«Рекомендации по организации дистанционного обучения по ряду музыкально-теоретических дисциплин»
МИНИСТЕРСТВО ИСКУССТВ И КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ Областное государственное образовательное бюджетное учреждение
среднего профессионального образования
«Димитровградское музыкальное училище (техникум)»
Методическая разработка
«Рекомендации по организации дистанционного обучения
по ряду музыкально-теоретических дисциплин»
музыкальный диктант, гармоническая последовательность аккордов (сольфеджио);
музыкальная викторина (музыкальная литература);
тестовые задания (элементарная теория музыки, гармония)
с их использованием в дистанционной форме обучения на базе училищного сайта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .
Преподаватель В.А. Котляренко
2015
Использование информационных технологий как вспомогательного средства в образовании в настоящее время характеризуется широким применением средств мультимедиа, которые на сегодняшний день являются самым прогрессивным способом представления информации.
В музыкальном образовании учебная информация отличается от информации учебных заведений иного профиля. Кроме текстовой, графической, видео, анимационной и др. в музыкальном образовании ведущее место занимает звуковая, звуко-высотная и, что очень важно, нотная информация. Специфика музыкального образования, в отличие от образования иной направленности, связана со звуковыми представлениями, их понятиями, определениями, обозначениями. Всё это и предопределило внедрение в учебный процесс элементов дистанционного музыкального обучения.
При традиционном музыкальном обучении на учебных занятиях студенты получают все звуковые упражнения, задания от преподавателя, который воспроизводит их на музыкальном инструменте (фортепиано, звуковоспроизводящая аппаратура). Вне учебной аудитории студент практически лишён такой возможности, что не может гарантировать желаемое развитие навыка звуко-высотных представлений (сольфеджио) и навыка определения на слух фрагментов из музыкальных произведений (музыкальная литература). Эта ситуация могла бы получить своё разрешение благодаря созданию специальных мультимедийных пособий для усвоения того или иного раздела учебной музыкально-теоретической дисциплины.
Ставя перед собой задачу, обеспечить студентов возможностью оперативного использования аудио заданий при самостоятельной работе, автор задался целью ввести в образовательный процесс элементы дистанционного (односторонней формы) обучения.
Наш опыт представляет собой вариант использования дистанционного обучения, направленного на развитие музыкально-слуховых навыков в профессиональном музыкальном образовании.
Целью внедрения элементов дистанционного обучения явилось стремление оказать помощь студентам в более качественном освоении учебных дисциплин музыкально-теоретического цикла: сольфеджио, музыкальная литература, теория музыки, гармония.
Студенты, используя Интернет, независимо от их места нахождения, получают возможность воспринимать и выполнять музыкально-слуховые задания, для воспроизведения которых, в реальной действительности необходимы: музыкальные инструменты, их звучание, музыкальный учебный материал и его воспроизведение.
Выполнение студентами этих заданий превращает сложную звуковую форму (традиционно присутствующую лишь на уроках в виде музыкального диктанта, гармонической или иной последовательности аккордов, ступеней, интервалов) в постоянно доступное для восприятия аудио звучание с возможностью его нотного фиксирования. Всё это в значительной мере облегчает доступ к подобной форме учебной информации.
Всеобщая доступность к базе звуковых заданий была достигнута с помощью училищного web сайта - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. «Димитровградское музыкальное училище» с ссылками:
на онлайн-задания по слуховому сольфеджио и музыкальной литературе - - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],
на о[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]по теории музыки, гармонии) -
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Задания по учебной дисциплине «Сольфеджио»
Из множества форм работ по данной учебной дисциплине выбор пал на вариант, преследуемый развитие внутреннего музыкального слуха, развитие навыка слухового анализа средств музыкальной выразительности. Таковыми на начальном этапе оказались традиционные формы работ: написание музыкального диктанта и определение на слух гармонических последовательностей, данных в форме периода.
Все задания, размещённые на сайте, соответствуют программным требованиям 1-3 курсов обучения (от простейших одноголосных диктантов до двуголосных с отклонениями и модуляцией, исполненных на фортепиано –
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],
Рис. 1. Фрагмент аудио-заданий по сольфеджио на странице сайта.
а также в сольном или ансамблевом звучании инструментов симфонического оркестра – ссылка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Гармоническое слуховое сольфеджио так же представлено аккордовыми последовательностями от простой диатоники до сложных хроматических аккордов с отклонениями и модуляцией (причём, все предложенные задания можно скачать, а затем воспроизвести с любого носителя).
Задания по учебной дисциплине «Музыкальная литература»
Одной из традиционных форм контроля знаний, при изучении учебной дисциплины музыкальная литература, является музыкальная викторина или, как её в студенческом обиходе называют – «Угадайка». На уроках музыкальной литературы, преподаватель на звуковоспроизводящем устройстве иллюстрирует заранее приготовленные аудио-фрагменты в определённом их чередовании из музыкальных произведений того или иного композитора. Современные компьютерные технологии с лёгкостью справляются и с этой задачей. Заранее приготовленные звуковые файлы, размещаются на сайте и становятся доступными для их восприятия онлайн
– ссылка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Рис. 2. Фрагмент аудио-заданий по музыкальной литературе на странице сайта.
На первом этапе студентам предлагается прослушать ряд отрывков, основных музыкальных тем из произведений определённых композиторов. Для запоминания прозвучавшего фрагмента, рядом с треком указаны автор произведения и название темы. Затем обучающиеся прослушивают новый вариант чередования тех же музыкальных тем, но уже без указания автора и названия тем. Задача студентов состоит в том, что бы определить автора и название каждого прозвучавшего отрывка.
Двусторонний контакт при выше приведённой форме дистанционного обучения проявляется на учебных занятиях по этим дисциплинам, где преподаватель, проверив выполнение задания, оценивает его.
Задания по учебной дисциплине «Элементарная теория музыки»
Тематические задания по теории музыки на сайте даны в виде традиционных тестовых мультимедийных заданий (с использованием нотного письма) с вариантами ответов – ссылка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
При прохождении теста студенты в каждом задании отмечают предполагаемый правильный/неправильный ответ. После выполнения всех заданий тестируемый имеет возможность проверить правильность выполнения теста и получить исчерпывающую оценочную информацию – ссылка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рис. 3. Фрагмент тестового задания по элементарной теории музыки на странице сайта.
Данная дистанционная форма музыкального обучения в образовательном процессе училища находится в начальной стадии своего становления. Но, несмотря на ограниченное число заданий, студенты выполняют их с интересом и положительными результатами.
26.08.2015 г. Димитровград
13PAGE 15
13PAGE 14515
15