Межпредметные связи в цикле музыкально-теоретических дисциплин
Углицкая Надежда Николаевна, преподаватель музыкального отделения ОБОУ СПО «Курский педагогический колледж»
Межпредметные связи в цикле музыкально-теоретических дисциплин
В современных условиях особое значение приобретает гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, всестороннее профессиональное и творческое развитие личности. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования студенты музыкального отделения должны овладеть необходимыми общими и профессиональными компетенциями.
В общей системе музыкального обучения в педагогических колледжах музыкально-теоретическим дисциплинам необходимо уделять серьёзное внимание. Подобно тому, как грамотно говорить и писать должен преподаватель, ведущий любой из предметов в общеобразовательной школе, знать музыкальную грамоту, в широком понятии этого слова, должен и музыкальный руководитель дошкольного учреждения, и преподаватель музыки в школе. Не может научить грамотно играть, петь, воспринимать музыку малограмотный педагог. В процессе овладения теоретическими дисциплинами формируются необходимые общекультурные и профессиональные компетенции.
Используя в работе инновационные технологии, в частности технологию развивающего обучения, считаю необходимым уделять большое внимание укреплению межпредметных связей не только внутри своего цикла, но и с другими предметами: хоровым классом, постановкой голоса, дирижированием, музыкальным инструментом.
Курс «Элементарная теория музыки» является основой всего музыкально-теоретического цикла. Усвоение его, глубокое изучение важнейших элементов музыкальной речи, различных музыкально-теоретических явлений, понятий, определений, терминологии способствует развитию музыкально-теоретического мышления студентов. Студенты должны научиться свободно и быстро применять полученные знания при анализе музыкальных произведений. Вместе с тем курс элементарной теории музыки должен подготовить студентов к изучению других музыкально-теоретических дисциплин, таких как гармония, анализ музыкальных произведений.
Изучение элементарной теории музыки способствует также развитию музыкального вкуса и правильному музыкально-эстетическому воспитанию студентов, так как усвоение теоретических понятий тесно связано с прослушиванием лучших образцов музыки. Только на основе непосредственного слухового восприятия и переживания содержания произведения возможно воспитание художественного вкуса студента.
Курс «Гармония» изучается после курса элементарной теории музыки. Курс имеет следующие цели: развить у студентов ладовое чувство, вкус к естественному голосоведению и красивой гармонизации, привить практические навыки гармонизации мелодии, гармонического анализа и игры на фортепиано гармонических последовательностей, секвенций и т.п. В пределах, обозначенных программой, необходимо дать представление о гармонии как об одном из выразительных средств музыки и простейших гармонических закономерностях; развить у студентов музыкальный слух, помочь приобрести навыки подбора аккомпанемента к известным мелодиям, добиваться освоения простейших видов свободной фактуры, овладеть навыками транспонирования небольшого произведения, песни в заданную ладотональность.
Преподавание гармонии осуществляется в тесной связи с преподаванием сольфеджио, элементарной теории музыки, анализа музыкальных произведений, музыкальной литературы. В процессе обучения гармонии для гармонического анализа следует использовать примеры из классической музыки, изучаемой в данное время на уроках музыкальной литературы. Решённую на уроке гармонии задачу полезно пропеть на сольфеджио как по вертикали, так и четырёхголосно.
Курс гармонии ориентирован на практическое освоение и развитие творческих навыков, необходимых в работе будущих учителей музыки общеобразовательных школ и музыкальных руководителей дошкольных учреждений. Овладение навыками голосоведения необходимо при самостоятельной работе над переложением, аранжировкой музыкальных произведений. Параллельно с решением задач следует включать гармонизацию народных песен и мелодий из школьного и дошкольного репертуара в свободной фактуре. Песенный материал дает возможности для гармонизации как элементарными, так и более сложными средствами. Задачи должны быть выполнены не в общепринятой четырехголосной фактуре, а в фактуре мелодии с аккомпанементом. Аккомпанементная фактура может быть достаточно разнообразной (арпеджированные аккорды, гармоническая фигурация разных типов).
Курс «Анализ музыкальных произведений» на музыкальном отделении педагогических колледжей обобщает знания студентов по предметам музыкально-теоретического цикла: элементарной теории музыки, гармонии, музыкальной литературы. Он знакомит студентов с образцами национальной музыки, отражающей богатство и разнообразие жизненных явлений; показывает средства музыкальной выразительности в произведениях различных композиторов, стилистические черты их творчества.
Курс анализа, охватывая не только музыкальное искусство прошлых лет, но и современное, играет большую роль в эстетическом воспитании. Знания, умения и навыки, приобретённые в процессе изучения курса анализа музыкальных произведений, призваны содействовать воспитанию и обучению высококвалифицированного педагога-музыканта. Данный курс предполагает изучение специфических черт музыки и методов её анализа. Важнейшие элементы музыкального языка, их выразительные возможности и формообразующая роль изучаются не обособленно, а в тесной связи с содержанием произведения. Тема, её развитие рассматривается в связи с определённым художественным образом. Курс анализа музыкальных произведений направлен также на то, чтобы привить студентам навыки в определении тематизма и средств его развития, дать основу для классификации произведений по форме и жанру, показать выразительные возможности формы.
Проанализировав предварительно весь репертуар хорового класса, каждую новую тему следует объяснять на примере уже знакомых студентам произведений.
На уроках гармонии для гармонического анализа необходимо предлагать фрагменты из тех же произведений. Таким образом, студенты получат представление о целостном анализе произведений. Проделанная работа поможет студентам в подготовке к Государственному экзамену по дирижированию, в написании аннотаций к произведениям, к более осмысленной и грамотной их трактовке.
Курс «Музыкальная литература» является синтезирующим предметом, который обобщает знания по музыкальным дисциплинам, а также по истории, литературе, живописи.
Знакомя студентов с творчеством какого-либо композитора, на уроках сольфеджио для сольфеджирования следует предлагать фрагменты из изучаемых произведений.
Большое внимание необходимо уделять слушанию музыки. Регулярно проводимые музыкальные викторины будут способствовать лучшему усвоению студентами музыки. Необходимо приобщать студентов к подготовке и разбору нового материала, как теоретического, так и иллюстративного.
Уроки сольфеджио развивают слух, память, ритм – профессиональные качества будущего учителя музыки, музыкального руководителя. В процессе работы у студентов формируются навыки точного интонирования и определения на слух всех элементов музыкальной речи, навыки свободного чтения с листа (при чистом интонировании и метро-ритмической точности) различных одноголосных музыкальных примеров и средних по трудности хоровых партитур; развивают внутренний слух; прививают навыки красивого, выразительного пения, что тесно связано с освоением приёмов правильного дыхания и звукообразования.Преподавание сольфеджио необходимо осуществлять в тесной связи с преподаванием таких дисциплин, как теория музыки, гармония, музыкальная литература и анализ музыкальных произведений. Изучение курса следует строить на примерах из русской и зарубежной классической музыки, произведений современных композиторов.
Овладев знаниями по музыкально-теоретическим и другим дисциплинам в рамках, определенных утвержденной программой, выпускники музыкального отделения педагогического колледжа будут готовы к профессионально ориентированной музыкально-педагогической деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Долматов Н.А. Гармония, М., Академия,1999.
ДубовскийИ.,Евсеев С.,Способин И. Учебник гармонии, М., Музыка,2007.
Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки, М.,1975.
Красинская Л., Уткин В. Элементарная теория музыки, М.,1991.
Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений, М., Музыка,1979.
Островский А.Л. Очерки по методике теории музыкии сольфеджио, Л.,1954.
Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио, Л.,1970.
Теоретические дисциплины в музыкальном училище, Л.,1977.