Повышение качества образования средствами современных педагогических технологий. Технология критического мышления
Технология развития «критического мышления»Преподаватель ГБОУ СПО ССУЗ СМТ
Степанова Ирина Геннадьевна
Многие преподаватели специальных дисциплин сегодня задаются вопросами, каким должен быть современный урок для усвоения студентами максимума из того, что им дается. Сейчас требуется подготовка специалиста нового качества, обществу нужен не просто грамотный работник, а специалист, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления, многосторонне развитый человек. Мы должны научить студента умению учиться всю жизнь, а для этого преподавателю необходимо быть способным на постоянное обновление методик, сотрудничать с новым поколением, вписываться в постоянно меняющуюся среду, побуждать в своих студентах творческое отношение к предмету, используя для этого различные нетрадиционные формы и методы обучения, инновационные технологии.
Поэтому каждый раз, разрабатывая занятия, преподаватель тратит огромное количество времени, энергии на то, чтобы совместить требования педагогики и спецпредмета, что не всегда возможно. Далеко не все педагогические технологии применимы к спецдисциплинам, требующим порой усвоения материала на принципах законов, без каких-либо выводов, или подобное не предусматривается действующей программой, а порой студенты вообще могут не иметь представления об изучаемой дисциплине.
Таким образом, свою педагогическую технологию можно представить в виде блок-схемы (рис. 1), основанную на трех составляющих: использование информационных технологий, практическое обучение учащихся и инновационный подход к обучению для подготовки конкурентоспособного специалиста.
Педагогические технологии преподавателя специальных дисциплин.
В науке и практике образовательной деятельности предлагается большое разнообразие педагогических технологий, рекомендуемых для формирования компетенций у студентов. В ходе учебного процесса сталкиваешься с тем, что 70-80 % состава учебной группы не могут самостоятельно работать с книгой, текстом. Задание, связанное с составлением конспекта, выливается зачастую в бездумное переписывание текста. А ведь чтение и письмо- это те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, а значит необходимо научить эффективно читать и писать. Причем не первичному обучению письму и чтению- этому учат в начальном звене школы, а вдумчивому, продуктивному чтению, в процессе которого информация подвергается анализу. С помощью письма человек рефлектирует, размышляет о тех сведениях, которые получил при чтении. Именно это направление позволяет реализовать технология «Развития критического мышления».
Сущность технологии развития критического мышления
Технология развития критического мышления (ТРКМ) берет свои истоки из проблемного обучения.
Критическое мышление — разумное, рефлексивной мышление, не принимающее догм, разбивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Особенностью данной педагогической технологии является то, что обучающийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.
Критическое мышление обычно включает в себя умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер):
Во-первых – это мышление самостоятельное,
Во-вторых – это мышление обобщенное,
В-третьих – это мышление проблемное и оценочное,
В четвертых – это мышление аргументированное,
В пятых – критическое мышление есть мышление социальное.
Критический мыслитель:
Формирует собственное мнение.
Совершает обдуманный выбор между различными мнениями.
Решает проблемы.
Аргументировано спорит.
Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение.
Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.
Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям учебного занятия:
подготовительный – стадия вызова;
восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла);
присвоение информации – стадия рефлексии.
Существует определенный алгоритм формирования критического мышления, предполагающий ответы на следующие вопросы.
1. Какова цель данной познавательной деятельности? Цели могут включать в себя выбор одного из вариантов решения, выработку решения при отсутствии вариантов; обобщение информации; оценку надежности аргументов; оценку вероятного развития событий; проверку достоверности источника информации: количественную оценку неопределенности.
2. Что известно? Это отправной пункт направленного или критического мышления. Этот этап также включает в себя нахождение недостающей информации.
3. Что делать? Какие навыки мышления позволяют достичь поставленной цели? Знание того, как добраться от начальной до конечной точки маршрута, - движущая сила критического мышления. Здесь как раз и предполагается использование сформированных ранее интеллектуальных умений.
4. Достигнута ли поставленная цель? Точность при выполнении заданий является решающим фактором успеха. Имеет ли смысл принятое решение? Для чего?
Таким образом, критическое мышление означит "искусство суждения, основанное на критериях".
Стадия Функции
Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).
Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Осмыслениесодержания Информационная (получение новой информации по теме).
Систематизационная (классификация полученной информации).
Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).
Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
Информационная (приобретение нового знания).
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
Формы урока при этом отличаются от уроков в традиционном обучении. Студенты не сидят пассивно, слушая лекцию преподавателя, а становятся главными действующими лицами. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Роль педагога — в основном координирующая.
Модель построения уроков в технологии развития критического мышления
Тип занятия Работа с информационным текстом ВзаимообучениеУрок-исследование
Вызов Мозговой штурм; кластер; рассказ; подсказка, тонкие и толстые вопросы и т.д. Верные-неверные суждения; корзина идей и т.д. Мозговой штурм
Осмысление Маркировка текста;ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов и т.п. Зигзаг (мозаика) Заполнение таблицы, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
Рефлексия Возвращение к кластеру Сводная таблица Предсказание
Стратегии (приемы) технологии развития критического мышления.
В технологии критического мышления существует множество методических приемов для реализации целей разных фаз базовой модели урока.
Приём "Таблицы"
Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Предлагаю рассмотреть несколько табличных форм. Это таблица ЗХУ, концептуальная таблица, сводная таблица. Можно рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени – это стратегии ведения урока в целом.
Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У)
З – знаем Х – хотим узнать У – узнаем
З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали, и что нам осталось узнать
Учение начинается с активизации того, что студенты уже знают по данной теме. Для начала спрашиваю, что они знают. Показываю им картинку или предмет или обсуждаю с ними то, что знаю сама. Когда студенты начнут предлагать свои идеи, выписываю их на доску в первую колонку таблицы.
В колонку «Хочу узнать» предлагаю внести свои спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения темы урока. Затем студенты читают новый текст, пытаясь найти ответы на поставленные ими вопросы. После чтения текста предлагаю заполнить колонку «Узнал». Располагаем ответы напротив поставленных вопросов. Далее предлагаю сравнить, что они знали раньше, с информацией, полученной из текста. При этом желательно излагать сведения, понятия или факты только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.
“Концептуальная таблица” используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.
Линии сравнения Сталь Чугун
Содержание углерода Содержание примесей Твердость Прочность Ковкость Литейные свойства Изготовляемые детали Технология изготовления В зависимости от поставленной цели, таблица может заполняться студентами на занятии или дома, постепенно или вся целиком как результат обобщения. Затем проводим обсуждение правильности заполненного материала, уточнение, дополнение, исправление; сравнение сил.В дальнейшем студенты при составлении таблиц могут сами выбирать объекты сравнения или линии сравнения.
«Сводная таблица» помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто: Средняя колонка называется "линией сравнения". В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от "линии сравнения", заносится информация, которую и предстоит сравнить.
Приём «Сводная таблица»
Свойства Болтовое соединение Шпилечное соединение Винтовое соединение
Область применения Состав соединения Особенности конструкции соединяемых и стандартных деталей Порядок сборки соединения Данные сравнительные таблицы помогают увидеть студентам не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить студентов заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у них могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. При использовании приема "Сводная таблица" желательно, чтобы линий сравнения было не меньше трех, но и не больше шести. Такое количество позиций легче удержать в памяти. Нужно обязательно задавать вопросы тем, кто составлял таблицу. Эти вопросы должны быть интересны. Студенты обязательно должны выделять линию сравнения сами, так как работать по навязанному сценарию не интересно. Гораздо интереснее опираться на то, что придумал сам, у студентов возникает потребность в поиске дополнительной информации, так как бывает, что не все вопросы охвачены во время аудиторного занятия. Эти вопросы и остаются в качестве домашнего задания, которое принимает форму увлекательной работы с информацией.
Прием «Составление кластера»
Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Кластеры («гроздья») - графический способ организации учебного материала выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди Система кластеров охватывает большое количество информации. Прием "Кластеры" использую как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии, т.е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов.
В зависимости от цели организую индивидуальную самостоятельную работу студентов или коллективную – в виде общего совместного обсуждения.
Например, задание: составьте кластер к слову: «Резьба». Студенты выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом.
Сначала данную работу они выполняют самостоятельно, основываясь на тех знаниях, которые они имеют. Затем читают параграф учебника и продолжают работу по составлению кластера, это позволит сделать кластер более полным. Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления.
Прием фишбоунРыбья кость» - графический способ организации учебного материала. Изображается схематический рыбий скелетик, не «верхних костях» формулируются проблемы, на «нижних» - факты, подтверждающие существование этой проблемы.
Приём "Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"
Этот прием может быть началом занятия. Студенты, выбирая "верные утверждения" из предложенных преподавателем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Затем просьба к студентам установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим студентов оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Например:
В кинематике изучается механическое движение материальных точек и твердых тел без учета причин, вызывающих эти движения.
Для определения положения точки в пространстве необязательно иметь какое-то неподвижное тело или связанную с ним систему координатных осей, называемую системой отсчета.
Скорость характеризует быстроту и направление движения точки в данный момент времени.
При равномерном движении скорость постоянна по величине.
Изменение направления и численного значения скорости во времени характеризуется ускорением.
Путь совпадает с абсолютным значением расстояния только в том случае, когда движение точки начинается от начала отсчета и совершается по траектории в одном направлении.
Прием «Концептуальная таблица».
Прием "концептуальная таблица" полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.
Приём «Главное и второстепенное»
Задание 1: Проведите анализ данных признаков понятия, выделите существенные и несущественные признаки, на основании существенных признаков сформулируйте понятие.
- необходимое, но недостаточное условие практической пригодности САР;
- отражает наличие или отсутствие переходного процесса в САР;
- при отклонении регулируемого параметра от заданной величины (например, под действием возмущения или изменения задания) регулятор воздействует на систему таким образом, чтобы ликвидировать это отклонение.
Элементы резания (подача, глубина резания, основное технологическое время, скорость резания, толщина срезаемого слоя).
Глубина резания (обработанная поверхность, поверхность резания, поверхность детали, обрабатываемая поверхность, передняя поверхность).
Точение (резец, заготовка, движение подачи, стружка, движение резания).
Задание 2. Между 1 и 2 понятиями существуют определенные отношения. Между 3 и одним из 4, предлагаемых на выбор, существуют аналогичные отношения. Это понятие следует найти и обосновать выбор.
Перерегулирование
Частота колебаний
Длительность переходного процесса
Статическая характеристика
Статическая система
Статическая ошибка
Динамическая характеристика
Задание 3. Вычеркните из перечисленных факторов те, которые не определяют понятие устойчивой САР.
Система в результате возмущающего воздействия возвращается в исходное состояние;
В системе в результате возмущающего воздействия возникают колебания со все возрастающей амплитудой или происходит монотонное увеличение ошибки;
При отклонении регулируемого параметра от заданной величины (например, под действием возмущения или изменения задания) регулятор воздействует на систему таким образом, чтобы ликвидировать это отклонение.
Прием «Простые аналогии»
Задание 1. Главное движение – вращение шпинделя → Движение подачи - …..
Зубчатая передача – вращательное движение → Зубчатое колесо – рейка - …
Здание 2.
Прием «Перепутанные логические цепочки»
Преподаватель предлагает студентам ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные. Студенты работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки. Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют.
Задание: Установите технологию обработки заготовки из стали.Информационный банк: защита мест, не подлежащих цементации; шлифование; цементация; закалка + низкий отпуск; механическая обработка; предварительная механическая обработка с припуском на финишную обработку.
Технологический процесс изготовления детали, упрочняемой цементацией:
получение заготовки;
предварительная механическая обработка с припуском на финишную обработку;
защита мест, не подлежащих цементации;
цементация;
механическая обработка;
закалка + низкий отпуск;
финишная обработка (шлифование)
Прием «Синквейн» -это стихотворение из 5 строк, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний, которое строится по правилам:
1. Первая строка – ключевое слово (одно существительное, местоимение).
2. Вторая строка– описание темы (два прилагательных).
3. Третья строка- описание действия (три глагола, деепричастия...)
4. Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строчка - это синоним (метафора), ассоциация (одно слова, которое повторяет суть темы.Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения.
На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей студентов.
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа. Поэтому для более успешной профессиональной адаптации необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Для достижения цели на уроках необходимо использовать таблицу:
? ?
кто...
что...
когда...
может...
будет...
мог ли...
как звали...
было ли...
согласны ли вы...
верно... дайте объяснение, почему...
почему вы думаете...
почему вы считаете...
в чем разница...
предположите, что будет, если...
что, если...
Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий занятия: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного.
Работа по вопросам ведется в несколько этапов.
1 этап – студенты задают вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала они придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".
2 этап –студенты записывают уже вопросы по тексту: сначала –"тонкие", а потом "толстые".
3 этап – при работе с текстом студенты к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам.
Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста. После того как таблица будет заполнена, необходимо сразу же обсудить ее содержание.
Приём Инсерт (insert)
I – interactive: самоактивизирующая "У" – уже знал;
N – noting: системная разметка "+" – новое;
S – system: для эффективного "–" – думал иначе;
E – effective: чтение и размышление "?" – думал иначе.
R – reading
T – thinking
При чтении текста студенты на полях расставляют пометки.Пометки должны быть следующие:
v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете; – если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;
+ если то, что вы читаете, является для вас новым;
? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
После чтения текста с маркировкой студенты заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д.
Прочитав учебный текст один раз, возвращаемся к своим первоначальным предположениям.
Следующим шагом может стать заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:
«V» – знаю «+» – новое «?» – вопросы
Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы студентам понадобится вновь вернуться к тексту. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому» – понятным и четким. На этапе рефлексии необходимо произвести обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Заканчивается работа озвучиванием таблицы, т.е. усвоенное знание проговаривается.
Прием "Зигзаг" или "Отсюда – туда"
Такая организация занятия позволяет использовать разные виды деятельности, создать обстановку сотрудничества и сотворчества. Группа делится на 4-5 групп по 4 человека (число учеников в группах должно быть равно количеству текстов, предназначенных для изучения; в каждой рабочей группе должны быть студенты с разным уровнем знаний.Преимуществом стратегии «Зигзаг» является то, что с каждым студентом, вне зависимости от его способностей, усваивается большой объем теоретического материала, всю работу студенты выполняют самостоятельно, сотрудничество и ответственность за результат являются основными составляющими занятия.
Достоинства и трудности применения технологии развития критического мышления
Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, педагог перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Технология критического мышления дает студенту:
повышение эффективности восприятия информации;
повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
умение критически мыслить;
умение ответственно относиться к собственному образованию;
умение работать в сотрудничестве с другими;
повышение качества образования студентов;
желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.Технология критического мышления дает преподавателю:
умение создать атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
стать источником ценной профессиональной информации.
Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности:
тратить значительно больше времени на подготовку;
нет никаких готовых методических разработок;
не на каждом занятии технология применима, так как отработка некоторых приемов требует большого количества времени;
применение каких-то отдельных приемов к результату не приводит;
преподавателю приходится перестраивать систему своей работы.
Комбинируя приемы технологии РКМ, преподаватель может планировать занятия в соответствии с уровнем способностей студентов, целями занятия и объемом учебного материала. Возможность комбинирования имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии КМ – научить студентов применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни. Педагог, развивая способности студентов, при этом развивается сам.
Литература
С.И. Заир – бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.
Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.
Громова О.К. «Критическое мышление - как это по-русски? Технология творчества. //БШ № 12, 2001
Гусинский Э., Турчанинова Ю. Введение в философию образования: Учебное пособие. - М. Издательская корпорация «Логос», 2000.
Корчемлюк О.М. Освоение приёмов новой технологии через решение предметных задач на курсах повышения квалификации учителей начальных классов.
Основы критического мышления: междисциплинарная программа/ сост. Дж. Л. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер, пособие 1. - М. Изд-во ИОО, 1997.
Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000.
С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке. Москва, «Просвещение», 2004.
Клустер Д. Что такое критическое мышление?//Развитие критического мышления через чтение и письмо. Часть 1. Приложение к газете “Первое сентября”. 2001.
Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика, М., 2002.
Приложение АТаблица №
Перечень стратегий (приемов) Технологии развития критического мышления и их краткое описание.
Стратегия Краткое описание
Верные и
неверные
утверждения ("верите ли вы"), ключевые слова
Денотатныйграф От лат. denoto «обозначаю». Способ вычленения из текста
существенных признаков ключевого понятия.
Принципы построения:
1) Выделение ключевого слова или словосочетания, предложения.
2) Чередование имени и глагола в графе (имя – существительное
или группа существительных в сочетании с другими именными
частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение отпонятия к его существенному признаку).
3) Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его
существенный признак (глаголы, обозначающие цель: направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы,
обозначающие процесс достижения результата: основываться,
опираться, базироваться; глаголы– связки, с помощью которых
осуществляется выход на определение значения понятия).
4) Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова
– ответвления.
5) Соотнесение каждого слова– ответвления с ключевым словом с целью исключения каких-либо противоречий, несоответствий и
т.д.
Денотатный граф может быть положительным и отрицательным.
Дискуссии Это технологии, которые вырабатывают у учащихся опыт совместной
деятельности дискуссия "совместный поиск" затрагивает один изаспектов текста, то "Перекрестная дискуссия" (Олверманн) позволяет
увидеть текст в целом, его идею, проблемы.
Дневники и
бортовые
журналы Графические формы организации материала могут стать ведущим
приемом на смысловой стадии. Бортовые журналы - обобщающееназвание различных приемов обучающего письма, согласно которым
учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли
Зигзаг Способ работы в группах.
1) Объявляется тема, обсуждается список «трудных вопросов».
2) Группировка вопросов в пункты плана. Каждая группа предлагает
свой план на основе общего обсужденного списка вопросов.
3) Преподаватель обобщает предложения и формулирует основные
темы «зигзага» (можно применять «кластеры» для систематизациивопросов по теме).
Идеал(IDEAL) Алгоритм:
1) выделить в тексте проблему, основной вопрос.
2) Описать ее(выявить суть).
3) Определить варианты
- подходов к решению;
- ответов на проблемный вопрос
4) Действие(решение);
5) Вывод(рефлексия своей работы).
− Формулировка проблемы в самом общем виде.
− Формулировка проблемы в виде вопроса.
− Генерирование как можно большего числа вариантов решения
проблемы. Мозговая атака. Кластеры. Критика запрещена.
− Выбор наилучших вариантов.
− Планирование осуществления решения.
− Иногда возможен возврат к предыдущим
Инсерт(INSERT) I – interactive самоактивизирующаяN – noting разметка
S - system в системе
E - effective для эффективного
R – reading and чтения и
T – thinking размышления
Работа с текстом, возможные пометки
- уже знал;
+ - новое;
- - думал иначе;
? - не понял, есть вопросы.
Во время чтения текста на полях делаются пометки, а после работы
заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф. В нее кратко заносятся сведения из текста.
Карта памяти
(mind map) - графический способ организации учебного материала
Авторы методики Т.и Б. Бьюзены/Англия/
Способ ведения учебных записей и организации мысли, который разработан с учетом потребностей всего головного мозга, где используются не только слова, цифры, фактический порядок, линейные
и логические последовательности, но и цвета, образы, многомерность пространства, символы, зрительный ритм и т.п.
Кластеры Кластеры («гроздья») - графический способ организации учебного материала выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Концептуальная
таблица Прием "концептуальная таблица" полезен, когда предполагается
сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так:
по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а повертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение
происходит.
Категория
Сравнения
Категория
Сравнения
Категория
Сравнения
Факты Факты Концептуальное
колесо Графический способ организации учебного материала.
Суть– подобрать синонимы к ключевому слову
Письмо Прием, позволяющий высказать свою точку зрения на человека -
"Очерк на основе интервью", создание "личностного" текста. Формы
письменной рефлексии: Синквейн, Эссе.
Письмо Прием, позволяющий высказать свою точку зрения на человека -
"Очерк на основе интервью", создание "личностного" текста. Формы
письменной рефлексии: Синквейн, Эссе
Приёмы
проведения
рефлексии Устная форма. "Двухрядный круглый стол" имеет своей целью обмен
мнениями по наиболее актуальной проблеме для участников.
Письменная форма- портфолиоРабота в группах Ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после
получения новой информации применяет на деле или передает другим.
Целью приема "Зигзаг"является изучение и систематизация большого
по объему материала, на текстах меньшего объема применяется прием
"Зигзаг-2"(автор Славин), игра "Как вы думаете?"-игра с карточками
для группы из4-х- 6-ти человек
РАФТ Социо-игровое задание: Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема)
Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е.
пишет текст не от своего лица.
Свот анализ
«SWOT-анализ» Выделить у указанных способов решения проблем сильные, слабые
стороны, угрозы и возможности.
Сильные стороны Слабые стороны
угрозы возможности
Прием
Синквейн1. Первая строка – ключевое слово (одно существительное, местоимение).
2. Вторая строка– описание темы(два прилагательных).
3. Третья строка- описание действия(три глагола, деепричастия...)
4. Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая
отношение к теме.
5. Последняя строчка - это синоним (метафора), ассоциация (однослова, которое повторяет суть темы
Таблица «Знаю
– Хочу узнать–
Узнал» Используется таблица со следующими заголовками:0,
,
Характеристика растяжение кручение изгиб
Схема нагружения бруса Внутренний силовой фактор, возникающий при данной деформации Характер распределения напряжения по сечению (равномерное, неравномерное) Вид напряжения (нормальное, касательное) Геометрическая характеристика прочности сечения Расчетная формула для определения максимальных действительных напряжений Условие прочности Виды расчета (на примере бруса круглого поперечного сечения) Рациональное поперечное сечение