Классный час на тему: Деньги как средство поощрения и наказания(конспект)


Деньги как средство поощрения и наказания
(коллективно-творческое дело учащихся и родителей)
Цели: привести факты и доказательства того, что деньги в руках подростков представляют опасность; показать формы и пути разумного отношения детей и родителей к денежной проблеме; приучать учеников правильно распоряжаться и расходовать имеющиеся деньги.
Подготовка: предложить родителям ответить на вопрос: «Можно ли использовать деньги как средство поощрения за хорошие оценки и как средство наказания за плохие оценки?»; провести анкетирование среди учащихся.
Ход классного часа
Подготовительный этап.
Анкеты для родителей (предварительно разделив родителей на 2 группы для дальнейшего обсуждения)
Анкета для родителей (1 группа)
Подчеркните ответ на вопрос.
1. Какие методы в воспитательной работе вы используете чаще всего? (Личный пример, требование, убеждение, наказание, поощрение. )2. Соблюдается ли в вашей семье единство требований к ребенку? (Да, нет, иногда. )3. Какие виды поощрений вы используете в воспитании? (Похвала, одобрение хорошего поступка всем семейным коллективом, покупка ребенку новой книги, игрушки. )4. Наказываете ли вы ребенка физически? (Да, нет, иногда. )5. Положительно ли влияет на ребенка избранная вами мера воздействия? Да, нет, не всегда. )6. Доверяет ли вам ребенок, делится ли своими секретами? (Да, нет, иногда. )7. Стараетесь ли вы контролировать свое собственное поведение ради воспитания ребенка? (Да, нет, не всегда. )8. Уважаете ли вы ребенка как личность? (Да, нет. )    
Анкета для родителей (2 группа)
1. Считаете ли вы заявленную тему актуальной?
2. Оцените по 5-балльной шкале способность ваших детей разумно распоряжаться деньгами.
3. Есть ли у вашего ребенка карманные деньги? Если да, то сколько в среднем ежедневно?
4. Указанную сумму ваш ребенок:
а) зарабатывает самостоятельно;
б) берет у вас;
в) иное (указать).
5. Сможет ли ваш ребенок, на ваш взгляд, стать успешным бизнесменом?
6. Случается ли, что ребенок берет деньги без вашего на то разрешения?
7. Подключаете ли вы своего ребенка к решению вопросов о серьезных приобретениях?
8. Имеет ли ваш ребенок представление о том, каков бюджет семьи, сколько из него тратится (в среднем) на питание, одежду, развлечения? Укажите (если считаете возможным) примерную сумму, которую вы тратите на питание.
9. Проявляет ли ваш ребенок инициативу по зарабатыванию денег?
10. Поощряете ли вы своего ребенка деньгами за выполнение
каких-то поручений, успехи в учебе, помощь по дому?
Анкета для детей
Дорогие ребята!
Думаем, что проблемы, связанные с деньгами, представляют для тебя интерес. Поэтому хотим задать тебе несколько вопросов.
1. Считаешь ли ты проблему культуры обращения с деньгами для себя актуальной?
2. Оцени по 5-балльной шкале свое умение разумно распоряжаться деньгами.
3. Имеешь ли ты карманные деньги? Если да, то сколько ежедневно?
4. Указанную сумму ты:
а) зарабатываешь сам;
б) берешь у родителей;
в) иное (указать).
5. Сможешь ли ты стать успешным бизнесменом?
6. Приходилось ли тебе брать деньги без разрешения родителей? (Можно не отвечать. )7. Включаешься ли ты наравне с родителями в обсуждение серьезных проблем в связи с крупными приобретениями?
8. Знаешь ли ты размер семейного бюджета? Назови, сколько примерно семья тратит на питание?
9. Приходилось ли тебе самому зарабатывать деньги?
10. Поощряют ли тебя родители деньгами за успех в учебе, помощь по дому?
Вводная беседа.
Вопросы для обсуждения:
Да, деньги – средство поощрения.
Деньги не могут быть средством поощрения и наказания.
Мне всё равно.
А вот что думают родители по этому поводу (зачитываются ответы)
Дискуссия.
Предлагаются вопросы для обсуждения:
-Должны ли дети получать деньги на карманные расходы за помощь по дому?
-Должны ли родители спрашивать сдачу, оставшуюся от покупок в магазине?
-Хотел бы ты получить деньги как подарок?
Классный руководитель. Благоприятнее решить эту проблему, приобщая подростка к семейному бюджету: он должен систематически выполнять работу по дому, чувствуя себя ответственным за благосостояние семьи.
Вопросы для обсуждения:
-Деньги, полученные за оценки, воспитывают в ребёнке «делягу»: «Плати - буду учиться!»
-Если ребёнку постоянно отказывать в карманных деньгах, он начнёт красть?
-Может ли ребёнок, привыкший учиться «на оценках за плату», вырасти честным и трудолюбивым?
3. Советы родителям и ученикам.
Классный руководитель. Когда душа человека находится во власти денег, то это губительно действует на человеческую честность. Как мерзко, когда денежный интерес затмевает всё остальное: красоту, свободу.
Как же избавиться от этой власти денег, губительно влияющей на духовный мир человека? Для этого работа должна всегда выполняться во благо. Надо попробовать жить для пользы ближнего, помогать друг другу в трудную минуту. Не деньги должны управлять человеком, человек должен научиться быть строителем своей жизни, распоряжаться деньгами.
Отношение людей к деньгам чрезвычайно важно. Оно многое определяет в их собственной жизни и жизни окружающих детей и взрослых, потому что заработанная плата подростков вызывает особенно горячие споры. Многие считают, что платить деньги детям не следует. Довод один – вредно. Деньги в руках подростка – опасно. Это может развить нездоровую тягу к деньгам, привести к совершению неблаговидных поступков, к пьянству.
«Дети не умеют распоряжаться деньгами», - придерживаются такого мнения многие родители. Однако надо передавать свой опыт, учить не только честно зарабатывать деньги, но и пользоваться ими.
Очень важный момент в воспитании ребёнка-поручения, связанные с тем, что ему доверили деньги. Вам кажется, что всё просто? Как бы не так. Ребёнок всё видит по-своему. Дали деньги. Послали за хлебом. Купил и принёс домой. Сдачу положил на стол. Для вас это дело привычное, а он сияет: сколько побед одержал над самим собой. Если ребёнок уважительно относится к вашему труду, у него и к вашим деньгам будет такое же отношение. Он не позволит себе без разрешения потратить их не по назначению, не попытается утаить сдачу. Поручения, связанные с деньгами, требуют от взрослых пристального наблюдения за поведением ребёнка.
Бывает, у некоторых возникает стремление утаить сдачу, иной начинает ловчить, обманывать. Проверяйте, не стесняясь. «Деньги счёт любят» - гласит народная пословица. И уж, конечно, не позволяйте себя обманывать.
Если ребёнок привык выполнять любую домашнюю работу, если у него уже выработалось чувство ответственности, поручения, связанные с деньгами, ему ничем плохим не грозят. Подросток должен уметь соизмерять свои потребности с реальными возможностями. Важно, чтобы он усвоил справедливость пословицы: «По одежке протягивают ножки». Хочешь иметь больше, учись, все в твоих руках, а родители - не бездонная бочка и не могут удовлетворять все твои потребности, прихоти.
Мы говорим, что труд у школьника должен быть организован по-настоящему. Но какой же труд, если он не оплачивается? Ведь вознаграждения за труд - конституционная норма, требование закона, и ее нужно выполнять. Другое дело - как распорядится школьник заработанными деньгами.
Вот здесь широкое поле деятельности для нравственной и экономической учебы, включающей культуру расходования денег. Контроль родителей за тем, как обращаются дети с деньгами, необходим. Притом контроль особый, в нем должно быть больше доверия, чем подозрительности. Недопустима унизительная слежка за расходованием денег с выворачиванием карманов и портфелей. Она неминуемо приводит к утаиванию денег. Подобные отношения развивают обман, нечестность, приводят к ссорам.
Другое дело, когда вы заметили попавшие к ребенку нечестным путем деньги. В этом случае вы не только должны выяснить источник происхождения денег, но и принять меры к их возврату. Если это не удается, ни в коем случае нельзя давать возможность ребенку воспользоваться ими.
4. Заключение.
Классный руководитель. Дети и деньги - тонкий инструмент воспитания, пользоваться им надо осторожно, учитывая быстрое взросление подростка под влиянием общественно-производительного труда. Вместо вчерашнего давления требуется ваш добрый совет как более опытного человека.
Увидите, он найдет понимание...