Доклад на МО: Информатизация и компьютеризация образовательного процесса как одно из условий обеспечения качества образования
АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» ведущей функцией системы дополнительного образования детей является реализация образовательных программ и образовательных услуг в целях удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Это должно способствовать созданию условий для развития индивидуального потенциала учащихся, формированию их готовности к социальной и профессиональной адаптации.Дополнительное образование строиться на следующих приоритетных идеях:
1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
4. Единство обучения, воспитания, развития.
5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса .В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности обучающихся четко отработан, в дополнительном образовании этот вопрос пока остается одним из наименее определенных. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам. В сфере образования термины «педагогический мониторинг«, «мониторинг качества» появился сравнительно недавно. Педагогический мониторинг-это система организации сбора, хранения, обработки распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозированием её результатов. Педагогический мониторинг может осуществляться в разных видах деятельности: управленческой, педагогической, методической. Объектами педагогического мониторинга являются все участники педагогического процесса (педагоги, обучающиеся и сам педагогический процесс). Если рассматривать мониторинг как наблюдение, оценку и прогноз состояния системы, то детское объединение (студия, секция, мастерская) — это и есть образовательная система со своими законами, проблемами, перспективами, предлагающая описание и прогнозирование ее развития в образовательной программе. Мониторинг позволяет определить правильность и точность этого прогноза, а также проанализировать изменения, которые произошли в процессе реализации программы. Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся.
Основными методами диагностики в дополнительном образовании детей можно считать наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, тестирование. На современном этапе образования необходимость разработки мониторинга качества образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей является непременным атрибутом педагогического управления образовательным процессом. Педагоги должны понимать целесообразность применения в своей повседневной практике психолого-педагогической диагностики, необходимость корректировки текущего образовательного процесса, модернизации дополнительных образовательных программ.
Говоря о достижениях учащихся, как о текущих, так и об итоговых, в сфере дополнительного образования можно выделить, как минимум, три группы параметров, по которым эти достижения необходимо отслеживать: учебные, личностные, социально-педагогические.Основными параметрами учебных достижений учащихся в сфере дополнительного образования выступают: уровень освоения детьми содержания преподаваемого предмета, устойчивость интереса детей к преподаваемому предмету, предлагаемой деятельности и коллективу. Личностные достижения включают: направленность динамики личностных изменений, нравственное развитие учащихся, приобщенность учащихся к культурным ценностям (мировым, российским, региональным), уровень творческой активности детей, уровень практической реализации творческих достижений учащихся.
Критериями социально-педагогических результатов являются создание условий для формирования адекватной «Я-концепции»: социализация, адаптация и реабилитация ребенка; педагогическая коррекция; жизненное и профессиональное определение ребенка, забота о здоровье детей и охрана прав детства.
В течении всей работы коллектив МКУ ДО «ЦВР» рп. Михайловка ведет работу по оценке качества образования обучающихся объединений. Определены основные подходы к организации промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. У каждого педагога разработана система управления процессом аттестации обучающихся, выпускников. На уровне учреждения отобрано содержание аттестационных материалов по каждой образовательной программе. К аттестации обучающихся можно отнести участие в различных выставках, конкурсах различного уровня. На учрежденческом уровне итогом работы объединений является «Лейся песня» и «Радуга талантов»
Задачами аттестации являются: проверка уровня теоретических знаний и практических навыков учащихся; мониторинг динамики роста интеллектуального, творческого, культурологического, специализированного уровня учащихся; проверка качества обучения предоставляемого учащимся педагогом учебной группы. Аттестация проводится в 2 этапа: предварительная аттестация и итоговая (промежуточная) аттестация. Итоговая аттестация проводится в случае окончания работы объединения по образовательной программе, промежуточная на этапе окончания, например, первого года обучения по 2-х годичной программе.
Культурно-массовые мероприятия проводимые с учащимися в течение учебного года, рассматриваются, как предварительная аттестация учащихся и являются основанием для анализа и экспертизы деятельности педагога, а для детей допуском к итоговой аттестации.
Результаты участия учащихся в учебной и воспитательной деятельности учреждения заносятся в лист предварительной аттестации, который служит основанием для анализа работы объединения в течение всего учебного года по следующим показателям: сохранность контингента (количество обучающихся дошедших до конца учебного года); активность объединения и каждого ребенка в приобретении социального, культурологического и иного опыта деятельности, предлагаемой педагогом и учреждением в целом для их продвижения; результативность образовательного процесса, согласно программе и возрасту обучающихся; качество образования, реализуемое педагогом.
Обучающиеся успешно прошедшие аттестацию получают удостоверение об окончании курса. Обучающиеся, показавшие неудовлетворительные знания и умения могут по желанию продолжить обучение в учреждении на том же этапе обучения, но в составе другой учебной группы. Результаты аттестации детей озвучиваются на итоговом родительском собрании. В традиции учреждения награждать родителей за призовые результаты детей.
Педагоги «Центра Внешкольной работы» находятся в постоянном поиске содержания и структуры критериев и показателей качества образования обучающихся в зависимости от направленности кружка, коллектива.
Методист ЦВР рп. Михайловка: Жукова Валентина Николаевна