Формирования развития творческих способностей учащихся для подготовки самостоятельной трудовой деятельности в условиях рыночной экономики
Цель работы: показать значимость формирования развития творческих способностей учащихся для подготовки самостоятельной трудовой деятельности в условиях рыночной экономики.
Задачи:
формирование системы развития творческих способностей, направленной на формирование успешной личности.
способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности.
выявить виды развивающих заданий способствующих формированию творческих способностей.
развитие творческого потенциала учащихся на основе использования метода проекта.
показать результативность использования развивающих заданий формирующих творческие способности школьников.
Гипотеза:
приобщить учащихся к творчеcкой работе.
привить интерес к творчеству, поиску.
развить навыки созидания, самореализации.
Актуальность опыта.
Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.
Главная цель образовательной области «Технология» - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Детей следует учить, самостоятельно мыслить, выявлять и решать проблемы, поставленные задачи, а также способствовать развитию у детей памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности.
Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс – это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.
Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.
Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность “выхода за пределы ситуации”, сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.
Результатом становится реальное изделие, выполненое на достаточно высоком технологическом уровне, способное стать конкурентно способным товаром на рынке или удовлетворять потребности семьи.
Практика показывает, что для меня задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реалезуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают мне преодолеть ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.
На урок технологии школьники впервые приходят в 5 классе. Стартовые возможности у них одинаковые. А затем одни уходят вперед в освоении материала, единицы отстают. Каждый учитель сталкивается в работе с многообразными индивидуальными различиями своих учеников. Для того чтобы сделать урок более интересным, повысить развитие творческих способностей учащихся я использую такие методы обучения: словесные (рассказ, беседа, лекция, объяснение, устный инструктаж), наглядный (демонстрации, иллюстрации), практические ( лабораторно – практические, практические работы), репродуктивный, проблемно – поисковый.
Для развития интереса детей к предмету провожу различные формы и типы уроков: деловые игры, семинары, беседы, практические. Практические работы провожу на бригадной или индивидуальной основе.
Свою работу строю на принципе развивающего обучения, поэтапного освоения теоретического материала, закреплением практической части, умения и навыка учащегося.
Развитие творческого воображения, самостоятельности, наблюдательности, достигает в основном при выполнении практических работ, заданий творческого характера по конструированию, моделированию и т.д.
Во время проведения практических работ поощряю самостоятельность, проявленную творческую фантазию.
Оценивая результаты, обязательно отличаю инициативу, смекалку, взаимопомощь, поощряю старательных учениц добрым словом.
Конструирование и моделирование одежды в 5 классе фартук, в 6 классе юбки, шорты, в 7 классе ночная сорочка, платье, блуза. Учащиеся строят чертежи по своим меркам на себя. Исходными данными для построения чертежа, выкроек являются мерки. После того, как я продемонстрировала на маникене основные антропометрические точки и приемы снятия мерок необходимых для построения чертежа учащиеся выполняют практическую работу по снятию мерок для построения чертежа изделия. Учащиеся снимают мерки группами по три человека, поочередно меняя операции. Работа выполняется в виде игры «Ателье» - заказчик, закройщик, приемщик заказа. Учащиеся результаты заполняют в таблицу. Я слежу за правильностью снятия мерок, помогаю исправить неточности, и даю дополнительные пояснения. Результатом становится построение чертежа(фартука, юбки, ночной сорочки). Как известно технология моделирования деталей одежды не только развивает пространственное воображение, эстетический уровень образования, но и помогает каждому учащемуся раскрыть свои индивидуальные способности. Изготовления любого изделия учащееся начинают с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций , разработки конструкции модели, её моделирования. Учащиеся используют полученный чертеж выкройки, выполняют моделирование изделия (фартука, юбки, ночной сорочки) в соответствии с выбранной моделью. При моделирование основных деталей учащиеся используют цветную бумагу. Результаты моделирования учащиеся оформляют в альбоме.
Для контроля знаний и умений учащихся по разделу конструирования, моделирования использую тестовые задания.
Знакомлю учащихся с классификацией текстильных волокон натурального и химического происхождения, даю понятия о пряже, прядении, ткани и ткачестве, учу определять направления нити основы и утка. Учащиеся используют полученные знания о свойстве волокон при выборе ткани и изготовлении изделия. Учащиеся с 5-7 классов знакомятся с полотняным, саржевым, атласовым, сатиновым переплетениями.
Результатом становится выполнение из цветной бумаги макетов переплетения, и их учащиеся помещают в альбом. Составляют самостоятельно коллекцию изученных тканей.
Обращаю внимание на такие вопросы: какую ткань можно применить для данной модели, какой цвет ткани и рисунок может быть использован выбранной модели, фасон, форма, цвет отделки. При изготовлении швейных изделий учащиеся могут проявить свое творчество в подборе цвета ниток, ткани и выполнении вариантов украшающих швов в выборе отделки и моделирования изделий.
Учу учащихся правилам подготовки ткани к раскрою. Закрепляю полученные знания и умения практическими работами «Подготовка изделия к раскрою».
Показываю учащимся правильные приемы выполнения ручных стежков и строчек. В начале, учащиеся зарисовывают схемы ручных стежков и строчек, а затем выполняют и помещают образцы ручных стежков и строчек в альбом. Полученные знания закрепляю тестовыми заданиями.
Формирую знания о бытовых швейных машинах, различных приводах, составных частях швейной машины, и разновидностью выполняемых строчек. Знакомлю с соединительными, краевыми и отделочными швами, формирую навыки по выполнению машинных швов, учу соблюдать технологическую последовательность и технику безопасности. В начале, учащиеся зарисовывают схемы швов в тетради, а затем выполненные образцы наклеивают в альбом. Добиваюсь аккуратности и внимательности во время работы. Полученные знания закрепляю тестовыми заданиями.
Для достижения качества изделия, это правильное выполнение каждой операции, а также влажно – тепловой обработки изделия.
Знакомлю учащихся с организацией рабочего места, с терминологией применяемой при выполнении утюжильных работ. Особое внимание обращаю технике безопасности. Полученные знания закрепляю тестовыми заданиями.
Эти качества развиваются и закрепляются, когда учащиеся видят и понимают полезность труда для себя.
Например, изделия учащиеся шьют на себя, при этом носят. После пошива швейных изделий у многих школьниц появляется чувство уверенности в себе, желание сшить ещё. Таким ученицам я предлагаю дополнительные модели для самостоятельного изготовления.
Также учащиеся могут самостоятельно выбирать узор вышивки для своего будущего изделия. Подбор цвета, ниток, вид узора при выполнении вязаного изделия (7 кл.)
При изучении новой темы использую готовые образцы поузловой обработки деталей, инструменты и приспособления, журналы мод, книги, видеофильмы. Систематически корректирую учебные планы и программы, исключая устаревший материал, включая новые темы связанные с развитием общества. Чем меньше возраст учеников, тем наглядным должен быть урок. Карточки с заданиями по индивидуальным работам, стараюсь составить так, чтобы учащиеся не только показали свои знания, но и проявили смекалку, логическое мышление.
Знакомлю учащихся с историей кулинарии, физиологией питания, кухней и её оборудованием, формирую навыки по соблюдению санитарно – гигиенических требований, правил технике безопасности, воспитываю аккуратность и опрятность в работе. Учащиеся выполняют творческое задание нарисовать и описать в тетради, какими бы они хотели видеть интерьер кухни в своей квартире.
Например, на уроках кулинарии в 5-7 классах, можно предложить учащимся самостоятельно составить меню завтрака или обеда, придумать способы оформления блюд.
В разделе кулинарии провожу графические диктанты, например по теме «Супы».
Их использую для закрепления полученных знаний, ребятам интересно их выполнение, так как они проявляют внимание и сосредоточенность.
Для контроля знаний и умений в разделе кулинария использую тестовые задания.
С учащимися 8-11 классов в кабинете технологии организовали выставку- музей старинного ручного рукоделия. Подаренным работам уже по несколько лет, и до сих пор они продолжают радовать своей красотой. И мне очень приятно такую вышивку называть художественной. Выставка- музей старинного ручного рукоделия способствует развитию творческих способностей и познавательных интересов. На примере вышитых работ мастеров старшего поколения учащийся выполняю свои работы. Так как наши дни, вышитые изделия, особенно выполненные индивидуально, пользуется большим спросом. Это придает особую актуальность обучению школьников вышивке. Эти работы воодушевляют молодое поколение к творчеству.
Занятия по обучению вышивки в 8-11 классах провожу в форме комбинированных уроков и включаю теоретическую часть и практическое выполнение задания. При этом я использую различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего, сочетая их. Я использую метод трудовых заданий, который реализуется на основе выполненых изделий, а также метод контроля и оценки вышитых изделий.
Для проведения урока у меня всегда под рукой вышитые образцы и изделия, современные материалы, инструменты и приспособления, журналы мод, книги, видеофильмы, которые я демонстрирую учащимся при изучении каждой новой темы. Чем меньше возраст учеников, тем более наглядный урок.
Фрагмент занятия по обучению вышивки.
Тема: Классификация вышивки.
Цели:
Осуществить контроль полученных на предыдущих занятий, знаний учащихся по истории возникновения и развития вышивального промысла « Владимирские швы» и характерным чертам этого промысла.
Ознакомить с многообразием вышивки и системой ее классификации.
Научить классифицировать вышитую продукцию.
Учебно-материальное оснащение: плакат «Классификация вышивки», географическая карта Российской Федерации, вышитые образцы и изделия различных вышивальных промыслов России, книги и журналы по вышивке. На теоретической части урока по данной теме я объясняю классификации вышивки по различным признакам, сопровождая объяснение наглядными материалами. Учащиеся с моей помощью составляют опорный конспект, в котором отражен оптимальный объем необходимых для практической части урока теоретических сведений.
Классификация вышивки
По виду технологии:
ручная;
машинная;
выполненная на вышивальном автомате.
По положению швов в структуре материала:
глухая;
прозрачная (строчевая).
По характеру вышивального мотива, видам швов:
свободная:
счетная.
По получаемому вышивальному узору:
односторонняя;
двусторонняя.
По назначению швов:
соединяющая;
закрепляющая;
украшающая;
маскировочная.
По географическому происхождению:
северная ( преобладание строчевой и глухой счетных вышивок белого цвета с редким включением вышивки цветными нитями); южная ( среднерусской полосы) ( преобладание цветной глухой вышивки).
На практической части уроков по классификации вышитой продукции учащиеся с помощью плаката «классификация вышивки» анализируют образец изделия и определяют вид вышивки: ручная, машинная или изготовленная на вышивальном автомате; глухая или строчевая, одно – или двусторонняя, северная или южная, выполненная для украшения и (или) маскировки (закрепления, соединения) и, наконец, по отличительным особенностям ( приемам, мотивам, цветовой гамме) называют вышивальный промысел, на котором изготовлено это изделие. Результатом становятся задание выполненное, если изделие классифицировано правильно и классификация является полной.
Основное место на уроке я отвожу практическим работам, которые включают:
Выполнение графических зарисовок в альбоме ( различных видов орнаментов, вышивальных мотивов, народных костюмов);
Расчет стоимости вышитого изделия. На практической части урока учащиеся быстро утомляются при выполнении однообразной работы, поэтому я заранее продумываю, как построить урок и разнообразить его.
Знакомлю учащихся с технологией ручной вышивки и направляю деятельность учащихся на правильное выполнение вышивальных приемов, следить за качеством их исполнении. При изучении учащимися новых для них техник вышивки я демонстрирую технические приемы их исполнения. Здесь уместны различные упражнения, формирующие у учащихся определенные практические навыки. В ходе упражнений по освоению различных вышивальных приемов учащиеся учатся пользоваться инструкционными картами, которые раздаю я, а затем могут по моему заданию и сами составить инструкционную карту выполнения любых вышивальных технических приемов и изделий.
Например, учащиеся уже овладели технологией выполнения простейших мережек «кисточка», « столбик», «жучок» и т.п. Тогда на уроках по освоению сложных сновочных мережек я предлагаю им составить инструкционную карту выполнения сновочной мережки, либо ее иллюстрацию. Кроме этого, каждый ученик имеет перед собой образец инструкционной карты по изготовлению простейшей мережки и других швов. В результате учащиеся должны составить инструкционную карту по выполнению мережки на 5 сновках.
Выполнить мережку «столбик»
Выполнить мережку «столбик», забирая по 6 столбиков
Выполнить по 3 столбика через один снопик
Стянуть по 2 столбика
Выполнить сновки
Выполнить мотив «мыльный пузырь», а на нем – шов «паучок»
Учащиеся активней воспринимают материал, если наглядные пособия по мере объяснения новой темы последовательно меняются. Но при одновременном показе инструкционной карты и образца технического приема выполнения вышивки внимание детей, как правило, рассевается, что создает неблагоприятные условия для выполнения задания.
При выполнении графических работ по зарисовке орнаментов учащимся бывает недостаточно демонстрации образца или таблицы. В этом случае я дополняю объяснение материала графическими изображениями на доске с помощью цветных мелков. Изображения большого размера, чтобы их было всем хорошо видно.
Для показа готовых образцов оформлен стенд вышитых образцов.
Во время работы в мастерской каждый учащийся имеет свое постоянное рабочее место, назначенное мной: близорукие и наиболее подвижные дети занимают места ближе к моему рабочему столу.
Их гигиенических соображений необходимо следить за тем, чтобы учащиеся не держали работу близко к глазам, за правильной осанкой во время работы. Для практических я не даю учащимся слишком мелкие работы, чтобы не испортить их зрение.
Для развития интереса учащихся к работе я выбираю такую форму проведения урока, при которой предоставляется возможность для творческого подхода в создании вышитого изделия. Этому способствует, например, занятие, по применению вышивки по отделке швейных изделий (юбка, платье, салфетка и т.д.) и предлагаю учащимся определить место расположения вышивки на этом изделии и разработать для него вышивальный мотив.
Роль творческого труда на уроках возрастает по мере изучения вышивки. Для этого рекомендую применять проектную форму обучения.
Я обращаю внимание, чтобы образцы вышивки учащихся не были слишком большого размера, так как подросткам надоедает слишком долго выполнять одно и тоже. Кроме того, впервые исполненные виды вышивальных швов большей частью бывают неудачными, что портит впечатление от образца. Задания должны представляют законченную вещь, например, небольшой сувенир. Такое изделие способствует приобретению навыков вышивки, легко изготавливается и служит приятным подарком родителям и друзьям.
В процессе обучения учащихся вышивки большое значение придаю выполнению трудовых заданий (метод трудовых задай, метод проектов).
Ассортимент изделий, тематика заданий и т.п. определяю с учетом национальных традиций, региональных особенностей, спроса у населения. Поэтому, планируя выполнение задания в течение учебного года, я могу варьировать темы программ и отведенные на них часы в зависимости от способностей учащихся и условий работы, но во всех случаях выполнение задания способствует познавательной активности учащихся, развивает художественный вкус и творческие способности. К концу учебного года учащиеся осваивают технологии изготовления вышитых изделий и самостоятельно их разрабатывают.
Результатом становятся вышитые изделия выполненые на достаточно высоком технологическом уровне, способные стать конкурентно способным товаром на рынке или удовлетворять потребности семьи.
Лучшие работы занимают призлвые места.
В своей работе применяю принципы развивающего обучения на уроках технологии, и они способствуют развитию творческих способностей учащихся.
Применение указанных принципов показываю на примере изучения темы «Проектирование и технология изготовления плечевого изделия (ночной сорочки)» в 7-м классе.
Принцип проблемного обучения
Рассмотрим следующую проблемную ситуацию. На этапе обработки нижнего среза ночной сорочки учащимся даю задание обработать низ фигурной формы (рис.1, а). Ученицы вспоминают известные им способы обработки края изделия (например, швом в подгибку с закрытым срезом) и приходят к выводу, что в данном случае они не пригодны. Возникает не соответствие между известными и неизвестными (новыми) способами действия. Из своего опыта учащиеся знают, что на изделиях существуют такие срезы и их можно обрабатывать. Но как это сделать?
Школьницы ищут варианты выполнения задания и в результате совместного обсуждения приходят к правильному решению. Для выполнения обработки фигурного среза изделия нужно:
выкроить из основной ткани обтачку шириной 5 см, одна сторона которой должна повторять форму низа изделия (рис.1, б);
наложить обтачку лицевой стороны на лицевую сторону изделия, совмещая фигурные края, и приметать ее на расстоянии 0,3 – 0,4 см от края (рис. 1, в);
обтачать срезы;
отвернут обтачку на изнаночную сторону, сделав надсечки и выправив уголки
выметать кант, проутюжить;
необработанный край обтачки подогнуть на 0,5 см и настрочить на изделие (рис. 1, г);
Результатом становится обработка низа изделия фигурным срезом.
Принцип оптимального развития разных видов
мыслительной деятельности.
Показываю на примере, как на уроке технологии осуществляется оптимальное, т.е. отвечающее целям обучения и индивидуальным психическим особенностям учащегося, развитие наглядно – действенного и наглядно – образного мышления.
Я предлагаю ученицам рассматривать 5-6 моделей ночных сорочек и найти сходство и различие между ними. Школьницы внимательно рассматривают предложенные модели и указывают на различие в покрове, форме выреза горловины, форме рукавов, видах отделки и т.д. Они убеждаются в многообразии моделей не похожих одна на другую. Таким образом, у учащихся развивается наглядно – действенное мышление, расширяется кругозор в области моделирования. У школьниц пробуждается фантазия и проявляется желание создать свои модели. Я предлагаю им придумать новые фасоны ночных сорочек и нарисовать эскизы. После выполнения этого задания ученицы по очереди демонстрируют эскизы и рассказывают об особенностях и преимуществах своих моделей. После коллективного обсуждения они выбирают из них три лучших. Такая работа способствует развитию творческого мышления.
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения
Привожу пример.
Задания 1 –го уровня освоения.
Из предложенных мерок выберите те, которые необходимы для построения чертежа ночной сорочки. Мерки: Сш, Ст, Сб, Сг2, Озап, Дст, Ди, Оп, Др, Дпт, Шп.
Обозначьте цифрами соответствие шва его назначению при изготовлении ночной сорочки.
Например: 1-2
Шов
Назначение шва
1. Двойной
1. Соединение обтачка с горловиной
2. Шов вподгибку
2. Соединение переда и спинки с закрытым срезом
3. Обтачной шов
3. Обработка нижнего среза изделия
4.Накладной
4. Обработка нижнего среза рукава
Из предложенных ответов выберите правильный Декатирование – это:
а) влажно – тепловая обработка ткани перед раскроем с целью удаления заминав и предотвращения усадки;
б) предотвращение ткани от осыпаемости нитей;
в) определение размеров ткани.
Это задание с данным уровнем даю учащимся тем, которые тратят значительное колличество времени на понимание пройденного материала.
Задания 2 –го уровня усвоения.
Заполните столбцы таблицы.
Название мерки
Обозначение мерки
Примеры снятия мерки
Длина изделия
Ди
?
Длина Спины до талии
?
Посередине спины от линии талии до 7 –го шейного позвонка
?
Ст
?
Обхват плеча
?
Перпендикулярно к оси плеча на уровне подмышечной впадины
?
Сг2
?
Назовите мерки, которые при построении ночной сорочки записывают в половинном размере, и укажите их условные обозначения.
Это задание даю учащимся, которые заинтересованы только определенной учебной ситуацией, связанной с интересной темой урока. Такие ученики с желанием преступают к заданиям 2 – го уровня.
Задание 3-го уровня усвоения.
Во время примерки ночная сорочка сильно облегает фигуру по линии груди, хотя все мерки были сняты точно. Почему? Как исправить этот дефект?
Это задание даю тем учащимся, которые хотят учиться и осознают важность и необходимость учения. Они достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность.
Задание 4 –го уровня усвоения.
Предложите оригинальный фасон:
а) производственной одежды, предназначенной для работников кафе;
б) одежды для труда, соответствующей возрасту и внешности одного из ваших родственников.
Это задание даю учащимся, которые могут проявить своё творчество, знания и умения, предложить оригинальный фасон и стиль.
Принцип специального формирования алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности.
Одним из алгоритмических приемов, часто применяемых на уроках технологии, является включение учащихся в самостоятельную работу с помощью инструкционной карты. В инструкционной карте излагается последовательность выполнения изделия ( алгоритм). В зависимости от задания содержание и порядок работы может быть дополнен эскизом, чертежом, техническим рисунком, расчетными формулами. Последовательно, школьницы учатся технологии обработка узлов швейного изделия.
Формирование у школьников эвристических приемов умственной деятельности рассмотрим на примере следующей ситуации. Я даю задание смоделировать для ночной сорочки горловину разной формы: прямоугольную, фигурную и в форме угла.
Для выполнения задания можно использую следующие примеры.
Прием конкретизации.
В нашем случае учащиеся конкретизируют задачу следующим способом: чтобы выполнить моделирование горловины, нужно сделать чертеж полочки со стандартным вырезом горловины ( круглым), а затем на его основе построить чертежи других моделей, изменяя ( моделируя) чертеж стандартной горловины.
Прием графического анализа.
Для выполнения задания ученицы рисуют эскизы требуемых форм горловины, что облегчает им предшествующую работу по моделированию, давая наглядные опоры (рис. 2)
Прием аналогии
Ранее ученицы уже моделировали различные фасоны юбок и понимают, как выполняется моделирование швейного изделия. Они знают, что в основе должен быть чертеж стандартного изделия ( в данном случае – чертеж полочки с круглым вырезом горловины), в который вносятся изменения. Они строят основной чертеж, выполняют моделирование выреза горловины прямоугольной формы, фигурной и в форме угла (рис. 3)
Принцип специальной организации мнемонической деятельности
Мнемоника (мнемотехника) – совокупность приемов и способов, облегающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Организация мнемонической деятельности, обеспечивающей осознанность и прочность усваиваемых знания учащихся, применяется на уроках технологии довольно часто. Например, к мнемоническим приемам можно отнести обозначение размерных признаков прописными буквами русского алфавита, которые соответствуют видам измерений ( В – высота, Г- глубина, Д- длина, О – обхват, С – полуобхват и т.д.), что облегчает их запоминание. Это же относиться к названиям мерок, например: Сш – полуобхват шеи, где С – полуобхват, тк. О – это обхват, а С – половина буквы О и т.п.
Я сама придумываю и предлагаю учащимся приемы и способ запоминания учебного материала. Например, при моделировании вырезов горловины сорочки использую следующие мнемонические приемы:
Вырез уголок (« мысом») похож на мыс – часть суши, выдающуюся острым углом в море или озеро
( рис.4)
овальный вырез похож на овал (очертание, напоминающее по форме яйцо в продольном разрезе) (рис.5)
\
вырез «лодочкой» похож на лодку (рис. 6)
вырез «каре» получил свое название по форме построения пехоты четырехугольником для отражения атаки со всех сторон (рис. 7)
Использование принципов развивающего обучения стимулирует познавательный творческий интерес учащихся, повышает качество усвоения материала.
Сделать урок технологии интереснее и разнообразнее помогают различные развивающие методы обучения, в том числе решение познавательных задач. Решение познавательных задач стимулирует у учеников потребность в творческой деятельности, стремление к достижению цели новыми средствами.
Познавательные задачи подбираю в соответствии с общими дидактическими требованиями: их содержание должно учитывать логику учебного материала и соответствовать требованиям учебной программы по технологии; они должны располагаться по степени усложнения; быть посильны и интересны учащимся, соответствовать их возрастным особенностям.
Вначале желательно выбирать простые, но интересные задачи с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Учитываю рациональную последовательность предъявления задач: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично – поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем к творчеству – позволяющим решать проблему по новому. В дальнейшем познавательные задачи могут предъявлять в любом порядке.
Пример.
Элементы материаловедения.
Тема урока
Репродуктивные
задачи
Частично – поисковые задачи
Творческие задачи
Натуральные волокна животного происхождения
Назовите сказки, в которых герои плетут, вяжут
За счет чего у шелковых тканей одна стороны гладкая, другая - шероховатая
Составьте кроссворд на данную тему
Элементы машиноведения.
Устройство машинной иглы
Нарисуйте машинную иглу
Перечислите разновидности швейных игл, которые вы знаете. Для чего их применяют?
От чего зависит выбор номера иглы и номера ниток? Что будет, если номер иглы и номер ниток не соответствует выбранной ткани? Покажите пример
Конструирование и моделирование юбок
Моделирование юбки
Что такое моделирование?
Каким способом можно убрать излишки ткани по линии талии?
Выполните моделирование юбки без вытачек
От чего зависит количество вытачек по линии талии?
Каким способом можно создать форму на выпуклых местах фигуры, например, на выпуклости живота?
Предложите модель юбки из кожи или замши
Технология обработки конической и клиньевой юбки
Соединительные машинные швы
Назовите соединительные машинные швы, укажите их назначение, схематическим образом
Составьте схему «Виды соединительных машинных швов»
Сделайте альбом с образцами швов. Найдите иллюстрации с видами изделий, в которых применяются данные швы, и поместите их в альбом
Выполните соединительные машинные швы за 25 минут
Какие соединительные швы следует выбирать для изготовления юбки из шелка?
Разрешите ситуацию: «Клиент принес в ателье модную яркую ткань с разноцветными полосами и заказал сшить костюм так, чтобы швы не были видны. Но на этой ткани видны нитки любого цвета
Изготовление поделок с использованием природного материала.
Природа всегда была добрым другом человека, она давала ему одежду, пищу и кров. Красота её вдохновляла поэтов, художников на создание величайших произведений. Кто из нас хотя бы однажды не замирал от восторга, любуясь тонкоствольной березкой, бурной или величавой спокойной рекой, нежным изящным подснежником.
Умение видеть и чувствовать красоту родной природы - большое счастье. Развивать это умение нужно как можно раньше, так как чувства прекрасного, простой человеческой доброты закладываются именно в детстве.
Общение с природой, знакомство с произведениями искусства, с изделиями народных промыслов и ремесел положительно влияют на формирующуюся личность. Кроме того, мы должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.
Природный материал – кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления из него поделок не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, но и обязательно разовьет мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность.
Создание поделок из природного материала дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя.
На уроках технологии учащиеся 5-9 классов выполняют поделки, используя отходы веточек кустарника, обрезанных секатором, камыш, который упал, шишки, лежащие на земле, кору, бересту, мох с поваленных деревьев. Ребята бережно относятся к природе и во время сбора материала не наносят ей вреда. Изготовление поделок не влечет за собой изменение в окружающей среде.
Результат – выполненные поделки своими руками, которые несут много радости и творческого удовлетворения учащимся.
Выполнение творческих проектов занимает особое место в развитии творческих способностей учащихся. Проекты – это итоговое занятие. Здесь учащиеся показывают свои знания, приобретенные в течение года. Темы творческих проектов учащиеся выбирают сами, результатом выполнения должно стать реальное изделие, выполненное на достаточно высоком технологическом уровне, способное стать конкурентоспособным товаром на рынке или удовлетворять потребности семьи.
Выполнение творческих проектов повышает творческую активность и самостоятельность при выполнении того или иного изделия. Большой восхитительный эффект дают экскурсии в ателье, выставки лучших работ учащихся, недели трудового обучения.
Качество выполненного творческого проекта зависит от того, насколько прочены знания и умения, приобретенные на уроках технологии
Я предлагаю детям несколько направлений для творчества:
- конструирование моделирование одежд;
- разработка сценария какого-либо праздника;
- различные виды рукоделия (лоскутное техника, вязание на спицах, крючком, макраме);
- разработка и изготовление комплекса мягких игрушек для кукольного театра;
- оформление стенда, например о Великой Отечественной войне;
- разработка меню и варианта оформления праздничного стала;
- поделки с использованием природных материалов;
- выращивание комнатных растений.
В помощь для выбора творческого проекта я предлагаю заглянуть в банк изделий, если у ребят есть новые идеи, они могут дополнить в банк творческих проектов.
Всю работу по выполнению творческого проекта можно разделить на три этапа: организационно – подготовительный этап, технологический и заключительный этапы.
Организационно – подготовительный этап.
Определить проблему.
Выбрать тему проекта, обосновать необходимость изготовления проектного изделия.
Определить требования к проектируемому изделию.
Придумать несколько вариантов изделия и выбрать лучший.
Технологический этап.
Придумать конструкцию изделия.
Разработать последовательность изготовления.
Подобрать и приобрести необходимые материалы и инструменты.
Организовать рабочее место.
Изготовить изделие, соблюдая правила безопасной работы.
Экономический расчет.
Экологическое обоснование.
Заключительный этап.
Провести испытание изделия.
Проанализировать, что получилось, а что нет.
Подготовиться к защите проекта.
Этапы проектирования показываю в сравнении по цвету: красный, синий, зелёный.
Творческие проекты оцениваю по критериям оценки проектов: конструктивные, технологические, экологические, эстетические, экономические.
После того, как изделие выполнено и готов творческий проект.
Результатом работы становится защита творческого проекта учащимся.
Оценка качества и защита проекта.
Название проекта.
Название причин, которые побудили взяться за выполнение проекта, указать цели и задачи.
Назвать оборудования, инструменты и приспособления.
Назвать разделы программ предмета технологии задействованные при выполнении проекта.
Рассказать о выбранной модели изделия.
Обосновать выбор модели (вариативность).
Выбор материалов.
Указать положительные и отрицательные стороны изделия.
Рассказать о технологической последовательности изготовления изделия.
Экономический расчет.
Экологическое обоснование.
Оформление проекта.
Оценка проекта.
Развитие творческих способностей способствует проведение недели трудового обучения.
План проведения недели технологии:
Школьная линейка, посвященная открытию Недели технологии.
Беседа «Знакомство с русской народной культурной» (8-7 кл.)
КВН «Веселые мастерицы» (5, 6а, 6б)
Игровое занятие по кулинарии «Кто хочет стать миллионером?»(10-11 кл.)
Викторина «Мир профессий»(9а,9б)
Выставка «Прекрасное своим руками».
Заключительная линейка.
В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования. В нашей школе мы проводим выставку « Прекрасное своими руками», где учащиеся 5-11 классов видят в целом, что они изготовили своими руками.
Ежегодно выставляются экспонаты на районные выставки технического и прикладного творчества. Работы занимают призовые места.
Дух здорового соперничества побуждает школьников к расширению своего кругозора, творческому поиску, стремлению знать и уметь больше, быть лучше.
Результативность.
Результатом моей работы является:
Развитие творческого потенциала, активности учащихся на основе использования метода проектов.
Положительным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание детей, которые не блещут знаниями по другим предметам, здесь они открываются с положительной стороны.
При систематическом использовании творческих методов обучения у детей вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения. Дети становятся коммуникабельными.
Результатом становятся изделия, выполненные на достаточно высоком технологическом уровне, способные стать конкурентно способными товарами на рынке и удовлетворять потребности семьи.