Смотр знаний по теме Углеводороды

"Углеводороды" Общественный смотр знаний учащихся
Цель урока: проверка знаний учащихся по теме: «Углеводороды».
Тип урока: урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
Девиз урока: «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев» (Д.И.Менделеев)
Форма проведения: общественный смотр знаний учащихся.
Продолжительность: 2 часа.
Задачи урока:
Образовательные:
- проверить степень усвоения основных понятий темы: углеводороды, классы углеводородов;
- проконтролировать умения составлять уравнения химических реакций, определять их тип;
- формировать умения решать задачи
Развивающие: формировать и развивать образовательные компетенций:
* учебно-познавательных:
развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности;
развитие умения ставить познавательную задачу, самостоятельно добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;
* коммуникативных:
навыков работы в паре, взаимодействия с другими людьми, умения отвечать на поставленный вопрос;
умения строить ответ по плану; умение вести записи в тетради;
умения организовывать и анализировать собственную деятельность;
* информационных:
проводить материальное и знаковое моделирование,
выделять существенные признаки химических реакций,
извлекать необходимую информацию из различных источников;
оформлять и представлять результаты своей работы.
Воспитательные:
* воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать чувство ответственности и интерес к знаниям.
Планируемые результаты обучения. Данный урок является заключительным по теме, предполагается, что учащиеся должны продемонстрировать знания:
определений понятий – алканы, алкены, алкадиены, циклоалканы, арены, кратная связь, двойная связь, тройная связь, изомеризация, гомология;
типов химических реакций в органической химии;
химических свойств углеводородов;
специальные умения:
классифицировать углеводороды по составу;
называть органические вещества;
составлять уравнения, характерные для изученных классов углеводородов;
определять тип химической реакции;
характеризовать особенности строения углеводородов;
решать задачи
общие учебные умения:
планировать и регулировать свою учебную деятельность;
проводить самооценку;
коммуникативные умения (работа в группах, устная речь, ведение записей в тетради);
Этапы урока:
Целеполагание.
Химическая разминка
Химический диктант.
Проверка знаний определений.
Устный ответ
Проверочная работа (решение задач).
Кроссворд.
Подведение итогов.
Учащиеся одновременно проходят первые три этапа, затем часть из них выходит к доске и отвечает на вопрос: «Каковы химические свойства классов углеводородов?», другие учащиеся отвечают устные определения членам жюри. Школьники, у которых остается время, приступают к заполнению кроссворда. Все результаты учащиеся заносят в лист учета и маршрутный лист.
Структура урока:
I. Целеполагание осуществляется задолго до урока, это: настрой учащихся, работа с листами учета, самооценка.
Учитель. Здравствуйте! Я рада приветствовать всех участников общественного смотра знаний: гостей, членов жюри и, конечно же, учеников, которые приложили немало усилий, чтобы овладеть первоначальными знаниями о веществах. Мы проводим урок в необычной форме, и я надеюсь, что продемонстрируем высокий уровень знаний по теме «Углеводороды».
Постановка цели
Цель урока: выяснить, насколько хорошо мы усвоили понятия темы, что важно для дальнейшего изучения химии. Сегодня нам предстоит большая работа и очень важно правильно организовать свой маршрут. Постарайтесь успеть все! Перед вами маршрутный лист, на котором написаны все этапы урока. Не забывайте вносить в него оценки, которые вы получите. В итоге комиссия выявит победителя – лучшего химика – героя урока!  Желаю всем успеха!
II. Активация знаний учащихся
Разминка. Фронтальная работа с классом.  Назовите вещества и укажите класс, к которому они относятся. Учитель показывает карточки с формулами углеводородов, ученики называют вещества и класс, к которому они относятся.
Вещество
Формула
Класс

Метан



Этен (этелен)



Этан



Ацетилен (этин)



Бензол



Бетадиен



Толуол




III. Проверка знаний учащихся
1. Химический диктант
Диктант оформляется на листочках и сдается жюри на проверку <[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]1>.
2. Викторина
Грибники нашли в лесу небольшое болото, из которого вырывались местами пузырьки какого-то газа. От спички газ вспыхнул, и слабосветящееся пламя стало блуждать по болоту. Какой это газ?
– В 1852 г. немецкий химик Ф.Вёлер пытался выделить металлический кальций из известняка, прокаливая его с древесным углем. Он получил спёкшуюся массу сероватого цвета, в которой не обнаружил никаких признаков металла. С огорчением Вёлер выбросил эту массу на свалку во дворе лаборатории. Во время дождя лаборанты заметили, что каменистая масса выделяет какой-то неизвестный газ. Что это за газ?
– В 1814 году в Лондоне появилось газовое освещение. Светильный газ хранили в железных баллонах под давлением. В летние ночи освещение было нормальным, а зимой – тусклым. Владельцы газового завода обратились за помощью к химику Фарадею. Он установил, что зимой часть светильного газа собирается на дне баллона и превращается в жидкость. Так был открыт всем известный теперь бензол. А какой газ использовали для освещения улиц англичане?
IV. Учитель. Мы вместе прошли два этапа урока. Теперь каждый движется самостоятельно.
1. Задание. Написать уравнения химических реакций, подтверждающих химические свойства классов углеводородов. Приложение №2
Углеводороды
Характерные реакции

Алканы


Алкены


Алкины


Алкадиены


Арены



2. Проверочная работа проводится по вариантам.
- Дать определение понятиям (Приложение 3)
Понятие
определение

Изомерия


Изомеры


Гомологи


Алканы


Алкены


Алкадиены


Циклоалканы


Алкины


Арены


Виды изомерии (перечислить)



- Выполните тестовые задания

1. Общая формула алканов:
1) СnH2n+2
2) СnH2n-2
3) СnH2n
4) СnH2nBr2
2. Форма молекулы ацетилена:
1) плоская
2) тетраэдрическая
3) линейная
4) угловая.
3.Выберите формулу вещества, принадлежащее к классу алкенов:
1) С2H6
2) С4H10
3) С4H8
4) С5H10Сl2
4.Даны вещества: бутан, метан, 2-метилпентан. Все указанные вещества относятся к классу:
1) алкенов
2) алкадиенов
3) аренов
4) алканов.
5.Вещества, имеющие одинаковый состав, но разное, строение называются:
1) изомерами
2) гомологами
3) ароматическими углеводородами
4) аминами.
6. Изомерами являются



а) CH3 CH2
|
CH2 СН3
CH3
|
б) CH3 CH CН3





в) CH3 СН2 СН2 СН2 СН3

CH3
|
г) CH3 CН СH2 СH2 СH3







1) а и б
2) а и г
3) б и в
4) б и г.

7. Укажите правильное название вещества, формула которого:

СН3
|
СН
· С-СН-СН2-СН3:
1) изомер гексина
2) 3-метилпентин -4
3) 3-метилпентин-1
4) ацетилен.
8. Какое уравнение реакции отражает лабораторный способ получения ацетилена?
1) 2 СН4 С2Н2 + 3 Н2
2) Са С2 + 2Н2О Са(ОН)2 + С2Н2
3) СН4 С + 2Н2
4) 2С + Н2 С2Н2.
9. Свойства веществ зависят не только от состава, но и от
1) условий получения вещества
2) химического строения
3) валентности химических элементов
4) агрегатного состояния вещества.

10. Установите соответствие между общими формулами углеводородов и названиями веществ:

ОБЩАЯ ФОРМУЛА
класса углеводородов
НАЗВАНИЕ вещества


· А) CnH2n
1) 2-метилбутан

Б) CnH2n+2
2) этан

В) CnH2n-2
3) 3,3-диметилпентен-1


4) бутадиен-1,3


5) 4-метилпентин-1


6) бензол



3. Составьте кроссворд по теме «Углеводороды» (жюри подводит итоги)
Заключительное слово Учителя. Наш урок подходит к завершению. Вы славно потрудились! Кто стал героем нашего урока? Кто прошел все этапы урока на «oтлично»?
VI. Рефлексия. Напишите краткий отзыв об уроке, пожелания: себе и учителю. Подарите учителю и жюри смайлик!
Учитель. Благодарю всех за труд! Заканчиваю урок словами Дмитрия Ивановича «Много испытал я в жизни, но не знаю ничего лучше детей...» Благодарю всех за сотрудничество и хорошую подготовку к уроку!
VII. Домашнее задание. Подготовьте обобщающую схему-шпаргалку «Углеводороды».





Приложение №3
Понятие
определение

Изомерия


Изомеры


Гомологи


Алканы


Алкены


Алкадиены


Циклоалканы


Алкины


Арены


Виды изомерии (перечислить)


Приложение №2
Углеводороды
Характерные реакции

Алканы


Алкены


Алкины


Алкадиены


Арены


Приложение 1
Диктант по теме: «Углеводороды»
Вариант 1
Вариант 1

1)Напишите общую формулу


алканов
алкенов

Укажите вид химической связи

алкенах
алканах

Первый представитель гомологического ряда

аренов
алкинов

Форма молекулы

метана
ацетилена

Вид изомерии

алкенах
алканах

Формула

бутана
бензола

Наиболее типичная реакция для

алканов
алкенов

Реакция горения


циклоалканы
алкадиены

Назовите продукт реакции


бромирования бензола
гидрирования этилена


Приложение 5
Решение задач
Определите плотность метана по водороду.



В каком веществе пропане или пропене массовая доля углерода больше?





Приложение 4
знание определений химических понятий

Изомерия – явление существования изомеров.
Изомеры – это вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение и свойства.
Гомологи – вещества, имеющие сходное строение и свойства и отличающиеся по составу на одну или несколько групп СН2 (гомологических разностей).

Алканы (парафины, метановые УВ) - предельные УВ с общей формулой СnН2n + 2
Циклоалканы (циклопарафины, нафтены) - предельные УВ с общей формулой СnН2n, ).

Непредельные УВ
Алкены (этиленовые УВ) - УВ с общей формулой СnН2n, имеющие одну двойную связь

Алкины (ацетиленовые УВ) - УВ с общей формулой СnН2n - 2, имеющие одну тройную связь
Алкадиены (диеновые УВ) - УВ с общей формулой СnН2n – 2, имеющие две двойные связи.

Арены (ароматические УВ) - УВ с общей формулой СnН2n - 6, имеющие три тройные связи

Виды изомерии
По углеродной цепи (скелету)
По положению кратной связи
Межклассовая
Пространственная (цис-транс-изомерия)
Смешанная























ТЕСТ
1. Общая формула алканов:
1) СnH2n+2
2) СnH2n-2
3) СnH2n
4) СnH2nBr2
2. Форма молекулы ацетилена:
1) плоская
2) тетраэдрическая
3) линейная
4) угловая.
3.Выберите формулу вещества, принадлежащее к классу алкенов:
1) С2H6
2) С4H10
3) С4H8
4) С5H10Сl2
4.Даны вещества: бутан, метан, 2-метилпентан. Все указанные вещества относятся к классу:
1) алкенов
2) алкадиенов
3) аренов
4) алканов.
5.Вещества, имеющие одинаковый состав, но разное, строение называются:
1) изомерами
2) гомологами
3) ароматическими углеводородами
4) аминами.
6. Изомерами являются



а) CH3 CH2
|
CH2 СН3
CH3
|
б) CH3 CH CН3





в) CH3 СН2 СН2 СН2 СН3

CH3
|
г) CH3 CН СH2 СH2 СH3







1) а и б
2) а и г
3) б и в
4) б и г.

7. Укажите правильное название вещества, формула которого:

СН3
|
СН
· С-СН-СН2-СН3:
1) изомер гексина
2) 3-метилпентин -4
3) 3-метилпентин-1
4) ацетилен.
8. Какое уравнение реакции отражает лабораторный способ получения ацетилена?
1) 2 СН4 С2Н2 + 3 Н2
2) Са С2 + 2Н2О Са(ОН)2 + С2Н2
3) СН4 С + 2Н2
4) 2С + Н2 С2Н2.
9. Свойства веществ зависят не только от состава, но и от
1) условий получения вещества
2) химического строения
3) валентности химических элементов
4) агрегатного состояния вещества.

10. Установите соответствие между общими формулами углеводородов и названиями веществ:

ОБЩАЯ ФОРМУЛА
класса углеводородов
НАЗВАНИЕ вещества

А) CnH2n
1) 2-метилбутан

Б) CnH2n+2
2) этан

В) CnH2n-2
3) 3,3-диметилпентен-1


4) бутадиен-1,3


5) 4-метилпентин-1


6) бензол






























Решение задач на вывод химических формул

Вариант 1
Выведите формулу углеводорода, в котором массовая доля углерода 85,7%, относительная плотность по водороду 42.
При сжигании углеводорода массой 29 г образовалось 88 г оксида углерода (IV) и 45 г воды. Относительная плотность вещества по воздуху равна 2. Найдите молекулярную формулу углеводорода.
Вариант 2
Выведите формулу углеводорода, в котором массовая доля углерода 85,7%, относительная плотность по водороду 28.
При сжигании углеводорода объемом 2,24 л образовалось 13,2 г оксида углерода (IV) и 7,2 г воды. Относительная плотность вещества по водороду равна 22. Найдите молекулярную формулу углеводорода.
Вариант 3
Выведите формулу углеводорода, в котором массовая доля водорода 14,3%, относительная плотность по водороду 21.
При сжигании 1 моль газообразного алкана (при н.у.) образовалось 22,4 г оксида углерода (IV) и 36 г воды. Найдите молекулярную формулу углеводорода.
Вариант 4
Массовая доля углерода в углеводороде составляет 83,3 %, относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 36. Определите молекулярную формулу углеводорода.
При сжигании углеводорода массой 11,4 г образовалось 35,2 г оксида углерода (IV) и 16,2 г воды. Относительная плотность вещества по водороду равна 56. Найдите молекулярную формулу углеводорода.
Вариант 5
Органическое вещество имеет состав: С – 53,3%, Н – 15,6%, N – 31,1%. Относительная плотность паров этого вещества по водороду 22,5. Какова формула этого вещества?
При сжигании органического вещества массой 9 г образовалось 17,6 г углекислого газа, 12,6 г воды и азот. Относительная плотность вещества по водороду равна 22,5. Найдите молекулярную формулу этого вещества.
Вариант 6
Выведите формулу органического вещества, содержащего 52,17% углерода, 13,04% водорода, 34,78% кислорода, имеющего плотность паров по водороду 23.
При сжигании органического вещества массой 3,9 г образовалось 13,2 г углекислого газа, 2,7 г воды. Относительная плотность вещества по водороду равна 39. Найдите молекулярную формулу этого вещества.

Ответы на задачи


Решение задач на вывод химических формул

№ варианта
Задача № 1
Задача № 2


С6Н12
С4Н10


С4Н8
С3Н8


С3Н6
СН4


С5Н12
С8Н18


С2Н7N
С2Н7N


С2Н6O
С6Н6


С8Н18
С6Н12


С2Н6
С6Н6


С4Н6
СН2O


С5Н12
С4Н10


СН4
С6Н6


С2Н6
С3Н8



Заголовок 115