Конспект по химии «Большая восьмерка или о некоторых важнейших макро- и микроэлементах»

УРОК ПО ХИМИИ НА ТЕМУ:
«БОЛЬШАЯ ВОСЬМЕРКА или о некоторых важнейших макро- и микроэлементах»
Цели урока:
- обобщить знания начального курса химии и научиться применять их в жизни, продолжить формирование способностей учащихся анализировать, сравнивать.
- продолжить развитие умения работать с дополнительными источниками информации, находить логическую взаимосвязь между фактами и реализовать знания на практике;
- формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе коллективного способа обучения, стимулировать развитие познавательного интереса; воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни.
Материалы и оборудование:
Учебная литература, информация из сети Интернет, интерактвная доска, компьютер, карточки с заданиями, карточки с таблицами для самостоятельной работы по химии, карточки с символами химических элементов.
Тип занятия: комбинированный с элементами ролевой игры.
Формы и методы работы:
беседа;
самостоятельная работа с раздаточным материалом;
проведение химического эксперимента;
ролевая игра.
Ход урока

I. Организационный момент.
Сообщение темы, целей урока.
Учитель: Цель нашего занятия: раскрыть результаты влияния химических элементов на жизнедеятельность человека, рассмотреть химический состав  пищевых продуктов; рассмотреть биологическую роль макро- и микроэлементов и их использование в медицине.
Химические элементы, которые входят в состав клетки и выполняют биологические  функции называются биогенными. К биогенным элементам относится около 30 элементов. К числу биогенных элементов относится и ряд металлов, среди которых особенно важные биологические функции выполняют десять, так называемых “ металлы  жизни”. Этими  металлами являются четыре  s – элемента  C, K, Na, Mg  и шесть   d элементов – Fe, Zn, Cu, Mn, Mo, Co.
II. Фронтальный опрос - Ребята, давайте вспомним и  ответим на следующие вопросы:
1. Сколько химических элементов встречается в клетке? (80)
2. Назовите химические элементы, относящиеся к микроэлементам? (кобальт, олово, бор, бром, хром, кадмий)
3. Назовите химические элементы, относящиеся к микроэлементам? (кислород, водород, углерод, фосфор, азот)
4. Какой элемент содержится в соли? (йод)
5.Почему эти элементы: кислород, водород, углерод, фосфор, азот называются биоэлементами? (Они встречаются в органических и неорганических соединениях)
Учитель: В клетках растений и животных обнаружено более 80 химических элементов из 110 элементов периодической системы Д.И.Менделеева. Дадим характеристику следующих элементов на основе положения в периодической системе Д.И.Менделеева.
III.Работа по карточкам, по вариантам:

1- вариант
2- вариант
3- вариант

Макроэлемент
Углерод
Кальций
Натрий

Микроэлемент
Фтор
Цинк
Йод

Самостоятельная работа учащихся (5 минут).
Карточки собираются, проверяются, оценки выставляются на следующем уроке.
IV. Учитель: Точных сведений о происхождении слова «элемент» нет. Согласно одной из версий, оно образовалось при последовательном произношении букв латинского алфавита - l,m,n,t. Прочтя их, мы получим «эль», «эм», «эн», «те». Этим подчеркивается, что нас окружает, - это комплексы различных химических элементов.
О них-то и пойдет речь на нашей конференции, тема которой: «Элементы жизни».
Сегодня на уроке мы постараемся подвести итог разговора и заполнить сводную таблицу, раскрывающую результаты влияния химических элементов на жизнедеятельность человека.
В конференции принимают участие научные сотрудники лаборатории биохимии (представление учащихся).
Сотрудники данной лаборатории провели исследовательскую работу, собрали большой материал о химических элементах, участвующих в построении организма человека. Надеемся, что услышанные сегодня сообщения дадут нам возможность еще раз проследить связь живой и неживой природы, почерпнуть полезные сведения для каждого из нас.
Вы пролистали много страниц учебников и дополнительной литературы, вы, как и мы, готовились к сегодняшнему уроку. И творить его мы будем вместе. Это – урок - сотрудничество.
В периодической системе Д.И.Менделеева насчитывается 110 элементов, 87 из них обнаружены в организме человека. По количественному содержанию они делятся на макро-, микро- и ультрамикроэлементы. Макроэлементы – это углерод, кислород, водород и азот, а также Mg, K, Ca, Fe, Na, P, S, Cl. Они составляют 99% массы клетки и являются главными компонентами всех органических соединений. Микроэлементы содержатся в клетках в очень малых количествах: от 0,001 до 0,000001%. К ним относятся Zn, Mn, Cu, I, F, Al. Но даже те элементы, которые содержатся в ничтожно малых количествах, необходимы для жизни и нечем не могут быть заменены. Заслушивать информацию о 87 химических элементах мы не можем, так как находимся во временных рамках урока, поэтому обсудим лишь некоторые из них.
V. Сообщения «научных» сотрудников.
На столе у учителя лежат карточки с изображениями знаков химических элементов: C, Fe, Ca, K, Na, P, F, I. Участники конференции вытягивают карточку и демонстрируют классу символ элемента, о котором в данный момент и будут говорить собравшиеся. По ходу выступления научных сотрудников, учащиеся в тетрадях заполняют таблицу по слайдам:
Элементный состав пищи

Элемент

Источник

Функция
Внешние признаки недостаточности

МАКРОЭЛЕМЕНТЫ

C
углерод
Все органические вещества: белки, жиры, углеводы, а также витамины.
Выполняют энергетическую, строительную, регулируют обмен веществ в организме.
Дистрофия, ожирение, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз.

Fe
железо
Печень, мясо, зеленые листья овощей, зерно
Составная часть белков – переносчиков кислорода (гемоглобина и миоглобина)
Железодефицитная анемия, усталость и апатия


Ca
кальций
Молоко, молочные продукты, рыба, приготовленная с костями
Образование костной ткани, зубов, регулирование передачи сигнала по нервам, мышечное сокращение, свертывание крови. Образование коллагена
Рахит у детей, остеопороз (размягчение и хрупкость костей) у взрослых


P

фосфор
Животные белки
Входит в состав костной ткани, белков, участвует в передаче энергии.
Практически неизвестны и не описаны


K

калий
Апельсиновый сок, бананы, сухофрукты, картофель
Обеспечение сердечной деятельности, водного баланса и целостности клеток, необходим для передачи нервного сигнала, метаболизма углеводов и белков
Внезапная смерть при увеличении нагрузок, плохая передача нервных сигналов, аритмия сердечных сокращений

Na
натрий
Соленая пища. Пищевая соль
Регулирование содержания жидкости в организме, передача нервного сигнала
Головная боль, слабая память, потеря аппетита

МИКРОЭЛЕМЕНТЫ

F
фтор
Морепродукты: морские водоросли, фторированная вода, фторированная зубная паста.
Входит в состав костной ткани, зубной эмали.
Разрушение зубов (кариес), размягчение костей.

I
йод
Йодированная соль, морская капуста, хурма, хлеб, овес, рис.
Регулирует мышечное возбуждение, биение сердца, аппетит, пищеварение, работу мозга и даже темперамент человека.
Нарушения обмена веществ и такие болезни, как Базедова болезнь, или зобная болезнь – гипотиреоз.


IV. Закрепление изученного материала. 1. У бедуинов женщины всегда полностью закрыты одеждой – лишь для глаз остается щель. При этом они часто страдают от размягчения костей. Почему?
(Ответ: авитаминоз Д возникает в результате дефицита ультрафиолетовых лучей).
2. Иду на мелкую монету,
В колоколах люблю звенеть.
Мне ставят памятник за это
И знают имя мое - (медь)
3. В большую часть продаваемой поваренной соли добавляют немного иодида калия. Для чего это делают? Если вы последуете совету многих врачей-кардиологов и не будете солить пищу, то какой продукт может служить хорошим источником иода?
(Ответ: это профилактика гипотериоза- пониженного содержания гормона тироксина. Другие источники иода –морепродукты и хурма).
4. Этот элемент с водородом
Образует воду.
На Земле для жизни она нужна,
Без нее немыслима природа. (кислород)
5. Сколько силы в нем сокрыто:
Вилки, чайники, корыто, И ведро, и даже таз!
Инструменты и машины, Сталь, чугун оно дает,
Потому не без причины? Его очень уважает ? Весь химический народ! (железо)
Учитель биологии: Оценка за урок, несомненно. Важна для каждого из вас, но главные оценки вам поставит жизни – за то, как вы воплощаете свои знания, в том числе и те, которые получили на сегодняшнем уроке. Здоровье на 25% зависит от наследственности и медицины, а на 75% – от образа жизни, который вы будете вести. И завершит урок хотелось бы словами немецкого поэта и естествоиспытателя Гете:
«Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать»
V. Домашнее задание: §7 по учебнику, конспект, определения.
VI. Итог урока, оценки учащимся за работу.

15