Конспект занятия на тему «Растения и животные Красной книги»


Конспект занятия Предмет (профиль): эколого-биологический
Тема занятия: «Растения и животные Красной книги»
Форма проведения занятия: по типу школьного урока.
Цели и задачи:
познакомить детей с Красной книгой;
расширить и углубить знания детей о животных и растениях, занесенных в Красную книгу;
воспитывать бережное отношение к природе.
Тип занятия: занятие по усвоению новых знаний.
Оборудование и материалы:
Красная книга;
Рисунки животных и растений, о которых пойдет речь на уроке;
Используемая литература:
По страницам Красной книги. Животные. - Минск, 1987. - 386с.
По страницам Красной книги. Растения. - Минск, 1987. -271с.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Сообщение темы и целей урока. Введение в тему
Сегодня мы будем говорить о Красной книге. Эта книга не совсем обычная. Цвет переплета у этой книги - красный.
Как вы думаете, что символизирует красный цвет? (это сигнал тревоги, опасности, предупреждения.)
Правильно. Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда».
В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу. Они погибнут. Спасение их не возможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении.
III.Знакомство с животными и растениями Красной книги
- Давайте познакомимся с некоторыми редкими животными, которые занесены в Красную книгу.
Показ картинок.
Полосатая гиена - очень редкий ночной зверь. Обитает в пустынных местах Средней Азии и Закавказья. Питается чем придется, ловит черепах, а летом приходит на бахчи, где ест арбузы и дыни.
Амурский тигр сохранился только в густой дальневосточной тайге, где охотится на кабанов и оленей.
Пятнистый олень - раньше жил только в дальневосточной тайге. Сейчас расселяется во многих местах.
Куланы. Стада куланов пасутся сейчас только в заповедниках Туркмении. Сейчас кулана расселяют в новые места.
Кроме крупных животных, в Красную книгу занесены и птицы: белый журавль, розовая чайка, сокол сапсан, и насекомые: пчела плотник, дровосек реликтовый.
- Почему некоторых животных остается очень мало на земле или они совсем исчезают?
Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у нее, все снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животные совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения. Это означает, что их мало. Они тоже могут погибнуть, если их не охранять, не помогать им.
В начале века практически истребили таких огромных животных, как зубры. Они водились в лесах Белоруссии. Остались только звери, которые жили в зоопарках, 48 штук. Надо было срочно спасать зубров. Их выпустили в заповедник - Беловежскую пущу. Подкармливали зимой, следили, чтобы звери не болели. Тщательно охраняли, особенно молодняк. Зубров спасли, но ведь прошло около 80 лет.
Угрозой является чрезмерная добыча животных, охота. Но есть еще причина - разрушение мест обитания животных. Вот, например, через глухой лес прокладывают дорогу. Начинают лес вырубать, машины работают, грохочут, люди шумят. Звери, птицы пугаются, и им нужно куда-то уходить. Они могут не успеть и детенышей вывести.
Таким образом, гибнут не только животные, но и растения.
IV. Обобщение
В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Она называлась Красная книга СССР. Сначала все сведения о редких и исчезающих видах животных и растений уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается значительно большее число видов. Поэтому второе издание Красной книги СССР вышло в 1984 году в двух томах. В них о каждом животном и растении кратко, но точно сказано все: насколько бедственно его положение, в каких краях встречается, в каких лесах обитает, по каким причинам исчезает, но главное - что надо сделать, чтобы уберечь от вымирания.
VI.Будьте природе другом - беседа
- Сейчас мы с вами говорили о том, что охрана растений и животных -проблема государственная, а вот мы с вами можем ли помочь природе, стать ей другом? (Можем: не будем рвать цветы, ломать деревья, разорять гнезда и т. д.)
VII.Работа по учебнику
Рассмотрите иллюстрации попробуйте назвать эти растения и животных.
А сейчас каждый из вас выберет какое-нибудь животное или растение, которое встречалось тебе в природе.
Что ты можешь о нем рассказать?
Что ты можешь для его охраны?
VIII.Итог занятия
Подводя итог урока, дети делают вывод, что необходимо не только знать животных и растения, которые входят в Красную книгу и охранять их, но и бережно относиться ко всем растениям и животным, защищая их.
• Придумать и зарисовать знаки правил поведения в лесу.