Открытый урок в классе фортепиано на тему: «Работа над художественным образом в программных фортепианных произведениях»


Открытый урок в классе фортепиано
Тема: «Работа над художественным образом в программных фортепианных произведениях»
Преподаватель Карасёва Е.А.
Тема урока: «Работа над художественным образом в фортепианных произведениях».
Цель урока: Раскрыть и выразить в исполнении образное содержание музыкального произведения.
Задачи урока:
Формировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования образных впечатлений;
Работать над выразительностью музыкального языка, преодолением исполнительских трудностей.
Формировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения.
Работать над достижением уровня образной завершенности интерпретации.
Тип урока: традиционный.
Вид урока: урок обобщения и систематизации изученного.

Использованная литература:
Альбом ученика-пианиста. Хрестоматия педагогического репертуара. 6 класс / сост. Г.Г.Цыганова, И.С.Королькова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
Коровицын В. Детский альбом. Учебно-методическое пособие. Ростов н/Дону: «Феникс», 2007.
Скороговорки для фортепиано. 50 упражнений для развития беглости пальцев. Т.Симонова. Санкт-Петербург: «Композитор», 2004.
Фортепиано. 3 класс. Учебное пособие./Сост. Б.Е.Милич. М.: «Кифара», 2006.
Интернет ресурсы.
Ход урока:
Фадеева Ангелина 3 класс – С. Разоренов «Два петуха»
Куликова Арина 3 класс – В. Коровицын «Два клоуна (рыжий и блондин)»
Настасина Марина 6 класс – Э. Массне «Мелодия (элегия)»
На данном уроке будет показана работа над художественным образом в программных фортепианных произведениях. Рамки урока позволяют весь материал продемонстрировать сжато, обобщенно, но систематизировано.
Девочки, сегодня на уроке мы с вами поговорим о художественном образе произведения. Что же это за понятие «художественный образ»?
Ответ: Это композиторский замысел. Это то, что показано в музыке… это мысли, чувства автора, отношение к своему сочинению.
Художественный образ в музыке раскрывается при помощи средств музыкальной выразительности. Это (Схема)
Работа над созданием художественного образа – сложный процесс. Рождение художественного образа произведения – это раскрытие его характерных особенностей, его «лица». И раскрывается образ, как мы уже сказали, с помощью выразительных средств.
Хорошо, сегодня на уроке мы на примере ваших произведений проследим становление, выражение музыкального образа.
Начнём мы с яркой, образной пьесы «Два петуха», которое исполнит Фадеева Ангелина, ученица 3-го класса.
Прежде чем начать работу над пьесой, Ангелина поиграет подготовительные упражнения, чтобы разогреть ручки и настроиться на работу.
Упр.17 из сборника «Скороговорки для фортепиано» – полезно для развития координации движений, для быстрого ритмичного чередования рук. Мы отрабатываем динамические оттенки, постепенное нарастание и затихание (крещендо и диминуэндо) звучности. Такие же оттенки встретятся в пьесе «Два петуха»
Упр.18 направлено на отработку двойных нот – терций. Необходимо следить за одновременным взятием двух звуков. «Прогулка» по звукам вверх-вниз.
Произведение «Два петуха», которое написал русский композитор Сергей Разоренов – очень интересная, яркая пьеса.
Ангелина, давай сразу сыграем её, а потом поговорим.
Ангелина, скажи, пожалуйста, какой художественный образ автор показал в своём сочинении?
Ответ:
Музыка точно изображает образы петухов? Драки? Боя?
Давай мы подробно рассмотрим, с помощью каких средств музыкальной выразительности достигается художественный образ в нашей пьесе.
Во-первых, обратим внимание на форму произведения. 3 части, причём 1 и 3 части практически одинаковые.
Что же происходит в 1 Части?
Ответ:
Какие средства выразительности использует автор? (отрывистая мелодия, мажорный лад, острый ритм – крик «Кукареку», разнообразная динамика (два разных характера), звонкий тембр)
2 часть – бой петухов (темп, нарастание и затихание звучности – нападение, ровный ритм, акценты (удары, уколы).3 часть – кульминация пьесы. Победа первого, залиристого петуха. Победный клич (акценты), последний пассаж – побежал и догнал (ровно, ярко, как «мелкие шажки»).Вот мы рассмотрели средства выразительности, которые помогают раскрытию художественного образа. А теперь ты, Ангелина, сыграй пьесу и попробуй донести до нас, слушателей, образы, о которых мы только что поговорили.
Такая у нас получилась интересная пьеса. Ангелина, ты молодец. Видно, что пьеса тебе нравится. Играешь её уверенно, ярко, красочно.
Дома обязательно проигрывай в разных темпах, чередуя быстрый-медленный, следи за ровностью (поиграй на «та-та»)
Следующее произведение называется «Два клоуна (рыжий и блондин)» композитора В. Коровицына. Исполняет Куликова Арина.
Арина, пьеса ещё немного не доучена, поэтому смотри в ноты. Постарайся вспомнить и выполнить всё, о чём мы говорили на уроках.
Владимир Коровицын – русский композитор, который живет в Великом Новгороде и сочиняет в настоящее время. Этот композитор написал много сочинений для хора, для симфонического оркестра, романсы, песни. И, конечно, он написал много фортепианных сочинений для детей. Детские пьесы вошли в сборники: «Детский альбом», «Исполнение желаний», «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы».
Арина играет пьесу «Два клоуна» из сборника «Детский альбом». Также в этот сборник вошли интересные пьесы «Вальс Золушки», «Куклы сеньора Барабаса», «Емеля едет на печи», «Жуткий детектив» и др. То есть, всё пьесы имеют название, в котором и кроется художественный образ.
«Два клоуна» – яркая, интересная пьеса. Давай мы рассмотрим наше произведение, разберемся со средствами выразительности для раскрытия образов.
Сколько частей и кого автор в них изображает?
Два клоуна разные по характеру?
Расскажи мне про рыжего клоуна? Какой у него характер? Чем он занимается? Какими средствами выразительности достигается образ рыжего клоуна?
Не зря автор обозначил цвет волос наших героев. Рыжий, я думаю, почти оранжевый – очень яркий цвет. Характер энергичный, задорный, активный, бодрый. Занимается рыжий клоун, скорее всего жонглированием. Об этом говорят стремительный темп, быстрое чередование и переносы рук, упругое, активное стаккато, мажорный лад, четкая ритмическая пульсация, разнообразная динамика, интенсивное крещендо (смотри, очень частые крещендо от р к f). Исполняется такая музыка очень активными, упругими пальцами. Штрих у нас стаккато, упругое, отпрыгивай. Звук сильный, яркий.
2 часть. Здесь совершенно другой образ – Блондин. Какой характер у блондина? Что он делает? Судя по музыке? Возможно, что-то напевает, мечтает, думает. Давай рассмотрим музыкальные средства выразительности, которое используются в этой части.
В связи с этим, играть мы будем плавно, пластично, нежно, очень выразительно. В правой руке – мелодия, в левой – аккомпанемент. Мелодическую линию мы будем играть протяжно, длинно. Для этого нам поможет фразировка. В каждой фразе есть что? Начало, окончание, кульминация.
Прикосновение к клавишам очень глубокое, цепляемся за каждый звук. Какое мы делали упражнение для глубокого взятия, до «самого дна клавиши»? (упражнение с монеткой)
Работа над выразительной фразой: Попросить пропеть про себя (интервал, ход), а потом, тоже самое, пропеть на инструменте.
Левую руку поиграть аккордами со сменой педали, с объединяющим движением руки.
3 часть – опять образ рыжего клоуна. Звучит ещё ярче, интереснее. Доигрываем до конца.
Дома проучи пьесу как на уроке. Выполняй упражнения для работы над звуком. Доучивай пьесу.
Произведение «Мелодия» французского композитора Жюля Массне – один из наиболее известных образцов музыкального жанра элегии.
– Марина, ты помнишь что это за жанр? Элегия?
(Предполагаемый ответ: Музыкальное произведение задумчивого, печального характера)Вообще жанр элегии возник в литературе, в поэзии Древней Греции. В переводе с греческого – плачевный, жалобный. Это стихотворение с характером задумчивой грусти, выражающее грустное настроение души. Чаще всего в таких стихотворениях выражены мотивы разочарования, несчастной любви, одиночества.
Вернёмся к нашему произведению. Мелодия (Элегия) была написана как фортепианная пьеса, вошла в цикл произведений «Жанровые пьесы». Позже, через несколько лет, когда Массне работал над музыкой к драме французского поэта Леконта де Лиль, он переложил Элегию для виолончели. Так как музыка очень красивая, она была с восторгом принята слушателями. И ещё через некоторое время был написан текст, и таким образом, возникла вокальная версия – романс. В дальнейшем появилось множество переложений для разных инструментов.
В России, да и в остальном мире, это произведение известно, благодаря записи в исполнении знаменитого русского певца Фёдора Шаляпина.
И для лучшего понимания произведения мы послушаем эту запись.
Марина, обрати внимание на инструмент, который звучит во вступлении, и на слова, на текст.
О чём это произведение? О несчастной любви, об одиночестве, о расставании, о том, что белый свет немил, так как нет любимой. Шаляпин поёт, что всё унесла ты с собой. Довольно грустное, но очень красивое сочинение.
Сыграй его, пожалуйста.
Давай рассмотрим, с помощью каких средств выразительности достигается это печальный, задумчивый образ. Это нисходящая, плавная мелодия. Интонации с затакта – вопросы Где дни любви? Грезы весны? Шум лесов, Пенье птиц? И т.д. Какой инструмент может исполнить её? Для какого инструмента была написана пьеса? Виолончель. Тембр виолончели низкий, густой, обычно говорят, бархатный. В сопровождении постоянная ритмическая пульсация.
Чтобы сыграть выразительно, мы работали над фразировкой.
Сколько частей в пьесе? В конце 1 части музыка более взволнованная, короткие интонации (Всё унесла ты с собой, и солнца свет, и любовь, и покой, Всё, что дышала тобой одной).
2 часть начинается с повторения музыки 1 части. Опять встречаются короткие взволнованные интонации. Помнишь, мы разбирали в этом месте сопоставление ладов? Минор и мажор – надежда, мечта.
Дальше появляется имитации (подражания) – сожаление.
Высшая цель музыканта-исполнителя – достоверное, убедительное воплощение композиторского замысла, т.е. создание художественного образа произведения. Мы сегодня с вами убедились, что на характер музыкального произведения, на его образ самым непосредственным образом влияют средства музыкальной выразительности.
В заключение урока хочется поблагодарить девочек за их работу, за внимание и отзывчивость. Я думаю, вы представляете, проживаете музыкальные образы и с радостью играете эти произведения.