Эссе: Я — учитель
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
Донская реальная гимназия №62
344004, г. Ростов-на-Дону, ул. Крупской, 43, тел: 222-32-23, факс: 266-82-46
эл. почта: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], официальный сайт: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ОГРН 1026103056792 ИНН 6162020788 КПП 616201001
Эссе «Я – Учитель!»
Пасешниченко Ирина Сергеевна
учитель английского языка
МАОУ «Донская реальная гимназия»
Ростов-на-Дону
2017
Эссе
учителя английского языка МАОУ «Донская реальная гимназия»
Пасешниченко Ирины Сергеевны
Учитель – тот, кто наставит,
тот, кто учит, кто пробуждает
человечное в человеке.
Ф. Мориак
Зима. Вокруг все белым-бело. Мягкий пушистый снег ровным слоем покрыл землю. Как удивительно хрустят под ногами маленькие звездочки! Окутанные снегом кроны деревьев создают невероятно прекрасную и радостную картину чистой сияющей белизны и подлинной зимней свежести. И только кое-где виднеются красные гроздья рябины. Под рябинами много птичьих следов. Взрослые спешат на работу, а дети – в школу, оставляя на снегу цепочки своих следов, которые переплелись между собой. Ах! Как блестит, искрится и переливается на солнце снег!
Часто вспоминаю я те прекрасные годы, когда я холодным зимним утром бежала в школу. Было очень холодно. Зимы в Сибири, конечно, красивые, но очень холодные. Так вот, как – то утром, пока мама меня не увидела и не оставила из-за сильного мороза, я быстренько выскочила из дома и поспешила в школу. Выйдя на улицу, я поняла, что забыла варежки дома. Вернуться домой – означалоё что мама непременно оставит меня дома. «Я не могу. Я должна идти в школу!» – говорила я себе. Дул сильный пронизывающий ветер. Очень скоро стали замерзать мои руки. Я прибавила шаг. Но сильный мороз не щадил ни рук, ни щек, ни даже спрятанный под шарфом мой нос.
Дойдя примерно до середины пути, я встретила своего классного руководителя, Надежду Андреевну. Увидев меня, она спросила: «Ирина, на улице очень холодной. Ты почему без варежек?». «Ничего, мне не холодно», – пробормотала я. Хотя мои руки к тому моменту уже очень-очень замерзли. Мне казалось, что я даже не могу ими пошевелить. Надежда Андреевна, не раздумывая, сняла свои варежки и надела их на мои руки. «Пошли быстрее, пока ты совсем не замерзла». В школе мы отогрели руки. И, конечно же, всё было хорошо!
На меня, тогда ещё ребёнка, произвел поступок учителя огромное впечатление. Я никак не могла понять, почему классный руководитель, не смотря ни на что, повела себя именно так, ведь Надежде Андреевне тоже было холодно, как и мне.
В пятом классе мы начали изучать иностранный язык. Наш класс, как и полагается, раздели на две группы. Одна группа изучала немецкий язык, а другая – английский. Я попала в группу английского языка. Первый урок мне безумно понравился. Ирина Николаевна, учитель английского языка, казалось, заинтересовала меня сразу. Она была очень строгим и требовательным учителем. Но вскоре начались словарные диктанты А я получила свою первую двойку. Оставив меня после урока, учитель спросила: «Почему ты не готова?» Но я же была уже совсем «взрослая», уже училась в пятом классе. «Некогда мне» – последовал ответ. Надежда Андреевна вызвала моих родителей в школу и провела очень серьёзную беседу. С тех пор я всегда готовилась к урокам и всегда «все успевала». Так английский постепенно стал моим любимым предметом, и в одиннадцатом классе я уже мечтала поступить в педагогический институт на факультет иностранных языков.
Но моей мечте суждено было исполниться не так быстро, как того хотелось бы. Не имея возможности прописаться в ближайшем от меня уральском городе Екатеринбурге, волею судьбы я оказалось в теплом и красивом городе Ростове-на-Дону. Чужой город, чужие люди, совсем не так, как там, на севере. Устроившись на работу в университет на кафедру «Философии и религии», вместо факультета иностранного языка, я поступила на философский факультет. Познакомилась с новыми людьми, увлеклась философией А в голове на протяжении многих лет меня не покидала мысль, о том, что я хочу к детям, я хочу их научить, я хочу им помогать, я хочу воспитывать в них «человеческое в человеке», вспоминая своего классного руководителя, ее поступок, ее слова. Она говорила: «Независимо ни от каких трудных ситуаций, что бы с вами ни происходило, самое главное, оставайтесь человеком». И ведь действительно, чтобы быть личностью, необходимо быть человеком, Человеком с большой буквы!
Окончив университет, я отправилась вместе со своею дочерью в детский сад. Я стала работать воспитателем в детском саду, закончила обучение по английскому языку по специальности «Референт-переводчик», поступила в аспирантуру. Было очень интересно. Но чего-то не хватало. Спустя два года я всё-таки пришла в школу!
Наконец, 1 сентября! Мой ребенок идет в 1 класс. А я иду рядом как мама и как учитель! Вот и сбылась моя детская мечта! Звенит первый звонок! Я стою у доски и ощущаю взгляды тех, ради кого я пришла в школу! Эмоции переполняют меня!
Школьная жизнь захватила меня с первого дня. Чего только не приходится проделывать учителю в течение одного дня! Но главное – это урок. Оказывается, «стоять у доски – интересно». Ведь каждый урок – открытие. Я поняла, что обучение и воспитание детей – занятие многотрудное. В работе учителя важно всё: и свой почерк, то есть методическое мастерство, и безупречное знание предмета, и искусство общения. Убедилась, что существует своего рода закон воздействия учительского слова на ученика. Если я хорошо вижу, чувствую, сопереживаю то, о чём говорю, то слова мои действуют с большой силой и вызывают у детей те мысли, чувства и состояния, которые я хотела передать.
Бесспорно, философские знания помогают мне в моей работе – это способность нестандартно и незаурядно мыслить. Мой педагог сказал: «Мы учим вас учиться». Ну, а слова римского философа Сенеки: «Мы должны всему этому не только учиться, а выучиться»? Я не могу не согласиться и с Я.А. Коменским, который говорил, что «это служит ни чем иным, как только подготовкой к более важному, это наши первые опыты, а не настоящие дела. В чем же будет состоять настоящая работа? В изучении мудрости, которая делает нас возвышенными, мужественными и великодушными» Это говорит о том, что мы должны помимо учебной деятельности уделять огромное внимание воспитательной деятельности. Воспитывать в детях нравственность, благочестие. Это именно то, что, по мнению Коменского, благодаря чему «мы становимся поистине выше тварей, более близкими к самому Богу».
И, действительно, проблема духовно-нравственного воспитания издавна волновала умы ученых. Ее востребованность жизнью во все времена объясняется тем, что духовно-нравственное воспитание ставит своей целью не просто формирование личности как таковой, а формирование личности духовной, высоконравственной, культурной, образованной, патриотичной, гражданином своей страны.
Кризис ценностей и приоритетов, ставший следствием потрясений, пережитым нашим обществом в последние десятилетия, затронул все поколения, но особенно катастрофически он отражается на младшем поколении, вынужденном входить в жизнь, фактически, в условиях ценностного вакуума. На преодоление этого кризиса, на выстраивание вектора развития Российского образования направлены ФГОС, а также закон «Об образовании».
В рамках реализации ФГОС мною разработана программа «Духовно-нравственное воспитание детей младшего подросткового возраста». В программе ребенку дается возможность почувствовать значимость, ценность добрых человеческих отношений, определить свою духовную, нравственную позицию, поупражняться в нравственных поступках, раскрыть свои способности и таланты, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Педагог должен постоянно повышать уровень своего образования, оттачивать свое мастерство. Максим Горький писал: «Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь». Курсы, новая литература, апробирование программы – все это ведет к повышению квалификации педагога. И сам замечаешь, как интересно общаться с тобой ученикам, если ты несешь в себе что-то новое, доселе неизведанное! Ты, будто магнит, притягиваешь к себе детей, а они уходят от тебя, пополнив свой багаж знаний. И здесь, обращаясь к ребенку, хочется вспомнить слова древнегреческого философа Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю О том, что такое добродетель, я ничего не знаю И все-таки я хочу вместе с тобой поразмыслить и понять, что она такое».
Учитель – это творец, он всегда открыт для нового знания, постоянно растет профессионально, получает удовлетворение и удовольствие от своего труда. И здесь я должна определить, какова моя система ценностей, каково мое понимание сегодняшнего положения дел, каково мое представление об окружающих.
Все ответы на эти вопросы связаны с будущим моих учеников. Каким я представляю себе его? Это путь единства обучения и воспитания, которое обеспечивает гармоничное развитие ребенка.
Какое счастье быть педагогом!!! Я повторяю это снова и снова. Мои друзья называют меня «фанатиком». Нет, я не фанатик! Я просто счастлива, что профессию, которую выбрала, можно назвать самой благородной на Земле. Без этой профессии я не мыслю своей жизни! Спасибо людям, которые учили и верили в меня! Спасибо детям за то, что не дают мне останавливаться на достигнутом, а продолжают мое движение вперед!