«ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ».
Капитонова Н.А., учитель русского языка и литературы , руководитель структурного подразделения МБОУ СОШ № 18 имени Э.Д.Потапова,
канд. фил. наук.
«ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ».
В мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны. Следовательно, востребованными социумом в настоящее время становятся успешные, конкурентоспособные выпускники, адаптировавшиеся к новым социальным условиям, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.
Именно поэтому в современном образовании на первый план выдвигаются задачи формирования не отдельных знаний, умений и навыков обучающихся, а метапредметных компетенций, к разряду которых, в большей степени, чем остальные, можно отнести исследовательскую компетенцию. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится: « школьники будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».
В настоящее время, когда интерес к русскому языку и литературе резко падает, очень важно приобщить обучающихся к слову. Сделать это можно только в том случае, если сильно заинтересовать ребёнка. А интерес у современного молодого человека проявляется только к новому: компьютер, интернет, проектная деятельность, значит, нужно максимально использовать на уроках гуманитарного цикла новые технологии: ИКТ, проектные и исследовательские технологии. Они позволяют по-новому взглянуть на преподаваемый предмет.
В огромном мире информации ученик находит нужный материал, познаёт интересные факты – это новая ступень в развитии познавательной деятельности обучающегося.
По мнению целого ряда авторов, исследовательская компетенция, представляет собой совокупность знаний в определенной области, умения видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования; способность применять эти знания и умения в конкретной деятельности.
В современной школе явно прослеживается противоречие между уже имеющимися методами, направленными на реализацию исследовательской деятельности школьников и недостаточным уровнем сформированности исследовательских навыков обучающихся при выходе из школы; большинство обучающихся среднего и старшего звена испытывают затруднения при выявлении проблемы, анализа литературных источников, в частности, конкретного текста, обосновании своей точки зрения, грамотном построении предложений, формулировании выводов и т.д.
Решение данной проблемы в создании комплекта методических рекомендаций, направленных на формирование исследовательской компетенции обучающихся, повышение уровня мотивации обучения, развитие творческих способностей через урочную и внеурочную деятельность, так как формирование исследовательской компетенции способствует расширению кругозора и словарного запаса школьников, развитию их коммуникативной грамотности, креативности, расширению практической деятельности.
В результате взаимодействия учителя и учеников на уроках с использованием компьютерной технологии и метода проекта формируются следующие компетентности: интеллектуальная, личностная, коммуникативная, креативная.
В последние 20 лет значительно возросло внимание ученых к исследованию проблем учебно-исследовательской деятельности и формирования исследовательских навыков у обучающихся. Особый интерес представляют работы Дьюи, Кудровой, Леонтовича, Кларина, Обухова, Байденко и др., которые рассматривают различные аспекты исследовательской деятельности обучающихся в ходе образовательного процесса, построенного на принципе личностно-ориентированного обучения и механизмы формирования исслед
·овательских навыков у воспитанников.
В ходе исследовательской деятельности у обучающихся формируется ряд навыков : самостоятельность в процессе познания, принятия решений и их оценки; рефлексивные способности; знание сущности и технологии основных методов исследования; практическое освоение всех процессов исследовательской деятельности, наличие опыта в разработке и реализации учебных проектов; коммуникативные навыки.
Формирование исследовательской компетенции обеспечивается за счет проблемного, исследовательского метода, метода проектов, информационно-коммуникационной технологии.
Последняя, подразумевающая, в том числе, свободный поиск информации в сети Интернет, владение навыками работы с текстовым редактором, общение на форумах и т.д., бок о бок идет с исследовательской компетенцией и позволяет сформировать не только коммуникационные, но и коммуникативные навыки.
Необходимо применять компьютер в работе на уроках, на занятиях курса, при подготовке и проведении внеклассных мероприятий, в исследовательской работе, в ходе разработки проектов, при обмене информацией с учащимися с помощью электронной почты, с коллегами посредством Интернет-форумов.
Одним из ведущих в образовательном процессе считаю проблемный метод, который наиболее разнообразен по своим формам и возможностям использования. Вот где можно развернуться и по выдвижению гипотезы, и по подбору методов решения проблемы, и по анализам результатов и формулированию выводов. Примеры постановки проблемного вопроса: «Раскольников: положительный или отрицательный герой?», «Кто вам больше нравится: Пьер Безухов или Андрей Болконский?», «Почему Евгений Базаров не вежлив со своими родителями? Он их не любит?»
С целью формирования исследовательской компетенции может использоваться целый ряд методов и форм занятий. Уроки поиска информации, где обучающиеся готовят сообщения по биографии и этапам творчества писателей, работают с учебником, дополнительными источниками, предложенными учителем или найденными самостоятельно (уроки-беседы, уроки-рассуждения, размышления, создание сочинений, синквейнов, стихотворений, басен, продолжение незаконченных отрывков).
Причем исследовательская деятельность не должна занимать весь урок, необходимо совмещать её с другими формами и методами обучения, которые направлены на развитие речи учащихся и их орфографическую грамотность, т.к. они являются первоочередной задачей при обучении русскому языку.
Исследовательская деятельность направлена на повышение качества обучения. Такое обучение способствует усилению сознательности, активности и самостоятельности учащихся, т.е. способствует усилению их познавательной деятельности. Исследования развивают логическое мышление, закрепляют умение спокойно анализировать ошибочные ситуации в процессе поиска правильного ответа. Работа развивает у учащихся внимательность, точность, аккуратность, творчество.
Используемая литература:
Агарков, Р. С. Роль компетентностного подхода в учебном процессе/Р. С. Агарков//Средн. проф. обр. – 2003. - № 6. – С. 36-49.
Быстрова, Е. А. Цели обучения русскому языку или какую компетенцию мы формируем на уроке/ Е. А. Быстрова//Русская словесность. – 2000. - №2.
Выготский, Т. М. Мышление и речь//Собр. в 6 т./ Л. С. Выготский. – М., 1982. – Т 2: Проблемы общей психологии.
Кларин М.В. Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основе решений проблем //Школьные технологии, 2004.- № 1.- с. 11 - 24
Кудрова И. А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода / И.А. Кудрова //Стандарты и мониторинг в образовании, 2006.- № 5.- с. 14 - 21
Полат, Е. С. Педагогические технологии 21 века//Современные проблемы образования/ Е. С. Полат. – Тула, 1997.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415