Проект «Использование технологии разноуровневого обучения на уроках истории в условиях ФГОС».




ПРОГРАММа ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Основные направления региональной образовательной политики
в контексте модернизации российского образования»
(модуль инвариантной части повышения квалификации по именному образовательному чеку)


Выпускной проект по теме
«Использование технологии разноуровневого обучения
на уроках истории в условиях ФГОС».

Срок выполнения проекта: 18.05.15 – 29.05.15.


Разработчик проекта:
Левшенкова Лилия Владимировн
учитель истории и обществознания
МБУ средней школы № 31 г.о.Тольятти
тел. 89277851207, е-mail: ladoga-l@mail.ru








Проект допущен к защите:


«__» ______________2015 г.


Руководитель проекта:


__________Прокофьева Н.В.
Контакты: 89278977561
е-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Тольятти,
2015


Содержание
Аннотация 2
Раздел I.ВВЕДЕНИЕ
Обоснование актуальности проекта4
Объект проектирования4
Предмет проектирования..4
Гипотеза проекта..4
Цель проекта..4
Задачи проекта...4
Раздел II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Этапы и механизм реализации проекта5
Ожидаемые результаты проекта (индикаторы, показатели, значения)11
Ресурсы, обеспечивающие реализацию проекта.11
Перспективы развития и реализации проекта11
План по реализации проекта12
Список использованных нормативных документов и источников информации.13






















Аннотация
Происходящие социально – политические и культурные изменения в нашем обществе приводят к тому, что образование и воспитание, к сожалению, существенно отстают от современных требований, а потому нуждаются в глубокой модернизации, жизненно необходимой для страны.
Но как преодолеть отставание образования и воспитания от общих положительных перемен? Ответ на этот вопрос видится во внедрении технологии разноуровневого обучения на уроках математики в начальной школе в условиях ФГОС .
В последние годы значительно усилился интерес учителей общеобразовательной школы к проблеме дифференцированного подхода в обучении школьников истории и обществознанию на различных ступенях образования. Этот интерес во многом объясняется стремлением учителей так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый ученик был оптимально занят учебной деятельностью на уроках и в домашней подготовке к ним с учетом его математических способностей и интеллектуального развития, чтобы не допускать пробелов в знаниях и умениях школьников, а в конечном итоге дать полноценную базовую математическую подготовку учащимся начальной ступени образования. Такой организации обучения математике требует современное состояние нашего общества, когда в условиях рыночной экономики от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться в той или иной ситуации, быстро и безошибочно принимать решение. Базовый курс математики призван служить одной из основ развития личностных качеств каждого отдельного ученика и подготовки его к жизни, предстоящей трудовой деятельности.
 
 

Актуальность
Реальностью, обуславливающей необходимость использования технологии разноуровневого обучения математике в начальных классах в условиях введения ФГОС, являются объективно существующие различия учащихся в темпе овладения учебным материалом, а так же в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения. Следовательно, необходима такая организация учебного процесса, которая позволила бы учитывать различия между учащимися и создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех школьников, то есть возникает необходимость перестройки содержания, методов, форм  обучения, максимально учитывающая индивидуальные особенности учеников. И подходом, который учитывает эти особенности, является  технология разноуровневого обучения.
Объектом являются учащиеся 2-4 классов. разноуровневое обучение предполагает исходную позицию: всех всегда всему одинаково научить нельзя (2% учащихся имеют математические способности, не более 12-14% учащихся могут воспринимать информацию на теоретическом уровне, 12-18% учащихся не способны изучить математику, в частности, из-за экологических проблем). Любое дифференцированное обучение предполагает задания одного вида, но разной степени трудности.
Предметом проектирования являются формирование основных УУД и развитие индивидуальных способностей учащихся.
Цель деятельности - способствовать развитию образованной личности, умеющей приобретать и применять знания, на основе организации разноуровневой работы на уроках математики.
Достижение данной цели реализуется посредством решения следующих
задач:
Формирование прочных вычислительных навыков.
Формирование и развитие коммуникативных УУД (возможность сотрудничества).
Формирование и развитие познавательных УУД (действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания).
Формирование и развитие регулятивных УУД
Развитие личностных УУД
Поддерживать уровень здоровья детей.
Разноуровневое обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. Уровневая дифференциация осуществляется не за счёт уменьшения объёма изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к его усвоению.
Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием.
Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного учебного процесса каждого ребенка или группы детей неодинаковых условий обучения.
Ведущая идея технологии разноуровневого обучения является - учение без принуждения, т.е. создание реальных условий овладения учебным материалом на разных уровнях, но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности, создание условий для развития творческого потенциала каждого школьника.
При внедрении уровневой дифференциации обучения необходимо создать условия его осуществления:
изучение индивидуальных и типологических особенностей;
умение анализировать учебный материал, выделить возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся;
составление технологической карты, включая вопросы разным группам и отдельным учащимся;
умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся;
создание мотивации успешности учения;
активное стимулирование ученика к образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
организация учебного процесса, предоставляющая ученику возможность выбирать его содержание, вид, форму при выполнении заданий, решения задач;
выявление и оценка способов учебной работы;
обеспечение контроля и оценка не только результата, но и процесса учения.
При таком обучении выделенные уровни усвоения материала и, в первую очередь обязательные результаты обучения должны быть открытыми для учащихся. То есть дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньше, а другим больше, а потому что, предлагается ученикам одинаковый объём материала, устанавливаются различные уровни требований к его усвоению. В обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням. В ходе обучения не следует предъявлять более высоких требований к тем учащимся, которые не достигли уровня обязательной подготовки. Надо чтобы трудности в учебной работе были для таких школьников посильными, соответствующими индивидуальному темпу овладения материалом на каждом этапе обучения. В тоже время, если для одних учащихся необходимо продлить этап обработки основных опорных знаний и умений, то другим не следует необоснованно задерживаться на данном этапе. Необходимо учитывать добровольность в выборе усвоения и отчетности.
Каждый ученик имеет право, добровольно и сознательно решать для себя на каком уровне ему усваивать материал. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт позволяет выделить в содержании школьного математического курса и в результатах учебной деятельности три уровня: базовый, вариативный, творческий. В соответствии с ним, а также для осуществления уровневой дифференциации на уроках математики целесообразно выделение временных условных типологических групп на основе диагностики обучаемости и обученности школьников на данном этапе.
Эти группы должны быть мобильны, т.е. возможны частичные переходы из группы в группу.
I группа – или группа учащихся с низким темпом продвижения: при усвоении нового материала испытывают определенные затруднения, во многих случаях нуждаются в дополнительных разъяснениях, дополнительными результатами овладевают после достаточно длительных разъяснений, обязательными результатами овладевают после достаточно длительной тренировки, способностей к самостоятельному нахождению решений измененных и усложненных задач, как правило, не проявляют.
II группа – или группа учащихся со средним уровнем продвижения в обучении: овладение новыми знаниями и умениями не вызывает особых затруднений, способы выполнения типовых заданий усваивают после рассмотрения 2-3 образцов, решения измененных и усложненных задач находят, опираясь на указания учителя.
III группа – или группа учащихся с высоким темпом продвижения в обучении: быстрое усвоение в процессе первичного обучения, во многих случаях могут самостоятельно находить решения измененных типовых задач, предполагающих применение нескольких известных способов решения, умеет переносить старые знания в новые условия
Исходные научные идеи
1. Уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребёнку организовать своё обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности.
2. Уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей.
В структуре уровневой дифференциации по обученности выделяют, как правило, три уровня:
минимальный (базовый);
программный;
усложнённый (продвинутый).
Базовый уровень задаёт нижнюю границу качественного образования с позиции требований государства. Поэтому всем ученикам важно достичь этого уровня, так как он является реальной опорой для последующих форм профессиональной и общекультурной подготовки.
Чтобы технология уровнего обучения была эффективной необходимо ориентироваться на особенности субъективного опыта школьников:
особенности личностно – смысловой сферы;
особенности психического развития (особенности памяти, мышления, восприятия, умение регулировать свою эмоциональную сферу);
уровень обученности в рамках учебного предмета (сформированные у школьников знания, умения, навыки, способы деятельности).

Положительные аспекты разноуровневого обучения:
появляется уровень мотивации учения;
появляется возможность помогать и сильному и слабому ученику;
появляется возможность более эффективно работать с учащимися, плохо ориентированными к процессу обучения;
реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;
повышается уровень Я – концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;
повышается уровень мотивации учения в сильных группах;
в группе, где собраны одинаковые дети, ребёнку легче учиться;
исключается уравниловка и усреднение учащихся. 
Разноуровневая организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны – во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области. Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.
Разноуровневый подход к обучению также может быть реализован с использованием современных информационных технологий и мультимедийных проектов. Учитель формулирует тему проекта с учетом индивидуальных интересов и возможностей ребенка, поощряя его к творческому труду. В этом случае учащийся имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму представления материала, способ и последовательность его изложения.
Система действий учителя и ученика
Она состоит из следующих этапов.
1. Предварительный.
Учитель определяет в действиях школьников базового, программного и усложнённого уровней усвоения учебного материала.
2. Диагностический.
Учитель разрабатывает задания для выявления уровня усвоения знаний. Проводит диагностику обученности школьников. Анкетирует учащихся, беседует с классным руководителем, учащимися и их родителями. Учащиеся самоопределяются в области выбора уровня изучения данного предмета на основе результатов диагностики и своих интересов.
3. Этап распределения учащихся по группам.
Учитель организует распределение учащихся по группам. Уточняет содержание обучения для разных групп. Разрабатывает чёткие требования к уровню образовательной подготовки применительно к каждому уровню. Предоставляет учащимся разработанные требования.
Учащиеся выбирают определённую группу. Участвуют в обсуждении предлагаемых учителем требований к уровню образовательной подготовки в той или иной группе.
4. Этап реализации уровневого обучения.
Учитель организует работу учащихся в группах.
Учащиеся организуют свою учебную деятельность в рамках выбранной группы.
5. Этап оценки результатов образовательной подготовки в условиях уровневого обучения.
Способы оценивания:
Индивидуальный способ оценивания – успехи ученика сравниваются с его же прошлым опытом.
Сопоставительный способ оценивания – результаты, действия ученика сравнивают с аналогичными результатами, действиями других учеников.
Нормативный способ оценивания - результаты, действия ученика сравнивают с установленными образцами, нормами.
Учитель оценивает учащихся с позиции приложенных усилий.
Учащиеся осуществляют самооценку достигнутых результатов.

Отчет по проекту
«Технология разноуровневого обучения на уроках математики в начальной школе в условиях введения ФГОС».

Этапы
Мероприятия
Срок
Результаты

1
Диагностический
1.Анализ трудностей УВП;
2.Постановка проблемы;
3.Изучение литературы по проблеме.
2012-13уч.г.
Постановка проблемы на МО
Доклад на МО: «Применение технологий личностно-ориентированного обучения: на уроках в условиях введения ФГОС»

2



Прогностический
1.Постановка цели, задач работы в рамках проекта;
2.Разработка проекта.
2013-14
уч.г.
Выступление на МО – «Разноуровневые самостоятельные работы на уроках математики 2-4 классах»

3
Практический
1.Внедрение проекта в УВП;
2.Формирование методического комплекса по проекту;
3.Диагностика - первичная выборка;
4.Корректировка проекта.
2014-15уч.г.
Открытые уроки: «Решение задач на движение», «Решение уравнений», «Площадь прямоугольника»
Выступление на заседании МО: «Обмен опытом внедрения технологии разноуровневого обучения»


4
Обобщающий
1.Подведение итогов внедрения;
2.Оформление результатов работы по проекту;
3.Дальнейшая реализация проекта в УВП;
4.Распространение опыта;
5. Диагностика – вторичная выборка.
2015-16уч.г.
Вторичная диагностика (мониторинг):




Ожидаемые результаты
Ученик отрабатывает решение типовых задач, работая на первом уровне, и получает возможность и мотивы переходить на более высокий уровень решения комбинированных заданий. При таком подходе удается согласовать педагогические интересы с интересами ребёнка, поддерживать в нём стремление к самостоятельности, самопознанию, самоанализу и самооценке.
Перспективы развития
Разноуровневый подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы образования по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий, повышение качества образования и развития каждого ученика.
Успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика с учётом его возможностей и способностей. Но успех обучения возможен тогда, когда изучены потребности, интересы, уровень подготовки, умственные возможности и познавательные особенности ученика, а также созданы оптимальные условия для овладения УУД, развития способностей.

Карта инноваций проекта
Технологии
Примеры использования технологий

1.Технология разноуровневого обучения
1.Использование разноуровневого обучения на этапе устного счета.
Задание для 1-й группы.
Реши уравнения:
Задание для 2-й группы.

Задание для 3-й группы.

2. Тема « Площадь прямоугольника»

Для 1-й группы.
Найди площадь прямоугольника ширина 8 см, длина
12 см.





Для 2- ой и 3-ей групп.


Основное задание: «Найди площадь прямоугольника ширина 8 см, длина 12 см».

Дополнительное задание: «От данного прямоугольника
отрезали часть»

1) найди площадь отрезанной части
2) найди площадь оставшегося листа бумаги.
3. Самостоятельная работа
Дана задача. «В вазе лежало 5 жёлтых яблок и 2 зеленых яблока. 3 яблока съели. Сколько яблок осталось?»
Задание для 1-й группы. Решите задачу. Подумайте, можно ли её решить другим способом.
Задание для 2-й группы. Реши задачу двумя способами.
Задание для 3-й группы. Измените задачу так, чтобы её можно было решить тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами.
4. Самостоятельная работа
1. Мальчик читал книгу. 3 дня он читал по 30 страниц в день, а потом прочитал ещё 40 страниц. Сколько страниц осталось прочитать мальчику, если в книге всего 200 страниц?
А) Как узнать, сколько всего страниц прочитал мальчик?
Б) Реши задачу, пользуясь планом:
1) прочитал за 3 дня
2) всего прочитал
3) осталось прочитать
В) Реши задачу, записывая каждое действие в отдельности.




2.Информационные компьютерные технологии.
1. Работа с устными упражнениями:
-показ заданий на проекционном экране;
- использование заданий с ЭОР;
- использование тренажеров на ЭОР.
2. Демонстрация условия, решения задачи, рисунков и чертежей.
3. Проверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.

3.Здоровьесберегающие технологии
1.В рамках урока проводятся разнообразные физкультминутки. Например:
-разминка для снятия напряжения с рук и спины;
- электронные физминутки для глаз;
- двигательная разминка.
-дыхательная гимнастика.



Список используемых источников :
Бунеева, Е.В., Чиндилова, О.В. Задачи педагогической деятельности учителя, реализующего ФГОС начального общего образования [Текст] / Е. В. Бунеева, О.В. Чиндилова //Начальная школа плюс До и После. – 2011.- №3.
Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]: Учебно-методическое пособие / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. [Текст] / Е.С. Полат. – М.: Академия, 2008.
Дифференцированный подход в процессе учебно-воспитательной работы в начальной школе. -М., 1983.
Осмоловская И.М. Дидактические принципы организации дифференцированного обучения в школе. М: ИТОП РАО, 2001.
Шахмаев Н.М. Учителю о дифференцированном обучении. /АПН СССР.- М., 1989.

Рисунок 4Описание: http://www.targetpedagogy.ru/images/books/320/image004.pngРисунок 2Описание: http://www.targetpedagogy.ru/images/books/320/image005.pngРисунок 6Описание: http://www.targetpedagogy.ru/images/books/320/image009.jpg15