«Тайна моего Я» Коррекционно — развивающая программа по коррекции эмоционально-волевой сферы


«Тайна моего Я»
Коррекционно-развивающая программа
по коррекции эмоционально-волевой сферы
Составитель:
Матюшина Елена Николаевна,
педагог-психолог
школа-интернат № 15
г. Белова


Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………….…... 3
Тематическое планирование………………………………….……..…………….6
Содержание программы………………………………….…….…..........................7
Список литературы..…………………………………………….….......................9
Пояснительная записка
Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Дети с интеллектуальной недостаточностью часто находятся в «Плену эмоций», поскольку не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со взрослыми и сверстниками. Обучая ребенку «взгляду со стороны», мы тем самым помогает ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение.так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.
Для решения этой задачи составлена Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа по коррекции эмоционально-волевой сферы«Тайна моего Я»
Цель : развитие представления о собственной ценности и ценности другого человека, укрепление чувства собственного достоинства, содействие формированию мотивации на саморазвитие, улучшение эмоционального состояния.
Задачи:
обучающие:
научить подростка осознавать себя, как личность и индивидуальность;
научить анализировать степень удовлетворенности собой и своих достижений;
научить методам саморегуляции;
формировать навыки преодоления стресса.
развивающие:
развивать навыки анализа чувств и мотивов своей деятельности;
развивать позитивной самооценки и самовыражения;
развивать умение оценить свои поступки и взглянуть на себя со стороны;
снижать уровня личностной тревожности.
воспитывающие:
развивать ответственное поведения и коммуникативных навыков;
развивать умения уважения права других людей, как свои собственные;
повышатье общего уровня психологической культуры.
Данная коррекционная программа ориентирована на учащихся начальной школы с умственной отсталостью.
Программа рассчитана на 16 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, Продолжительность занятия – 1 академический час.
Ожидаемые результаты:
осознавать свои и чужие эмоции и чувства;
уметь использовать методы саморегуляции;
уметь сосредоточиться в условиях стресса;
уметь справиться с волнением, страхом и напряжением;
уметь выстраивать отношения с окружающими в манере сотрудничества.
Результативность программы зависит от соблюдения следующих общепринятых принципов:
1. Ненасилъственностъ общения.
При объяснении правил упражнения, педагог исходит, прежде всего из желания ребенка, избегая принуждения.
2. Самодиагностика, т. е. самораскрытие ребенка, осознание и формулирование им личностно значимых проблем. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие подростку познавать себя, особенности своей личности
3. Положительный характер обратной связи.
Поскольку ребенк с УО нуждается в поддержке, необходимо использовать положительную обратную связь, которая является надежным средством помощи ребенку в преодолении агрессивности и урегулировании самооценки, снятии напряжения и релаксации.
4. Неконкурентный характер отношений.
Этот принцип будет соблюден только в том случае, если удалось создать в совместном общении атмосферу доверия, психологической безопасности, обеспечить максимальный психологический комфорт подростку. Занятия строятся так, чтобы не фиксировать слабые стороны ребенка, а подчеркивать сильные, не ставить ребенка в ситуацию неспешности, а укреплять его веру в себя, давая возможность ему быть успешным и поощряя его расширить репертуар способов его поведения.
5. Включенность.
В предлагаемой программе педагог выполняет традиционную роль участника всех упражнений. Участвуя в игре, педагог, во-первых, своим примером помогает включиться в нее ребенка.
Результативность
В процессе реализации программы проводится ряд диагностических мероприятий, на основании результатов, которых делается вывод о качестве эмоционального состояния ребенка.
№ Содержание Сроки
I этап II этап
1 Шкала явной тревожности CMAS (адаптированная версия методики Дж. Тейлора. Автор А.М. Прихожин)2 Графическая методика» кактус»
Тематическое планирование
№ Тема Теория Практика Всего
1
Диагностика эмоциональной сферы, тревожности (Автор А.М. Прихожин) 0,3 0,7 1
2
Графическая методика « Кактус» 0,3 0,7 1
3
«Лепим» свой страх и гнев» 0,6 1,4 2
4 «Рисуем свой страх и гнев» 0,6 1,4 2
5
«Имя» 0,3 0,7 1
6
«Моя семья» 0,6 1,4 2
7
«Кого мы называем добрым»» 0,6 1,4 2
8
«Рисуем себя» 0,3 0,7 1
9 « Мои друзья» 0,3 0,7 1
10 Как правильно дружить 0,3 0,7 1
11 «Тренинг Мышечного расслабления» 0,3 0,7 1
12 «Храм тишины» 0,3 0,7 1
Основное содержание программы.
Тема № 1. Диагностика эмоциональной сферы, тревожности (Автор А.М. Прихожан) , 1 час.
Цель: выявление тревожности как относительно устойчивого образования.
Тема № 2. Графическая методика « Кактус», 1 час.
Занятие направлено на исследование эмоционально-личностной сферы ребенка При проведении диагностики ребенку выдается простой карандаш и лист бумаги формата А4. На листе бумаги он должен нарисовать кактус таким образом , как он себе его представляет.
Тема № 3. «Лепим свой страх и гнев», 2 часа.
Занятие направлено на развитие в себе уверенности , осознание возможной победы над тревогой, страхом, развитие моторики.
Ребенку предлагается подвигаться по комнате , предварительно взяв кусок пластилина, представить себе , что он испытывает в настоящий момент, вылепить своё негативное чувство. Обсуждение, трансформация образа по желанию ребенка.Рефлексия.
Тема № 4. «Рисуем свой страх и гнев», 2 часа.
Занятие направлено на развитие в себе уверенности , осознание возможной победы над тревогой, страхом.
Ребенку предлагается подвигаться по комнате, представить себе , что он испытывает в настоящий момент, нарисовать своё негативное чувство.
Работа с рисунком.Рефлексия.
Тема № 5 «Имя», 1 час.
Ребенку предлагается придумать себе имя , которое бы он хотел иметь, или оставить своё. Нужно спросить ребенка , почему ему нравится или не нравится своё имя, почему бы он хотел его поменять. Рефлексия.
Тема № 6 «Моя семья», 2 часа.
Ребенок должен нарисовать свою семью, при этом не нужно напоминать , кто входит в состав семьи, Пусть рисует так, как он себе это представляет. Работа с рисунком. Рефлексия.
Тема № 7 «Кого мы называем добрым» ,2 часа.
Предложить ребенку обсудить некоторые человеческие качества, способствующие эффективному общению. Вместе с обучающимся выработать правила того, как развить в себе эти качества. Содержание бесед закреплять в сюжетно-ролевых играх. Обсудить какие сложности возникали во время игр, с нарушением каких правил они были связаны.
Тема № 8 «Рисуем себя», 1 час.
Ученику предлагается цветными карандашами нарисовать себя сейчас и в прошлом. Обсудить детали рисунка, в чем они различаются. Обговорить с ребенком, что ему нравится и не нравится в себе. Упражнение на осознание себя, как индивидуальности, осознание различных своих сторон. Это полезно для определения того, что сменилось в ребенке по сравнению спрошлым и что хотелось бы изменить
Тема № 9 « Мои друзья», 1 часа.
Ребенку предлагается нарисовать его друзей. Можно нарисовать их как людей, а можно в виде животных , птиц, деревьев, цветов. После рисования можно обсудить рисунок с ребенком, спросить кто нарисован, почему он нарисовал именно этих людей.
Тема № 10 «Как правильно дружить» , 1 час.
В ходе этого занятия обговариваются некоторые приемы и правила, способствующие тому, чтобы общение детей протекало без ссор и конфликтов. Эти приемы предлагаются всеми участниками и оформляются в « Правила дружбы». Рефлексия.
Тема № 11 «Тренинг Мышечного расслабления», 1 час.
В тренинге ребенок учится не только расслаблять мышцы, но и осознает состояние покоя, ненапряженности. Упражнения разделены на группы на основания тех мышц, расслаблению которых они способствуют. При проведении упражнений используется спокойная музыка.
Тема № 12 «Храм тишины», 1 час.
Занятие направлено на работу с субличностями, связана с тишиной, переживание которой ведет ребенка к « Внутреннему мудрецу». Упражнение дает возможность почувствовать измерение тишины и созерцать её. Обсуждение занятия. Рефлексия.
Список литература
Гиппенрейтер Ю.Б Продолжаем общаться с ребенком. Так.- М.:АСТ, 2011.-304 с.
Гордон Т.Как привить ребенку дисциплину. Советы педагога и психолога.-М.: ЛомоносовЪ, 2010 .-336 стр.
Павлов И. В. Общение с ребенком. Тренинг взаимодействия. -М.: Речь, 2008.-87 с.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения, коррекционные программы – Ярославль, Академия развития: Академия Холдинга, 2004г.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению, характер, коммуникабельность. – Ярославль Академия развития , 2006г.