Консультация для педагогов Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью деревянных ложек с использованием музыкального сопровождения
Консультация для педагогов
«Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью музыкальных ложек с использованием музыкального сопровождения»
Эмоциональное благополучие, психологическая устойчивость взрослого во многом зависит от того, каким было его детство. В свою очередь, развитие ребёнка тесным образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребёнка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Поэтому развитие эмоциональной сферы дошкольника играет очень важную роль.
Знакомство с эмоциональным состоянием можно осуществлять не только с помощью пиктограмм, но и нетрадиционным способом – при помощи деревянных ложек с использованием музыкального сопровождения.
Развиваем эмоциональную сферу дошкольника с помощью деревянных ложек
Деревянные ложки использовали во время плясок, танцев, песен для подчёркивания их эмоционального, ритмического характера. Да и сейчас ложки активно применяются как профессиональными коллективами народной музыки, так и в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста в качестве простейшего шумового ударного инструмента.
Ритм, как известно, имеет эмоциональную природу. Поэтому любая ритмическая деятельность ребёнка прекрасно соотносится с его психоэмоциональным состоянием. Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ложек позволяет ребёнку накопить и развить первоначальный опыт слухового восприятия. Напрягая органы слуха сначала только для восприятия и повторения разнообразных ритмов, он постепенно получает представление и о других видах музыкальных соотношений: динамических, темповых, тембровых, т.к. каждый ударный инструмент имеет свой неповторимы тембр, силу звучания, которые рождаются под воздействием разных факторов (величина резонатора, порода дерева, влажность обрабатываемой древесины, технология изготовления и пр.) У ребёнка формируется потребность в самостоятельной творческой деятельности.
Но ложки могут иметь и неспецифические свойства, и выступать в роли предмета, активно влияющего на развитие эмоциональной сферы дошкольника. Достаточно взять ложку и с внешней стороны черпака нарисовать рожицы, передающие различные эмоциональные состояния человека: веселье, удовлетворение, радость, равнодушие, удивление, печаль, неудовлетворённость, злость, обиду, страх и т.д. При необходимости на внешней стороне могут быть нарисованы положительные эмоциональные состояния, а на внутренней – отрицательные. Для лучшего эффекта и объективности восприятия эмоциональных состояний рисунок должен быть сделан в минимальном цветовом решении.
Например, контур и детали могут быть нарисованы коричневой краской, а белки глаз «залиты» белой краской. Саму ложку после нанесения рисунка для износостойкости лучше покрыть бесцветным лаком.
Основные виды использования ложек – эмоциональных состояний с детьми дошкольного возраста
1. Рассматривание ложек с различными изображениями эмоционального состояния человека. Это действие может сопровождаться вербализацией образа на уровне описания (Человек грустный, потому что у него… Человек весёлый, так как у него…) и на уровне идентификации своего состояния (Я был радостным, так как… Мне было страшно, потому что…) или состояния другого (Коля обиделся, потому что… Аня удивилась из-за того, что…). Ребёнок в соответствии с образом эмоционального состояния продолжает предложение, тем самым развивая восприятие и вербальный анализ. Ребёнок распознаёт мимическое отражение эмоций, сопоставляет его со своим опытом и внутренними переживаниями. Когда же он сопоставляет и делает анализ эмоционального состояния другого человека (сверстника), у него формируется эмпатия, сопереживание. Понимание собственных эмоций происходит также через познание эмоций других людей.
Дидактические свойства ложек проявляются также при формировании нравственных понятий. Дошкольник визуально дифференцирует положительные и отрицательные эмоции, производит вербальную оценку эмоциональных проявлений, может перенести увиденное в контекст реальных жизненных поведенческих ситуаций и поступков. Это позволит ребёнку через такое несложное задание актуализировать столь необходимый для дальнейшего развития и успешной социализации жизненный опыт, связанный с человеческими взаимоотношениями.
А то, что ребёнок оценивает эмоциональные проявления, свидетельствует о развитии у него самостоятельности суждений и мыслительной инициативы. Вместо ложек могут применяться карточки с изображениями эмоциональных состояний человека. Но ложки удобнее держать в руке, и тактильный контакт с натуральным материалом способствует дополнительному положительному сенсорному воздействию на ребёнка. К тому же само нестандартное применение ложек в качестве дидактического средства больше запомнится детям, чем использование картонных карточек.
Фиксация различных изображений эмоциональных состояний позволяет также развивать и обогащать эмоциональную память ребёнка, а также формировать у него мыслительные процессы при анализе различных ситуаций, характеризующих эмоциональное состояние человека.
С обратной стороны ложки можно нарисовать противоположное эмоциональное состояние – пусть дети, рассматривая черпак, угадают, что изображено на его противоположной стороне. Потом дети могут самостоятельно отгадывать изображённые на ложках друг друга эмоциональные состояния.
2. Во время прихода в детский сад утром ребёнку можно предложить выбрать ложку – эмоциональное состояние, которая наиболее подходит к его настроению. Это для воспитателя дошкольной группы станет экспресс-тестом для определения индивидуального подхода к ребёнку, выяснения причин, особенно в случае негативных эмоций, и принятия дифференцированных решений, как строить взаимодействие с ребёнком. Если он пришёл с плохим настроением, можно попросить выбрать ложку с положительной эмоцией и простучать его ритмоэмоциональную интонацию на ложках. Через двигательную активность ребёнок сможет или погасить своё первоначальное настроение, или забыть о нём, переключившись на другой вид деятельности. Вместе с тем в процессе этой игры – коммуникации с ребёнком – устанавливается атмосфера доверительности и эмпатии.
3. Во время прослушивания музыкальных произведений дети в соответствии с характером музыки выбирают и поднимают ложки (или карточки), тем самым символизируя возникший у них эмоциональный отклик. Можно использовать в качестве примера несколько музыкальных произведений известных композиторов, а также произведений русского песенного творчества, которые ярко передают то или иное эмоциональное состояние (см. табл. 1). Большое количество представленных произведений русских композиторов обусловлено интонационной связью музыки с русской речью, что окажет дополнительное воздействие на музыкальное развитие ребёнка. А включение разнообразных произведений классической музыки влияет на развитие не только музыкальных способностей ребёнка, но также интеллекта и творческих способностей.
Таблица 1
Эмоциональное состояние Композитор Музыкальное произведение
Веселье Русская народная мелодия
Русская народная песня
П. Чайковский
С. Прокофьев
Ж. Оффенбах
Р. Шуман
«Полянка»
«Светит месяц»
«Игра в лошадки» из цикла «Детский альбом»
«Пятнашки» фа мажор. Детская музыка (12 лёгких пьес для фортепьяно)
«Галоп»
«Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы». Альбом для юношества
Печаль Русская народная песня
Русская народная песня
П. Чайковский
Д. Шостакович
Р. Шуман
Ф. Шопен «Степь да степь кругом»
«Тонкая рябина»
«Похороны куклы» из цикла «Детский альбом»
«Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года»
«Вальс» ля минор. Детская тетрадь
«Первая утрата»
«Ноктюрн» до диез минор, оп. 27, соч. 1
Удовольствие (удовлетворение) Русская народная песня
Русская народная песня
А. ЛядовС. Прокофьев
И. Штраус
Э. Григ
«Вечерний звон»
«Пойду ль я, выйду ль я»
Вальс-шутка «Музыкальная табакерка», соч. 32, соль мажор
«Ходит месяц над лугами» ре мажор. Детская музыка (12 лёгких пьес для фортепьяно)
Пьеса для фортепьяно «Прогулка»
Вальс «На прекрасном голубом Дунае»
«Утреннее настроение» из сюиты «Пер Гюнт»
Недовольство (неудовлетворённость) Русская народная песня
Русская народная песня
П. Чайковский
Д. Кабалевский«Лапти»
«Лучина»
«Баба Яга» из цикла «Детский альбом»
«Упрямый братишка»
Радость Русская народная песня
Русская народная плясовая
П. Чайковский
И. Штраус
А. Вивальди
В.А. Моцарт «Во кузнице»
«Барыня»
«Марш деревянных солдатиков» из цикла «Детский альбом»
Полька «Трик-трак»
«Времена года. Весна»
«Маленькая ночная серенада», К. 525
«Рондо в турецком стиле»
Обида Русская народная песня
Д. КабалевскийВ. Косенко «Миленький ты мой»
«Три подружки. Плакса»
Украинская народная песня ми минор. 24 детских пьесы для фортепьяно
Равнодушие Русская народная песня
К. Дебюсси «Сидит дрёма»
«Лунный свет» (из фортепьянного цикла «Бергамасская сюита»)
Прелюдия «Девушка с волосами цветами льна»
Удивление С. Прокофьев
Н. Паганини «Дождь и радуга» до мажор. Детская музыка (12 лёгких пьес для фортепьяно)
«Каприз» № 2 си минор
Страх М. Мусоргский «Гном», «Катакомбы» из цикла «Картинки с выставки»
Злость Э. Григ
М. Мусоргский
А. ЛядовД. КабалевскийС. Слонимский «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт»
«Баба Яга» из цикла «Картинки с выставки»
«Кикимора», оп. 63
«Три подружки. Злюка»
«Марш Бармалея»
Представленные примеры не являются окончательными, и абсурдна мысль, что при прослушивании одного произведения у детей возникает одно эмоциональное состояние, а при прослушивании другого – эмоциональное состояние будет другим. Мир музыки значительно богаче. Главная задача – побудить детей внимательно слушать музыку, сопереживать ей, пробудить желание находить в музыке интонации, оттенки. Ложки (или карточки) выступают в качестве предмета, помогающего ребёнку через зрительный образ отображать возникшие у него во время прослушивания музыкального произведение ассоциации и эмоциональные переживания.
Особенно это задание интересно, когда музыкальное произведение имеет несколько разнохарактерных частей.
Это задание позволяет развивать эмоциональность восприятия во время слушания музыки на уровне непроизвольного соинтонирования звучащему произведению и переносу услышанных музыкально выразительных красок в визуализированные образы (ложки-эмоции). Таким образом, ребёнок эмоционально откликается на звучащие музыкальные образы, осмысливает их, и, обобщая, подкрепляет определёнными зрительными эталонами, сформированными, прежде всего, на основе личного жизненного опыта.
В дошкольном возрасте дети довольно открыто выражают свои чувства и эмоциональный настрой. А так как ритм в своей основе носит эмоциональный характер, то детям можно предложить исполнить несколько ритмических упражнений. Например, после прослушивания произведения предложить простучать на обычных ложках то настроение, которое изображено на ложке-эмоции. Причём это необязательно должна быть попытка повторить ритм прозвучавшего ранее музыкального произведения. Дети на ложках передают прежде всего своё эмоциональное отношение к услышанному, через ритм пытаются отобразить свои ритмодвигательные проявления. Таким образом, происходит соединение эмоциональных проявлений детей, эмоциональных особенностей воздействия ритма и визуального отображения на ложках эмоционального настроения.
4. Ребёнок к определённому эмоциональному состоянию, изображённому на ложках, подбирает наиболее подходящий цвет. Так, взяв ножницы (помня меры безопасности при работе с режущим инструментом) и разноцветную бумагу или картон, он сам может изготовить одежду для человека-ложки. Цвет бумаги выступает важным выразительным средством при характеристике эмоционального состояния человека, а также непосредственно самой эмоцией, воздействующей на ощущения человека. Поэтому данный приём продуктивной творческой деятельности ребёнка позволяет решать сразу 3 задачи.
Первая задача – диагностико-коррекционная. По выбранному цвету можно определить, в каком эмоциональном состоянии находится ребёнок. Выбирает ли он цвета активности (красный, оранжевый, жёлтый) или нейтральный – серый. А может быть ему в настоящее время более созвучны спокойные цвета: зелёный, синий или угнетающий фиолетовый.
Существуют варианты наиболее часто встречающихся соответствий выбираемого цвета с эмоциональным состоянием ребёнка. Цвета имеют относительное ранжирование по восприятию и предпочтениям ребёнка, связыванию их с определёнными эмоциями.
Как видно, некоторые цвета повторяются. Большинство цветов состоят из смеси других цветов и являются вторичными (оранжевый, зелёный, фиолетовый) и составными. Например, оранжевый цвет можно получить, смешав жёлтый и красный, фиолетовый – из синего и красного, жёлтый – из зелёного и красного, зелёный – из синего и жёлтого и т.д. Оттенок цвета зависит от количества основного цвета (красного, жёлтого или синего).
Стоит отметить, что существенное влияние на выбор эмоционального состояния оказывает также оттенок цвета, его насыщенность и яркость (см. табл. 2).
Таблица 2
Эмоциональное состояние Цвет
Веселье оранжевый, светло-зелёный
Печаль серый, синий, чёрный
Удовольствие (удовлетворение) оранжевый, розовый, зелёный
Недовольство (неудовлетворённость) коричневый, алый, фиолетовый
Радость красный, жёлтый, оранжевый
Обида серый, синий, жёлтый
Равнодушие фиолетовый, голубой, серый, белый
Удивление красный, жёлтый, оранжевый
Страх чёрный, красный, синий, фиолетовый
Злость коричневый, красный, чёрный
Педагог, после того как ребёнок «оденет» ложку, должен попросить словесно рассказать, почему именно этот цвет он выбрал, какие ощущения и чувства у него возникли. Ребёнка можно попросить рассказать, какой цвет он бы выбрал, если бы у ложки было изображено другое эмоциональное состояние. Это задание оказывает экспрессивное эмоциональное воздействие, расширяет интуитивные аспекты понимания окружающего мира.
Вторая задача – аналитико-комбинаторная. Ребёнок дифференцирует, сопоставляет мимический образ эмоционального состояния человека с цветовыми представлениями этого состояния и вербализует его.
Третья задача – деятельностно-прикладная. Ребёнок сам создаёт одежду для человека-ложки. Помимо выбора цвета он прикладывает определённые усилия для создания конечного продукта, проявляет художественно-прикладные качества и вырабатывает такие черты характера, как усидчивость, внимательность, аккуратность.
Достаточно взять лист бумаги или не очень толстого картона формата А4 (22 х 29,7 см), сложить его пополам в длину, затем ещё раз пополам, но уже в ширину, и ножницами вырезать контур одежды и отверстие для вдевания ложки. Сделав такие игрушки, ребёнок может их использовать при создании театрализаций, разыгрывании сюжетных композиций. А это окажет дополнительное воздействие на развитие художественно-речевых способностей ребёнка, различного рода творческих проявлений в театрально-игровой деятельности.