо проанализировать содержание заданий с позиции равной представленности в тесте разных учебных тем, понятий, действий и т.д.
· Тест не должен быть нагружен второстепенными терминами, несущественными деталями с акцентом на механическую память, которая может быть задействована, если в тест включать точные формулировки из учебника или фрагменты из него.
· Задания теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно, чтобы все обучающиеся понимали смысл того, что у них спрашивается.
· Важно проследить, чтобы ни одно задание теста не могло служить подсказкой для ответа на другое.
· Варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа.
· Важно выбирать наиболее приемлемую форму ответов на задания. Учитывая, что задаваемый вопрос должен быть сформулирован коротко, желательно также кратко и однозначно формулировать ответы. Например, удобна альтернативная форма ответов, когда учащийся должен подчеркнуть одно из перечисленных решений "да - нет", "верно - неверно".
· Задачи для тестов должны быть информативными, отрабатывать одно или несколько понятий формулы, определения и т.д. При этом тестовые задачи не могут быть слишком громоздкими или слишком простыми. Это не задачи для устного счета. Вариантов ответов на задачу должно быть, по возможности, не менее пяти. В качестве неверных ответов желательно использовать наиболее типичные ошибки.
СЛАЙД - 14
Требования к тестам
Тесты должны удовлетворять определенным требованиям, так как случайно подобранный набор заданий нельзя назвать тестом:
1) Надежность контрольного задания - это его способность с достаточной для практики одинаковостью характеризовать, исследуемый в дидактических экспериментах, показатель, как заданий в целом, так и его частями, или по-другому, тот же показатель одним и тем же заданиям, но в разные моменты времени.
2) Валидность (или адекватность целям проверки):
а) содержательная валидность теста, т.е. задание теста построено на основе только технических учебных элементах, которые изучались студентами и на той степени абстракции, на которой они излагались. По содержанию тест соответствует образовательному стандарту.
б) функциональная валидность теста, т.е. задания теста соответствуют выявленному уровню усвоения - уровню заданному образовательным стандартом. При составлении задания выделяются существенные несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. В другие ответы закладываются несущественные признаки с учетом характерных ошибок. Другими словами валидностью контрольного задания называется степенью соответствия своему назначению.
С использованием понятий надежности и валидности контрольных задания можно дать следующие определение: дидактическим тестом называется совокупность задания, которые составлено в собирательной форме, предназначены для сравнительной оценки знаний, умений, навыков, способностей, умственного развития и удовлетворяют заданным требованиям надежности и валидности.
3) Определенность: после прочтения заданий каждый обучающийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать.
4) Простота: формулировка заданий и ответы должны быть четкими и краткими, показателем простоты является скорость выполнения задания.
5) Однозначность: задание должно иметь единственный правильный ответ - эталон.
6) Равнотрудность: при составлении тестов в нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.
Общедидактические требования к контролю знаний включают:
· систематичность;
· углубленность;
· всесторонность;
· объективность;
· индивидуализацию;
· гласность;
· дифференцируемость оценок.
С этой точки зрения традиционные средства контроля знаний имеют достаточно много недостатков. К ним относятся, например, следующие:
1) использование грубой пятибальной шкалы оценок;
2) большие затраты труда и времени на успешные опросы (на коллоквиумах, экзаменах), проверку письменных контрольных и расчетно-графических работ;
3) низкая оперативность в использовании результатов контроля для управления ходом учебного процесса;
4) абсолютно неудовлетворительная объективность оценки знаний обучающихся, невозможность сопоставления оценок, полученных или разных обучающих или, тем более, в разных учебных заведениях.
Правила составления тестовых заданий
1. Начинайте формулировать вопрос с правильного ответа.
2. Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения.
3. Вопрос должен содержать одну законченную мысль.
4. При составлении вопросов следует особенно внимательно использовать слова «иногда», «часто», «всегда», «все», «никогда».
5. Вопрос должен быть чётко сформулирован, избегая слова большой, небольшой, малый, много, мало, меньше, больше и т.д.6. Избегайте вводных фраз и предложений, имеющих мало связи с основной мыслью.
7. Неправильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей, подсказок.
8. Не задавайте вопросы с подвохом.
9. Все варианты ответов должны быть грамматически согласованны с основной частью задания. Используйте короткие, простые предложения.
10. Реже используйте отрицание в основной части, избегайте двойных отрицаний, таких как: «Почему нельзя не делать…?»
11. Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов.
12. Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов.
13. Если ставится вопрос количественного характера, ответы располагайте по возрастанию.
14. Лучше не использовать варианты ответов «ни один из перечисленных» и «все перечисленные».
15. Избегайте повторения.
16. Используйте ограничения в самом вопросе.
17. Не упрощайте вопросы.
18. Место правильного ответа должно быть определено так, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу.
19. Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ.
20. Проанализируйте задания с точки зрения неверного ответа наиболее подготовленных учеников.
Заключение
Подводя итоги, хочу отметить, что тестовые технологии становятся наиболее перспективной формой контроля знаний. Как показывает опыт многих учителей, тестирование позволяет оперативно и объективно проверить уровень знаний учеников, своевременно ликвидировать пробелы в усвоении материала. Проверка результатов тестирования занимает куда меньше времени по сравнению с другими видами контроля. Ученики получают возможность самостоятельно проверить свои знания при помощи тестирования. Стандартизированная форма оценки, используемая в тестах, позволяет соотнести уровень достижений по предмету в целом и по отдельным его разделам со средним уровнем достижений в классе и уровнем достижений каждого. Тестовый контроль повышает интерес учащихся к предмету.
Хотелось бы также подчеркнуть необходимость комплексного похода контроля уровня обученности по иностранному языку. В ходе тестирования учащиеся должны продемонстрировать владение языком, т.е. умение использовать имеющиеся у них грамматические, лексические, фонологические, лингво-страноведческие знания в следующих видах речевой деятельности:
- Понимание на слух (аудирование) реплик партнера в ходе речевого взаимодействия, а также коротких сообщений, объявлений, диалогов;
- говорение, участвуя в устном интервью, ролевой игре, решении проблемной задачи в паре или в группе, строя высказывание в форме описания картинки или рассказа по серии картинок;
- чтение с пониманием основного содержания текста, с извлечением определенной информации из текста и с полным пониманием текста;
- написание письма, поздравления, заполнение анкеты, составление плана или тезисов прочитанного, прослушанного текста.
СЛАЙД - 15