Доклад на тему Организация контроля знаний, умений и навыков учащихся на уроках ОБЖ


«Организация контроля знаний, умений и навыков учащихся
на уроках основ безопасности жизнедеятельности»
Терентьев К.С., учитель ОБЖ
Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» включает теорию и практику здорового образа жизни и защиты человека в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также теорию и практику оказания первой медицинской помощи.
Исходя из современных требований, основными целями курса являются: формирование и развитие у обучающихся высоких морально-психологических качеств, психологической устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям, бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью, любви к своей Родине, готовности к ее защите.
Большое значение придается формированию у обучающихся здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, ознакомление с правилами безопасного поведения в образовательном процессе и в производственной деятельности.
Исходя из целей обучения, считаю уроки ОБЖ не менее важными, чем обучение математике или физике. Поэтому знания основ ОБЖ должны быть прочными, чтобы ученик мог их применить в любой ситуации. А значит, возрастает роль контроля усвоения знаний и умений обучающихся.
На уроках я использую повседневные наблюдения за учебной работой обучающихся и устный опрос, которые дают возможность следить за развитием мысли отвечающего, своевременно корректировать знания, устранять все сомнения относительно состояния знаний ученика, правильно  применять терминологию.
Использование письменной проверки позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Ее особенность— бо'льшая объективность по сравнению с устной. На основании анализа результатов письменной проверки имеется возможность дать сравнительную оценку знаний и развития учащихся; выявить весь объем ошибок, допускаемых классом в целом по проверяемому материалу.
В результате устного или письменного опроса на уроке выставляется отметка по 5-бальной или 10-бальной системе, что стимулирует обучающихся на повышение своего результата при ответе. Но за триместр ученику выставляется «зачет-незачет». Поэтому ученик спокоен за итоговую оценку, у него не будет неудовлетворительного результата, потому что для получения «незачета» надо очень постараться: не отвечать на уроке, не интересоваться новой темой, не рассказывать случаи из реальной жизни. А детская психология так устроена, что жизненные ситуации им близки и хочется поведать о них окружающим, сравнить свое поведение с нормами поведения окружающих.
Считаю, что при оценочно-зачетном контроле система отметок, во- первых, не вызывает в детях чувство страха (придется перед родителями держать ответ за полученную двойку); во-вторых, не служит причиной разлада между учащимися и взрослыми (обида на учителя, на родителей); в–третьих, не вносит зависть и раздор в товарищескую среду учащихся (я учусь лучше, а ты хуже); в-четвертых, не содействует возникновению и упрочнению формального отношения к делу со стороны как учащихся, так и педагогов.
В результате такого контроля обучения имеем:
Высокий  уровень  активности  на  уроках.  
Хороший  показатель  качества  знаний,  умений  и  навыков.
100 %   успеваемость по итогам триместров, года.
Постоянное  участие  обучающихся в  районных  мероприятиях и конкурсах.