Тесты по русскому языку для 9 класса
СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Тест текущего контроля
Обведите номера правильных ответов
1. Сложносочиненным является предложение:
1) Уже вечерело, и среди спокойных серых облаков, длинными рядами закрывавших небо, появились оранжевые оттенки. ( И.Бунин)
2) Чины людьми даются, а люди могут обмануться. (А.Грибоедов)
3) Она мне нравилась все дольше и дольше, я тоже, по-видимому, был симпатичен ей. (А.Чехов)
2. Схема [] , и [] соответствует предложению:
1) Посередине трещал огонек, разложенный на земле и дым, выталкиваемый обратно из отверстия в крыше, расстилался вокруг густой пеленою. (Ю.Лермонтов)
2) В эту минуту в залу вошел, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке. (А.Пушкин)
3) Подкативши к подъезду, Чичиков с почтением соскочил на крыльцо, приказал о себе доложить и был введен прямо в кабинет к генералу. (Н.Гоголь)
3. Сложносочиненным предложением с соединительным союзом является предложение:
1) Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье дола возмутит. (М.Лермонтов)
2) Учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга или мастеровой не казался ей
мужчиной. (А.Пушкин)
3) Здороваясь, он наклонил голову с русыми, медного отлива волосами, потом выпрямился, и мы увидели его глаза. (М.Пришвин)
4. Сложносочиненным предложением с разделительным союзом является предложение:
1) Наконец и бричка была заложена, и два горячих калача, только что купленные, положены туда (Н.Гоголь)
2) То падал как будто туман, то вдруг припускал косой крупный дождь. (М.Пришвин)
3) Я его любила за его прямой нелицемерный нрав, да притом он был мне дорог по
воспоминаниям. (И.Тургенев)
5. Сложносочиненным предложением с противительным союзом является предложение:
1) Кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился (М.Лермонтов)
2) Бричка между тем поворотила в более пустынные улицы, и скоро потянулись одни длинные деревянные заборы. (Н.Гоголь)
3) В конце сада был обрыв за рекой, а за обрывом – предрассветные дождливые рассветные дали. (К.Паустовский)
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Строение сложноподчиненного предложения и пунктуация в нем
Тест текущего контроля
Обведите номера правильных ответов
1. Сложноподчиненным является предложение:
1) Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться нам навстречу. (А.Пушкин)
2) Они гордо взглянули друг на друга, и Дубровский заметил злобную улыбку на лице своего противника. (А.Пушкин)
3) Уже вечерело, солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада (И.Тургенев)
2. Придаточная часть связна с главной с помощью союза в предложении:
1) Дела мои в лучшем порядке, нежели я думал. (А.Пушкин)
2) Так как вы на предметы смотрите с их смешной стороны, то и положиться на вас нельзя. (И.Тургенев)
3) Ты не поверишь, как я измучилась с ним! (И.Гончаров)
3. Правильно подчеркнуто союзное слово в предложении:
1) Иван Игнатьич отправился за башкирцем, который сидел в амбаре. (А.Пушкин)
2) Они очутились в громадном темном помещении, где смутно виднелись гигантские машины.
3) Облака превратились в белую тучу, которая тяжело поднималась. (А.Пушкин)
4. Придаточное предложение поясняет все главное в сложном предложении:
1) Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. (Л.Толстой)
2) В степи было тихо, пасмурно, несмотря на то, что солнце поднялось. (А.Чехов)
3) Мелкие листья ярко и дружно зеленеют, словно кто их вымыл (И.Тургенев)
5. Схема [сущ.], (союзн. сл.) соответствует предложению:
1) Он с большой веселостью описывалкрай, куда завела меня судьба. (А.Пушкин)
2) Дети чувствуют, кто их любит. (И.Тургенев)
3) С улицы доносился шум, какой бывает только днем. (А.Чехов).
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ИХ ЗНАЧЕНИЮ
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
Тест текущего контроля
Обведите номера правильных ответов
1. Придаточные определительные есть в сложном предложении:
1) Был хмурый холодный день, какие иногда выпадают среди лета. (К.Паустовский)
2) Я забирался в самую глушь, где стоял заброшенный дом. (К.Паустовский)
3) Метели, что ломятся в двери, с дороги меня не собьют. (А.Фатьянов)
2. Правильно определено слово, к которому присоединяется придаточная часть в предложении:
1) Облако обратилось в белую тучку, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегало небо. (А.Пушкин)
2) Девочка, которая заснула у печки, вскочила и с испугом стала глядеть на нас. (И.Тургенев)
3) В офицере с сумкой, которого лицо он видел где-то, ему все казалось противно и нагло. (Л.Толстой)
3. Придаточная часть правильно выделена в предложении:
1) Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам откуда Марья Ивановна должна была выехать.
2) На месте том где в гору поднимается дорога изрытая дождями три сосны стоят.
3) Была та смутная пора когда Россия молодая в бореньях силы напрягая мужала с гением Петра. (А.Пушкин)
4. Правильно определена синтаксическая функция слова в предложении:
союзн. сл.
1) Вот к крыльцу подъехал господин в черном бархатном берете, из-под которого падали
зеленоватые кудри (И.Бунин)
союзн. сл.
2) В памяти мальчика вставало все то, что он пережил в городе за эти дни. (М.Горький)
союзн. сл.
3) Тот человек, который приходил вчера, сегодня не появлялся.
5. Знаки препинания правильно расставлены в предложении:
1) И есть слова которым век сиять. (В.Рождественский)
2) Нет такого дерева, чтобы на него птица не садилась.
3) Было то время, когда перед торжественным рождением нового дня в степи замирают все шумы и шорохи. (А.Листовский)
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
Тест текущего контроля
Обведите номера правильных ответов
1. Придаточное изъяснительное есть в предложении:
1) Они поняли, что мне тут не нравится. (А.Чехов)
2) Удивило художницу, как много успел прочесть по искусству Коля (Л.Кассиль)
3) Муж ее также нашел, что гораздо приличнее поручить Глафире воспитание Феди. (И.Тургенев)
2. Правильно указано слово, к которому относится придаточная часть, в предложении:
1) Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес. (А.Пушкин)
2) Хорошо, что эта зеленоглазая силы своей не чует. (П.Бажов)
3) Затем она стала расспрашивать меня, где я теперь работаю. (А.Чехов)
3. Слово, которым присоединяется придаточная часть, является союзом в предложении:
1) Еще неизвестно, был ли отец в это время дома или нет. (Б.Горбатов)
2) За спором не заметили, как село солнце красное. (Н.Некрасов)
3) Я спросил бабушку, отчего дядя Яков плакал. (М.Горький)
4. Косвенная речь есть в предложении:
1) Преподаватель сказал мне, что из меня может получиться хороший учитель.
2) Было слышно, что в комнате собирались гости.
3) Даша забыла, зачем пришла.
(Л.Толстой)
5. Знаки препинания правильно расставлены в предложении:
1) Получив письмо от генерала, Иван Кузьмич довольно искусным образом выпроводил
Василису Егоровну, сказав ей будто бы отец Герасим получил из Оренбурга какие-то
чудесные известия.
2) Я невольно стиснул рукоять моей шпаги, вспоминая, что накануне получил ее из рук
Марьи Ивановны.
3) Я жаждал доказать, что был достоин ее доверенности, и с нетерпением стал ожидать
решительной минуты.
(А.Пушкин)
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельствами
Тест текущего контроля
Обведите номера правильных ответов
1. Придаточное образа действия есть в предложении:
1) Лед был такой прозрачный, что даже вблизи его было трудно заметить.
(К.Паустовский)
2) Левко остолбенел, увидевши, что перед ним стоял отец его. (Н.Гоголь)
3) В одном месте глыбы легли так, что образовали глухую и длинную пещеру с выходом
к самой воде. (К.Паустовский)
2. Правильно указано слово, к которому относится придаточная часть, в предложении:
1) Было так тихо, что слышно было редкое падение капель с нависших ветвей.
(И.Бунин)
2) Тропа настолько сузилась, что лошади с трудом ставили копыта. (Г.Кублицкий)
3) Он видел так хорошо, что бурая пустынная степь была для него полна жизни и
содержания. (А.Чехов)
3. Слово, которым присоединяется придаточная часть, является союзом в предложении:
1) Мы разговорились, по-видимому, так дружески, что Иван Игнатьич от радости
проболтался. (А.Пушкин)
2) Я слишком был счастлив, чтобы хранить в сердце чувство неприязненное.
(А.Пушкин)
3) Он полюбил его так, как не любил самой Маши. (И.Тургенев)
4. Знаки препинания правильно расставлены в предложении:
1) Володя, передразнивая Марью Ивановну, гувернантку сестры так весело и звучно
смеялся, стоя над умывальником, что даже серьезный Николай улыбался (Л.Толстой)
2) Отец так хорошо умел скрывать от других и удалять от себя известную всем темную,
наполненную мелкими досадами и огорчениями сторону жизни, что нельзя было не
завидовать ему. (Л.Толстой)
3) Страдания надо выражать так, как они выражаются в жизни. (А.Чехов)
5. Знаки препинания правильно расставлены в предложении:
1) Земля так напиталась водой, что не брала в себя ни капли влаги. (В.Солоухин)
2) Мысль о скорой разлуке со мною так поразила матушку, что она уронила ложку в кастрюльку.(А.Пушкин)
3) Старик до того растерялся что уронил кружку на землю, разлил чай. (В.Арсеньев)
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ
Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них
Тест текущего контроля
Обведите номера правильных ответов
1. Последовательное подчинение есть в предложении:
1) Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором я до сих пор вижу нечто пророческое
2) Савельич внес за мною погребец, потребовал огня, чтоб готовить чай, который никогда так не казался мне нужен.
3) Я смеялся от чистого сердца, как вышел ко мне тот самый инвалид, который чинил мундир в передней коменданта.
(А.Пушкин)
2. Параллельное подчинение частей есть в предложении:
1) Я обедал почти всегда у коменданта, где обыкновенно проводил остаток дня и куда вечерком иногда являлся отец Герасим с женой Акулиной Памфиловной.
2) Прежде нежели приступлю к описанию странных происшествий, я должен сказать несколько слов о положении, в котором находилась Оренбургская губерния.
3) Урядник возвратился через два дня и объявил, что в степи видел он множество огней и слышал от башкирцев, что идет неведомая сила.
(А.Пушкин)
3. Однородное подчинение частей есть в предложении:
1) Зная нрав и образ мыслей отца, я чувствовал, что любовь моя его не слишком тронет и что будет на нее смотреть как на блажь молодого человека.
2) Василиса Егоровна возвратилась домой и узнала, что во время ее отсутствия было у Ивана Кузьмича совещание и что Палашка была под замком.
3) Я хотел уже выйти из дому, как дверь моя отворилась и ко мне явился капрал с донесением.
(А.Пушкин)
4. Знаки препинания правильно расставлены в предложении:
1) Во всю ночь Василиса Егоровна не могла заснуть и никак не могла догадаться, что бы такое было в голове ее мужа, о чем бы ей нельзя было знать.
2) Когда ж один из инвалидов взял руки башкирца и поднял старика на свои плечи, а Юлай взял плеть и замахнулся башкирец застонал слабым, умоляющим голосом
3) Скажу вкратце, что сия осада по неосторожности местного начальства была гибельна для жителей, которые перетерпели голод и всевозможные бедствия.
(А.Пушкин)
5. Знаки препинания правильно расставлены в предложении:
1) Дядька был в таком изумлении при виде всего, что происходило, что не сделал мне никакого вопроса.
2) Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал и спасти его голову, пока еще было время.
3) Я отвечал, что до Белгородской крепости недалеко, и что, возможно, его превосходительство не замедлит выслать войско для освобождения бедных ее жителей.
(А.Пушкин)
БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРДЛОЖЕНИЯ
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
Тесты текущего контроля
Обведите номера правильных ответов
1. Бессоюзным сложным является предложение:
1) Умытая росой и дождем зелень смотрела особенно весело в лесу заливались лесные птицы (Д.Мамин - Сибиряк)
2) Все сильнее зима завладевала лесами нашим садом всей нашей жизнью.
(К.Паустовский)
3) Не пенится море не плещет волна деревья листами не машут (К.Толстой)
2. Правильно определены грамматические основы в предложении:
1) Трава успела просохнуть воздух курился ароматными испарениями пахло лесной
душицей.
2) Дневной зной усиливался с каждой минутой хотелось лежать неподвижно без конца.
3) Самовар потух и только изредка выпускал одну длинную ноту, обрывавшуюся как
туго натянутая нитка мороз заметно крепчал. (Д.Мамин – Сибиряк)
3. Перечислите отношения между частями в предложении:
1) Сад тянулся на целых полверсты по берегу пруда снаружи его охранял высокий и крепкий забор усаженный гвоздями (Д.Мамин – Сибиряк)
2) Над головой шумели вершины высоких сосен пахло свежей смолой где-то беззаботно и весело переговаривались две птички (Д.Мамин – Сибиряк)
3) Удивительное дело слова ее не казались глупыми и смешными. (В.Астафьев)
4. Знаки препинания правильно расставлены в предложении:
1) Облака в синеве белым стадом плывут, журавли в облаках перекличку ведут. (И.Никитин)
2) Все кругом цвело, жужжало, пело, праздничное, светлое чувство охватывало душу.
(И.Тургенев)
3) Чисто вечернее небо, ярки далекие звезды. (М.Лермонтов)
5. Знаки препинания правильно расставлены в предложении:
1) Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали. (И.Тургенев)
2) Над головою тихо шумели деревья; заря гасла; небо было чистое, нежное. (В.Вересаев)
3) Только видит, вьется вьюга, снег валится на поля (А.Пушкин)