Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе детского сада 
Конспект занятия
по  ознакомлению с художественной литературой
Тема: Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова «Зима» 
с использованием  элементов  мнемотехники.
Цель: Расширить и углубить знания детей о зиме,  об ее основных особенностях. Формировать умение  находить способы быстрого запоминания текста (кодирование), использовать в работе условные обозначения. В процессе деятельности опираться на имеющийся опыт детей и их математические знания: счет, геометрические формы.  Развивать память, воображение.
Оборудование: Загадка о зиме,  подбор картинок из серии «Времена года», обручи, отрывок из стихотворения И.Сурикова «Зима», мнемотаблица, условные 
Ход занятия:
1. Дети и воспитатель стоят в кругу. Загадка о зиме:
                    Он пушистый, серебристый,
                    Но рукой его не тронь:
                    Станет капелькою чистой,
                    Как поймаешь на ладонь.
Дети отгадывают и отвечают на вопросы  воспитателя «Вы любите зиму?» «Почему  вы ее любите?» (ситуация успеха).  А ещё за что? (зимой празднуем Новый год)
А я знаю очень красивое стихотворение о зиме, его написал Ивана Сурикова. Хотите его послушать? 
2.Но сначала поиграем в игру «Доскажи словечко»
Снегоход, снежная королева (слова схожие со словом «снег»)
3. Пальчиковая гимнастика «Снежок» посчитаем 1,2,3,4,5. А снежок, какой? И счетаем с прилагательным.
4. Дети садятся на стульчики. Воспитатель читает отрывок:
Белый снег, пушистый в воздухе кружится 
И на землю тихо падает, ложится. 
И под утро снегом поле побелело, 
Точно пеленою всё его одело. 
Стали дни короче, солнце светит мало, 
Вот пришли морозцы - и зима настала.
Короткая беседа для активизации слов:
- Какой снег в воздухе кружится?  /белый снег, пушистый/.
- Что случилось с полем под утро?  /побелело/.
- От чего оно побелело? /от того, что выпал снег/
- Какими стали дни?   /короткие/.
- А что говорится про зимнее солнце?  /солнце светит мало/.
- Что случилось, когда настала зима?  /вот пришли морозы/.
5. Физминутка.
6. Заучивание  отрывка: воспитатель читает еще раз. 
Стали дни коротки, 
Солнце светит мало, 
Вот пришли морозцы - 
И зима настала. 
Теперь попробуем заучить это стихотворение. А что нам всегда помогает все запоминать?  (план - схема) 
Считают и проговаривают каждую строчку, обозначая их просто магнитами. Их – четыре. 
Читаем вместе с опорой на мнемотаблицуИндивидуальное чтение стихотворения с опорой на схему.
7. Итог занятия. Вот какие мы молодцы. Столько много успели на занятии. Так о чем мы сегодня говорили на занятии? (о зиме). Что помогло нам запомнить стихотворение? (схема)
 Оставляем  мнемотаблицу на доске для свободного пользования.