Развитие навыков чтения на уроках английского языка в сфере применения современных образовательных технологий


Развитие навыков чтения на уроках английского языкав сфере применения современных образовательных технологий
Чтение в жизни каждого культурного человека, занимает важное место. Современный читатель в условиях господства телевидения, радио и кино, не должен терять интерес к чтению книг, так как чтение помогает нам обогатить наш внутренний мир, получить знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность личного мышления и получить художественное наслаждение. Книга является воспитателем, учителем и другом.
Проблема становления навыка чтения, обучения восприятию и пониманию текста, а также формирования квалифицированного чтения – одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения и ее успешное решение во многом зависит от первых шагов ребенка, обучающегося читать. Изменившиеся социальные условия предъявляют иные, чем в прошлом, количественные и качественные требования к объёму и способу восприятия информации.
Как известно, чтение, занимает очень важную роль в обучении английскому языку. В данной статье речь пойдет о чтении и упражнениях, применяемых для обучения данному виду речевой деятельности. Чтение – это процесс расшифровки графического сообщения с целью понимания этого сообщения и определения смысла содержания этого сообщения. Чтение – это один из наиболее важных способов получения информации. Оно занимает значительное место в жизни современного образованного человека. Чтение – это также одна из форм письменного общения, что в свою очередь обеспечивает передачу жизненного опыта человечества, накопленного в различных и разнообразных сферах и ситуациях жизни. Чтение способствует развитию познавательных функций психики, а так как в процессе овладения иностранным языком тренируются различные приемы запоминания, формируется филологическое мышление, расширяются знания об окружающей действительности, именно чтение является основой для развития этих умений.   Чтение - это цель и, одновременно средство обучения иностранному языку, а целью обучения чтению, в сою очередь, является овладение учащимися умением читать на иностранном языке, которая является одной из практических целей изучения иностранного языка, как дисциплины в целом.
Следует рассмотреть виды чтения:
Ознакомительное (это вид чтения, при котором объектом внимания читателя становится весь текст, и его задача – извлечение главной, основной информации)
Изучающее (это вид чтения, требующий полного, глубокого понимания текста, его осмысление и анализ)
Поисковое (это вид чтения, задачей которого является поиск определенной информации в тексте, причем осмысления текста и логики его построения не требуется)
Просмотровое (это беглое выборочное чтение, целью которого является получить общее представление о тексте или о ряде вопросов, которые он затрагивает)
Ценностно – ориентационное (это вид чтения, направленный на использование результата чтения в других видах речевой деятельности)
Познавательное (это вид чтения, направленный на получение информации с текста)
Регулятивный (это вид чтения с последующими предметными действиями, соотносящимися или не соотносящимися с текстом)
Обучение чтению должно представлять собой обучение речевой деятельности, так как оно не только создает правильную ориентацию обучающихся, но и способствует более быстрому формированию необходимых речевых умений на иностранном языке. Мы используем чтение преимущественно в этой функции: с помощью текстов мы знакомим с новым языковым материалом, используем тексты для подготовки пересказов, выражения мнений, ответов на вопросы и многих других заданий.                                     
Универсальность работы с текстом заключается в том, что текст представляет собой опору для развития коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих, как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная и учебно-познавательная компетенции.
Большинство современных школьников не считают чтение полезным и увлекательным занятием. Снижение интереса к чтению, замена печатного формата информации на компьютерную негативно отражаются на уровне образованности и качестве образования.
Мои личные наблюдения и опыт показывают, что учащиеся часто оказываются беспомощными перед текстом, даже не приступив к работе над ним.
Чтение выступает как цель обучения, предусматривающая формирование и развитие всех видов чтения и основных УУД: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных, и в свете требований действующей нормативной образовательной базы, ФГОС, соответствует формированию личностных УУД и достижению личностных результатов обучения.
Процесс формирования познавательных УУД заключается в том, что работа с текстом формирует читательскую культуру и информационную компетенцию, развивает исследовательские умения, умения обобщать, выделять главное, реферировать и структурировать информацию.
Успешная реализация коммуникативных УУД связана с выполнением интегрированных коммуникативных (направленных на развитие навыков говорения, письма, аудирования) заданий. Процесс формирования регулятивных УУД связан с определением смысла чтения для себя, рационального планирования и оценки, а также с повышением интереса и мотивации, проявлением волевого усилия, осознанием качества. Таким образом, чтение становится опорой для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Стратегия развития навыков чтения и формирование всего спектра УУД предполагают сбалансированную отработку всех видов чтения и алгоритма выполнения дотекстовых, собственно текстовых и послетекстовых заданий.
Правильно организованное обучение чтению выполняет следующие функции:
Самостоятельность.
Развитие навыков письма, говорения и аудирования.
Воспитательные цели (нравственность, мировоззрение, ценности).
Познавательная функция.
Привитие любви к чтению.
Рассмотрим некоторые современные технологии обучения чтению:
Технология продуктивного чтения, которая была разработана профессором Н. Н. Светловской. Целью данной технологии является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст, она направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, являющихся приоритетными на уроках английского языка, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, правильно понимая при этом собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты, а также технология продуктивного чтения нацелена на формирование познавательных универсальных учебных действий, а именно умения извлекать информацию из текста.
Технология проблемного метода обучения чтению, которая ненавязчиво побуждает ученика читать на уроке активно и творчески. Я считаю, что проблемный подход привлекателен тем, что он формирует систему умственных действий, которую ученик может применить не только для решения учебно-коммуникативных, но и реальных жизненных задач. Важным является и тот факт, что при проблемно-поисковой организации урока чтения создаются такие условия, которые побуждают ученика самостоятельно искать, анализировать, сопоставлять и обобщать необходимую информацию на иностранном языке. Вся работу над текстом для чтения делится на три этапа: дотекстовый, текстовый и послетекстовый. Большое внимание требуется уделить дотекстовому этапу, так как именно он приводит в действие систему проблемно-поисковых заданий. Его особенность заключается в том, что ученики начинают работу с информацией, еще не открывая текст учебника.
Технология развития критического мышления при чтении направлена на развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения. С помощью технологии критического мышления я учу детей не запомнить информацию, а уметь проанализировать её, отметить в ней что-то полезное для себя. С этой целью при чтении использую различные таблицы, схемы, кластеры. Учащиеся заполняют их в процессе чтения, систематизируя и распределяя новую информацию.
Технология обучения оптимальному чтению (В. Н. Зайцев) дает положительные результаты при обучении большинства детей. К ее преимуществам относятся: игровая форма обучения чтению, развивает логическое мышление, речь, память, внимание и музыкальные способности, подходит для детей всех возрастов.
Вся методика Зайцева основана на том, что ребенок должен всего добиться, полагаясь на собственные силы, - начиная с простого просматривания кубиков и произношения слогов и заканчивая самостоятельным чтением. При этом процесс обучения значительно сокращается по времени. Материал представлен в зависимости от возраста в виде кубиков, таблиц, схем, они могут различать по цветам, размерам и т.д. особое значение имеют такие принципы как:
1)частотность упражнений
2)жужжащее чтение
3)чтение перед сном
4)режим щадящего чтения
При работе с текстами на уроке преподавателю требуется учитывать  виды чтения, их особенности, цели и задачи, поставленные к работе с данным текстом.
Я использую виды чтения на своих уроках в зависимости от поставленной цели и задач урока, от места урока в теме, а также учитываю возраст и уровень подготовки детей.
При работе с текстом возможны следующие варианты заданий:  
Прочтите текст, разделите его на смысловые части, подберите названия к каждой из них.
2) Прочтите текст и найдите в каждой части по одному предложению, передающему основную мысль, главную идею этой части.
3) Прочтите текст и перечислите вопросы, факты, освещаемые в нём.
4) Прочтите текст и передайте его основную идею, основную мысль несколькими предложениями.
5) Прочтите текст, будьте готовы ответить на вопросы по основному содержанию текста.
6) Найдите (зачитайте, выпишите) главные (ключевые) факты текста.
7) Расположите следующие предложения текста в логической последовательности и пронумеруйте их по порядку.
8) Составьте вопросы к тексту, поработайте в парах «вопрос - ответ».
9) Подготовьте план пересказа текста, к каждому пункту плана подберите несколько слов, словосочетаний, предложений.
10) Поясните главную мысль текста своими словами.
11) Выразите личное мнение о тексте.
12) Прочтите текст, соотнесите его содержание с заглавием.
13) Назовите основные проблемы, затронутые в тексте.
Кроме того, к прочитанному тексту могут быть составлены дополнительные задания на понимание и запоминание текста:
Расположите слова в предложениях в правильном порядке.
Ответьте «правда», «неправда», «неизвестно».
Вставьте в предложения пропущенные слова.
Составьте предложения из предложенных слов.
Поставьте фразы диалога в правильном порядке.
Переставьте буквы так, чтобы получились слова, вставьте их по смыслу в предложения.
Поставьте глаголы в предложениях в правильную форму.
Найдите синонимы, антонимы к предложенным словам в тексте.
Найдите эквиваленты к выделенным словам.
Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является самым необходимым для большинства людей. Процесс чтения, предполагающий сложные мыслительные операции (анализ, синтез, умозаключение и др.), и результат – извлечение информации – имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей.
Опыт показывает, что представленные формы работы с текстом, используемые с учетом возрастных особенностей и уровня языковой подготовки обучающихся, способствуют овладению приемами чтения, повышают уровень общего речевого развития. Но самое главное, на мой взгляд, что определяет ценность такой стратегии работы с текстом, - это изменение отношения к сложному предмету как доступному и увлекательному!