Рекомендация для родителей. Памятка-буклет. Артикуляционная гимнастика для малышей.
Артикуляционная гимнастика
для малышей
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение.
Правила выполнения артикуляционной гимнастики:
необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает.
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем".
Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.
Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.
Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься.
"Окошко"широко открыть рот — "жарко"закрыть рот — "холодно"
"Чистим, зубки"улыбнуться, открыть роткончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы
"Месим тесто"улыбнутьсяпошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя..."покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)
"Чашечка"улыбнутьсяшироко открыть ротвысунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки")
"Дудочка"с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
"Заборчик"улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
"Маляр"губы в улыбкеприоткрыть роткончиком языка погладить ("покрасить") нёбо
"Грибочек"улыбнутьсяпоцокать языком, будто едешь на лошадкеприкососать широкий язык к нёбу
"Блинчик"улыбнутьсяприоткрыть ротположить широкий язык на нижнюю губу
"Вкусное варенье"улыбнутьсяоткрыть ротшироким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу
"Шарик"надуть щёкисдуть щёки
"Гармошка"улыбнутьсясделать "грибочек" (т.е. присосать шарокий язык к нёбу)не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)
"Барабанщик"улыбнутьсяоткрыть роткончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."
«Качели»
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхние зубы
кончик языка за нижние зубы
«Слоник пьет»
вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника»
«набирать водичку», слегка при этом причмокивая
ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХОВ !МБДОУ ДСКВ № 90 «Айболит»
Артикуляционная гимнастика
для
малышей
Подготовили: учителя-логопеды
О.С.Ващенко
Е.Ю.Плеханова