Выступление. Использование национального компонента в формировании и воспитании духовной культуры учащихся на уроках баяна


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Использование национального компонента в формировании и воспитании духовной культуры учащихся на уроках баяна
Республика Татарстан
Г. Нижнекамск
Преподаватель по классу баяна
Хафизова Фаима Сунгатулловна1 квалификационная категория
2015 год
Ф. С. Хафизова
Использование национального компонента в формировании и воспитании духовной культуры учащихся на уроках баяна.
Одним из важнейших направлений государственной политики Республики Татарстан является сохранение культурного наследия, дальнейшего развития татарской национальной культуры, так как в народной культуре сконцентрирован весь опыт человечества.
Применение национального компонента в обучении игре на баяне играет важную роль в формировании и воспитании духовной культуры подрастающего поколения.
Приобщение детей к татарской народной музыкальной культуре является мощным средством личностного, духовного, нравственного развития и воспитания детей.
Исполнение татарских народных песен позволяет воспитать у обучающихся любовь к народному творчеству, приблизиться к познанию истоков татарской культуры. Татарская народная музыка демонстрирует богатый духовный потенциал народа, его величайший талант.
Приоритетным направлением в работе с детьми в классе баяна ДШИ является исполнение татарской народной и профессиональной музыки. Этот процесс требует определённых исполнительских навыков у обучающихся, поскольку мелодия национальных напевов отличается особой пластикой и мелизматикой. Для каждого учащегося составляю индивидуальный план работы по баяну и ансамблю. Педагогический репертуар музыкальных произведений подбирается с учётом музыкальных способностей и возрастных особенностей учащихся.
В учебный репертуар своих учеников я включаю татарские народные песни «Туган тел», «Ай, былбылым», «Эпипэ», «Райхан», «Яңгыр», «Ачма тәрәзәңне» и другие. Детям очень нравится исполнять на баяне татарские народные песни и пьесы татарских композиторов потому, что многие мелодии им знакомы с детства. Задушевный характер музыки передается средствами широкой, распевной мелодии. Мелодию на баяне необходимо играть связно, а аккорды аккомпанемента – мягко и плавно. Внимание следует обратить на динамическое развитие песни. Кульминация подчеркивается постепенным усилением звучания. В момент наступления кульминации важно не допускать чрезмерно громкого звучания, толчков мехом, следить за ровным и постепенно затихающим звучанием мелодии.
Многие танцевальные пьесы в народном «такмачном» стиле исполняются на стаккато. Слово «стаккато» в переводе означает отрывать, отделять, то есть исполнять звуки отрывисто и коротко. Отрывистое исполнение звуков достигается при помощи быстрых движений пальцев и ровного движения меха.
Во многих татарских произведениях, например таких как «Река Белая быстра», главная тема исполняется левой рукой, которую сыграть на баяне довольно сложно. Если ранее дети чередовали бас и аккорд, то теперь левой рукой нужно сыграть мелодию так, чтобы она получилась выразительной и прослушивалась при игре двумя руками. Татарская народная музыка завораживает яркостью музыкальных образов, оригинальностью и красочностью национального колорита, богата мелизмами украшающими музыкальное произведение, которые чрезвычайно трудны для исполнения учащимися на баяне.
Исполнение татарских народных песен на баяне требует большого терпения и усидчивости, понимания особенностей народной музыки. Учитывая это, знакомство с татарской музыкой начинаю с простых народных песен, типа «Әпипә», «Каз канаты», «Ай, былбылым», «Райхан», «Өммегөлсем».
Многие татарские композиторы сочиняли песни для детей. Салих Сайдашев говорил: «Писать музыку для детей очень трудно. Дети – самые строгие, неподкупные судьи. Они не принимают фальши и лжи, не терпят «сюсюкания», неискренности, надуманности».
С целью изучения и пропаганды татарской народной и профессиональной музыки, я знакомлю учащихся с творчеством композиторов и поэтов: С.Сайдашева, Ф.Яруллина, Н.Жиганова, Р.Яхина, Г.Тукая, М.Джалиля и других. Произведения классиков татарской музыки привлекают детей красивой мелодией, необычным ритмом, национальным колоритом, татарским орнаментом.
На конкурсах и классных вечерах дети с удовольствием исполняют на баяне татарские народные песни и произведения татарских композиторов. Концертная программа готовится заранее, предварительно обыгрывается перед классом, друзьями, родителями. Сценическое выступление – это не только страх, но, прежде всего, радость общения с публикой. В концертах вместе со своими учениками выступаю и я. В моем исполнении звучат татарские народные песни и вокальные произведения татарских композиторов.
Таким образом, введение в содержание учебно-воспитательного процесса национального компонента способствует формированию у обучающихся познавательной активности, эмоционального отношения к духовной культуре и истории народа, активному личностному осмыслению действительности.
Литература:
1.Педагогика художественного образования. Казань, 2011.
2. Искусство и художественное образование в аспекте межкультурного взаимодействия. Казань, 2013.
3.Дополнительное образование детей в условиях введения ФГОС и ФГТ. Набережные Челны, 2013.
4. Трехгодичный курс обучения игре на баяне. Москва, 1966.
5. Роль детских школ искусств в системе гармонического развития личности в республике ТАТАРСТАН. Набережные Челны, 2011.
Хафизова Фаима Сунгатулловна,
преподаватель по классу баяна
Республика Татарстан, г. Нижнекамск
МБУ ДО «Детская школа искусств»