Открытый урок на тему Работа над художественным образом


КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ РАБОТЫ
Основная цель музыкального воспитания – всестороннее, гармоничное развитие личности ребенка, формирование его духовно-нравственных основ в процессе музыкальной деятельности. «…Музыка-искусство, а не научная дисциплина»,- утверждал известный советский музыковед Б.Асафьев.
Однако реальные условия учебной работы в музыкальных школах «отодвигают» основную цель на второй план, занятия в основном направлены на развитие базовых музыкальных способностей ребенка (музыкальный слух, развитие чувства ритма, техники и др.), а воспитание духовно-нравственных качеств, рассматривается как второстепенная роль в обучении. Современные требования к учебным занятиям выдвигают новые подходы к воспитанию и образованию детей.
Данный открытый урок составлен с учетом направления гуманизации – раскрытие и реализация гуманистических идей в обучении, ориентация на уважении к личности, формирование эмпатических чувств: сочувствие, сострадание, сопереживание. В процессе ознакомления и обучения ребенком художественного репертуара (В.Ребиков «Аннушка», Ю.Геворкян «Обидели», М.И.Глинка «Жаворонок») и происходит формирование духовно-нравственных основ личности, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов, воспитывает бережное, внимательное отношение к людям и окружающему миру.
ОТКРЫТЫЙ УРОК
Тема: «Работа над художественным образом»
Цель занятия: приобщение ребенка к духовно-нравственным ценностям через музыкально-педагогический репертуар.
Класс: первый год обучения
Форма проведения: индивидуальное занятие по фортепиано с ученицей первого класса Харисовой Ильвиной.
Технические средства обучения: фортепиано, синтезатор, магнитофон с дисками.
Тема урока: раскрытие художественного образа через музыкальные средства выразительности.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитание интереса и любви к музыке, потребности в активном общении с музыкальным искусством;
- развитие эмоционально-чувственной сферы;
- воспитание и развитие личностных качеств ученика;
- формирование музыкального вкуса;
- воспитание культуры исполнения и культуры сценического поведения.
Обучающие:
- развитие базовых музыкальных способностей ребенка (слух, память, чувство ритма);
- освоение образной структуры музыкального произведения;
- развитие навыков выразительной игры и интонирования, необходимых для исполнительства;
- формирование технических навыков исполнения (освоение двигательных навыков, развитие беглости, овладение основными исполнительскими штрихами, динамикой);
- изучение основ теории музыки (ритмическая организация музыки, основные средства музыкальной выразительности, музыкальная терминология).
Ход урока:
I. Организационный этап:
а) приветствие, знакомство;
б) сообщение цели и хода работы урока.
II. Основная часть урока:
а) разминочный этап (упражнения. этюды);
б) работа над пьесами;
в) музицирование.
III. Заключительный этап.
I. Педагог: Здравствуйте, дорогие гости, уважаемые преподаватели! Открытый урок проводит преподаватель Детской школы искусств Фахуртдинова Р.А. по предмету «Фортепиано». Прежде чем начать занятие, я хочу представить свою ученицу. Это Харисова Ильвина, учащаяся 1 класса музыкальной школы. Девочка музыкальная, трудолюбивая, усидчивая и любознательная. Помимо музыкальной школы, она посещает танцевальный кружок, активно участвует во всех школьных мероприятиях нашей школы и общеобразовательной. Ученица очень общительная, контактная, всегда помогает своим товарищам.
Ильвина, ты готова? Тогда начинаем наш урок.
Структура занятия такова: сначала у нас идет разминка (технические упражнения, этюды – 10 минут), затем работа над пьесами (25 минут) и музицирование (10 минут)

II. Педагог: Итак, первый этап урока: тренировочно-разминочный материал. Надо сказать, что в крупных городах принимают учащихся на отделение фортепиано, учитывая форму руки, особенно обращают внимание на подушечки пальцев. Мы принимаем всех желающих. У девочки типично скрипичные пальчики, поэтому у нас с Ильвиной есть небольшие проблемы – они у нас тонкие, ломкие, да еще 4 и 5 пальцы слабые от природы. Поэтому урок начинаем с упражнения Ганона (на растяжку и укрепления 4 и 5 пальцев). Ильвина, сыграй нам, пожалуйста. Молодец! Еще раз это упражнение повтори, обрати внимание, когда играешь вверх – внимательнее слушай левую руку, а когда спускаешься вниз – правую руку. И еще, держи крепче опору на первый звук (ученица выполняет задание). Хорошо! Теперь вспомним Этюд. Какого композитора мы играем?
Ученица: А.ГумбертаПедагог: Я очень люблю давать этот этюд первоклассникам, не смотря на малохудожественную сторону, он включает в себя почти все пройденные теоретические темы. Давай, их перечислим.
Ученица: Разные ключи: скрипичный, басовый,
разные длительности: восьмые, четверти, половинные,
разные динамические оттенки: форте и пиано,
разные штрихи: легато, стаккато (наглядно по фразам демонстрирует).
Педагог: Хорошо! А теперь исполни этюд целиком, чтобы интереснее было, мы художественно передадим повадки лесных зверей (змеи, зайца, медведя). Молодец! А в какой тональности написан этюд?
Ученица: До мажор.
Педагог: Ну, а теперь «попутешествуем по тональностям, т.е. потранспонируем. Из До мажора попробуем в Ре мажор (ученица играет). Ключевые знаки появились?
Ученица: Да, фа диез и до диез.
Педагог: Теперь попробуем от нотки «Фа» (ученица пробует свои силы в новой тональности, ищет). Какой ключевой знак появился?
Ученица: Си бемоль.
Педагог: А тональное соотношение слышишь? Как звучит До мажор, Фа мажор?
Ученица: Фа мажор звучит более просветленно, солнечно.
Педагог: Ну, что ж. Мы попутешествовали по тональностям, приобрели навыки транспонирования, узнали ключевые знаки, вслушивались в тональную окраску, Замечательно! А для чего мы играем упражнения и гаммы, этюды?
Ученица: Для развития пальцев, для подготовки к работе над пьесами.
Педагог: А какова воспитательная задача? (ученица отвечает). Ну, конечно, же, ежедневные тренировочные упражнения воспитывают трудолюбие, настойчивость, усидчивость, упорство, формирует силу воли.Хорошо! Пальчики мягче стали? Хорошую разминку получили?
Ученица: Да!
Педагог: Ну, тогда приступаем к основному разделу урока – работе над образным содержанием пьес.
Педагог: Для этой цели мы взяли две разнохарактерные пьесы. Первая пьеса называется…
Ученица: Чешская песня «Аннушка» в обработке русского композитора В.Ребикова.
Педагог: В процессе работы мы подумали, наверное, речь идет о маленькой девочке, если в названии использовано уменьшительно-ласкательное имя. В работе над мелодией важную роль имеет словесная подтекстовка. Текст чешской песни мы не нашли (перевод), а вот в учебном пособии Артоболевской А. обнаружили детское стихотворение к этой пьесе, видно кто-то из ее учеников сочинил. Прочитай, пожалуйста, Ильвина (ученица читает).
Вместе с Аней, вместе с Аней мы потанцуем вдвоем.
Нашу песню, нашу песню вместе споем!
Ну, скорее улыбнись, Аня, ну-ка, улыбнись, Аня.
С нами вместе покружись, Аня. Как хорошо!
Вместе с Аней, вместе с Аней мы потанцуем вдвоем.
Нашу песню, нашу песню вместе споем!
Слова очень хорошо продуманы на смысловое выделение мелодии. Пропой и сыграй мелодию (ученица исполняет). В начале фразы смысловое ударение падает на 2-ю слабую долю, что подчеркивает и связное исполнение второй и третьей доли мелодии. Здесь важно обратить внимание ученика на мягкое опускание на слог «А-ней» (соль диез-ми), акцентируя внимание на то, что мы хотим танцевать именно с Аней, а не с Машей или Катей. А если мы поем о девочке с таким хорошим ласковым именем, то и извлечение звука должно быть…
Ученица: Мягким, нежным, добрым.
Педагог: Несмотря на то, что жанр пьесы «песня» в сопровождении слышится ритм танца…
Ученица: Вальса.
Педагог: Правильно! Поэтому при работе над левой рукой необходимо обратить внимание на глубокий бас (раз) и воздушные доли на 2 и 3 (ученица исполняет). Правильно! Для формирования гармонического слуха рекомендуется объединить гармонии в левой руке. Так мы знакомимся со звучанием тоники и доминанты. Исполни, пожалуйста (ученица выполняет задание). Молодец, Ильвина! А теперь все вспомни, о чем мы говорили, и исполни еще раз. Передай свое отношение, настроение (исполняет произведение). Чтобы еще интереснее сделать звучание произведения, приблизить его к концертному исполнению, мы на синтезаторе подобрали тембр (окраску звука) и сопровождение (оркестровый ритм), способствующие развитию тембро-интонационному и гармоническому слуху (присутствующие слушают «Аннушку» на синтезаторе). Молодец, Ильвина! Умница! А какова воспитательная роль этой пьесы?
Ученица: Мы должны с уважением относиться друг к другу, даже кто и младше нас, не скупиться на добрые и ласковые слова.
Педагог: Ты права. Хочется добавить, что независимо от того, где ты живешь – в Республике Татарстан, в Чехословакии, в Америке везде должны быть единые духовно-нравственные ценности, любить и уважать друг друга, какой бы ты не был национальности.
Педагог: Следующее произведение иное по содержанию и настроению и называется…
Ученица: «Обидели» армянского композитора Ю.Геворкяна.
Педагог: Это программное произведение и нам легче передать образное содержание пьесы. Сама мелодия, какая по характеру?
Ученица: Печальная, жалобная.
Педагог: Правильно. Раскрытию такого характера способствует определенная тональность. А в какой тональности написана пьеса?
Ученица: В до миноре. При ключе три бемоля.
Педагог: Верно. Если вспомнить произведения классиков-композиторов, то в основном драматические образы написаны в этой тональности: Л.Бетховен Фортепианная соната № 8 «Патетическая», Симфония № 5 «Героическая», С.Рахманинов «Концерт № 2, Ф.Шопен «Революционный этюд» № 12 и т.д. Чтобы передать смысловые интонационные ударения, мы придумали словесную подтекстовку, Не стали сильно драматизировать сюжет, сочинили слова немного шутливого содержания. Спой, пожалуйста (ученица поет и играет):
Я сижу одна, горько плачу я:
С кем сидела я
Пересел к подруге Свете,
И теперь сижу одна за партой…
Но я все прощу, если ты придешь.
Слезы льются потихоньку.
Ты придешь, придешь…
Я надеюсь, ты вернешься вновь.
Хорошо. Отталкиваясь от текста, мы находим нужную интонацию, кульминационное развитие, что помогает выразить переживания героя. Особенно полезна подтекстовка при проигрывании мелких нот (шестнадцатых). А где у нас такие места? (ученица фрагментально проигрывает эпизоды и четко проговаривает слова). Только таким способом можно избежать «забалтывание». В первой части у нас встречается полифония (двухголосие). Здесь мы представили, что поют двое – мама (интонация утешения) и дочка (интонация жалобы). Над этим эпизодом мы работали так: левую руку играем, а правую поем и наоборот. Затем при соединении хорошо слышатся оба голоса. Для развития тембрового слуха мы мелодию переносили на октаву вверх и на октаву вниз. Особенно нам понравилось мелодия в малой октаве, виолончельное звучание, более глубокого и насыщенного (ученица исполняет). Хорошо, Ильвина! Идем дальше. В работе над развитием гармонического слуха в левой руке мы послушаем аккорды (ученица показывает) Молодец! Ну, а теперь о главном. Эта пьеса поучительная. Так чему же учит нас это произведение?
Ученица: Внимательно относиться к людям, товарищам, к родным. Не обижать и не обижаться, уметь прощать и уметь самим просить прощения.
Педагог: Очень хорошие сказала слова. Ты, наверное, никого не обижала, поэтому такая всегда доброжелательная, внимательная. Ну, что ж! Мы о многом говорили, выстроили ясный образный строй произведения. Вот и исполни нам искренне и правдиво, с душой (исполняет целиком). А для концертного исполнения мы выбрали очень интересное тембровое звучание (вокальное), которое помогает добиваться текучести, певучести звука (слушают игру ученицы на синтезаторе).
Педагог: И последний этап нашего урока – музицирование. Времени у нас отводится на этот предмет очень мало, за этот короткий промежуток времени мы стараемся чередовать чтение с листа, транспонирование, подбор по слуху, игра в ансамбле. Я уже сказала, что девочка музыкальная, любит подбирать. Вот недавно подобрала без меня музыку к кинофильму «Титаник» в Ми мажоре (исполняет). Спасибо! Занимаемся транспонированием. Это мы продемонстрировали вначале урока. И основной элемент в музицировании – игра в ансамбле. Игра в ансамбле надо сказать очень дисциплинирует, организует, воспитывает умение слушать и слышать, развивают чувства ответственности, взаимовыручки, развивает память, мышление и т.д. Мы продемонстрируем основные этапы работы над второй партий русского композитора М.И.Глинки «Жаворонок». Конечно же, первым делом мы познакомились с этим произведением по записи. Послушаем эту песню в исполнении детского хора (слушание записи). Какое чувство формы, фразировки! Изумительное исполнение! На уроке можно прослушать параллельно фортепианную пьесу П.И.Чайковского «Жаворонок» из «Детского альбома». Но сейчас из-за недостатка времени мы продолжим. Много работы проводилось на слышания гармонических последований, ладо-гармонических соотношений (развитие гармонического слуха). Для этого мы объединили гармонизацию в аккорды и при игре вслушивались в напряженные аккорды и их разрешение (ученица демонстрирует на примере). Молодец, Ильвина! О мелодии, музыкальном образе мы много говорили на уроках. Так чему учит эта музыка?
Ученица: Бережному отношению к природе, любви к нашим пернатым друзьям-птицам. Поэтому так важно в трудное время года (зимой) их подкармливать, вывешивать кормушки.
Педагог: Хорошие слова – беречь и любить природу. А сейчас пригласим еще одну ученицу первого класс Трифонову Алену, исполнительницу первой партии (выходит). Это тоже очень хорошая музыкальная девочка. Сначала она нам прочитает стихи Н.Кукольника к этой песне (ученица читает):
Между небом и землей
Песня раздается,
Неисходною струей
Громче, громче льется.
Не видать певца полей,
Где поет так громко
Над подруженькой своей
Жаворонок звонкий.
И послушаем совместное исполнение (играют ансамбль).

Очень хорошо! Но это еще не все. Они приготовили этот номер и на синтезаторе. Послушаем (исполняют на синтезаторе). Замечательно! Все хорошо!

III. И напоследок хочется добавить о важной роли воспитания. Воспитываем не только мы: педагоги, родители, но и дети нам иногда преподают урок. Вот пример. Когда мы с Аленой беседовали об этой маленькой пташке жаворонке, я только подчеркивала о практической стороне их пользы – защитников леса, полей, огородов. И вот однажды, когда исполняли заключение (работали над динамикой) я сказала: «Попрощаемся с жаворонком, помашем ему рукой», Алена трогательно произнесла: «Попрощаемся. Пусть летит дальше и радует своим пением других» То есть птицы – это еще наша радость, отдушина, прекрасная часть нашей природы. В этом маленьком человеке оказывается такая добрая и отзывчивая душа. И это радует!
На этом наш урок окончен. Благодарим за внимание. Спасибо!
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Формирование духовно-нравственных основ личности ребенка через музыкально-педагогический репертуар осуществляется педагогом на каждом занятии. Открытый урок – это часть основного учебного процесса. Только через исполнительство высокохудожественных произведений учащиеся входят в многообразный мир музыкальной культуры, развивает у них музыкальный вкус, через исполнение проявляются нравственные основы: доброта, сострадание, чуткое отношение к людям, природе, формируется трудолюбие, ответственность, вырабатывается сила воли, умение и желание общаться.
Открытый урок включает две составляющие: основную, воспитательную, и подчиняющей ей, учебно-технологическую. Замысел занятия, с позиции воспитательной, способствует формированию личности музыканта как нравственного человека, его эмоциональной отзывчивости через художественный материал. С позиции учебно-технологического процесса - применение основных базовых музыкально-технических навыков исполнения.
Содержание, ход урока соответствуют педагогическим требованиям, теме и цели занятия. Урок отличается целостностью, творческой атмосферой познания. Дозировка времени для каждого вида деятельности четко продумана и соответствует психологической длительности внимания учащегося на каждом этапе урока. Предложенные педагогом методы и основные дидактические принципы эффективны и согласованы с целью и задачами урока.
В заключении хочется отметить, что реализация воспитательных задач через музыкальную деятельность на каждом учебном занятии, способствуют тому, что воспитанники впоследствии отличаются осознанным отношением к людям, способностью откликаться на добро, умению сопереживать, сочувствовать; они более открыты, общительны, контактны, умеют проявлять инициативу и творческий подход к делу. У них особое отношение к миру, к окружающим людям, к своему краю, семье…, что в условиях современного духовного кризиса российского общества актуально.