Истина и ее критерии
Урок 16
Тема «Истина и ее критерии»
“Лишь тот умен, кто понимает,
Что неучен, что мало знает!”
Абу Шукур.
Звучит эпиграф « Ничто так не помогает победе истины, как сопротивление ей» (афоризм Чэнинга), учащиеся высказывают свое мнение, определяя тему урока.
Две параллельные прямые пересекаются. Это истина или это заблуждение?
Учащиеся выдвигают предположения
Изучая геометрию Евклида в школе, вы изучаете как истинное положение то, что прямые не пересекаются, но знаете ли вы о существовании неевклидовой геометрии Лобачевского, которая доказывает то, что параллельные прямые пересекаются в бесконечности (черные дыры). Это абстрактная теория, основанная на математических расчётах, которую трудно проверить на практике.
Какое из этих суждений истинно и где мера, критерий истины?
Как вы можете убедиться в истинности тех или иных знаний?
Мы можем проверить на практике и для этого необходимо определить цель и план сегодняшнего урока…дети самостоятельно составляют план и в ходе его обсуждения выбираем наиболее точный.
Цель: Выяснить, что такое истина и каковы ее критерии
План: 1. Понятие истина
2.Свойства истины
3. Критерии истины
После обозначения центральной проблемы урока, вопросов, на которые в ходе коллективной работы предстоит ответить, учитель последовательно предлагает школьникам ряд заданий.
3. Какое из предложенных определений истины вам представляется наиболее точным?
Истина — соответствие наших знаний о предмете самому предмету.
Истина — незыблемые, не меняющиеся со временем утверждения.
Истина — это те выводы, с которыми все согласны.
Истина — это то, во что человек верит.
Выполнение этого задания позволяет сразу включить учеников в выявление сущности ведущего понятия темы — истина. Каждое из суждений содержит, что называется, свою долю истины. Научно принятым можно считать первое утверждение. Второе и третье существенно сужают или даже искажают определяемое понятие. Действительно, к незыблемым, неменяющимся можно отнести очень узкий круг суждений, обозначаемых понятием «абсолютная истина» (отметим: некоторые философы считают, что абсолютные истины не отражают какую-либо реальность, а служат неким познавательным идеалом). Третье определение также уязвимо. Школьники могут сами на конкретных примерах показать ситуации, когда идея, теория, которую разделяли все (или подавляющее большинство), оказывалась ложной и, напротив, истинность отдельных утверждений, считавшихся глубокими заблуждениями, в дальнейшем подтверждалась. Последнее из приведенных определений вообще исключает объективный характер истины.
4.Давайте с помощью учебника самостоятельно попробуем определить свойства истины с точек зрения предложенных философов, обсуждаем и сравниваем со слайдом.
Задание 2
Обдумайте два высказывания, приведенные ниже. Есть ли среди них правильное? Какое? Свой выбор обоснуйте.
Мир есть процесс безостановочных изменений, поэтому он непознаваем, непостижим.
В своей основе мир неколебим, покоен и поэтому доступен пониманию.
В основе каждого из этих утверждений лежит предположение, что познавать можно лишь неменяющиеся, покоящиеся объекты. Вместе с тем, очевидно, что, познавая мир, человек способен и выявлять его динамику, «охватывать» изменчивость, определять тенденции и перспективы развития. Относительность получаемых при этом суждений и выводов не отменяет их истинности в данных обстоятельствах.
5. Далее учащимся предлагается рассмотреть предложенную на слайде схему «формы истины» и привести примеры из жизни и (или) из других наук, школьных предметов.
Задание повышенной сложности*:
Приведем высказывание английского философа ХVIII в. Дж. Беркли: «Я не в состоянии помыслить ощущаемые вещь или предмет, независимо от их ощущения или восприятия... Когда мы видим цвет, величину, фигуру и движения человека, то мы воспринимаем только определенные ощущения или идеи в нашем собственном духе... Отсюда ясно, что мы видим не человека, а только известную совокупность идей».
Разделяете ли вы этот вывод? Если нет, попробуйте опровергнуть рассуждения философа.
Данное задание следует отнести к достаточно сложным. Действительно, исходный тезис рассуждений Беркли опровергнуть трудно. Мы сравниваем наше знание о предмете с тем, что мы называем фактами. Но факты, согласно Беркли, не сам предмет, а тоже наши некоторые утверждения. Иначе говоря, мы устанавливаем соответствие не утверждения и предмета, а одного утверждения с другим.
Но если вдуматься в рассуждения философа, то окажется, что единственной несомненной реальностью и истинностью обладает лишь познающий субъект — «Я сам». Все остальные, в том числе и другие люди, — это некие фантомы, «комплексы моих ощущений», «совокупности моих идей». Не говоря уже о том, что каждому здравомыслящему человеку этот вывод представляется абсурдным, он несостоятелен и с нравственно-этической позиции: самоценен лишь «я — любимый», все остальное — «мое производное».
6. Далее нам необходимо разобраться со следующим вопросом сегодняшней темы – критерии истины – предлагаю с помощью учебника, совместных обсуждений и проверки по слайду составить схему.
Задание 4 Какие из перечисленных ниже суждений верны? Обоснуйте ваш выбор.
Истина объективна тогда, когда она не зависит от познающего субъекта.
Истина объективна, если она оставляет нас спокойными, не вызывает споров и страстей.
Объективных истин не бывает, так как без человека нет познания, а человек всегда привносит свое отношение к познаваемому предмету.
Объективные истины могут быть только в мире природы, но не в мире людей.
Задание 5
В свое время в философии разгорелся спор о существовании абсолютных истин. Одни авторы в качестве примера такой истины приводили следующее утверждение: «Наполеон умер 5 мая 1821 года». Другие авторы доказывали относительность этой истины, выдвигали следующие аргументы: а) летосчисление здесь взято по грегорианскому календарю, который отставал к 1821 г. от астрономического на 13,5 ч; б) смерть зафиксирована по прекращении дыхания и сердцебиения, считать это признаками смерти — результат определенной договоренности в медицинском мире, возможно, в будущем смерть будет устанавливаться по другим признакам; в) само понятие «Наполеон» относительно. Физиологически и психически человеческое «Я» на протяжении жизни несколько раз обновляется. Умирающий Наполеон, по сути, уже не та личность, какой он был, например, в сражении под Аустерлицем.
Разделяете ли вы вывод об относительной истинности разбираемого в данном тексте суждения? Проанализируйте приведенные в подтверждение этого вывода аргументы.
В условии этого задания приведены элементы критики А. А. Богдановым положения о существовании абсолютной истины, и в частности примера, который в своих работах использовал Ф. Энгельс, а затем В. И. Ленин. (Статья «Вера и наука», содержащая данную критику, написана Богдановым в ответ на появление книги Ленина «Материализм и эмпириокритицизм».) С рядом аргументов Богданова можно согласиться. Но вряд ли убедительным выглядит утверждение о столь радикальных изменениях человека на протяжении его жизни, что он перестает быть «равным самому себе».
7. Рефлексия
1). Предлагаю составить свои триады истины т.к в организации индивидуальной работы важна не только систематизация знаний, но и формирование личной позиции при решении какой-либо проблемы.
2). Творческое осмысление в форме синквейна, даймонда, диаманты, хайку (работа с одаренными детьми.
Структура Синквейна
1 строка обозначает тему одним словом (обычно существительным),
2 строка описывает тему (2 прилагательных),
3 строка называет действия, относящиеся к теме (3 глагола),
4 строка выражает отношение автора к теме (фраза из 4 слов),
5 строка – повторение сути, «синоним» темы
Пример:
истинаабсолютная, реальнаясодержит, отражает, утверждаетмысль или высказывание, соответствующие своему предметупротивоположна лжи
Даймонд – состоит из 7 строк.
Алгоритм написания даймонда: Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия.
Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного.
Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие.
Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд.
Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.
Структура Диаманта
строчка 1: тема (существительное)
строчка 2:определение (2 прилагательных)
строчка 3:действие (3 причастия)
строчка 4:ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия)
строчка 6:определение (2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное)
Для написания диаманты используются противоположные понятия или понятия, составляющие единое целое.
Структура «хайку»
Хайку (или хокку) – это японская стихотворная форма в три строки. В первой и третьей строках – по пять слогов. Во второй – семь слогов.
Структура хайку
Строчка 1: «Я был» кем-то или чем-то или «Я видел» кого-то или что-то
Строчка 2: Место и действие (где и что делал)
Строчка 3: Определение (как?)
3). Предлагаю вам оценить себя по следующим критериям:
Я углубил знания
У меня появлялись новые идеи
Я принимаю множественность точек зрения на один предмет
Я считаю, что мы вместе решили поставленные задачи
4). Упражнение «Философское дерево». Какое, на ваш взгляд, высказывание вы бы выбрали эпиграфом к уроку? Почему?
Люди обычно считают, что лучше заблуждаться в толпе, чем в одиночку следовать за истиной. Клод Адриан Гельвеций
Кто слишком много доказывает, ничего не доказывает. Оноре де Бальзак
Убежденность опасней для истины, чем ложь. Фридрих Ницше
Утопии часто оказываются лишь преждевременно высказанными истинами. Альфонс де Ламартин Истина происходит от чувств, но не заключается в них. Джордано Бруно
В заключительной части целесообразно предложить учащимся сформулировать ответы на те вопросы, которые были обозначены в начале занятия:
Давайте вспомним вопрос, который мы поставили вначале урока и попробуем на него ответить
Что такое истина и как установить достоверность, истинность наших знаний?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Прочитать п.22
подобрать афоризмы по теме истина и аргументировать их примерами из науки и жизни. Творческий уровень мини-эссе «Здравый смысл народа не есть здравый смысл, не в людской толпе рождается истина» П. Чаадаев
Закончить урок хочу стихами персидского поэта Абу Мухаммада Саади Ширази
Те знания, что ты постиг
И золота дороже
Исчезнуть может злато в миг
А знание не может.
Спасибо за совместный поиск истины. Урок закончен