Особенности работы классного руководителя в кадетском корпусе

Особенности системы работы классного руководителя в кадетском корпусе.

Мы часто используем слово «система», считая, что точно знаем, что оно обозначает. Я решила проверить его лексическое значение по толковому словарю. Оказалось, что в толковом словаре Ожегова - 7 словарных статей, посвященных этому слову. Близкими мне показались две из них. То, что мы подразумеваем под системой в работе классного руководителя, скорее всего «форма организации», которая должна привести к результату, представляющему собой « нечто целое, находящееся во взаимной связи».
Нечто целое в нашей работе - это, как вы понимаете, конечный результат. К нему идти очень долго, но сам процесс уже запущен, он в движении.
Будучи за свою профессиональную жизнь классным руководителем в разных классах и разных учебных заведениях (и в сельской школе с небольшой наполняемостью, и в городской, и в профессиональном училище), хочу сказать, что работа в кадетском корпусе да еще интернате имеет свою специфику. Но эта особенность скорее положительная, чем отрицательная.
Ребята находятся в корпусе 6 дней в неделю и по 24 часа друг у друга на виду. Безусловно, это создает определенные трудности в психологическом плане, так как «нет личного пространства». Однако при полном понимании взрослыми этих трудностей проблема интерната может быть сведена к минимуму.
Безусловно, очень важно, что у ребят в кадетском корпусе есть старший наставник - командир взвода. Для мальчишек (а их большинство во взводе) очень важно, что это мужчина с опытом военной службы. Что греха таить, воспитанием в основном и в семье, и в детском саду, и в школе занимаются женщины. Командир взвода – это человек, который играет самую важную роль в воспитании кадет. Необходимо, чтобы это был достойный человек во всех смыслах: и военный, и воспитатель, и старший наставник, и мужчина с хорошим жизненным опытом
Второе мое глубокое убеждение, что система воспитательной работы только тогда будет действенной, дающей какой-то результат, когда взрослые, стоящие во главе класса: классный руководитель, командир взвода и воспитатель - будут единой командой. Невозможно чему-то научить кадет, если внутри этой тройки возникнут разногласия, какие-то свои амбициозные цели или просто непонимание.
Все основные этапы работы с кадетами эта команда должна составлять вместе: план воспитательной работы, итоги промежуточной и итоговой аттестации учащихся, организовывать работу с родителямиТакже согласованно эти этапы анализировать: выявлять общие промахи и общие победы, замечать и обсуждать те изменения, которые происходят с каждым членом взвода и со всем коллективом в целом.
Я глубоко убеждена: единые требования, серьезная заинтересованность в результате, доброе отношение к детям и личный пример командира взвода, классного руководителя и воспитателя – это та основа, на которой строится вся система воспитания в кадетском классе. Эти взрослые наставники, выполняя каждый свои функциональные обязанности, но работая в тандеме, помогут ребятам создать коллектив, преодолеть трудности «общежития» и остаться индивидуальностями.
В портфолио нашего класса написаны такие мудрые слова: « Если хочешь идти быстро – иди один, если хочешь идти далеко – идите вместе». Очень хотелось бы назвать это нашим девизом, но считаю, что это должны понять и принять сами дети. Уверена, что это произойдет, хотя и не так быстро, как хотелось бы.
Любое дело начинается с постановки цели. Поставить цель конкретного урока или классного часа просто – научить, воспитать, развить, говоря современными требованиями – привить компетентность. А как поставить цель глобальную – воспитать личность, да еще в таком большом временном отрезке с 11лет до 17 лет?
Мы эту цель сформулировали как единую:
- Формирование коллектива как воспитывающей среды.
Эта цель предполагает:
- Создание в коллективе обстановки, способствующей свободному и полному раскрытию способностей каждого кадета
- Воспитание уважительного отношения к старшим, близким и толерантного отношения к товарищам
- Воспитание человека, обладающего культурой мысли, чувств, речи
- Воспитание человека – гражданина
Как бы ни были красиво сформулированы цели, какими бы благими намерениями ни руководствовался классный руководитель, дело мы имеем с конкретными детьми, которые в наш корпус пришли из разных школ, из разных районов области, хороших, но разных учителей начальных школ.
Сформировать коллектив (да еще такой, чтоб сам воспитывал) по взмаху волшебной палочки не удастся. Период «притирки» у нас занял весь 5 класс, но и сейчас, когда ребята уже в 8 классе, результат не конечный и не идеальный. Но, подводя каждый год итоги, мы видим, что работа по воспитанию сплоченности во взводе проведена огромная, в первую очередь самими ребятами.
Мы прекрасно понимаем и в этом нас поддерживают родители, что дружба и понимание – это то, без чего очень трудно добиваться каких-то других целей, даже если идти вместе. Поэтому все, что будем делать в этом году, будет направлено на достижение именно этой цели.
Приоритетными направлениями системы воспитательной работы являются направления, взятые за основу всего кадетского корпуса: «Отечество», «Гражданский фарватер, семья», «Толерантность, кадетское братство», «Здоровье», «Кают-компания». Для успешной работы необходим тесный контакт с психологом, медицинским персоналом, работниками библиотеки кадетского корпуса.
«Отечество» - воспитание гражданской ответственности, духовное здоровье учащихся, воспитание у них патриотических чувств, формирование понимания и осознания исторического прошлого и будущего, своей непосредственной роли в жизни страны.
Кадеты выпускают боевые листки к Дням воинской славы, готовят сообщения о великих событиях и участниках этих событий, обсуждают фильмы о великих полководцах, прикасаясь к истории нашего государства.
Самое главное в этом направлении - живое общение с теми, кто защищал Отечество в самые сложные периоды истории: встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.
«Гражданский фарватер, семья» - воспитание бережного отношения к своей малой родине, своим близким, формирование личной позиции.
Здесь очень важен тесный контакт с родителями кадет.
Это экскурсии, которые ребята совершили в Музей авиации Севера, в Архангельский краеведческий музей, в музей АМУ им. капитана Воронина, «Гостиные дворы», экскурсии по Архангельску, организованные самими ребятами. Кадеты ездили к пограничникам, в МЧС, в пожарную часть, в воинскую часть, в таможню... Такие встречи проводятся в системе, с целью профориентации.
«Толерантность, кадетское братство» Это направление является очень важным в кадетском корпусе - интернате. Большую помощь оказывают психологи, которые помогают ребятам в трудных ситуациях. Беседы-тренинги «Знаю ли я себя», анкетирование «Мои увлечения», игра «Кто понимает без слов» (о взаимопонимании) - это лишь небольшая часть мероприятий, направленных на познание себя и своих товарищей.
«Здоровье» - создание условий для физического развития ребенка, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда физической культуры и здорового образа жизни. В первую очередь, это
самообслуживание: в кубриках у кадет чистота, которую они наводят по-военному тщательно, такая же чистота на закрепленном за взводом участке пришкольной территории.
«Кают-компания» - это раскрытие творческих способностей детей, приобщение к истинным культурным ценностям, развитие творческой личности учащихся. Все мероприятия нацелены на раскрытие способностей и таланта каждого кадета.

Работая с этим классом, я поняла, что мелочей в воспитании нет. Именно маленькими достижениями человек растет, иногда для себя даже незаметно. Важно, чтобы ребята поняли: «Ни один корабль не выходит из порта без четкого маршрута. Мечта и цель – твой маршрут».
У нас нет цели – воспитать воинов. Мы считаем, что главной задачей корпуса является воспитание настоящих мужчин, защитников Родины, семьи и будущего.













15