Доклад на тему: «Взаимосвязь исполнительских и музыкально-теоретических дисциплин у учащихся музыкального, хореографического отделений ДШИ»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств города Буинска Республики Татарстан»
Доклад
на тему: «Взаимосвязь исполнительских и музыкально-теоретических дисциплин у учащихся музыкального, хореографического отделений ДШИ»
Составил:
преподаватель МБУ ДО
«ДШИ г.Буинска РТ»
Абульханова М.Г.
Буинск
2016 г.
Оглавление.
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение. PAGEREF _Toc467175872 \h 3Глава 1. Взаимосвязь специальных и теоретических дисциплин. PAGEREF _Toc467175873 \h 41.1.Место теории в педагогической практике. PAGEREF _Toc467175874 \h 41.2.Описание предназначения «музыкальной грамоты». PAGEREF _Toc467175875 \h 5Глава 2. Описание практического способа предоставления знания детям по предмету «слушание музыки». PAGEREF _Toc467175876 \h 82.1. Важность технологий в предоставлении информаций. PAGEREF _Toc467175877 \h 8Заключение. PAGEREF _Toc467175878 \h 11Список используемой литературы. PAGEREF _Toc467175879 \h 13
Введение.Детская школа искусств, призвана давать учащимся общее музыкальное, художественное, хореографическое образование, развивать эстетический вкус и приобщать детей к лучшим произведениям классического русского, советского и зарубежного искусства. Формирование системы музыкально-теоретических знаний и их взаимодействие с другими предметами в ДМШ.
Целью доклада является: развитие музыкальной способности (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, певческий голос), развитие творческих способностей (уметь самостоятельно передать характер музыки в движении и пении, импровизировать, сочинять), развитие у детей образного восприятия музыки, развитие интереса к музыке и т.д.
Основными задачами является: обучение и ознакомление учеников с теорией, а также знания нотной грамоты, правильному восприятию музыки, овладение музыкально-теоретическими знаниями.
Глава 1. Взаимосвязь специальных и теоретических дисциплин.Место теории в педагогической практике.Для многих педагогов-музыкантов взаимосвязь специальных и теоретических дисциплин - это воспитание способности понимать музыкальный язык, мыслить образами. Нужно дополнять и расширять понятия и знания, полученные в каждой из них. Повседневный контакт между теоретиками, хоровиками и специалистами играет очень важную роль, так как у них одинаковые задачи: раскрыть и развить музыкальные данные учащихся, дать им ряд практических навыков, научить их слышать, воспринимать и осознавать музыкальное звучание во всем его многообразии, но достигается это своими специфическими средствами.
В своей повседневной педагогической практике мы часто сталкиваемся с тем, что на различных занятиях (специальность, сольфеджио, хор, музыкальная литература и другие) педагогам приходится заострять внимание учащихся на одних и тех же моментах, работать над одними и теми же моментами.
Важную роль здесь выполняют теоретические предметы. Слуховое развитие в процессе музыкального обучения осуществляется комплексно на уроках слушания музыки, разбора произведений, исполнения песен, игры на инструменте и путем специальных упражнений в классе сольфеджио. Программа по слушанию музыки конкретизирует содержание предметных тем, рекомендуемых последовательность изучения их и разделов предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса. Восприятие музыки детьми начинается с распознавания эмоций, входящих в структуру музыкального содержания. Для развития эмоциональной отзывчивости детей, используется полихудожественный подход, позволяющий применять синтез искусств: изобразительного искусства, литературы и музыки.
Описание предназначения «музыкальной грамоты».
Хореографические отделения школ искусств не ставят своей целью подготовку профессиональных артистов балета. Их основная задача – эстетическое воспитание учащихся средствами хореографического искусства. Предмет «Слушание музыки» для хореографических отделений имеет аналогичную задачу.
Наряду с общей музыкальной культурой, изучение данного предмета должно дать учащимся более глубокие знания о танцевальных жанрах и балетной музыке. В связи с этим используемый традиционный список несколько расширен. Введено гораздо большее количество танцев народов СССР и зарубежных стран. При изучении произведений классиков русской, советской и зарубежной музыкальной литературы большее внимание уделено танцевальным жанрам в творчестве композиторов. Предмет «Слушание музыки. «Музыкальная грамота» является развивающим у детей образное мышление, чувство метроритма, умение чутко воспринимать музыку, воспитывающих художественный вкус.
Особенностью курса является соединение на одном уроке двух видов занятий: 1)слушание музыки, 2)музыкальная грамота. Изучение теоретических понятий ведется на основе изучаемого материала по разделу «Слушание музыки». Раздел «Музыкальная грамота» необходим для более активного восприятия учащимися музыкального материала, грамотного его понимания. Получая музыкально-теоретические знания, учащиеся подробно знакомятся с разнообразными метроритмическими и структурными особенностями изучаемой музыки. Так, например, в первом классе, изучая песни, танцы разных народов, дети имеют представление об их метроритмической структуре. Учащиеся знакомятся с жанрами балета и оперы.
В то же время объем материала по теории музыки значительно сокращен. По сравнению с аналогичным курсом предмета «Сольфеджио» для музыкальных отделений: изучаются только основы нотного письма, а также основы метроритма – длительности, различные ритмические фигуры, размеры и группировка в них, формирование основ музыкальной культуры обучающихся и приобщение к шедеврам мировой классики с раннего школьного возраста. На данном этапе у учащихся складывается представление о том, что мелодия состоит из различных длительностей и имеет определённый метроритм. Ритм исполнения мелодий контролируется слухом.
Слуховые представления разных длительностей полезно закреплять и словесной подтекстовкой, ритмической схемой. Начинать следует с ритмики, словесный текст, прочитанный даже по слогам, обычно не теряет смысла. Музыкальный же текст, чтобы быть попятным, обязательно должен быть прочитан в своей временной организации.
Глава 2. Описание практического способа предоставления знания детям по предмету «слушание музыки».2.1. Важность технологий в предоставлении информаций.В моей практике используются мультимедийные программы и презентации, в целях развития эмоциональной отзывчивости детей.С помощью использования современных технических средств можно повысить мотивацию ученика. В качестве основной цели использования информационных технологий на уроках музыкально-теоретического цикла можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся
Если говорить об использовании информационных технологий на уроках теоретического цикла, то здесь они помогают решить ряд задач, они :
Предоставление музыкального материала помогает лучше развить не только слуховые, но и зрительные стороны учащихся.
Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным обучающимся специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.
Оказывает неотъемлемую помощь в развитии творческого потенциала ученика и гармоничного развития личности в целом.
Для формирования и развития у детей устойчивого и познавательного интереса к урокам слушания музыки перед преподавателем стоит задача: сделать урок интересным, насыщенным и занимательным, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у учащихся к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.
С помощью компьютера легко и органично увеличивается объём аудиовизуальной презентации. С компьютером можно обеспечить сколько угодно иллюстраций из музыкальной литературы в оригинальном звучании и с видеорядом. Нотный набор, сканирование нот, сохранённая в файле реально исполненная аудио- или видеопесня - её прослушивание и повтор за образцом (имитация) позволяет постепенно и систематически приучать читать ноты внутренним слухом.
На этих уроках преподавателю нужно не только поддерживать интерес обучающихся к музыке, но и в более сложной форме: думать, размышлять, анализировать, создавать изобразительные или поэтические аналоги звучащей музыке, объяснять появление в творчестве композиторов некоторых сочинений, уметь объединять произведения живописи и скульптуры, архитектуры и музыки и т.д.
«Работая на инструменте над звуком, добиваясь неустанно его улучшения, мы влияем на слух и совершенствуем его. А развивая слух, мы непосредственно действуем на слух», - говорил Г.Нейгауз. В этих словах великого музыканта выражена сущность взаимосвязей уроков теоретических дисциплин с исполнительскими. Выпускники музыкальной школы должны уметь сыграть или спеть по нотам несложные произведения, уметь аккомпанировать пению. Раздел «Чтение с листа» вошел в учебные планы и программы всех дисциплин. Известно, что этот навык развивается очень медленно и требует большой и кропотливой работы. Вот тут-то педагогам – специалистам, теоретикам и хоровикам – необходимо объединить свои усилия и работать, отталкиваясь от общих методических положений
Но в теоретических классах невозможно систематически заниматься с каждым учеником индивидуально. Здесь необходима помощь специалиста, который может не только прослушать ученика и указать ему на ошибки, но и дать совет в отношении применений той или иной фактуры, подсказать аппликатуру и т.д.
Преподавателям исполнительских дисциплин, чья задача – научить анализировать нотный текст, нужно выстраивать художественное целое с преподавателями музыкально-теоретических дисциплин. При изучении средств музыкальной выразительности также очень полезно обращаться к примерам учеников из специальности. Такая форма работы играет огромную роль в осознании развития образа музыкального произведения.
Для грамотного исполнения важно также знание формы произведения и умение слышать как каждую его часть, так и понимать всё произведение в целом, поэтому при работе на уроке музыкальной литературы над видами музыкальных форм, опять-таки следует обращаться и к материалу из занятий учеников по специальности.
Заключение.Педагоги – музыканты в своей повседневной работе не должны замыкаться в рамках своей узкой специальности, а как можно чаще проникать в сферу смежных специальностей. Итак, для выполнения одной из основных задач музыкальной школы – воспитание формирования будущего музыканта – профессионала или любителя, необходима единая направленность в работе педагогов всех специальностей, нужна связь между преподаванием специальных и теоретических дисциплин. Для осуществления этой связи необходимо, чтобы педагоги-теоретики чаще обращались к живой музыкальной практике учащихся, а педагоги-специалисты не ограничивались обучением игре на инструменте, а всесторонне развивали учащихся, опираясь на знания, полученные в теоретических классах.
«Музыкальный педагог не должен быть «спецом» в одной какой-либо области музыки. Он должен быть и теоретиком и регентом, но в то же время музыкальным историком, музыкальным этнографом, исполнителем владеющим инструментом… Главное, он должен знать музыкальную литературу, т.е. музыкальные произведения в возможно большем количестве», написал В.В. Асафьев.
Комплексный метод преподавания, широкое взаимопроникновение содержания учебных предметов, единство целей обучения и практическая слуховая основа всех дисциплин в ДМШ создает благоприятные объективные условия для разносторонних и плодотворных межпредметных связей в музыкальном воспитательном процессе.
Список используемой литературы.Книги:
Вопросы фортепианной педагогики. Сборник статей под общей редакцией В. Натансона. М,2001 г.
Ф.Брянская. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. Классика XXI века. М. 2009 г.
Б.Кременштейн. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. Классика XXI века. М, 2009 г.
Стразов С. П., Молодова Н. А. Проблемы преемственности в подготовке музыканта-педагога // Подготовка педагога в условиях модернизации образования. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского гос. пед. университета, 2003. С. 341-344.
Токарева И. А. Принципы педагогической техники в условиях современной школы // Проблемы педагогики. 2014. № 1 (1). С. 56-59.
Хайбуллина Р. Ф. Потенциал инструментально-исполнительской подготовки в формировании профессиональной культуры будущих учителей музыки // Проблемы педагогики. 2014. № 1 (1).