Выпускная квалификационная работа на тему: Методика подготовки к итоговой аттестации знаний по математике в 9 классе
-466090-13906500
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
(Бугульминский филиал)
ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
(ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА
ТЕМА:__МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ЗНАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ В 9 КЛАССЕ___
Выполнил: _Мухаметов Айдар Гилемзянович
Проверил:________________
_________________________
Казань - 2013
Содержание
Введение…………………………………………………….……..……3
Глава I Кординальные изменения в содержании и оценивании государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ГИА) в 9 классе………………….………………………………...….……..4
Изменения в содержании ГИА……………………..…….4
1.2 Изменения в оценке результатов, перевод первичных баллов в оценки……………………………………………………..6
Глава II Методика организации и подготовки ГИА по математике в 9 классе……………………………………………………………………...8
Организация проведения ГИА………………………..…8
Методика подготовки и сдача ГИА………….…..……..10
Психологические аспекты в подготовке к ГИА……......14
Заключение……………………………………………………..…...….17
Список литературы…………………………………….……………….18
ВведениеВведение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя.
Данная необходимость обусловлена, прежде всего тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но сместился акцент к требованиям умений и навыков. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач сопровождается математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике.
В данной ситуации учителям приходится находить различные пути решения данной проблемы. И здесь уже однозначного решения нет: подготовленность детей разная, уровень классов разный. В этой ситуации в наиболее выгодном положении находятся классы с углубленным изучением математики.
Глава I
Кординальные изменения в содержании и оценивании государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ГИА) в 9 классе
Изменения в содержании ГИА
Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы с использованием механизмов независимой оценки знаний путем создания территориальных экзаменационных комиссий осуществляется в 2013 г. по 14 предметам на основе централизованно разработанных экзаменационных материалов.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы по общеобразовательным предметам создавалась с учетом требований теории и практики педагогических измерений и традиций преподавания каждого учебного предмета.
При разработке шкал оценивания результатов выполнения экзаменационных работ по общеобразовательным предметам используются экспертные методы, основанные на анализе содержания каждого задания и всей экзаменационной работы, а также анализе результатов выполнения заданий и работы в целом группами учащихся с различными уровнями подготовки по предмету.
Разработанные специалистами ФИПИ шкалы перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме носят рекомендательный характер.
Результаты экзамена используются для государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы и формирования профильных классов, приема в учреждения начального и среднего профессионального образования, а также для аккредитации образовательных учреждений и аттестации педагогических кадров. Необходимо отметить, что это возможно только при условии участия в экзамене представительной выборки учащихся данного образовательного учреждения, а также учета дополнительных данных, характеризующих начальную подготовку учащихся и условия обучения в конкретном образовательном учреждении.
Работа состоит из трёх модулей: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика». Модули выполняются последовательно.
Общее время экзамена 235 минут. Всего в работе 26 заданий: 20 заданий базового уровня, 6 заданий повышенного уровня.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 38. Из них – за модуль «Алгебра» – 17 баллов, за модуль «Геометрия» – 14 баллов, за модуль «Реальная математика» – 7 баллов.Рекомендуемый минимальный порог выполнения экзаменационной ра-боты, свидетельствующий об освоении Федерального компонента государственного образовательного стандарта в предметной области «Математика», – 8 баллов, набранные в сумме за выполнение заданий всех трёх модулей, при условии, что из них не менее 3 баллов по модулю «Алгебра», не менее 2 баллов по модулю «Геометрия» и не менее 2 баллов по модулю «Реальная математика. Преодоление этого минимального результата даёт выпускнику право на получение, в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, итоговой отметки по математике (на основе годовой и экзаменационной отметок по пятибалльной шкале) или по алгебре и геометрии (на основе годовых отметок, а также, в случае получения положительных оценок, экзаменационных отметок по пятибалльной шкале по соответствующим разделам). При этом экзаменационная отметка может учитываться в итоговой только в случае, если она выше годовой. В случае преодоления минимального порога в сумме за всю работу и неполучения положительной оценки по алгебре и (или) геометрии, итоговая отметка по соответствующему предмету выставляется на основе годовой отметки.
1.2 Изменения в оценке результатов, перевод первичных баллов в оценки
С учетом анализа результатов ГИА-9 по математике в предыдущие годы, пожеланий образовательных учреждений, разработаны первичные баллы по каждому заданию и рекомендованные шкалы пересчёта первичного балла в экзаменационную отметку по пятибалльной шкале:
Модуль «Алгебра»
Максимальное количество баллов за одно задание Максимальное количество баллов
Часть 1 Часть 2 За
часть 1 За
часть 2 За модуль
в целом
№1-8 №21 № 22 № 23 1 2 3 4 8 9 17
Модуль «Геометрия»
Максимальное количество баллов за одно задание Максимальное количество баллов
Часть 1 Часть 2 За
часть 1 За
часть 2 За модуль
в целом
№9-13 №24 № 25 № 26 1 2 3 4 5 9 14
Модуль «Реальная математика»
Максимальное количество баллов за одно задание Часть 1 №14-20 Максимальное количество баллов за модуль в целом
1 7
Минимальный критерий
8 баллов:
- не менее 3 баллов по модулю «Алгебра»
- не менее 2 баллов по модулю «Геометрия»
- не менее 2 баллов по модулю «Реальная математика»
Схема перевода в 5-балльную шкалу отметок
Общий балл Отметка
Выполнено менее 8 заданий в части 1 2
8 – 15 баллов 3
16 – 22 баллов 4
23 – 38 баллов 5
Дополнительные материалы
Справочные материалы, содержащие основные формулы курса математики, и выдаваемые вместе с работой.
Линейка
Калькулятором пользоваться нельзя!
Глава II
Методика организации и подготовки ГИА по математике в 9 классе
2.1 Организация проведения ГИА
Особенности работы с заданиями первой части - Первая часть направлена на проверку овладения содержанием курса на уровне базовой подготовки, она обеспечивает получение тройки.
- Задания даны в тестовой форме - Ограниченное время и много задач: 90 минут и 20 задач.
- Непривычные формулировки ряда задач (с дополнительным логическим вопросом или непривычно сложные формулировки).
- Решений задач первой части предъявлять не нужно, поэтому не надо оформлять решение подробно, как учили раньше (нет времени, места, да и оценивается только ответ), но на черновике лучше писать все промежуточные выкладки, чтобы исключить ошибки. Типичные ошибки при выполнении заданий первой части - Невнимательное чтение условия (путают выбор правильного ответа при решении неравенств методом интервалов или квадратичных неравенств, часто не знают, что вынести в ответ и т. п.).
- Арифметические ошибки (в первую очередь работа с отрицательными числами и дробями).
- Элементарная невнимательность при переносе ответа в бланк. Особенности выполнения заданий 2 части 2 часть работы направлена на проверку овладения материалом на повышенных уровнях, основное её назначение – дифференцировать хорошо успевающих учеников по уровню подготовки. Требования к выполнению заданий с развернутым ответом заключаются в следующем: решение должно быть математически грамотным и полным, из него должен быть понятен ход рассуждений учащегося. Оформление решения должно обеспечивать выполнение указанных выше требований, а в остальном может быть произвольным.
Распределение заданий первой части по разделам содержания
№ Содержание заданий
1 Числа и вычисления 4
2 Алгебраические выражения 3
3 Координаты на прямой и плоскости 1
4 Уравнения и неравенства 2
5 Геометрия 5
6 Последовательности и прогрессии 1
7 Функции и графики 2
8 Элементы статистики теории вероятностей 2
Всего 20
Уровни сложности
Планируемые показатели трудности заданий первой части работы находятся в диапазоне от 60% до 95%: 8 заданий уровня 80-90%, 8 задания уровня 70-80% и 4 задания уровня 60-70%.
Планируемый уровень трудности заданий второй части: 21(40-50%), 22(20-40%), 23(10-20%), 24(40-50%), 25(20-40%), 26(10-20%)
2.2 Методика подготовки и сдача ГИА
Не секрет, что в настоящее время контроль ослаб, стал формальным, поэлементный анализ контрольных работ практически исключён из практики учителей. К тому же, использование многочисленных тестов вместо контрольных работ приводит к тому, что учитель не видит причин допущения ошибок. А участие родителей в этом процессе практически нулевое. В систему контроля уровня ЗУН включаю зачётный лист ученика. Зачётный лист составляется по каждой теме. Перечисляются все проверочные работы, которые планирует провести учитель, и которые определяют уровень овладения учащимися базовыми знаниями по данной теме. После проведения проверочной работы в зачётный лист выставляется отметка. Если ученик получил неудовлетворительную отметку, ему предоставляется возможность отработать свои ошибки, и затем обязательно пересдать проверочную работу. До контрольной работы по теме каждый ученик должен по всем проверочным работам иметь положительную отметку.Проверочные работы составляются в соответствии с требованиями к уровню знаний по данной теме.Таким образом, ученики к контрольной работе подходят как минимум на базовом уровне.Такую систему контроля вводить лучше как можно раньше, но обязательно в 8 классе.
Зачётный лист № 1
ученика 9 класса __________ по теме: «Квадратичная функция»
№работы Содержание учебного материалаТема самостоятельной работы дата выполнение дата коррекция
1 Функция. Область определения функции и область значений функции.
2 График функции.
3 Свойства функций
Тест №1 Функция. Свойства функций
4 Квадратный трёхчлен и его корни.
5 Разложение квадратного трёхчлена на множители
Тест №2. «Квадратный трёхчлен и его корни».
6 График квадратичной функции
7 Свойства квадратичной функции
Тест №3. «Квадратичная функция и её свойства».
Контрольная работа №1 по теме: «Квадратичная функция».
Проанализировав содержание экзаменационных работ и кодификатор тем, можно выделить следующие темы для итогового повторения:
Числа и числовые выражения.
Неравенства с одной переменной.
Линейные неравенства.
Действия со степенями (буквенные и числовые выражения).
Задачи на проценты.
Задачи на составление уравнений (линейных и дробно-рациональных).
Решение квадратных уравнений и задач, связанных с их решением.
Чтение графиков функций.
Дробно-рациональные выражения и уравнения.
Арифметическая и геометрическая прогрессия.
Чтение графиков и диаграмм.
Решение геометрических задач.
Уроки итогового повторения строю следующим образом. На уроке разбираются типовые задачи по 2-3 темам. На дом задаются аналогичные задачи. На следующем уроке выясняются затруднения, которые возникли у учеников, прорабатывают эти задачи. Затем даётся проверочная работа. Ученики, не сдавшие зачёт, обязаны дома проработать дополнительный вариант и сдать зачёт на дополнительном занятии. Через определённое число уроков проводится тренировочная работа по целому блоку тем, анализируется, корректируется и проводится зачетная работа по данному блоку тем. Затем цикл повторяется по другим темам. После итогового повторения проводятся (две) предэкзаменационные работы в условиях, приближенных к экзаменационным. Важно, чтобы все ученики сдали обязательную часть зачетной работы. В зачётную работу можно (нужно) включать не только обязательные задания, но и более сложные (для подготовленных учеников).
Информация о выполнении зачётных работ в обязательном порядке доводится до сведения родителей. Для этого используется диагностическая карта.
Диагностическая карта
ученика 9 класса_______________________
.1 часть
№ Зачётная работа дата Уровень усвоения Подпись учителя Подпись родителей
1 Числа и числовые выражения
2 Неравенства с одной переменной
3 Линейные неравенства
4 Действия со степенями (буквенные и числовые выражения).
5 Задачи на проценты
6 Задачи на составление уравнений (линейных и дробно-рациональных).
7 Решение квадратных уравнений и задач, связанных с их решением.
8 Чтение графиков функций
9 Дробно-рациональные выражения и уравнения.
10 Арифметическая и геометрическая прогрессия
11 Чтение графиков и диаграмм
12 Решение геометрических задач. Подготовка ко второй части работы осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время . В нашей школе консультации проводятся, начиная с 15 сентября. Используются сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ , а также мы сотрудничаем с Московским институтом открытого образования (МИОО) в рамках системы СтатГрад. В своей работе активно использую ИКТ технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы), тесты в режиме он-лайн, которые очень эффективно помогают в подготовке к экзамену и мне, как учителю и моим ученикам.
Неотъемлемым элементом подготовки к ГИА является обучение заполнению бланков. Учащиеся даже к концу учебного года допускают ошибки при их заполнении во время предэкзаменационных работ, кто от волнения, кто по невнимательности. Поэтому работа в этом направлении ведётся с учащимися 9 класса на консультациях.
2.3 Психологические аспекты в подготовке к ГИА
Советы родителям:Как помочь детям подготовиться к экзаменам
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Советы учащимся
Подготовка к экзамену:
1. Прежде, чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, бумагу, ручки, карандаши и т.п.
2. В интерьере комнаты желательно иметь желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность.
3. Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план. В зависимости от того, кто Вы - "сова" или "жаворонок", максимально загрузить первую или вторую половину дня.
4. Сначала определите уровень своей подготовки по предмету. Внимательно прочтите вопросы. Значком одного цвета отметьте вопросы, ответы на которые знаете хорошо. Значком другого цвета отметьте вопросы, ответы на которые знаете слабо. И значком третьего цвета – вопросы, ответы на которые не знаете, или знаете плохо. По соотношению этих цветов вы увидите состояние своей подготовки.
5. Следует четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Хорошо начинать - пока не устал, пока свежая голова - с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего. Если заниматься не хочется и в голову ничего не идет, то полезно начать с того, что знаете лучше, с того материала, который вам больше всего интересен и приятен. Возможно, Вы постепенно настроитесь на работу, и настроение улучшится.
6. Обязательно следует чередовать работу и отдых - 40 минут занятий, затем 10 минут перерыв (можно в это время сделать зарядку или заняться домашней работой).
7. Готовясь к экзаменам, никогда не думайте о том, что не справитесь с заданием, а напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа.
Накануне экзамена:
1. Не нужно в оставшееся до экзамена время «долбить одно и то же». Это может привести к утомлению. Лучше всего побудьте на свежем воздухе, отвлекитесь. Конспекты и учебники уберите и к ним больше не прикасайтесь. Перед сном примите душ, выспитесь, как следует, чтобы встать с ощущением «боевого» настроя.
2. Утром перед экзаменом хорошо позавтракайте: хорошо бы съесть орехи, сухофрукты и шоколад (они стимулируют работу мозга). В пункт сдачи экзамена лучше явится не опаздывая, за 15-20 минут до начала. Если на улице холодно, не забудьте тепло одеться, ведь вы можете сидеть на экзамене долго.
3. Сдавать экзамен лучше в числе первых. Вы еще в бодром состоянии и преподаватели бодры, не раздражены плохими ответами. Если вы уверены в себе – не толпитесь под дверью!
Во время экзамена:
1. Заходите в аудиторию с выражением уверенности на лице. Это создаст благоприятное первое впечатление о вас у преподавателей.
2. Бывает, что читаете первый вопрос, и … все вылетело из головы. Не впадайте в панику. Это бывает от волнения. Не теряйте время, готовьтесь ко второму вопросу. Успокоившись, непременно вспомните то, что учили.
3. На письменном экзамене не беритесь решать самые трудные задачи и отвечать на сложные вопросы в начале. На них вы можете потерять много времени. Начинайте с самых легких, затем переходите к более трудным.
Заключение
Подготовка к экзамену осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время . В нашей школе консультации проводятся, начиная с 15 сентября. Используются сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ, а также мы сотрудничаем с Московским институтом открытого образования (МИОО) в рамках системы СтатГрад. В своей работе активно использую ИКТ технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы), тесты в режиме он-лайн, которые очень эффективно помогают в подготовке к экзамену и мне, как учителю и моим ученикам.
Неотъемлемым элементом подготовки к ГИА является обучение заполнению бланков. Учащиеся даже к концу учебного года допускают ошибки при их заполнении во время предэкзаменационных работ, кто от волнения, кто по невнимательности. Поэтому работа в этом направлении ведётся с учащимися 9 класса на консультациях.
Важным условием успешной подготовки к экзаменам является не только тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала, но и мотивация учеников и их родителей. Поэтому проводятся беседы с родителями, консультации, открытые смотры знаний.
Конечно же, данная система требует большего количества времени учителя на подготовку к урокам, на проверку работ, на проведение дополнительных занятий. Но, если учитель заинтересован в результатах своего труда, то ему в любом случае необходимо совершенствовать систему контроля над уровнем знаний и умений учащихся.
Список литературы
ГИА-2010 : Экзамен в новой форме : Алгебра 9-й кл. : Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Л.В. Кузнецова, СБ. Суворова Е.А. Бунимович и др. — М.: ACT: Астрель, 2012. — 61,[3) с. -(Федеральный институт педагогических измерений). ISBN 978-5-17-062425-6
Кузнецова Л. В., Суворова С. Б., Бунимович Е. А., Колесникова Т. В., Рослова Л. О. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Математика. 2011 / ФИПИ.
Ященко И.В., Семенов А.В., Захаров П.И. ГИА. Алгебра. Тематическая рабочая тетрадь для подготовки к экзамену (в новой форме). 9 класс
Ященко И. В., Семенов А. В., Захаров П. И. Подготовка к экзамену по математике ГИА 9 в 2011 году. Методические рекомендации. — М.: МЦНМО, 2011. —208 с. ISBN 978-5-94057-697-6
Математика. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2011: учебно-методическое пособие Под ред. Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова. — Ростов-на-Дону: Легион-М, 2012. — 224 с. — (ГИА-9) ISBN 978-5-97824-056-5
ГИА-2012 : Экзамен в новой форме : Алгебра 9-й кл. : Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Л.В. Кузнецова, СБ. Суворова Е.А. Бунимович и др. — М.: ACT: Астрель, 2010. — 61,[3) с.http://www.fipi.ruhttp://www.school.edu.ruhttp://www.mon.gov.ru