Урок алгебры Свойства степени с целым показателем (9 класс)
Урок алгебры в специальном (коррекционном) классе VII вида.
Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/
Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, И.М. Шабунин .-М.:
Просвещение, 2014. – 304 с.
Тема. Свойства степени с целым показателем
Цели урока.
Образовательная: способствовать выработке навыков и умений в преобразовании и упрощении выражений, содержащих степени с целым показателем.
Развивающая: развивать логическое мышление учащихся, внимание, культуру математической речи, память.
Воспитательная: формировать коммуникативные навыки и волевые качества личности в ходе выполнения самостоятельной работы.
Оборудование: ЭСУН, меловая наглядность, демонстрационный материал.
Ход урока
1. Организационный этап.
Чтобы легче всем жилось, чтоб решалось, чтоб моглось.Улыбнись, удача всем, чтобы не было проблем.
Улыбнулись, ребята, друг другу, создали хорошее настроение и начали работу.
2. Мотивация урока.
Однажды Сократ, окружённый учениками, поднимался к храму. Навстречу им спускалась известная афинская гетера. “Вот ты гордишься своими учениками, Сократ, - улыбнулась она ему, - но стоит мне только легонько поманить их, как они покинут тебя и пойдут вслед за мной”. Мудрец же ответил так: “Да, но ты зовёшь их вниз, в тёплую весёлую долину, а я веду их вверх, к неприступным, чистым вершинам”.
Вот и мы с вами должны подняться на одну ступеньку вверх, “преодолевая” задачи, которые будут рассмотрены на сегодняшнем уроке. Итак, тема нашего урока «Свойства степени с целым показателем».
А эпиграфом к уроку будут слова:
«Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь». (М.В. Ломоносов)
3. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.
«Подумай и реши». Повторение свойства степеней (устное вычисление):
а4 а15; а12а4; а12:а4; а18:а9; (а2)5; (а4)8; (а2в3)6; (а6в4)3; а0
«Найди ошибку». Выполняя задания, ученик допустил ошибки. Какие свойства, правила не знает ученик?
35 . 38=340; 81=1; 24 + 22=26; (2а)5=2а5; (х2)3=х8; 35*38=340; 52* 53=105; 24+22=26; 310:32=55 (2а)5=2а5; (х2)3 = х8; (а)3*(а2)4 = а14.
4. Изучение нового материала.
Историческая пауза (информация учащихся)
Первыми в списке арифметических действий идут сложение, вычитание, умножение и деление. Представление о возведении в степень как о самостоятельной операции у математиков сложилось не сразу, хотя задачи на вычисление степеней встречаются в самых древних математических текстах Древнего Египта и Междуречья. Своеобразно описывает первые натуральные степени чисел Диофант Александрийский в своей знаменитой «Арифметике»: «Все числа состоят из некоторого количества единиц; ясно, что они продолжаются, увеличиваясь до бесконечности, среди них находятся: квадраты, получающиеся от умножения некоторого числа самого на себя; это же число называется стороной квадрата, затем кубы, получающиеся от умножения квадратов на их сторону, далее квадрато - квадраты от умножения квадратов самих на себя, далее квадрато - кубы, получающиеся от умножения квадрата на куб его стороны, далее кубо - кубы от умножения кубов самих на себя».
Свойства степени с целым показателем такие же, что и степени с натуральным.
Работа с учебником &1, осмысление изученного (устные вопросы и задания стр.7)
Вычисли:
а) ( в 6 ) 3
б) ( с 4 ) 5 * ( с-3)4 : (с-2 )3
в) х 5 (х -4 )-1 : х 6 х
г) - 3с7в * 2с-8 в
д) 2-5 82 : 16 -1
5. Закрепление нового материала.
Решить:
Решить № 1, № 2 (3,4) – выполняется самостоятельно с последующей проверкой, № 3 (3,4) - выполняется самостоятельно с последующей проверкой, № 7.
6. Физкультминутка
А теперь, ребята, встали, быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад, повернулись вправо, влево, тихо сели, вновь за дело.
7. Самостоятельная работа
Вариант 1. 1. Найдите значение выражения: 13 EMBED Equation.3 1415
2. Преобразуйте в дробь: 13 EMBED Equation.3 1415
3. Упростите выражение: 13 EMBED Equation.3 1415
4. Замените 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 выражением так, чтобы получилось верное
равенство: 0.008113 EMBED Equation.3 1415 = ( )13 EMBED Equation.3 1415
Вариант 2. 1. Найдите значение выражения: 13 EMBED Equation.3 1415
Преобразуйте в дробь: 13 EMBED Equation.3 1415
Упростите выражение: 13 EMBED Equation.3 1415
Замените выражением так, чтобы получилось верное
равенство: 13 EMBED Equation.3 1415( )13 EMBED Equation.3 1415
8. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Какие выводы в теоретическом плане вы можете сделать по уроку?
Выучить &1, вопросы с.7, решить № №2 (1,2), 3 (1,2), 6, дополнительно № 9.
9. Рефлексия.
Поговорки – зеркало настроения:
1. Смелость города берет.
2. Если я хочу осушить болото, то мне не стоит спрашивать лягушек об их согласии на это.
3. Старая песня на новый лад.
4. Тому, кто хочет вверх, не следует забывать о теплых вещах для спуска вниз.
5. Через тернии к звездам.
6. Человек предполагает, а Бог располагает.
7. Ах, как я устал от этой суеты.
8. Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
Root Entry