Рабочая программа учебного курса Литературное краеведение

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Хреновская средняя общеобразовательная школа № 1

«Принято»
Руководитель МО
_____________М.В. Корсакова

Протокол № ___ от
«____»____________2015 г.

«Согласовано»
Заместитель директора школы
по УВР
_____________ Т.П.Ступина

«____»____________2015 г.

«Утверждено»
Директор школы
_____________Е.В.Михайлова


Приказ № ___ от «___»____2015 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя русского языка и литературы
Маркиной
Ирины Ивановны
(высшая квалификационная категория)

по учебному курсу
«Литературное краеведение»
7 класс
Базовый уровень




Рецензент – руководитель МО учителей филологии Корсакова М.В. (высшая КК)


2015 - 2016
учебный год

РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу учителя русского языка и литературы
МКОУ Хреновская СОШ №1
Маркиной Ирины Ивановны
по учебному курсу « Литературное краеведение»
для 7 класса
Рабочая программа по данному учебному курсу составлена самим автором программы с использованием методических пособий и рекомендаций: Историко-культурное краеведение Воронежской области. Б. Я. Табачников. Воронежский центр духовного возрождения Черноземного края 2012 г.; Краеведение на уроках литературы. Корниенко Н.Г. Пособие для учителей. Воронеж, 2001; Краеведение. Пособие для учителя / Под редакцией А.В. Даринского/. Москва, 1987; а также учебное пособие «Люби и знай родной край». Авторы: Ю. А. Савинков, Я. Е. Львович, Л. Ф. Попова, А. В. Смирнов, Б. Я. Табачников. Воронеж 2008.
Программа предусматривает чтение и изучение отдельных художественных произведений литературы родного края: фольклора, литературы 18-20 веков, современной детской литературы, а также обзор творчества поэтов и писателей «малой родины». Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
В программе представлены:
- пояснительная записка;
- содержание программы;
- требования к результатам обучения и освоения содержания курса в направлении личностного развития, в метапредметном и предметном направлениях;
- календарно-тематическое планирование, включающее наименование разделов и тем, количество часов, отведенных на их изучение, а также количество часов на уроки внеклассного чтения и развития речи, внеурочную деятельность; перечень технических средств обучения и наглядности, необходимых для обеспечения учебного процесса, а также перечень универсальных учебных действий (УУД) для обучающихся;
- планируемые результаты изучения учебного курса;
- учебно-методическое и техническое обеспечение курса.
Формирование УУД (универсальных учебных действий) по предмету осуществляется через организацию на каждом уроке (занятии) работы с текстом художественного произведения, что позволяет осуществлять деятельностный, практико-ориентированный, личностно ориентированный подходы современного образования. Доля внеурочной деятельности по предмету составляет 20 %.

Рецензент: ___________ В.М.Корсакова, руководитель МО учителей филологии МКОУ Хреновская СОШ № 1



Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному курсу «Литературное краеведение» для учащихся 7 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Литература. 2010 г.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с Примерной программой по литературе для 5 – 9х классов , 2011 г., стандарты второго поколения.
Учебный план МКОУ Хреновская СОШ №1.


Общая характеристика предмета

"Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужие мысли, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе, они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной", - эти слова Д.С.Лихачева близки каждому учителю, стремящемуся через литературу приобщить учащихся к истории и культуре родного края, вырастить их патриотами.
Литературное краеведение располагает богатейшими возможностями для формирования сознания учеников. Оно, прежде всего, призвано воспитывать патриотические чувства, вызвать у ребят живой интерес к жизни родного края. Литература помогает познать край, а край, в свою очередь,- познать литературу и тех, кто создает ее: ведь именно в крае, где жил и творил писатель, в первую очередь отлагаются многие документы и свидетельства, которые способствуют уяснению тех или иных сторон биографии, его творчества. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, оформление патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края.
     В последние годы в образовательно-воспитательных учреждениях повысился интерес к изучению литературы родного края. Воронежский край, давший России Алексея Кольцова и Ивана Никитина, Ивана Бунина и Андрея Платонова, давно известен как один из самых богатых и интересных регионов страны.
Обучающиеся нашей школы должны помнить о красоте и богатстве родной земли, о том, что нам выпало счастье быть земляками поэтов А.Жигулина и А.Прасолова , писателей Е.Дубровина и Г.Троепольского, а также многих других талантливых поэтов и писателей.
Поэтому учебный курс «Литературное краеведение» предполагает расширение знакомства учащихся 7 класса с творчеством наиболее известных поэтов и писателей Воронежского края.


Цель учебного курса:
1. Вызвать познавательный интерес школьников к литературе через изучение творчества писателей одного региона – Воронежского края.
2. Дать учащимся представление о богатом литературном материале родного края с учетом возраста подростков.
3. Привить обучающимся чувство любви и гордости к литературно-историческому прошлому малой родины.
Задачи:
Формирование чувства уважения к литературному наследию родного края.
Формирование нравственно-ценностных ориентиров на местном литературном материале.
Развитие у обучающихся 7 класса образного мышления , исследовательской активности.
Совершенствование навыков анализа литературного произведения.
Приобретение умения рецензировать прочитанные произведения,
отмечая и учитывая особенности писательского мастерства.
Формирование умения пользоваться литературоведческими и культурологическими категориями.
Развитие навыка работы с литературно-критическим материалом, 
связанным с литературным творчеством писателей и поэтов родного
края.
Принцип программы:
от непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство «малой родины” к систематизированному знанию о литературе родного края.
На занятиях по «Литературному краеведению» обучающиеся смогут приобретать как теоретические знания, так и практические навыки. Главными организационными формами вовлечения учащихся в читательскую деятельность является работа в малых группах и «медленное чтение» красота художественного литературного текста не теряется, а, наоборот, раскрывается при неспешном общении с произведением, а также исследовательская работа, составление планов и тезисов статей на литературные и публицистические темы, написание  отзывов на самостоятельно прочитанные произведения.
Учебный материал данной программы подобран в соответствии с возрастом воспитанников и с задачами формирования личности на разных ступенях её развития. Программа предлагает знакомство не только с поэтами и писателями, нашими земляками, но и с теми литераторами, чья творческая деятельность была связана с селом Хреновое, городами Бобров и Воронеж, Воронежским краем.
Учебный курс «Литературное краеведение» поможет в решении не только патриотического воспитания, но и эстетического. Наряду с чтением данная программа предполагает творческую деятельность семиклассников: сочинение собственных сказок, рассказов, стихов, экскурсии в библиотеку с последующим обсуждением и др.

Место учебного курса в учебном плане

На учебный курс «Литературное краеведение» в 7 классе за счёт часов, формируемых участниками образовательных отношений, отведено 35 часов. Общая недельная нагрузка составляет 1 час.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

Патриотизм, гражданственность - любовь к своему краю, России, своему народу.
Нравственный выбор: справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность.
Трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни; уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость.
Экологическое сознание.
Красота; гармония; совершенствование духовного мира; эстетическое
развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Личностные результаты:
формирование у детей знания основ народной жизни;
воспитание уважения и интереса к литературе своей «малой родины»;
развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю;
формирование личности патриота и гражданина своей страны;
формирование читательского мастерства;
умение определить собственное отношение к прочитанному;
овладение навыками литературных игр;
формирование собственного круга чтения;
реализация своего творческого потенциала в различных видах
краеведческой деятельности.
Метапредметные результаты:
применение приобретенных УУД по литературе и культуре родного края
на других уроках (история, русский язык, ИЗО и т.д.); 
овладение различными типами пересказа;
овладение техникой составления плана;
умение подбирать аргументы при обсуждении произведения;
целесообразное использование цитирования;
умение формулировать доказательные выводы.
Предметные результаты:
овладение литературными краеведческими знаниями, умениями и
навыками;
адекватное восприятие прочитанных произведений в объеме программы;
знание изученных текстов;
овладение элементарными навыками анализа содержания литературного
произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль
изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного
содержания);
умение использовать основные теоретические понятия, связанные
с анализом поэтического и прозаического текстов.

Содержание программы

Введение – 1 ч.
Краеведение – наука о родном крае. Литературное краеведение. Источники
изучения родного края. Воронежские писатели и поэты.

Из мифологии – 1 ч.
Легенды и предания жителей Воронежского края (Бобровского края).
Знакомство с литературно-художественным альманахом «Битюг»
(Бобровский литературно-художественный альманах), выпуски №№ 3, 4 – 2011, 2012г.г.
КР. Изображение античных героев на здании Театра оперы и балета

Из устного народного творчества – 5 ч.
Воронежские сказительницы А.Барышникова и А. Королькова. Собиратель
сказок А.Афанасьев. Сказки Воронежской области. Воронежские
народные песни. Календарно-обрядовая поэзия.
КР. Сказки Воронежской области. Собиратели сказок. Волшебно
героическая сказка Корольковой «Заветный меч-кладенец или волшебное
кольцо»

Из древнерусской литературы - 1 ч.
КР. Раскопки на территории Воронежского края.

Из литературы ХVIII-XIX веков - 5 ч.
Творчество И.Никитина. Основные темы лирики поэта.
А.В.Кольцов. «Вся жизнь моя как сине море».Обзор жизни и
творчества. Природа, труд, человек труда в лирике А.Кольцова.
Музыкальность поэзии.
Родная природа в поэзии А.В. Кольцова и И.С. Никитина. Сравнения,
эпитеты, риторические фигуры и другие средства выразительности.

КР. Места Воронежа, связанные с А.С.Пушкиным.
КР. Места Воронежа, связанные с М.Ю. Лермонтовым.
КР. Пребывание Л.Н. Толстого в Воронеже.
КР. А.П. Чехов и Бобровский край.
Из литературы XX века – 6 ч.
И.А. Бунин – 3 ч.
И.А. Бунин - великий соотечественник.
«Отеческому краю я приношу остаток гордых сил». Лирика и проза
И.Бунина. Заочная экскурсия по бунинским местам.
Памятник И.Бунину в Воронеже.
А.П. Платонов – 3 ч.
Жизнь и творчество.
«Волшебное кольцо» сказок А.Платонова.
«Чтобы жить и светиться, надо много трудиться» (рассказ «Неизвестный
цветок»).
Художественный мир А.Платонова. Рассказ «Любовь к родине, или
путешествие воробья».
КР. Воронеж в жизни А.Платонова.

Из современной детской литературы – 7 ч.
Г.Троепольский – 3 ч.
Краткие сведения о писателе. Человек и собака в повести Г.Троепольского
«Белый Бим Черное Ухо». Нравственные уроки повести.
В.Дмитриева – 1 ч..
Краткие сведения о писательнице. Обзор творчества. Книга «Малыш и
Жучка». Тема, идея, система образов. Уроки книги.
Е.Дубровин – 1 ч.
Краткие сведения о писателе. Обзор творчества. Повесть «В ожидании
козы».
КР. Сходство отдельных характеристик и эпизодов в «Приключениях Тома
Сойера» и в «Зуб мамонта» В. Добрякова – 1 ч. + 1 ч. – р/р.

Писатели и поэты моей малой родины – 3 ч.
А.В.Владимирова – 1 ч.
Презентация книги «Жизнь как река»
Д.Попов – 1 ч.
Обзор жизни и творчества. Сборники стихов Д.Попова «Карусель»,
«Зеркало» и др. Основные темы творчества поэта.
А.И. Исаев – 1ч.
Произведения о Хреновском боре: «Дыхание леса», «В сосновом бору».

«Знай и люби свой край». Повторение и обобщение изученного – 3 ч.
Итоговое занятие. Рекомендация книг для летнего чтения.


Планируемые результаты изучения учебного курса

Устное народное творчество родного края

Обучающиеся научатся:
осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере.

Обучающиеся получат возможность научиться:
рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, легенде, предании, обосновывая свой выбор;
сочинять сказку (в том числе и по пословице) и/или придумывать сюжетные линии;
выбирать произведения устного народного творчества в рамках литературного краеведения для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками.

Литература родного края XVIII - XIX вв. Литература родного края XX века. Детская литература родного края. Современная литература родного края.

Обучающиеся научатся:
осознанно воспринимать художественные произведения поэтов и писателей родного края как ценный вклад в удивительный мир литературы;
воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы родного края; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентиры;
работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Обучающиеся получат возможность научиться:
оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
сопоставлять произведения литературы родного края самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).



Учебно-методическое и техническое обеспечение курса

Литература для обучающегося

Люби и знай родной край. Учебное пособие. Авторы: Ю. А. Савинков, Я. Е. Львович, Л. Ф. Попова, А. В. Смирнов, Б. Я. Табачников. Воронеж 2008 г.
Дополнительная литература для обучающегося
Школьный словарь литературоведческих терминов. Сост. Л.В. Чернец.
3-е изд., доп. М.: Просвещение, 2007. – 352 с.
Мещерякова М.М. Литература в таблицах и схемах. Теория. История.
Словарь. М.: «Айрис-пресс», 2004.- 224 с.
Тексты художественных произведений

Литература для учителя
1. Бобров. Серия «Города России. Визитная карточка».//В.Л.Елецких. – Воронеж: ООО «Творческое объединение «Альбом», 2011.
2. Битюг (Бобровский литературно-художественный альманах), выпуски №№ 3, 4 – 2011, 2012
3.Владимирова А.В. «Жизнь как река». М.,ООО ИПФ «Норма», 2007.
4. Грачева И.В. Степь в творчестве А.В.Кольцова Журнал Литература в школе. – 2005.- № 5. Стр. 16-18
5. Зверева Н. Стихотворение А.В.Кольцова «Косарь. Журнал Литература в школе. – 2006. № 12, стр. 35-37
6.Исаев А.И. «В старинном бору», «Дыхание леса». М.; Молодая гвардия, 1986.
7. Кольцов А.В. Стихотворения. Письма к В.Г.Белинскому. Воронеж, 1984.
8. Кораблинов В. Жизнь Кольцова. Жизнь Никитина. Воронеж, 1958.
9. Ласунский О. Литературная прогулка по Воронежу. Воронеж, 1993.
10. Очерки литературной жизни воронежского края. 19-начало 20 века. Воронеж, 1970.
11.Платонов А.П. Рассказы. – М.: Дрофа-Плюс, 2008 (Серия Школьное чтение).
12. Русские писатели 19-20 веков (библиографический справочник). Сост. В.А.Котельников. М.: Просвещение, 1995.
13. Попов Д.И. Калейдоскоп. Вера моя и любовь. Исповедь. – Центр духовного возрождения Черноземного края, 2000, 2003, 2007 г.г.
14. Попов Д.И. Угольки. – Бобров, 2007.


Информационно-коммуникативные средства

1.CD «Энциклопедия русской литературы»
2.DVD «Русские народные сказки
3. Школьное краеведение в Воронежской области: перспективы развития,
направления деятельности. Сборник информационно - методических
материалов. – Воронеж: «Фортуна», 2011.


Интернет-ресурсы

1.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7. Краеведческий интернет-ресурс «Детям о Воронежском крае»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Технические средства

1.Персональный компьютер с выходом в Интернет
2.Проекционный телевизор (плазменная LCD-панель)
3.Принтер
4.Звуковые колонки