Доклад Преемственность в обучении и решение проблем адаптации при переходе из начального звена в основное
МОУ «Основная общеобразовательная школа с.Успенка
Саратовской области»
ДОКЛАД НА ТЕМУ
«Преемственность в обучении и решение проблем адаптации при переходе из начального звена в основное»
Подготовила учитель
начальных классов
Саркулова А.Б.
с.Успенка 2015г
Преемственность при переходе из начальной школы в среднее звено
Поступление в пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника, так как в этот период осуществляется переход к новому образу жизни, новым условиям деятельности, новым взаимоотношениям со сверстниками и учителями. Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями и разным стилем общения является ярким внешним показателем их взросления. Перед пятиклассником ставятся задачи нового, по сравнению с начальной школой, уровня, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.
Приход в среднюю школу, как известно, совпадает еще и с началом «переходного» возраста у детей: они становятся младшими подростками. Психологически - это начало кризисного периода: физиологическое созревание, переоценка моральных ценностей. У детей с переходом в среднюю школу резко повышается уровень тревожности, связанный с новыми ожиданиями. Они чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны. Эти сложные психологические этапы взросления требуют внимательного отношения со стороны взрослых. Неправильная реакция со стороны педагога может послужить почвой для возникновения конфликтов между ним и учениками.
Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно упорядочить высказывания детей, их инсайты (озарения). Однако все мы знаем, что именно в споре рождается истина.
Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три».
Пока ребенок решает, как выстроить модель своего поведения на каждом уроке, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
Пятиклассники - народ эмоциональный. И школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания школьники будут способны в более старших классах. А сейчас для них важны забота и внимание со стороны учителя.
Часто педагоги среднего звена забывают о том, что если у школьников, присутствующих на уроке, есть какие-то волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно в начале урока уделить время на создание комфортной доброжелательной атмосферы и на ликвидацию негативных эмоций учащихся. Особенно в этом нуждаются учащиеся, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.
Пятиклассники очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение праздников, викторин, конкурсов, консультаций слабоуспевающим учащимся, выпуск тематических классных газет, совместные поездки, экскурсии. Опытные педагоги, понимая значимость этих традиций в школьной жизни детей, стремятся сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствии с возрастными особенностями в более важные и необходимые для учеников мероприятия. Отрицание педагогом всего, что было наработано коллективом учащихся до него, не принесет позитивных результатов и не лучшим образом отразится на личностных взаимоотношениях с педагогом.
Нередко с переходом в пятый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроках, записей с номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домашних работ. На это влияют многие факторы, одним из которых является ослабление контроля со стороны учителя и родителей за выполнением домашних работ. Вот и получается, что наши пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома. Появляются запуски и пробелы в знаниях.
Резкие изменения условий обучения, качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и сама смена позиции "старшего” ученика в начальной школе на "самого маленького” в средней - серьезное испытание для психики пятиклассника. Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости. У большинства детей подобные отклонения исчезают через 2-3 недели учебы, но у некоторых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца.
В связи с этим возникает необходимость четкого планирования работы по преемственности. Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством администрации. Решая проблему преемственности, работа ведется по трем направлениям:
· совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;
· работа с учащимися;
· работа с родителями.
Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:
· образовательные программы;
· организация учебного процесса;
· единые требования к учащимся;
· структура уроков.
Одной из причин трудностей, обусловливающих переход в среднюю школу, является дезадаптация детей в новых условиях учебной деятельности. Ее можно сравнить со сложностями адаптационного периода в 1 классе. Однако, кроме объективной новизны ситуации обучения, добавляется еще и отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой. В частности, ситуацию адаптации усугубляют следующие затруднения:
· недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностях и реальных учебных результатах;
Учитель начальной школы, выпустив своих детей в основную школу, знает, какой образовательный потенциал каждый ребенок накопил для дальнейшего роста. Принимая новый класс в основной школе, учитель – предметник приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. А если еще он переносит методы обучения и формы взаимодействия со старшими классами на подростка, а они по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения. В работе с учениками 5 классов необходимо сохранить и развить основные способы и формы организации образовательного процесса начальной школы, осуществлять поиск новых форм работы, позволяющих решать задачи развития учащихся, учитывая их критический возрастной этап. Стремиться к созданию эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить).
· Несогласованные требования учителей (в содержании учебных курсов, в нормах выставления оценок; ребенок вынужден приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя);
Уровень изложения знаний в средней школе значительно отличается от того, который принят в начальной школе. Поэтому нельзя забывать тот факт, что дети, перешедшие в 5 класс, должны адаптироваться к новым условиям деятельности: к индивидуальному стилю преподавания учителей, к более быстрому темпу работы, к правилам выполнения новых заданий и т. д.
· Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста (педагоги предъявляют одинаковые требования, как к пятиклассникам, так и к более взрослым ученикам);
Учителя 5 классов должны быть квалифицированными педагогами, по своим профессиональным, психологическим и личностным характеристикам. Они должны дать возможность младшему школьнику безболезненно пройти тяжелый путь от младшей к средней ступени обучения. Ведь обучение - это не просто процесс получения знаний, а, прежде всего, жизнь ребенка в школе.
· Неадаптированность методики преподавания к возможностям детей данного возраста (скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения);
Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приемов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению.
· Отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
Учителя – предметники подчас не имеют возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся (темп деятельности, тип мышления, специфику восприятия), которые влияют, особенно в начале, на качество обучения. Учителя начальных классов реально имеют такую возможность в силу своей специфики. Поэтому учитель среднего звена при оценивании ориентируется, прежде всего, на результат его деятельности, без учета индивидуальных особенностей. Понять ребенка, помочь ему реализовать все самое лучшее из того, что заложено, формировать личность, способную ставить перед собой цели и принимать решения - наивысший и наисложнейший труд. Воспитывать ребенка на его силе, а не на слабости - в этом задача учителя.
· Направленность содержания учебных пособий на репродуктивный характер деятельности.
Если учитель контролирует только качество продуктов учебной работы школьников и не находит места для оценки детского творчества, инициативы, самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика актуальность и привлекательность. Стремление экспериментировать, используя свои возможности, едва ли не самая яркая характеристика младших подростков. Если школа не представляет ученикам культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется лишь в самой поверхностной и примитивной форме - в экспериментах со своей внешностью.
Чтобы решить проблему преемственности нужно практиковать такую форму, как сотрудничество учителей начального и среднего звена, администрации учреждения. В рамках этого сотрудничества проводить уроки, на которых в начальной школе присутствуют или проводят учителя среднего звена, имея, таким образом, возможность заранее оценить особенности детей данного класса. В начале следующего года, в 5 классе, эту практику продолжать, только теперь уроки посещать будут бывшие учителя начальных классов. Данная форма сотрудничества позволяет предупреждать многие педагогические и психологические проблемы, реально осуществлять профилактику детской дезадаптации.
Проблема преемственности и адаптации учащихся начальной школы к среднему звену обучения является актуальной и требует больших затрат времени, общих усилий педагогического коллектива, административного состава, психологической службы общеобразовательного учреждения при поддержке родителей учащихся и готовности самих учащихся принять новые условия школьной жизни.