Конспект урока по окр.миру Животные Красной книги
Урок по окружающему миру для 1 класса "Животные Красной книги"
Тема урока: Животные Красной книги
Цель урока: Выяснить, зачем и каким образом нужно охранять диких животных от исчезновения с лица Земли.
Задачи урока:
1. Познакомить детей с Красной книгой, ее структурой; расширить и углубить знания детей о животных, внесённых в неё; воспитать бережное и ответственное отношение к природе.
2. Выявить животных ближайшего природного окружения, нуждающихся в особо бережном отношении со стороны человека.
3.Раскрыть основные причины сокращения численности этих видов и определить меры, необходимые для охраны редких животных.
Оборудование: компьютер, слайды с изображением животных, Красная книга.
1.Организационный момент.- Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь с нашими гостями. - Вспомним стихотворение про звонок.
- Давайте вспомним, что такое природа?
- На какие группы делится природа? (живая и неживая)
- Назовите признаки живой природы?
- Ребята, о ком шла речь на предыдущих уроках? (о животных)
- Какие классы животных мы уже изучили.
- Верно, мы многое узнали о животных. Давайте проведем небольшой тест и проверим ваши знания.
2.Тест (отвечайте да или нет) хором
1.У насекомых 6 ног, тело разделено на голову, туловище и брюшко. (Да)
2.Если у животного тело покрыто чешуей и слизью, то это рыба. (Да)
3. Кошка и собака относятся к диким животным. (нет)
4.Рыбы дышат жабрами. (Да)
5.У паукообразных 6 лапок. (Нет)
6. Человек относится к классу млекопитающим. (Да)
7.Пернатые - это птицы. (Да)
8. Звери выкармливают своих детенышей молоком .(Да)
9.Кит-это рыба. (Нет)
10. Млекопитающие рождают детенышей похожих на себя. (Да)
3.Выведение темы и цели урока
-Ребята, посмотрите на слайд и определите, какое животное здесь лишнее? (корова, собака, тигр, кошка).
Тигр – дикое животное, остальные домашние.
- В чем отличие диких от домашних? (о домашних заботится человек)
- А нужно ли заботиться о диких животных?
- Послушайте одну историю
– Осенью давным -давно ночную тишину лесов, что в Польше, часто нарушал протяжный, тоскливый рёв. Это ревел бизон. Был ли он ранен или тосковал по сородичам– мы теперь не узнаем. Но одно знаем точно. Это был последний бизон на земле. Когда он погиб, их не стало. Повсюду на них охотились. В древние времена считалось убить бизона во время охоты особой доблестью. И так люди полностью истребили их. Так же жестоко и беспощадно истребили доверчивых и беззащитных морских коров близ Камчатки и многих других животных.
- Мы приручили диких животных, сделали их домашними, мы взяли ответственность за них, но человек в ответе не только за тех животных, которых приручил. Все больше и больше животных погибают от рук человека. И скоро их может совсем не остаться.
- Посмотрим на картинку бизона и морской коровы. К сожалению, сейчас этих животных можно увидеть только на картинках, хотя раньше они украшали природу нашей Земли.
- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (Об исчезнувших животных.)
- Ребята, сегодня мы должны выяснить, почему и зачем мы должны быть в ответе за диких животных, а какие животные нуждаются в особой охране?
- Как вы думаете ребята, а как человек узнал, какие из видов животных начали исчезать? (их записывали и считали)
- Верно, ребята. Как-то человек задумался, а почему одних животных много, а других так мало на Земле. И решил их всех пересчитать, сделать перекличку.
- Записывал он их в специальную книгу, которая называется Красной.
- Тема нашего урока сегодня, ребята, Животные красной книги.
- Как вы думаете, как связана красная книга и исчезнувшие животные?
- О чем будем говорить на уроке?
1.Познакомимся с Красной книгой, расширим знания о животных , внесённых в неё.2. Выявим животных ближайшего природного окружения, нуждающихся в особо бережном отношении со стороны человека.
3.Раскроем основные причины сокращения численности этих видов и определим меры, необходимые для охраны редких животных)
4.Работа по теме урока.
-Выполним первую задачу нашего урока. Начнем знакомиться с Красной книгой.
- Для того, чтобы познакомиться с чем-то неизвестным, узнать что-то непонятное, куда мы обращаемся? (в словарь, в библиотеку).
- Сегодня у нас на уроке работник библиотеки нашей школы это Вера Валерьевна. Она нам немного расскажет о красной книге.
-Учёные насчитали: только за последние 200 лет полностью уничтожено, стёрто с лица земли больше двухсот видов животных. И всё потому, что люди напористо и грубо вмешиваются в природу. Сейчас мы знаем, что всё в природе взаимосвязано. И если мы будем по частям убивать её, связи нарушатся, а поскольку человек – часть природы разрушив её, он и сам может погибнуть. Поняв это люди во всём мире стали объединяться, чтобы вместе охранять Землю.
В 1948 году учёные мира создали Международный Союз Охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга.
– Как вы думаете, почему её назвали не синей, не белой, не жёлтой, а именно красной?
- Это сигнал опасности, тревоги.- Правильно! Он как красный сигнал светофора предупреждает : «Осторожно! Может случиться беда!» – Для чего она нужна?
Красная книга:
–информирует;–призывает изучать;–предупреждает;– советует.
-Из Красной книги мы узнаем, какие виды животных и растений в опасности. Она советует, как сохранить эти редкие виды растений и животных. Красная книга призывает изучать эти виды и предупреждает об их исчезновении.
В 1966 году Международная красная книга была издана в необычном виде. Обложка у неё была красная , а страницы – разноцветные: черные, красные, белые, жёлтые, зелёные, серые. Это было сделано для того, чтобы было видно, в каком положении находится то или иное животное или растение.
Давайте совершим путешествие по страницам Красной Книги.
Подготовленные дети делают мини-доклады.
- Сначала идут чёрные страницы. На них записаны те животные, которых мы больше не увидим.
-исчезнувшие виды (черные страницы): странствующий голубь, морская корова Стеллера, сумчатый волк и др.)
Странствующий голубь – очень красивая птица. Длина тела около 30 см. Эти птицы обитали в лесах Северной Америки. Беспощадное истребление огромных перелётных стай привело к полному вымиранию. Последний странствующий голубь умер зоологическом саду в США.
Далее идут красные страницы. На них записаны особо редкие, исчезающие животные и растения. Их мало, но ещё можно встретить. Они могут исчезнуть совсем.
– исчезающие виды (красные страницы): амурский тигр, зебра Грэви ,снежный барс
Снежный барс – хищное животное, которое обитает высоко в горах. Охотятся они ночью, а днем отдыхают. Зрение и нюх очень развиты. Шерсть у снежного барса очень длинная, густая, пушистая, с густым подшерстком. Служит прекрасной защитой от холода.
На жёлтые страницы занесены животные, количество которых стремительно уменьшается. Если мы не поможем им, то они могут попасть на опасные красные страницы.
– сохраняющиеся (желтые страницы):атлантический морж ,джейран, белый медведь ,розовая чайка.
Джейра́н— парнокопытное млекопитающее. Джейран обитает в пустынях. Кормятся джейраны травянистыми растениями. Джейран крайне чуток и осторожен. Главный враг джейрана — волк. В настоящее время охота на джейрана запрещена. Он включен в Красную книгу России как редкое и исчезающее животное.
Следующие страницы Красной Книги – белые. Здесь записаны животные, численность которых всегда была невелика. Они обитают на небольших площадках.
– редкие (белые страницы):лесной северный олень ,красный фламинго ,скопа
Красный фламинго - крупная болотная птица. Молодые фламинго имеют серый окрас, позднее он краснеет. Их красная окраска происходит от маленьких красных рачков, которыми они питаются. Летают они, вытянув шеи вперед, а ноги назад, плавают хорошо. Пищу добывают необычным клювом. Когда фламинго закрывает клюв, мясистый язык падает вперед, выталкивая воду из клюва..Пища же остаётся в клюве.
На серых страницах записаны названия животных, которые до сих пор мало изучены. Места их обитания труднодоступны или точно не установлены.
-малоизученные (серые страницы):слоновая черепаха, императорский пингвин, жук-геркулес
Слоновая черепаха – живёт на Галапагосских островах. В 17 веке черепахи жили в большом количестве. Такое обилие привлекало к островам пиратов. Перед дальней дорогой они заполняли трюмы своих кораблей сотнями черепах. Пираты убивали черепах из-за вкусного мяса и масла. Сегодня слоновых черепах держат в зоопарках, где они живут по сто и более лет. Очень любят помидоры.
Последние страницы Красной Книги – зеленые. На них записаны животные, которых удалось спасти от вымирания.
– восстанавливающиеся (зеленые страницы): зубр, лось , речной бобр
Зубр –Это очень крупный зверь, массивного и тяжёлого сложения. Голова большая с широким лбом. Вся жизнь зубра связана с лесом, поэтому вырубка лесов человеком стала первой причиной исчезновения зубров. Взрослый зубр не имеет врагов, кроме охотников. В зоопарках зубры живут дольше. Сегодня главное спасти зверя от исчезновения.
- Мы познакомились с различными животными, которые находятся в красной книге.
- Физминутка
-Ребята, пока мы знакомились с животными красной книги и отдыхали, к нам в класс поступили жалобы от животных. (конверты) Послушайте их и угадайте, кто же их нам прислал.
Жалоба № 1.«Ох, и не любят меня люди. Голос видите ли мой им не нравится и глаза говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Днём я сплю, а ночью на охоту вылетаю, защищаю поля от мышей, хлеб спасаю». - Кто это? Дети: Сова.- Сова с 1964 г. находится под охраной государства. Одна сова ловит за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 т. зерна. А мы знаем, что из зерна делают хлеб, булки, поэтому сова очень полезна для человека.
Жалоба № 2.«Сама знаю, что не красавица. А окажись рядом многие отбегают в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая».Скачет зверушка,Не рот, а ловушка.Половит мух-И в воду плюх.-Кто это?Дети: Жаба.-Правильно! Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принесите жабу и они исчезнут.
-Помните ребята! Беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу Их жизнь часто зависит от нас с вами.
- Что является угрозой для животных?
- Угрозой являются чрезмерная добыча животных, охота. Но есть и еще одна причина — разрушение мест обитания животных. Вот, например, через глухой лес прокладывают дорогу. Начинают лес вырубать, машины работают, грохочут, люди шумят. Звери, птицы пугаются, и им нужно куда-то уходить. Они могут не успеть вывести детенышей.
-Вот причины исчезновения животных: охота, вырубка лесов, загрязнение водоемов, уничтожение и загрязнение почв, необдуманная деятельность человека.
-Люди принимают меры, чтобы сохранить редких животных.
Они создали охраняемые территории - заповедники
- Посмотрим, что означает это слово. Где его найдем?
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:
Заповедник - заповедное место, где оберегаются и сохраняются в естественном состоянии редкие и ценные растения и животные, уникальные участки природы.
Правила поведения в природе.
Десять «нельзя»:
Разорять птичьи гнезда;
Рвать и бросать цветы, рвать большие букеты;
Ломать ветки деревьев и кустов;
Уничтожать насекомых;
Шуметь в лесу;
Разводить костры без взрослых;
Оставлять мусор в лесу и водоемах;
Сбивать мухоморы и прочие поганки;
Убивать лягушек и ужей;
Брать лесных зверьков домой.
- Прочитайте памятку юного друга природы.
- Кто из вас хочет быть природе другом?
- В наш век принято считать, что человек — царь природы.
- Как вы понимаете эти слова?
К сожалению, человек забывает, что он является сыном природы, и поэтому должен, как всякий порядочный сын, заботиться о своей матери.
-Мы выяснили, почему нужно охранять диких животных? А как это сделать, мы узнали?
- Вспомните, какова тема нашего урока. Какая была цель урока?
- Вспомним, почему ее цвет именно красный?
- сколько цветов в книге? (6)
- какие страницы там имеются? (красные, черные, серые, желтые, зеленые, белые)
-Молодцы, ребята! Я уверена, что вы станете настоящими защитниками природы не только на словах, но и на деле.
- Наш урок подходит к концу, мы много работали и у нас всё получилось.-Скажите, понравилось ли вам быть исследователями? Полезным ли был для вас этот урок?
Десять «нельзя»
1.Разорять птичьи гнёзда.
2.Уничтожать насекомых.
3.Убивать лягушек и ужей.
4.Брать лесных зверюшек домой.
5.Шуметь в лесу.
6.Ломать ветки деревьев.
7.Рвать большие букеты цветов.
8.Сбивать мухоморы и поганки.
9.Разводить костры без взрослых.
10.Оставлять мусор в лесу. Десять «нельзя»
1.Разорять птичьи гнёзда.
2.Уничтожать насекомых.
3.Убивать лягушек и ужей.
4.Брать лесных зверюшек домой.
5.Шуметь в лесу.
6.Ломать ветки деревьев.
7.Рвать большие букеты цветов.
8.Сбивать мухоморы и поганки.
9.Разводить костры без взрослых.
10.Оставлять мусор в лесу. Десять «нельзя»
1.Разорять птичьи гнёзда.
2.Уничтожать насекомых.
3.Убивать лягушек и ужей.
4.Брать лесных зверюшек домой.
5.Шуметь в лесу.
6.Ломать ветки деревьев.
7.Рвать большие букеты цветов.
8.Сбивать мухоморы и поганки.
9.Разводить костры без взрослых.
10.Оставлять мусор в лесу.