Статья Использование методов активного обучения в условиях реализации ФГОС
Использование методов активного обучения на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС.
Л.С. Созыкина, учитель английского языка
МБОУ СШ №22 г.Ульяновска
Во все века, при всех формах государственного устройства и даже до появления границ, правителей, законов существовали такие люди, которые передавали другим людям, и особенно детям, свои знания, опыт, умения и навыки. Они формировали их мировоззрение, культуру, развивали их способности и таланты. Невозможно представить существование любого общества без наставника, учителя, воспитателя. Их роль велика. Поэтому существует так много афоризмов и различных высказываний об учителе. Одно из них, звучит так: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет», Уильям Уорд.
Роль учителя в обучении и воспитании учащихся трудно переоценить. Без сомнения, его первоочередной задачей и обязанностью является стремление привить любовь учащихся к своему предмету. Сделать его для них интересным, необходимым, любимым. Ж.Ж.Руссо в свое время сказал: «Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому». Очень важно осознавать, что ученики достигли хороших результатов в учебе с вашей помощью, и ваше мнение о них и их успехах играет для них тоже очень важную роль.
Поэтому, трудной, но очень важной задачей учителя является необходимость найти такие способы, методы, приемы работы, которые стали бы наиболее эффективными в его деятельности, «срослись» бы с его характером, способностями и стремлениями. В наше время информационных технологий, огромного количества учебных пособий, педагогических теорий, предложений практического опыта очень важно найти свой стиль преподавания, свои приемы и методы. [1, C.166] «Учитель живет, пока он учится, - писал К.Д.Ушинский, - когда он перестает учиться, в нем умирает учитель».
Активное обучение предполагает предоставление учащимся возможностей эффективно говорить и слушать, писать, читать и реагировать на содержание, идеи, спорные вопросы и темы изучаемого предмета. Безусловно, ученики учатся лучше, если они вовлечены в изучение материала и активно участвуют в процессе своего обучения, чем тогда, когда являются пассивными слушателями, которым учителя излагают информацию. По мнению ученых, активное обучение - это перемещение центра внимания с того, что, вы, учитель, должны донести до ученика и чему научить его, на то, что вы хотите, чтобы ваши ученики были способны делать с изучаемым материалом. [2. C.15] Конечно, есть ученики, которые не хотят расставаться с пассивным слушанием. Препятствие, которое существует на пути вовлечения учащихся в активное обучение, и преодоление которого важно, выражено в афоризме Конфуция: «Я слышу и я забываю. Я вижу и я помню. Я делаю и я понимаю».
Исследователи выделяют следующие принципы активного обучения. [2, C.34]. Индивидуализация - учет индивидуальных особенностей обучающихся и позволяющий избежать уравниловки и предоставляющий каждому ученику возможность максимального раскрытия способностей. Гибкость — сочетание вариативности методов обучения, широты их выбора и учета их эффективности. Элективность — предоставление учащимся максимально возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов — элективных курсов, и получением на этой основе уникального набора знаний, отвечающих индивидуальным склонностям обучающихся. Контекстный подход - подчинение содержания и логики изучения учебного материала, исключительно интересам будущей профессиональной деятельности, в результате чего обучение приобретает осознанный, предметный, контекстный характер. Развитие сотрудничества — практическое осознание необходимости перехода на принципы доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и учителей, развитие уважения, доверия к обучающемуся, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.
Среди приемов активного обучения можно выделить следующие: 1.Прием «Чтение со стопами». Особенностью его использования является то, что чтение проводится дозировано. После каждой смысловой части делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
Перед чтением со стопами для актуализации имеющихся у учащихся знаний и опыта им предлагается еще один прием работы – это 2.«Корзина идей». По названию текста, который учащимся предстоит прочитать, им предлагается подумать и предположить ( в группах или индивидуально), о чем будет текст. Составляется список идей, каждая группа кратко записывает свою идею, факт, сведение на листе бумаги, который опускается в «корзину». После чтения текста все идеи извлекаются из «корзины» и анализируются, сравниваются, исправляются и связываются в логические цепи. А также проверяется правильность прогноза о содержании текста. 3.Прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ». Образец таблицы дается на доске. Учащиеся составляют подобную таблицу в своих тетрадях.
З У Х
В колонку с буквой «З» (знаю) ребята заносят сведения, которые им были известны по данной теме раньше, до чтения текста. В колонку с буквой «У» (узнал) заносится новая информация, которая стала известна учащимся после работы с текстом. Колонка с буквой «Х» (хочу узнать) предполагает дальнейшую, самостоятельную работу над изучаемой темой и является отличной мотивацией для работы с различными источниками информации. 4. Сортировка карт. Учащимся, работающим в группах по 2-3 человека, раздаются разрезанные тексты с частями информации по теме. Тексты нужно составить, сгруппировать, расположить по порядку, в логической последовательности. По окончанию работы сравнить тексты с образцом.
5. Составная картинка Класс делится на 4-5 групп. Каждая группа должна стать экспертом в своей области при чтении текста, чаще всего научно-популярного или страноведческого характера. [4, C.26]
Эксперты по содержанию текста.
Другие перспективы по теме.
Другие подтемы, связанные с главной темой.
Сложности, трудные моменты темы.
Самое интересное в теме. Обсуждение.
6. Сортировка карт. Учащимся, работающим в группах по 2-3 человека, раздаются разрезанные тексты с частями информации по теме. Тексты нужно составить, сгруппировать, расположить по порядку, в логической последовательности. По окончанию работы сравнить с образцом.
7.Обдумывание в парах. Учитель задает вопрос, обозначает проблему. Каждый ученик обдумывает ответ самостоятельно, записывает его в течение 1 минуты. После этого он поворачивается к своему партнеру, и они обмениваются мнениями. Затем вопрос обсуждается в группе. Выносится коллективное мнение.
Оживление героев художественных картин. Выбрать картину известного художника, предложить продолжение сюжета при условии, что персонажи ожили, составить их диалог. [5, C. 123]
9.Новый праздник. Придумать новый праздник и объяснить, как и когда его нужно праздновать. Например: День комплиментов. В течение дня сказать приятные слова одноклассникам и учителям.
Итак, можно сделать вывод, что использование широкого спектра методов и приемов активного обучения, безусловно, привносит в подготовку и проведение уроков английского языка элементы новизны, творчества, интереса. Они способствуют формированию умений и навыков учащихся во всех видах речевой деятельности. Они также стимулируют интерес учащихся к изучению иностранного языка, мотивируют их на достижение хороших и отличных результатов в учебе. Страноведческая тематика некоторых заданий в рамках лингвострановедческого подхода к преподаванию иностранного языка, способствует развитию интереса учащихся к стране изучаемого языка, к иноязычной культуре и образу жизни.[3, C.34] Воспитывает уважительное и толерантное отношение к людям другой страны, культуры, вероисповедания.
Библиографический список использованной литературы
Коряковцева Н.Ф. «Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык» [Текст ] / Н.Ф. Коряковцева – М.: Аркти, 2002. – 174 с.
Науменко Л.А.«Учение с увлечением». Программа «Путь к успеху» - Сборник практических материалов [ Текст ] / Л.А. Науменко – М.: Винрок Интернешнл, 2004. – 258 с.
Пассов Е.И. «Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе» [ Текст ] / Е.И. Пассов –М.: Просвещение, 1993. - 126 с.
Рубин Г. «Технология счастья» / Г. Рубин . –(перевод Яковлевой Н.) – Интернет-журнал.
Трауб Ю.Г. «Как научить ребенка думать» [Текст ] / Ю,Г. Трауб – Р н Д, Феникс, 2002. - 457 с.