Программа коррекционно-развивающих занятий с младшими школьниками, имеющими нарушения эмоционально-волеворй сферы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Набережные Челны "Прогимназия №64"
Принято на педагогическом совете
от 29 августа 2016 г. № 1
Введено приказом
от 29.08. 2016 г. № ____
Директор МАОУ "Прогимназия №64"
_________________ Ф.Ф.Аглиуллина
ПРОГРАММА
коррекционно-развивающих занятий с младшими школьниками,
имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы
для 1 - 4 класса ( 1 час в неделю, 12 часов в год)
Составитель: Староверова Татьяна Алексеевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора __________________ Н.Е.Репина
26 августа 2016 года
РАССМОТРЕНО
на заседании МО, протокол от 25 августа 2016 г. №1
Руководитель МО ________________ Л.В. Зюлина
г. Набережные Челны
2016 год
Планируемые результаты
Название раздела
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты
Ученик научится
Ученик получит возможность
Мой мир.
Практически использовать знания о себе. Определять свои переживания и различать свои эмоциональные ощущения.
Ориентироваться на положительный результат собственнных достижений, с целью формирования адекватной самооценки.
Производить рефлекию ощущений
Составлять адекватный самоанализ прожитого дня.
Корректировать эмоциональные переживания , связанные с экспрессивными высказываниями.
Регулятивные. Учащиеся научатся:
-осознавать свои эмоциональные ощущения;
-самостоятельно составлять адекватный анализ собственных ощущений:
-прогнозировать результаты собственных ощущений.
-руководствоваться правилами при тренировке своих ощущений,
-следовать при выполнении инструкций педагога определенным алгоритмам;
-оказывать взаимопомощь собеседнику;
-оценивать рефлексию собственных ощущений.
Познавательные.
Учащиеся научатся:
-определять навыки социально-приемлемого поведения;
-строить эмоциональные отношения, доступные для понимания другими людьми;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
-понимать способы адекватного эмоционального реагирования в конфликтных ситуациях ;
-владеть способами целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля.
-формулировать собственное мнение и позицию;
-отстаивать свою точку зрения;
-учитывать формы внутреннего самоконтроля,
-договариваться и приходить к общему решению при работе в паре, в группе;
-соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения.
У учащихся будут сформированы:
-осознание своей эмоциональной сферы;
-восприятие собственных ощущений как части отображаемого целого;
-осознание рефлексивного состояния как средства общения и мышления людей;
-положительная мотивация и познавательный интерес к коммуникации со сверстниками и другими людьми ;
-способность к самооценке успешности в овладении коммуникативными средствами.
Учащиеся получат возможность для формирования:
-чувства толерантности;
-эстетических чувств на основе навыков совместной деятельности при общении;
-личностного понимания отношения к людям и друг другу, для определения дальнейшего образовательного маршрута;
-способности регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и эстетическими требованиями;
-способности понимать чувства других людей и сопереживать им;
-способности формировать навыки позитивного сотрудничества;
-реалистичного восприятия понимания навыков позитивного взаимодействия.
Я глазами других.
Различать собственные ощущения.
Воспринимать ощущения других людей на основе собственного опыта.
Производить понимание индивидуальных особенностей других людей
Коммуникационные нормы.
Различать основные коммуникационные нормы общения.
Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
Осознанно передавать содержание эмоционального восприятия партнера.
Соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников.
Различать употребление слов в прямом и переносном значении. Оценивать уместность и точность использования слов.
Соблюдать нормы речевого взаимодействия при общении с другими людьми.
Саморегуляция поведения.
Различать и определять основные виды эмоциональных реакций (гнева, агрессии, обиды, страхов, тревожности )
Выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения.
Различать адекватную форму восприятия эмоциональных отношений.
Производить осознание адекватных способов эмоционального реагирования в конфликтных ситуациях.
Содержание программы
Название раздела
Краткое содержание
Кол-во часов
Мой мир.
Знакомство с умением распознавать и владеть собственными эмоциями. Работа с собственными страхами и их производными. Разбор позиции "Я" реального, от "Я" воображаемого. Освоение навыков изменения своего настроения, повышение интереса к себе, развитие рефлексии
3
Я глазами других.
Углубление представлений о развитии умения принимать ситуацию и изменять ее. Работа с собственными симпатиями и антипатиями. Разбор конфликтных ситуаций. Углубление представлений о развитии рефлексивного поведения.
3
Коммуникационные нормы.
Углубление представлений о взаимодействиях со сверстниками. Расширение представления детей об умениях различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (хорошо, радостно, неприятно),
Построение формирования взаимного доверия, освоение адекватных норм-понятий коммуникационного взаимодействия.
3
Саморегуляция поведения.
Расширение представления о значении слова толерантность. Развитие позитивного отношения для принятия себя и других. Работа над осознанием перспективы бесконфликтного поведения личности, умением регулировать эмоциональное напряжение.
3
ИТОГО
12
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Кол-во часов
Дата проведения
Характеристика деятельности учащихся
Характеризовать с помощью вербальных и невербальных приемов собственное эмоциональное поведение.
Различать и понимать невербальные методы общения; контролировать свои действия.
Использовать умение слушать и слышать другого человека.
Различать и распознавать эмоции по внешним сигналам.
Использовать умение снимать эмоциональные и мышечные зажимы. Продуцировать в приемлемой форме, накопившийся гнев.
Характеризовать (на основе рефлексивного анализа) основные признаки агрессии: целостность эмоционального напряжения.
Использовать новые формы поведения для продуктивного взаимодействия с другими людьми. Оформлять рефлексивные высказывания эмпатическими реакциями.
Приобретать опыт применения навыков релаксации. Уметь продуцировать собственный самоконтроль эмоционального поведения.
Приобретать умение принимать на себя ответственность за свои поступки. Находить и исправлять поведенческие ошибки, анализируя по определенному алгоритму. Конструировать способность самостоятельно принимать верные решения.
По плану
факт
Мой мир.
1
Практикум "Мои плюсы и минусы".
1
2
Познай себя.
1
3
Страх в моей жизни. Диагностика "Мой несуществующий страх".
1
Я глазами других.
4
Обратная сторона медали
1
5
Мое место в классном коллективе.
1
6
Мои мотивы и потребности.
1
Коммуникационные нормы.
7
Правила и эмоции. Рисуночный тест "Мир без правил".
1
8
Обучающее объявление «Ищу друга».
1
9
Вместе мы - одна семья!
1
Саморегуляция поведения.
10
Все хорошо в меру. Моя грусть - радость?!
1
11
Способы снятия напряжения.
1
12
Мой путь к успеху. Диагностика " Мой волшебный мир.
1
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 515