Статья РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНО-НАЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНО-НАЦИОНАЛЬНОГО
КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Моисеева Т.С.
преподаватель русского языка и литературы
«КСХТ» (с. Калиновка)



« Культура – это святыни народа, святыни нации»
Д.С. Лихачев
Образование во все времена было направлено на развитие человека. Основная его задача – научить обучаемого самостоятельно работать, самому выстраивать систему своих знаний, исходя из собственных запросов, возможностей и устремлений.
Культура народа является одним из основных структурных компонентов языкового образования как процесса учебно-познавательной деятельности. Значимость этого компонента определяется неоспоримым тезисом о невозможности «понять русский язык в отрыве от познания того, что создано народом, говорящим на этом языке».
Объект исследования - процесс реализации регионально-национального компонента на уроках русского языка.
Предмет исследования - методика обучения русскому языку средствами фольклора в процессе проектной деятельности.
Цель исследования состоит в разработке и обосновании методики реализации регионально-национального компонента на уроках русского языка (базовый уровень), основанной на проектной деятельности, использование которой обеспечит достижение предметных результатов, формирование универсальных учебных действий и развитие системного мышления студентов.
Современное общество много потеряло, порвав те нити, которые связывали нас с традиционной культурой народа. Эта культура зародилась в глубокой древности и расцвела в повседневной жизни. Она соединяла каждого человека с его родом-племенем и с могучей природой.
Устное народное творчество бытовало веками, столетиями, и в разных областях России находились любители-энтузиасты, исследователи живого слова. Курская область – это уникальный регион России, где ярко выражена семейно-бытовая обрядность, многоцветная палитра народной одежды, устного поэтического творчества, многообразие народных сказок, промыслов и ремесел.
Многие литературные тексты, использованные в учебниках по русскому языку, теснейшим образом связаны с народной культурой, более того, устное народное творчество является их фундаментом. Большинство писателей говорили о том, что настоящее искусство именно в обычаях, запахах родной земли, словах, которые на вкус, цвет и запах родные, в словах, которые хранят двойной смысл: и сегодняшний, и впитанный с детских лет, эмоциональный. Эта мысль принадлежит А.Н. Толстому.
Обратимся к понятию «метод проектов». По мнению ученых, «это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых товаров и услуг, обладающих субъективной или объективной новизной и имеющих практическую значимость» [1].
Е.С. Полат говорит о методе проектов как о «способе достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практически результатом, оформленным тем или иным образом» [2].
Из вышеизложенного следует, что в основе каждого учебного проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на её решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определённых условиях.
Обратимся к разным по содержательной специфике видам проектов и предложим темы, связанные с изучением курского фольклора:
практико-ориентированный проект.
Данный тип проектной деятельности направлен на удовлетворение социальных интересов самих участников проекта. Конечный продукт деятельности заранее определен и должен носить практический характер применения (может быть использован в жизни класса, школы, города или района). Примером такого проекта может стать исследовательская работа «Мы собиратели фольклора», итогом которого станет плакат в кабинет русского языка, содержащий небольшие отчеты по проделанной работе, а так же рекомендации по выполнению;
исследовательский проект.
По своей специфике напоминает настоящее научное исследование, которое выполняется по определенному плану. При выполнении таких проектов необходимо обосновать актуальность избранной темы, обозначить задачи исследования, выдвинуть гипотезу с последующей проверкой и организовать обсуждение полученных результатов. Работа должна проходить с использованием методов современной науки, а именно: лабораторных экспериментов, социологических опросов, моделирования и других.
Примером такого рода деятельности может стать проект «Черты кроя одежды в Курской губернии» или «Секреты изготовления одежды в Курской области». Здесь мы можем использовать моделирование, а именно воссоздать народный курский костюм по средствам рисунка, 3D графики или же просто сшить;
информационный проект.
Основная цель данного проекта – собрать информацию о каком-либо объекте, обобщить и проанализировать полученные данные и представить результат широкой аудитории. Публикации в СМИ, в Интернете или создание информационной среды в классе будет способствовать распространению результатов.
Примерами проектов такого типа будут выступать создание арт-плакатов «Фольклористы курской области», интервью с учеными-лингвофольклористами, экскурсии, с целью организации бесед с учеными, работающими в этой области;
творческий проект.
Особенностью такого рода исследования, конечно же, является максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов деятельности.
Театрализованные представления: инсценировка сказки «Петушок и курочка», праздник «первого урожая» и засола капусты с использованием прибауток разученных заранее. Спортивные соревнования, приуроченные к различным народным гуляниям, таким как Масленица. Декоративно- прикладное творчество: изготовление традиционной куклы Коляда, проект «Кожлянская игрушка» и т.д.;
ролевой проект.
При реализации этого типа проектной деятельности студенты играют роли литературных, исторических или выдуманных персонажей.
Круглый стол «Своеобразие курского фольклора», урок-игра «Картина мира, представленная нашими предками в детской прибаутке и кумулятивной сказочке «Коза, коза», являются ярким примером таких исследований.
На примере проекта «Народный костюм курской губернии» рассмотрим основные этапы работы над проектом:
I. Подготовительный этап.
Прежде чем приступить к работе над проектом, необходимо продумывать учебные цели и задачи, определить количество участников, а так же вид работы; определить число кураторов работы и срок реализации; продумать все возможные источники информации (консультации, факультативы, библиотеки и другие образовательные учреждения, анкетирование, опросы, наблюдения и др.). Далее осуществить предварительный выбор темы, проблемы исследования (продумать ситуацию, которая могла бы дать толчок учащимся к выдвижению интересных идей, определяющих направление исследований), выбор источников по теме и их анализ (помочь в поиске информации, предоставить инициативу учащимся, учитель выполняет роль консультанта и помощника).
Цель – выявить территориальные особенности курского народного костюма. Поставленная цель обусловила решение нескольких задач исследования:
1. Познакомиться с определениями понятия «фольклор».
2. Привести основные характеристики курского народного костюма.
3. Актуализировать сведения о народной одежде Курской области.
4. Проанализировать источники и установить, особенности народного костюма Курской области, описав его разнообразие.
Задачи исследования определяют его методы: анализ, сравнение, эксперимент, исторический метод, описание, восхождение от абстрактного к конкретному.
II. Исполнительский этап.
Для организации наиболее успешной работы на данном этапе необходимо составить перечень способов сбора и обработки информации в соответствии с темой и особенностями работы. Далее ознакомление с источниками и их накопление, уточнение темы, выдвижение гипотезы, определение плана действий и его реализации.

План работы
Черты кроя народной одежды в Курской губернии и секреты изготовления.
Декорировка народной одежды курских сельских жителей.
Предметы одежды в русских народных пословицах и поговорках.
Хрестоматийная выборка из этимологического словаря о русской народной одежде.
Таким образом, активное использование фольклора на уроках русского языка, а также на внеурочных занятиях, вносит огромный вклад в процесс формирования личности обучающегося, позволяя на доступном ребенку уровне, эмоционально, ярко представить ценности своей культуры в непротиворечивой, положительно окрашенной форме.
Внимательное и бережное отношение к слову – это и есть языковая культура человека. И школа, как центр языкового воспитания, не может остаться безучастной к актуальной социальной и лингвистической проблеме культуры речи носителей языка, ведь каждое подрастающее поколение обязано нести идею сохранения и развития родного языка, выступать хранителем родного слова и его национальных особенностей.
Реализацию национально-регионального компонента целесообразно продолжать и во внеурочной деятельности, при этом обучающиеся получат возможность: проводить больше исследований; рассматривать более широкий диапазон первоначальных идей; создавать более сложные и оригинальные объекты.
Использование фольклорного материала в системе уроков русского языка способствует не только развитию культуры речи обучающихся, но и эффективному усвоению изучаемого на уроке языкового или орфографического материала, воспитанию эмоционально-ценностного отношения к истории, традициям своего народа, то есть того, что принято называть «любовью к Отечеству».
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что проведение уроков с использованием регионального компонента позволит не только усилить интерес обучающихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Список литературы

1. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2001.
2. Полат, Е.С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Е.С. Полат.
· М.: ВЛАДОС, 2000.