Доклад Система контроля ЗУН учащихся в коррекционной школе VIII вида

ГКС (К) ОУ РМ «Поводимовская школа- интернат»

Учитель русского языка: Волгушева О. М.

Доклад «Система контроля ЗУН учащихся в коррекционной школе VIII вида»



У педагогов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида и учителей общеобразовательных школ, работающих с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, нередко возникают вопросы, связанные с изучением уровня усвоения знаний у этой категории учащихся.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности должны осуществляться в течение всего периода обучения.
Проверка знаний, умений и навыков позволяет выявить уровень успеваемости, т. е. степень усвоения учебного материала, полноту, глубину, сознательность и прочность знаний на разных этапах обучения, и обеспечивает, таким образом, накопление информации, необходимой для направленной деятельности по устранению несоответствия между заданным и истинным уровнем знаний, для управления процессом обучения.
Проверка знаний, умений и навыков должна выполнять следующие функции:
- обучающую (способствовать систематизации, обобщению, уточнению, расширению и обогащению знаний учащихся);
- воспитательно-развивающую (повышать учебную дисциплину, развивать самоконтроль, формировать адекватную самооценку учебной деятельности школьника);
- коррекционно-развивающую (способствовать развитию и коррекции психических процессов, эмоционально-волевой и личностной сфер, а именно, неадекватного уровня притязаний, самооценки, отношения к оценке результатов деятельности);
- стимулирующую (побуждать к активизации умственной деятельности по усвоению материала, способствовать выработке сознательного отношения к регулярному труду, побуждать к улучшению достигнутых результатов, создавать положительную мотивацию, вселять веру в свои возможности);
- проектировочную (прослеживать путь развития учащегося, выстраивая линию достижений и неудач, объективно отражать путь формирования знаний, умений и навыков).
На разных этапах обучения проверка знаний может иметь разное целевое значение. Пожалуй, наиболее важной является систематическая текущая проверка состояния успеваемости, при рациональной организации которой учитель получает в свое распоряжение ценнейшие данные о наличии пробелов в знаниях учащихся и немедленно использует эти данные для устранения пробелов и недочетов.
Периодическая проверка и оценка знаний проводится в конце каждой учебной четверти; важное значение имеет также проверка усвоения темы или раздела.
Итоговая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащихся в конце года и по окончании школы.
При проверке и оценке качества успеваемости необходимо уделять внимание тому, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, а также способами учебной деятельности.
Существенное значение имеет также то, как относится тот или иной учащийся к обучению, работает ли он с необходимым напряжением постоянно или же «рывками» и т.д. Все это обусловливает необходимость применения всей совокупности методов проверки и оценки знаний.
Методы контроля и оценки различны. Рассмотрим некоторые из них, применение которых целесообразно в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся. Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, каков у них уровень психофизического и умственного развития, в какой мере у них вырабатываются практические умения и навыки, каковы их учебные склонности, интересы и способности. Если по всем этим вопросам у учителя накапливается достаточное количество наблюдений, это позволяет ему более объективно подходить к проверке и оценке знаний учащихся, а также своевременно принимать необходимые меры для предупреждения неуспеваемости.
Устный опрос - индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя таким образом качество и полноту его усвоения. Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний учащихся, его еще иногда называют беседой.
Устная проверка знаний учащихся может применяться на разных этапах урока, в том числе и при проверке усвоения домашнего задания. При устном опросе учитель расчленяет изучаемый материал на отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает учащимся вопросы.
При индивидуальной проверке в течение определенного времени опрашивается только один ученик. Во время опроса могут быть проверены основательно знания данного ученика со всех точек зрения: полноты, глубины, сознательности и прочности, умения и правильности выразить их в устной речи и т.д. Весьма важно в ходе индивидуального опроса не допустить бездействия других учеников - их занимают в это время другими видами работы.
Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и оценки знаний учащихся устный опрос имеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знания не более 3-4 учащихся. Поэтому на практике применяются различные модификации этого метода и, в частности, фронтальный и уплотненный опрос, а также «поурочный балл».
Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа учащихся. При фронтальном, его также называют «беглым», опросе не всегда легко выставлять учащимся оценки, так как ответ на 1-2 мелких вопроса не дает возможности определить ни объема, ни глубины усвоения пройденного материала. Этот вид проверки знаний учеников может также применяться на разных этапах урока, но лучше всего его применять для активизации познавательной деятельности учеников, мобилизации их умственных и волевых усилий на овладение учебным материалом в процессе его изложения. Характерным для фронтальной устной проверки знаний является то, что вопросы, как правило, ставятся всему классу. В обычных условиях отвечает на эти вопросы кто-нибудь один, но применение различных средств обратной связи (например: «светофорчики», «перфокарты»), а в некоторых школах уже возможно и применение оборудования компьютерных классов, позволяет учителю воспринять и ответы всех учеников одновременно.
Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем-пяти учащимся предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, что учитель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них оценки, несколько «уплотняя», т.е. экономя время на проверку знаний, умений и навыков.
Известной модификацией устного опроса является также выставление отдельным учащимся так называемого поурочного балла. Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока. Так, ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы товарищей, отвечающих устно, может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала, проявлять активность при закреплении знаний, обнаруживая, таким образом, хорошее усвоение изучаемой темы. Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и произвольное внимание учащихся, способствовать выработке сознательного отношения к регулярному труду, а также делать более систематической проверку их знаний.
Одним из средств оперативной проверки являются кратковременные письменные самостоятельные работы. Применение этого вида проверки позволяет учителю получить значительную информацию об успеваемости и уровне усвоения материала каждым учащимся в данный момент времени.
Кратковременные письменные работы могут быть совмещены с устным индивидуальным опросом. Такие работы лучше проводить по нескольким вариантам, заимствуя их из дидактических материалов или составляя заранее, варианты раздаются всем ученикам в классе. При подборе вопросов и заданий для письменной проверки следует учитывать уровень развития каждого учащегося; вопросы формулировать таким образом, чтобы на них ребёнок мог ответить конкретно. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Это важная положительная сторона данного метода. Такие работы могут проводиться в начале урока - для мобилизации внимания и привлечения знаний учащихся к восприятию нового материала, но лучше проводить их в конце урока - на закреплении проработанного материала.
Контрольные работы. Это весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей.
Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы, а также в конце четверти или учебного года по совокупности всего материала, проработанного за данный период времени, учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся. Результаты этих работ служат учителю ориентиром в организации дальнейшего обучения учащихся. Кроме четвертных контрольных работ целесообразно проводить одну-две работы в течение каждой четверти с целью проверки уровня сформированности у учащихся знаний и умений в результате изучения ими наиболее важных тем программы. Такие работы, как правило, однородны по характеру предлагаемых заданий; они дают учителю реальные представления об овладении учеником конкретным умением.
Начиная новый учебный год, учитель должен знать и учитывать уровень подготовленности учащихся на его начало. С этой целью целесообразно в первую неделю сентября провести входную контрольную работу по программе прошлого года.
При проведении контрольных работ в специальной (коррекционной) школе VIII вида необходимо соблюдать ряд дидактических требований:
за одну-две недели предупредить учащихся о предстоящей контрольной работе и провести в связи с этим соответствующую подготовку. Одновременно с изучением материала урока целесообразно предложить учащимся похожие задания, которые предполагаются в контрольной работе с тем, чтобы у них выработался чёткий механизм выполнения заданий определённого вида. Нередко полезно также проводить так называемые предупредительные проверочные работы, позволяющие определять степень подготовленности учащихся к предстоящей контрольной работе;
важно, чтобы содержание контрольной работы охватывало как основные положения изученного материала (основная часть), так и включало в себя вопросы, решение которых требовало бы от учащихся проявления сообразительности и творчества (дополнительная часть);
при проведении контрольных работ необходимо обеспечивать самостоятельное выполнение учащимися даваемых заданий, не допускать подсказок и списывания. Для этого целесообразно подготовить различные по уровню сложности варианты заданий, отвечающие требованиям к знаниям, умениям, навыкам учащихся по определённой теме или курсу предмета, а также учитывать индивидуальные особенности и способности ребёнка (индивидуальный и дифференцированный подходы);
учитель предварительно должен прорешать или выполнить предлагаемые в контрольной работе задания; записать текст работы на доске до урока (детям со слабым зрением обязательно дать карточку с заданием его варианта); предусмотреть разноуровневый по сложности материал контрольной работы (применение карточек с вариантами);
на выполнение контрольной работы, проводившейся в конце четверти, выделяется до 35-40 минут урока (в первом классе - 20-30 минут); продолжительность работ, связанных с проверкой усвоения учащимися той или иной темы, не должна превышать 25 минут;
контрольные работы, как правило, должны проводиться в первой половине недели и желательно на втором и третьем уроках. Перенесение контрольных работ на конец недели или на последние уроки нецелесообразно, так как в это время учащиеся испытывают повышенное утомление, что, несомненно, может отрицательно сказаться на выполнении контрольной работы, и в конечном итоге, на результатах. По этой же причине недопустимо проведение нескольких контрольных работ в один день;
итоговые контрольные работы (четвертные, полугодовые, годовые) выполняются в специальных тетрадях для контрольных работ и хранятся учителем в течение учебного года, а тетради слабоуспевающих учащихся – в течение всех лет обучения в начальной школе, в среднем звене, в старших классах.
При переводе в другую школу учащемуся вместе с «Дневником наблюдений» выдаются и тетради для контрольных работ. При переходе из одного звена в другое тетради передаются учителю для анализа пробелов в знаниях и организации дифференцированной работы;
учитель обязан внимательно проверять и объективно оценивать контрольные работы, а также проводить анализ качества их выполнения, классифицировать допущенные учениками ошибки и осуществлять последующую работу по устранению пробелов в их знаниях;
на следующем после проведения контрольной работы уроке под руководством учителя организуется работа над ошибками, которая выполняется в контрольных тетрадях. Учащийся выполняет только то задание, в котором он допустил ошибку. После индивидуальной работы над ошибками на этом же уроке организуется повторение материала с учащимися всего класса с учётом анализа контрольных работ;
основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Однако последним придаётся наибольшее значение.
Для проверки и оценки успеваемости учащихся большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий. Она позволяет учителю изучать отношение учащихся к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий. Проверка домашних работ в той или иной форме осуществляется на каждом уроке. Кроме того, учитель регулярно берет тетради с работами учащихся для специального просмотра и проверки.
В связи с тем, что эффективность процесса обучения зависит от частоты и оперативности, с которой учителем контролируется ход и степень усвоения учащимися учебного материала, в настоящее время большое внимание уделяется совершенствованию средств и методов контроля.

     Специфика контроля по русскому языку имеет свои особенности. 
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает до статочное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа все слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.  В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
 Самостоятельная работа– небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка знаний и умений учащихся по небольшой теме курса, еще не пройденной до конца. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения учащимися способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает аргументированный анализ работы учащихся, который он проводит совместно с учениками. Если умение находится на стадии закрепления, автоматизации то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.           Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний. Так, например, индивидуальную самостоятельную работу может получить ученик, который пропустил много учебных дней, не усвоил какой-то раздел программы работающей в замедленном или ускоренном темпе. Целесообразно использовать индивидуальные самостоятельные работы и для застенчивых, робких учеников, чувствующих дискомфорт при ответе у доски. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой поддержки школьника, воспитания уверенности в собственных силах.  Грамматический разбор есть средство про верки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.  Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.  Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированное умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста. Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Изложение (сочинение) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное со держание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно исполь зовать тексты с несложными описаниями - пейзажа, портрета и т.п. 
В последнее время популярность приобрели тесты. Тестовые задания - динамичная форма про верки, направленная на установление уровня нормированности умения использовать свои знания. В теории и практике обучения разработаны и успешно применяются различные виды, формы и методы повторения. Тесты  это стандартизированные задания с вариантами ответов, среди которых даются верные и неверные. По одному и тому же учебному материалу тесты могут быть разной степени трудности, что расширяет возможности учителя в реализации дифференцированного подхода в обучении, а ребенку позволяет успешно проявить себя на уровне своих возможностей. Как уже отмечалось, тест может пред полагать один или несколько верных ответов. Понятно, что последний вариант труд нее первого. Его можно предлагать сильным учащимся. Слабые ученики поэтапно вы полняют эти тесты и в результате покажут свои знания в усвоении того же материала, что и сильные. 

В коррекционной школе по чтению проверяются умения и навыки, определенные требованиями программы. Чтение и читательская деятельность в разных классах имеет специфические особенности. Проверяется техника чтения. Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности. 
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение на- изусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, ил люстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п. 
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения. 
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными.                                             

В заключении можно сделать вывод: в системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.

15