Конспект урока по русскому языку по теме: «Основа слова – носитель его лексического значения. Производная и непроизводная основа. Производящая основа» 2 класс

Конспект урока по русскому языку по теме: «Основа слова – носитель его лексического значения. Производная и непроизводная основа. Производящая основа» 2 класс

Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
М/п: извлекать информацию, представленную в разных формах: сплошной текст, несплошной текст (схема); владеть разными видами аудирования (ознакомительным, выборочным), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.
6ЛР: различать производную и непроизводную основу, устанавливать состав основ (выделять части слова), находить производящую основу с опорой на толкование лексического значения.
8ЛР: развивать чувство языка на основе языковой игры, внимания к происхождению и истории слов.

Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.




II. Языковая разминка.


1. Орфографический мониторинг.
– Прослушайте текст.
Чопорная дама, обиженно поджав губы, сидела в шёлковом платье на жёстком диване с чашкой шоколада в руках. Рядом лежала её чёрная сумочка.
– Какой вид орфограмм в нём преобладает? (Буквы ё, о после букв шипящих под ударением в корне слова.)
– Ещё раз прослушайте текст и запишите слова с названным видом орфограммы. Обменяйтесь тетрадями и сравните с вариантом на доске (слайде). (Чопорная, шёлковом, жёстком, чёрная.)
– Выставите рядом с заданием общее количество баллов. (За каждое правильно написанное слово ставится 1 балл.)

2. Словарный диктант «Наоборот».
– Запишите к словам антонимы, обозначьте орфограммы:
1) диалог (монолог);
2) исчезать (появляться);
3) оптимизм (пессимизм);
4) прекрасный (безобразный);
5) рассвет (закат);
6) расставаться (встретиться).

– Обменяйтесь тетрадями и сравните с вариантом на доске (слайде).
– Подсчитайте количество баллов (2 балла за каждое правильно подобранное и правильно записанное слово). Суммируйте баллы за языковую разминку. Оцените себя.
Пороговые баллы учитель предлагает сам или они вырабатываются с диалоге с учениками.



Познавательные УУД
Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, выборочным).




ТОУУ













ТОУУ


III. Введение в тему урока.

На доске изображена схема:


– Что вы можете рассказать о слове по этой схеме? Попробуйте подобрать к ней примеры.
– Что у вас получилось? Достаточно ли в схеме информации, чтобы примеры имели какое-то сходство?
– Сделайте необходимые добавления, чтобы можно было рассказать о слове более точно.
Ученики дополняют схему изображением частей слова: приставки, корня, суффикса, окончания.




– Назовите ключевое слово урока. (Основа слова.)

Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему урока.

Познавательные УУД
Извлекать информацию, представленную в виде схемы, преобразовывать и передавать её в других формах (текст, слова).


IV. Актуализация изученного.


Проводится по предложенному плану или используется презентация (см. prezent_ rus_5kl_ ur23).
1. Фронтальная беседа по вопросам §10.

Методическая рекомендация. Особое внимание следует обратить на вопрос 4, в котором осмысливается членение на основу и окончание не на буквенно­графическом, а на фонетическом уровне. Этот момент представляется важным, так как позволит впоследствии правильно выделять «невидимые» части слов, например, суффикс [й] в словах типа лисья (ср. лисий), третья (ср. третий) и др.
Кроме того, для учащихся становится очевидной связь между разделами языка – фонетикой и морфемикой, что в целом способствует установлению в сознании прочной языковой картины в системных связях и отношениях:
соловь[й]и (ср. соловь[й]я, соловей, соловь[й]ом);
пособи[й]э (ср. пособи[й]у, пособи[й]я , пособи[й]эм);
друзь[й]а (ср. друзь[й]ам, друзь[й]ами, друзей, о друзь[й]ах).
2. Упр. 107 выполняется по «шагам» задания устно (коллективно) и письменно (самостоятельно) с последующей самопроверкой у доски. Запись слов группами: 1) птицелова, птиц, ловить; 2) в бузине, бузинный; 3) на сосне, сосновый.
Затем учащиеся выделяют основы в каждой группе, сравнивают их по строению (только из корня, из двух корней, из корня и суффиксов).
Формулирование вывода. С изменением основы (появлением других частей в основе) изменяется лексическое значение слова.


Коммуникативные УУД
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Познавательные УУД
Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).
Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.




V. Открытие нового знания.


1. Выполнение заданий в учебнике под рубрикой «Открываем новые знания».
Устанавливается, что можно дать толкование слов с опорой на однокоренные, так:
птицелов – тот, кто ловит птиц;
бузинный – сделанный из бузины;
сосновый – сделанный из сосны.
Далее сравниваются основы по строению и делается вывод: можно дать толкования лишь тем словам, у которых основы состоят не только из одного корня, но и содержат другие части.
2. Чтение текста в рамке о производной и непроизводной основах.
Беседа по вопросам:
– Назовите ключевые слова текста. Дополните ими ключевое слово, которое записали в начале урока. (У учеников в тетрадях должна быть запись: основа, производная, непроизводная.)
– Попробуйте объяснить значения слов производная, непроизводная через однокоренные слова (произведена от другого слова, ни от чего не произведена).
– Какая основа по строению сложнее: производная или непроизвод­ ная? Почему?
– Приведите свои примеры слов с производными и непроизводными основами.
– Ответьте на вопросы после текста в рамке.
– Покажите различия между производной и непроизводной основами на основе схемы (для проверки можно использовать материал предметного диска – схема «Основа слова. Соотношение основ» к §10).







Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.





VI. Первичное закрепление нового знания, развитие умений.
1. Упр. 108 – развивается умение различать производные и непроизводные основы, мотивировать свой выбор опорой на толкования значений однокоренных слов.
Выполняется коллективно с комментированием и последующей записью на доске и в тетрадях.
Запись в тетради: ненаглядное, наглядное, глядели, наглядеться.
Слово ненаглядное толкует сама мартышка – от слова наглядеться (любоваться), оно разошлось по значению со словом глядеть (смотреть, видеть); комический эффект, который проявляется в

сочетании ненаглядное пособие, возникает от столкновения прямого значения слова глядеть в слове наглядное и переносного любоваться у слова ненаглядное.
2. Анализ текста в рамке после упражнения.
Информацию о производящей основе можно ввести сразу при установлении производности/непроизводности слов, называющих героев рассказа: попугай, мартышка, удав, слонёнок.
Основы слов удавить, слон, с помощью которых толкуем слова удав и слонёнок, будут производящими: удав – «змея, которая может удавить»; слонёнок – «маленький слон (детёныш слона)».
Чтение текста в рамке про себя.
Уточняющая беседа по вопросам:
– Сколько производящих основ может быть у слова? (Одна.)
– А однокоренных слов? (Несколько.)
– Как найти производящую основу у слова? (Найти самое близкое из однокоренных слов, через которое можно объяснить данное слово.)
3. Упр. 109 – развивается умение устанавливать соотносительные пары: производная – производящая основа с опорой на толкования производных слов. Например, старик – старый человек, значит, основа слова старый будет производящей для слова старик. Производные слова, имеющие производящую основу стар(ый): старик, старина, старьё, старенький. Для слов старичок, стариковский производящая основа – старик; для слова старинный – старин(а), для слов старушечий, старушка – старух(а).
4. Упр. 110 – представлена информация о происхождении непроизводных с современной точки зрения слов понедельник и неделя, развивается умение устанавливать характер основ (мотивированность или немотивированность в современном языке) названий дней недели (вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье).


5. Дополнительная информация (можно использовать материал предметного диска – историческая справка о значении и происхождении слова белка, к §10).


Личностные результаты
1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.
2. Интерес к языку, развитое чувство слова, языковая интуиция.



Познавательные УУД
1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).
2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

Коммуникативные УУД
1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.



VII. Итог урока.


– Прочитайте ключевые слова урока.
– Допишите недостающее слово в тетрадь.
– Дайте определение ключевым словам, как вы их поняли. Приведите примеры.

– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.
Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ


VIII. Домашнее задание.


1. Выучить определения ключевых слов.
2. Упр. 111.






















© ООО «Баласс», 2012 13PAGE \* MERGEFORMAT14115








15