Авторская разработка Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью методического пособия — деревянных ложек с изображением различных эмоциональных состояний человека
Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью методического пособия - деревянных ложек с изображением различных эмоциональных состояний человека (авторская разработка)
Свежинцева Ирина Александровна,
педагог-психолог
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 46 «Вишенка»
г. Старый Оскол Белгородской области
Знакомство с эмоциональными состояниями в дошкольном возрасте происходит лучше и эффективнее, когда присутствует наглядность. Данный принцип имеет большое значение в обучении детей дошкольного возраста, так как мышление детей носит наглядно-образный характер. Используемые в занятиях пиктограммы, карточки и иллюстрации обеспечивают восприятие материала.
В данной методической разработке занятий используется новый метод: систематизация знаний детей об эмоциях и эмоциональных состояниях происходит с помощью деревянных ложек, отражающих различные стороны человеческих эмоций. Ложки могут выступать в роли предмета, активно влияющего на развитие эмоциональной сферы дошкольника, если нарисовать на них лица, передающие различные эмоциональные состояния человека: радость, удивление, печаль, неудовлетворенность, злость, обиду, страх и др. Этот метод делает процесс обучения не только увлекательным, но познавательным. Наглядность здесь сопряжена с тактильным ощущением. Ребёнок не только видит изображение, но и может его подержать, ощупать, поиграть с ним. Тактильные ощущения для ребенка очень важны. Игровой принцип обучения соответствует возрастным психологическим особенностям ребенка, для которого игра – типичная форма жизнедеятельности.
Дерево не выделяет такого «букета» токсичных газов, как пластик или ДСП.
Дерево близко человеческой природе. Но не столько потому, что его предком была некая «обезьяна, которая слезла с дерева», а потому, что дерево в течение всей истории человеческого рода помогало и спасало. Люди спасались на ветвях от хищников, делали из него жилища, инструменты, оружие, получали топливо для костра. Так дерево вплелось в генетическую память, и человеку нравится форма его кроны, шелест листьев, фактура и запах древесины.
Чуткие люди ощущают, что деревянные вещи содержат глубину и энергетику, недоступную пластику, потому что в них вложена сила рук и доброта сердца.
Обработанное дерево – красивый, приятный на ощупь, теплый материал. А деревянная игрушка – славная вещица, которая нравится детям.
Основные виды использования ложек-эмоциональных состояний с детьми дошкольного возраста
Цели: закреплять полученные знания об основных эмоциях; развивать умение понимать свои чувства и чувства других; продолжать развивать эмпатию, воображение, развивать выразительность речи, развитие мимики и движений.
Какое твое настроение сегодня?
Во время прихода в детский сад утром ребенку предлагается выбрать ложку-эмоциональное состояние, которая наиболее подходит к его настроению. Это станет экспресс-тестом для определения индивидуального подхода к ребенку, выяснения причин, особенно в случае негативных эмоций, и принятия решений, как строить взаимодействие с ребенком. Если он пришел с плохим настроением, можно попросить выбрать ложку с положительной эмоцией и простучать его ритмоэмоциональную интонацию на ложках. Через двигательную активность ребенок сможет или погасить свое первоначальное настроение, или забыть о нем, переключившись на другой вид деятельности. Вместе с тем в процессе этой игры-коммуникации с ребенком устанавливается атмосфера доверительности и эмпатии.
Упражнение: Закончи предложение
Психолог: внимательно рассмотри лица на ложках. У них у всех разное настроение. Давай придумаем почему. (рис.1)
Ребенку предлагается продолжить предложение (Человек грустный, потому что у него Человек веселый, так как у него) (Я был радостным, так как у меня Мне было страшно, потому что) (Оля обиделась, потому что Аня удивилась из-за того, что).
Рис.1
Ребенок в соответствии с образом эмоционального состояния продолжает предложение, тем самым развивая восприятие и вербальный анализ. Ребенок распознает мимическое отражение эмоций, сопоставляет его со своим опытом и внутренними переживаниями. Когда же он сопоставляет и делает анализ эмоционального состояния другого человека (сверстника), то у него формируется эмпатия, сопереживание. Понимание собственных эмоций происходит также через познание эмоций других людей.
Игра Найди всех веселых
Психолог: Найди все недовольные выражения лица. Молодец, а теперь найди все веселые (рис.2).
Дидактические свойства ложек проявляются также при формировании нравственных понятий. Дошкольник визуально дифференцирует положительные и отрицательные эмоции, производит вербальную оценку эмоциональных проявлений, может перенести увиденное в контекст реальных жизненных поведенческих ситуаций и поступков. А то, что ребенок оценивает эмоциональные проявления, свидетельствует о развитии у него самостоятельности суждений и мыслительной инициативы.
Рис.2
4.Игра Угадай эмоцию
Психолог: Глядя на человека - как мы можем определить его настроение?
Дети. По выражению его лица.
Психолог: Я сейчас буду показывать вам ложки с изображениями различных настроений, а вы попробуйте угадать их и назвать. (Дети выполняют задание) (рис.3)
Рис.3
Игра Азбука настроения
Детям, сидящим за столом, раздается по конверту с набором из шести карточек, на каждой из которых изображен персонаж с разным эмоциональным состоянием и по одной ложке-с эмоцией
Психолог: Внимательно рассмотрите свои карточки. А теперь по моему сигналу поднимите карточку, на которой настроение вашего персонажа похоже на то, что изображено на ложке (рис.4,5)
Рис.4
Рис.5
Игра Угадай эмоцию и попробуй ее изобразить
Психолог: Попробуйте отгадать, о каком настроении сейчас пойдет речь. Для этого послушайте отрывок из стихотворения К.Чуковского «Краденое солнце».
И встал Медведь,
Зарычал Медведь,
И к Большой Реке
Побежал Медведь.
А в Большой Реке
Крокодил лежит,
И в зубах его
Не огонь горит -
Солнце красное,
Солнце краденое.
Подошел Медведь тихонько,
Толканул его легонько:
Говорю тебе, злодей, Выплюнь солнышко скорей!
А не то, гляди, поймаю,
- Пополам переломаю,
- Будешь ты, невежа, знать,
Наше солнце воровать!
Пропадает целый свет,
А тебе и горя нет!
Дети: О злости, гневе.
Психолог: Правильно. Посмотрите на ложку, расскажите, глядя на нее, какое выражение лица должно быть у человека, когда у него злое настроение, когда он сердится? Брови нахмуренны, рот открыт, растянут в стороны, видны два ряда сжатых зубов. Покажите это настроение (рис.6)
Рис.6
Игра Сделай для ложки одежду
Ребенок к определенному эмоциональному состоянию, изображенному на ложках, подбирает наиболее подходящий цвет. Так, взяв ножницы и разноцветную бумагу или картон, он сам может изготовить одежду для человека-ложки. Цвет бумаги выступает важным выразительным средством при характеристике эмоционального состояния человека, а также непосредственно самой эмоцией, воздействующей на ощущения человека (рис. 7,8)
Рис.7
Рис.8
Игра Простучи свое настроение
В дошкольном возрасте дети довольно открыто выражают свои чувства и эмоциональный настрой. А так как ритм в своей основе носит эмоциональный характер, то детям можно предложить исполнить несколько ритмических упражнений. Например, предложить простучать на обычных ложках то настроение, которое изображено на ложке-эмоции. Дети на ложках передают свое эмоциональное отношение, через ритм пытаются отразить свои ритмодвигательные проявления.
В заключение хотелось бы добавить, что вместо ложек могут применяться карточки с изображениями эмоциональных состояний человека. Но ложки удобнее держать в руке, и тактильный контакт с натуральным материалом способствует дополнительному сенсорному воздействию на ребенка. К тому же само нестандартное применение ложек в качестве дидактического средства больше запомнится детям, чем использование картонных карточек.
Рисунок 1Рисунок 3Рисунок 5Рисунок 11Рисунок 815