Выступление на МО учителей Проблемы адаптации при переходе учащихся из начальной в основную школу


ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 33 города Ставрополя»
Тема выступления на МО учителей: Проблемы адаптации при переходе учащихся из начальной в основную школу
Классный руководитель 5 «Б» класса
Татлыева Г.Н.

31.10.2016 год
Процесс перехода ребенка из начальной школы в основную для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием, но зачастую и очень проблемным.
Вопрос адаптации учащихся не является новым, однако, несмотря на многочисленные обсуждения этой проблемы, практика ее решения пока далека от теории.
Приход в среднюю школу совпадает с началом «переходного» возраста у детей: они становятся младшими подростками. Психологически это начало кризисного периода: физиологическое созревание, смены ведущих ценностей. У детей с переходом в среднюю школу резко повышается уровень тревожности, связанный с новыми ожиданиями. Они чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны. Эти объективно сложные психологические этапы взросления несомненно требуют очень бережного и внимательного отношения со стороны взрослых.
(2 слайд) Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом. Важнейшей причиной трудностей, обусловливающих переход в среднюю школу, является дезадаптация детей в новых условиях учебной деятельности. Ее можно сравнить со сложностями адаптационного периода в 1 классе.
(3 слайд) С начала учебного года у детей возникает ряд сложностей организационного и учебного характера.
(4 слайд) Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников. Пятиклассники переживают этот переход как важный шаг в их жизни. Переход к нескольким учителям с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений также является зримым внешним показателем их взросления. Учителя – предметники подчас не имеют возможности учесть индивидуальные особенности учащихся (темп деятельности, тип мышления, специфику восприятия и т. п.), которые влияют, особенно вначале, на качество обучения. Учителя начальных классов реально имеют такую возможность в силу своей многопрофильности. Поэтому учитель среднего звена при оценивании ориентируется, прежде всего, на результат его деятельности, без учета индивидуальных особенностей.
Пятиклассники младший подростковый возраст. В это время дети в основном доверчиво относятся ко взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки. Это открывает большие возможности с точки зрения воспитательных влияний. Педагоги должны дать возможность школьнику безболезненно пройти тяжелый путь от младшей к средней ступени обучения. Казалось бы, это лишь штрих, но очень существенный. Ведь обучение - это не просто передача знаний, а, прежде всего, жизнь ребенка в школе.
(5 слайд) Важен эмоциональный настрой учащихся на предстоящую деятельность. Экономя время урока, педагоги порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.
(6 слайд) Создание ситуации успеха для пятиклассников. Использование игровых моментов на уроке. Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.
(7 слайд) Гибкий перенос традиций классного коллектива в среднюю школу.Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Необходимо сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствии с возрастными особенностями в более важные и необходимые для учеников мероприятия.
(8 слайд) Использование коллективных средств обучения. Следует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителей перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее значимыми в жизни подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, парах, парах сменного состава. Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.
(9 слайд) В 5 классе у учащихся больше свободы и самостоятельности.При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами, цену которым знает не каждый взрослый человек. Сферу действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Свобода и вседозволенность - это не слова - синонимы, равно также как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования обозначенных понятий детьми часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины. Понять природу ребенка, помочь ему реализовать все самое лучшее из того что заложено, притушить отрицательные стороны его характера. Формировать личность, способную ставить перед собой цели и принимать решения.
(10 слайд) Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Для них важны забота и внимание со стороны учителя.
(11 слайд) Задачи адаптационного периода в 5 классах:
формирование умения учиться в средней школе;
формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития;
развитие учебной мотивации, интересов;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
формирование умения добиваться успеха правильно и относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
Формирование умения учиться в средней школе.
В качестве примера приведу некоторые темы занятий: «Как слушать учителя»; «Как выполнять домашние задания»; «Как проверять свою работу»; «Как можно учиться на собственных ошибках»; «Как подготовиться к контрольной»; «Почему иногда не хочется учиться и что с этим делать»; «Как узнать, что ты знаешь, а чего не знаешь»; «Как лучше запоминать»; «Что такое лень?», значительное внимание на таких занятиях следует отводить развитию произвольности, вниманию,. Необходимо также обратить особое внимание на развитие логической памяти и произвольного внимания школьника, организованности и наблюдательности. Если этого не делать, то стихийно они складываются у большинства детей со значительными нарушениями и искажениями.
На занятиях с пятиклассниками важно использовать юмор. Юмор имеет очень большое значение для развития ребенка этого возраста, в том числе и познавательного развития. В это время дети очень любят шутить, рассказывать анекдоты, которые часто кажутся взрослым несмешными. «Чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной ответственностью, - вот особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром. «Чувство взрослости» проявляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны педагогов. Пренебрежение этими требованиями неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса. Если учитель не предложит ученикам средств реализации их «чувства взрослости», оно все равно проявится, но самым невыгодным образом - в уверенности подростка в несправедливости и необъективности.
Психологические и психофизические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе. Это проявляется в возрастании тревожности, снижении работоспособности, повышенной робости или, напротив, «развязности», неорганизованности, забывчивости.
У большинства детей подобные отклонения исчезают через 2—3 недели учебы. Однако есть дети, имеющие множественные функциональные отклонения, у которых процесс адаптации затягивается на 2—3 месяца и даже больше. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер.
Затруднять адаптацию детей к средней школе может и то, что учителя средней школы часто не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися средней школы, предъявляя ко всем одинаковые требования. Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Кроме того, обучение в средних классах школы связанно с определенным обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества, того, что никому из взрослых в школе они не нужны. Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, жалобы на различные болезни.
Все это показывает, что проблема адаптации обучению в средней школе представляет сложную, не имеющую однозначного ответа теоретическую и практическую проблему.
Так же необходимо давать родителям информацию о возрастных особенностях детей, особенно полезно это на адаптационном этапе, поскольку изменения в это время происходят достаточно быстро, и к концу младшего подросткового возраста многие возможности этого периода могут оказаться неиспользованными.
Хочется подчеркнуть важность преемственности между педагогами начальной и старшей школы. Учителя начальных классов обычно весьма скупо рассказывают об индивидуальных особенностях школьника, ограничиваясь, как правило, достаточно общими оценочными характеристиками. А нужно конкретное и содержательное обсуждение, акцентирование внимания на индивидуальных особенностях ученика, а также дать психологическую характеристику класса в целом.
Какие же задачи должен решать классный руководитель по обеспечению благополучного бесконфликтного протекания адаптационного периода в 5 классах?
Выявление тех изменений в жизни ребенка, которые необходимо смягчить, сделать более плавными для обеспечения переходного периода как здоровье сберегающего.
Осуществление поиска новых форм работы, позволяющих решать задачи развития учащихся, учитывая их критический возрастной этап.
Создание эмоциональной обстановки в классе - доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить. Особая роль принадлежит психологической службе школы, силами которой проводится комплексная диагностика интеллектуально-личностных характеристик детей, которые оканчивают начальную школу. На консилиуме обсуждается не только психолого-педагогические характеристики будущих пятиклассников, которые требуют повышенного внимания в среднем звене, но также формы и методы работы с детьми данного класса. Необходима отработка взаимодействия учителей выпускающих классы из начальной школы, и учителей предметников, принимающих эти классы по всем аспектам учебной деятельности.
Данная форма сотрудничества различных ступеней образования позволила бы предупреждать многие педагогические и психологические проблемы, реально осуществлять профилактику детской дезадаптации. Конечно, школьный консилиум и связанные с ним мероприятия не могут разрешить всех аспектов проблемы преемственности. Однако практические пути ее разрешения, несомненно, способствовали бы продвижению в этом направлении, накоплению опыта и помогли бы детям, учителям и родителям преодолеть трудности переходного периода.