Доклад Формы и методы проверки усвоения профессиональных компетенций на занятия дисциплин экономического цикла
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
ГПОУ «АМВРОСИЕВСКИЙ ИНДУСТИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ДОКЛАД
на тему
«Формы и методы проверки усвоения профессиональных компетенций на занятия дисциплин экономического цикла»
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
экономический профиль
Преподаватель экономических
дисциплин высшей категории
ЗапорожцеваНаталия
Леонидовна
Амвросиевка - 2017
В профессиональном образовании актуальной является разработка инновационных технологий обучения на основе компетентностного подхода, которые обеспечивают качественную подготовку будущих специалистов. При разработке современных образовательных программ по отдельным дисциплинам необходимо предусматривать формирование общих и профессиональных компетенций. Под профессиональными компетенциями понимается совокупность умений, основу которых составляют предметно-специализированные знания, умения и навыки.
Профессиональные компетенции – готовность работника на основе усвоенных знаний, умений, приобретённого опыта решать типичные профессиональные задачи, преодолевать проблемные производственные ситуации.
Высокая компетенция работника означает, что он ориентируется в данной профессиональной (производственной) проблеме, понимает её суть, владеет способами её успешного практического решения.
Необходимым условием эффективности обучения при компетентностном подходе является личное включение обучающегося в активную деятельность. Задача преподавателя – продумать, организовать и обеспечить необходимые условия для активной работы обучающихся. Особое внимание необходимо уделить тем методам, которые способствуют включению обучающихся в активную деятельность, развитию инициативы, ответственности, способствующих развитию критического мышления.
Основные методы обучения:
- методы активного обучения (деловые игры, ролевые игры, дискуссии);
- метод проблемного обучения (беседа, проблемный семинар);
- методы активизации творческого мышления (мозговой штурм);
- методы взаимообучения (коллективного, группового и парного);
- выполнение лабораторных и практических работ.
Необходимо помнить, что нет универсальных приёмов формирования и развития профессиональных компетенций. Таким образом, центральным моментом в организации обучения в рамках компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих обучающихся.
Традиционные формы обучения (лекции, семинары, дискуссии) являются более адекватными для формирования общих компетенций, в то время как профессиональные компетенции скорее отрабатываются через профессиональные формы (тренинги, деловые и ролевые игры, анализ кейсов, проектные задания и т.д.).
Качество подготовки специалистов может быть повышено, если одной из главных составляющих компетентности будущего специалиста считать управленческую компетентность.
Использование в учебном процессе метода анализа конкретных ситуаций позволяет формировать у студентов умения и навыки решения профессиональных задач.
При изучении специальных дисциплин для целей подготовки будущих специалистов применяю деловые игры.
Игра активизирует мыслительную деятельность студентов, направляет их творческий потенциал на решение профессиональных ситуаций, способствует адаптации к будущей профессии.
Деловые игры позволяют получить более-менее ясное представление о том, как человек будет себя вести в команде, что весьма важно для руководителя.
Таким образом, профессиональная компетенция будущего специалиста заключается в способности успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач и принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности.