Сюжетно-ролева игра путешествие на автобусе
Сюжетно - ролевая игра " Путешествие на автобусе"
воспитатель: Трофимова О.М.
В младшей группе нашего центра "Гармония", все дети любят играть, особенно в те игры, в которых они могут почувствовать себя взрослыми. К числу таких игрушек относятся сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевая игра для ребёнка- это особый мир, где есть возможность реализации своих интересов, желаний, фантазий. Игра позволяет ребёнку примерить самые разные социальные роли, взаимоотношения, получить массу положительных эмоций, впечатлений. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
В 4-5 лет ребёнок продолжает осваивать ролевое поведение как способ построения игры. Ролевое поведение ребенка усложняется: появляется способность строить сюжеты с большим количеством персонажей, самостоятельно вести ролевые диалоги, выполнять по ходу развития сюжета не одно, а несколько ролей. Работая с детьми этого возраста, замечаю, что дети с увлечением выстраивают сюжеты, стремятся к проигрыванию самых разнообразных ролей, становятся более инициативными.
Уважаемые взрослые, развивайте сюжетно-ролевую игру, пусть ребенок будет продавцом, врачом, мамой, поваром, значение игры переоценить невозможно. Невозможно представить себе развитие ребенка без игры. Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения жизненного опыта.
Сюжетно – ролевая игра, которую я провела, называется " Путешествие на автобусе".
Чтобы организовать сюжетно-ролевую игру, всегда требуется предварительная работа с детьми. Для этого, я провожу с детьми экскурсии, целевые прогулки, наблюдаем за работой людей разных профессий, рассматриваем картины, иллюстрации; читаем произведения; проводим беседы; разучиваем стихотворения, составляем рассказы; отгадываем, придумываем загадки; организуем выставки; играем в разные дид.игры: «Кому что нужно для работы», «Угадай по описанию», «Что с начало, что потом», «Хорошо-плохо», «Чего не стало», «Дорисуй на что похоже», «Для чего это нужно», «Из чего сделана вещь» и т.д. Готовим разные атрибуты рисуем, лепим, вырезаем, строим.
В процессе игры решались следующие задачи:
- Учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции; учить распределять роли, развивать умение переносить знакомые действия с предметами в новые игровые ситуации; действовать согласно принятой на себя роли (шофер, пассажир, продавец); развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре); воспитывать дружеское отношение друг к другу, культуру поведения во время игры.Новым сюжетом в данной сюжетно-ролевой игре является сооружение автобуса из детских стульчиков и строительного материала. Дети применяют здесь выработанные навыки конструирования автобуса.
Для игры я выбрала несколько сюжетов, используя реальные предметы и их заместители, с элементами-действиями – "шофер" управляет автобусом и везет «пассажиров». Я взяла на себя роль кондуктора. "Парикмахер" делает прически, "продавец" продает игрушки в магазине, "доктор" лечит " пациентов", в роли которых выступают мамы со своими дочками. В игре принимали участие дети из разных групп. Например, девочки по старше, взяли на себя роль доктора, продавца, парикмахера.
На остановках "Магазин", "Парикмахерская", "Больница" дети выходят из автобуса, и отправляются на свои "рабочие места".
Игра – это путь познания окружающего мира, отражение ребенком мира взрослых. В сюжетно-ролевой игре дети играют роль взрослого. В данном случае мальчик был водителем, а девочки в роли мам со своими дочками - пассажирами. И те и другие передают в игре не только отдельные действия: действия водителя и действия пассажира, но и элементы поведения тех лиц, которые совершали эти действия в жизни. Появляется «роль в действии», например, младшие девочки, держа своих кукол, явно подражают мамам, а мальчики, держа руль и управляя автобусом, подражают папам.
Во время игры дети выполняют несколько связанных между собой игровых действий: Рита пришла к доктору. Я подсказываю: «Посмотри, доктор, у Риты еще и дочка заболела, плачет, наверное у нее голова болит. Нужно ее полечить. Постепенно фиксирую внимание девочек на сходство их действий с действиями взрослых. Так я формирую у детей начальные навыки ролевого поведения, умению связывать ряд действий с названием роли и атрибутами, необходимыми для этой роли: кукла и доктор.
На следующей остановке, группа детей пошла в "Магазин" за подарками. Основной целью было научить детей объединяться в игре, принимать на себя роль, владеть способом ролевого поведения. В процессе игры я знакомила детей с социальной действительностью, закрепляла правила поведения в общественных местах.
Посетили парикмахерскую, вылечили в больнице кукол, купили в магазине подарки, и отправились на автобусе в гости. Заключающим моментом была игра "День рождение куклы". В игровом уголке нас встречала семья, празднуя день рождение дочки (куклы Даши). Ребята готовились ожидая гостей, прибрались, накрыли игрушечный стол для чаепития куклы, поставили посуду. Мы пели хоровод "Каравай", поздравляли, дарили игрушки купленные в магазине, пили чай с конфетами, и конечно же сделали фото на память.
Кукла занимает особенно важное место среди всех игрушек. Ребенок берет в руки куклу и при этом сам «взрослеет»: действия выполняет серьезно, солидно, обстоятельно. Это, в свою очередь, обучает и его самого. Игры с куклами всегда социально мотивированы, они способствуют воспитанию у детей добрых чувств (нежности, доброты, жалости, сочувствия, ласки) .Чтобы обогатить содержание детской игры, вызвать у детей интерес к ней, желание играть, я использовала следующие приёмы: непосредственное участие воспитателя в игре, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, пение песен во время путешествия. Так же я подсказывала логическое завершение игры: автобус остановился на остановках "Магазин", "Парикмахерской", "Больница", "Магазин закрылся" и т.д. Отмечаю, чтобы детям было интересно играть, т.к. Кристина была хорошим продавцом, Настя была заботливым врачом, Катя была ласковой, доброй мамой, Саша аккуратным парикмахером.
Особое внимание при подготовке к сюжетно-ролевой игре уделила предметно-развивающей среде, что повысило качество воспитательно-образовательного процесса, способствовало обогащению игровой деятельности детей и их жизненного опыта.
На практике наблюдала, как игра со сверстниками и диалог с любящим и понимающим ребенка взрослым «лечит», изменяет поведение «агрессивного» малыша лучше всяких успокоительных лекарств. «Трудные дети», как мы их называем, — это дети, которых мы не понимаем. Понять ребенка и, играя с ним, развивать в нем личность — вот основная цель моей работы как воспитателя.
Успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которого, происходит полноценное развитие ребёнка-дошкольника. В этой игре я сама встаю на позицию ребёнка и участвую в игровой деятельности на равных с участниками игры. Я думаю, что это сблизило меня как воспитателя с детьми, и позволило мне реализовать поставленные задачи.
На мой взгляд, игра получилась интересной, динамичной, дети были активны и эмоциональны..