Методические указания к самостоятельной работе студентов по учебной дисциплине Основы философии
Министерство образования, науки и культуры РКБОУ СПО РК «Элистинский автомобильно-дорожный колледж»
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Методические указания к самостоятельной работе студентов
2014г.
ОДОБРЕНА
Предметно-цикловой комиссией социально-экономических и юридических дисциплин
Протокол № __от «__» ________ 201_г.
Председатель предметно-цикловой комиссии
_______________ Б.Н. МуняноваЗаместитель директора по учебно-методической работе
_______________ И.М.НармаеваВведение
Изучение философии складывается из аудиторной (лекционного курса и семинарских занятий) и самостоятельной работы студента.
Аудиторная работа занимает важное место в систематическом изучении курса философии. Она определяет всю последующую работу студента. Главные, узловые проблемы темы излагаются преподавателем на лекции. Поэтому лекции необходимо посещать, внимательно слушать преподавателя и записывать содержание. Подготовка к семинарскому занятию осуществляется во время самостоятельной работы студента. Необходимо продумать тему семинарского занятия, просмотреть записи лекций и рекомендуемую литературу, усвоить необходимые для понимания темы понятия. Основные понятия приводятся в плане к каждому семинарскому занятию. Семинар по философии позволяет преподавателю проверить самостоятельную работу студента, а обучающемуся, научиться мыслить самостоятельно, аргументировано защищать свою точку зрения. Семинар позволяет так же конкретизировать знания по философии, понять смысл рассматриваемых тем. Поэтому все новое, что вы узнали на семинаре, обязательно следует записать в тетрадь. Помимо подготовки к семинару, самостоятельная работа студента включает реферирование литературы на заданную тему, эссе и заполнение электронной тетради студента. Активная позиция студента в процессе обучения - гарантия успеха в изучении курса философии.
Изучение истории философии играет важную роль в развитии мышления личности, поэтому целесообразно уделить ей больше внимания в ходе самостоятельного изучения теоретического материала. Отчетом о проделанной работе может быть электронная тетрадь студента.
Темы историко-философского введения для самостоятельного изучения
Тема 1. Философия Древнего мира: философия стран Древнего Востока (Индия, Китай); античная философия. Всемирно историческое значение античной философии.
Тема 2. Теоцентризм средневековой философии: патристика и схоластика, основные идеи и представители.
Тема 3. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.
Тема 4. Социально-культурные предпосылки возникновения и основные направления философии Нового времени (17 век): рационализм и эмпиризм. Философия эпохи Просвещения.
Тема 5. Классическая немецкая философия: основные идеи, представители, всемирно-историческое значение.
Тема 6. Социально-культурные предпосылки возникновения и основные идеи философии диалектического материализма.
Тема 7. Русская философия на рубеже 19-20 века: основные идеи, течения и представители.
Тема 8. Кризис рационалистической философии – иррационализм, философия жизни в Германии.
Тема 9.Основные направления западной философии XX века (эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм, феноменология, экзистенциализм, герменевтика, психоанализ).
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СТУДЕНТА
Студент (ФИО) ______________________
Специальность __________
Курс ___________
Группа _________
Преподаватель (ФИО) ____________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА, Данная рабочая тетрадь студента (РТС) является формой фиксации самостоятельной работы студента, показателем умения самостоятельно работать с учебным материалом.
Студент должен в рамках соответствующих тем, ответить на вопросы. Ответ излагается в краткой форме, строго по содержанию. Ответ должен быть конкретным: содержать суждения различных философов, рассматривать связь, развитие философских учений. В конце ответа обязательно кратко делать вывод.
Рабочую тетрадь студент сдает преподавателю.
ТЕМА 1. Философия Древнего мира: философия стран Древнего Востока (Индия, Китай); античная философия. Всемирно историческое значение античной философии.
1. Социально-экономические и культурные предпосылки возникновения философии в Древней Индии. Основные направления (школы) и идеи древнеиндийской философии.
Ответ:
Вывод:
2. Социально-экономические и культурные предпосылки возникновения философии в Древнем Китае. Основные направления (школы) и идеи древнекитайской философии.
Ответ:
Вывод:
3. Социально-культурные предпосылки возникновения древнегреческой философии.
Ответ:
Вывод:
4. Основные этапы развития древнегреческой философии (идеи и учения).
Ответ:
Вывод:
5. Всемирно историческое значение древнегреческой философии.
Ответ:
Вывод:
Оценка преподавателя _______________
ТЕМА 2. Теоцентризм средневековой философии: патристика и схоластика, основные идеи и представители.
1. Патристика: основные идеи и представители
Ответ:
Вывод:
2. Схоластика: основные идеи и представители
Ответ:
Вывод:
3. Проблема реальности единичного и общего. Спор номиналистов и реалистов в средневековой философии.
Ответ:
Вывод:
Оценка преподавателя _______________
ТЕМА 3. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.
1. Гуманистические и натурфилософские идеи философии эпохи Возрождения.
Ответ:
Вывод:
Оценка преподавателя _______________
Тема 4. Социально-культурные предпосылки возникновения и основные направления философии Нового времени (17 век): рационализм и эмпиризм.
Философия эпохи Просвещения.
1.Научная революция в XVII в. и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Идея философии как строгой науки. Приоритет гносеологии.
Ответ:
Вывод:
2 Сенсуалистический материализм Фр.Бэкона и Дж.Локка. Идея Новой науки, проблема достоверности, индуктивный метод.
Ответ:
Вывод:
3.Проблема достоверности знания: становление методологии классического рационализма: Р.Декарт, Г.Лейбниц.
Ответ:
Вывод:
4.Пантеистический монизм Б.Спинозы. Концепция субстанциальной природы бытия.
Ответ:
Вывод:
5.Проблема достоверности знания: агностицизм. Субъективный идеализм (Дж.Беркли и Д.Юм).
Ответ:
Вывод:
6.Механистический материализм и социально-философская идея эпохи Просвещения. Развитие взглядов о господстве человека над природой. Культ научного разума; формирование понятия «гражданское общество».
Ответ:
Вывод:
Оценка преподавателя _______________
Тема 5. Классическая немецкая философия: основные идеи, представители, всемирно-историческое значение.
1. Теория познания И.Канта.
Ответ:
Вывод:
2. Этика И.Канта.
Ответ:
Вывод:
3. И.Кант об отношении чистого и практического разума.
Ответ:
Вывод:
4. Философское учение о субъекте И.Фихте.
Ответ:
Вывод:
5. Принцип тождества мышления и бытия Ф.ШеллингаОтвет:
Вывод:
6. Понятие движения и развития. Развитие как универсальная связь
бытия. Диалектика – учение о развитии.
Ответ:
Вывод:
7. Абстрактное и конкретное. Гегель о научном понятии.
Ответ:
Вывод:
8. Метафизический и диалектический методы познания.
Ответ:
Вывод:
Оценка преподавателя _______________
Тема 6. Социально-культурные предпосылки возникновения и основные идеи философии диалектического материализма.
1. Исторические формы диалектики. Отличие материалистической диалектики от идеалистической.
Ответ:
Вывод:
2. Диалектика природы.
Ответ:
Вывод:
3. Единство законов развития природы и общества. Материалистическое понимание истории.
Ответ:
Вывод:
4. К. Маркс об универсальности человека и его само отчуждении.
Ответ:
Вывод:
Оценка преподавателя _______________
Тема 7. Русская философия на рубеже 19-20 века: основные идеи, течения и представители.
1. Возникновение русской философии (М.В.Ломоносов., А.Н.Радищев).
Ответ:
Вывод:
2. Философия об историческом пути России (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы).
Ответ:
Вывод:
3. Философия всеединства Вл.Соловьева.
Ответ:
Вывод:
4. Русский космизм: (Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И Вернадский).
Ответ:
Вывод:
5. Философия свободы Н.Бердяева.
Ответ:
Вывод:
6. Развитие революционно-демократической мысли в России (А.И.Герцен, Н.Г. Чернышевский).
Ответ:
Вывод:
7. Развитие идей диалектического материализма в России (Г.В.Плеханов, В.И. Ленин).
Ответ:
Вывод:
8. Догматизация идей философии марксизма в советской России.
Ответ:
Вывод:
Оценка преподавателя _______________
Тема 8. Кризис рационалистической философии – иррационализм,
философия жизни.
1. Иррационализм С. КъеркегораОтвет:
Вывод:
2. Философия жизни (Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель, О. Шпенглер);
Ответ:
Вывод:
Оценка преподавателя _______________
Тема 9. Основные направления западной философии XX века (эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм, феноменология, экзистенциализм, герменевтика, психоанализ).
1.Позитивизм и неопозитивизм. Аналитический эмпиризм (Л.Витгенштейн, Б.Рассел).
Ответ:
Вывод:
2. Критический рационализм (К.Поппер).
Ответ:
Вывод:
3. Историческая школа (Т.Кун, И.Лакатос).
Ответ:
Вывод:
4. Прагматизм (Ч.Пирс, Д.Дьюи).
Ответ:
Вывод:
5. Герменевтика (В.Дильтей, Г.-Х.Гадамер).
Ответ:
Вывод:
6. Феноменология (Э.Гусерль, М.Хайдеггер).
Ответ:
Вывод:
7. Экзистенциализм {К.Ясперс, М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А.Камю). Ответ:
Вывод:
8. Философская антропология (М.Шелер и др.).
Ответ:
Вывод:
9. Постмодернизм (Ж.Дерида, Р.Рорти и др ).
Ответ:
Вывод:
Оценка преподавателя _______________
2. Эссе
Эссе студента — это самостоятельная письменная работа на тему,
предложенную преподавателем. Цель эссе - развить навыки
самостоятельного мышления и письменного изложения собственных мыслей. Тему эссе обучающийся выбирает сам из списка тем. Тема эссе должна быть согласована с преподавателем в течение первых двух учебных недель. Эссе сдается на проверку преподавателю согласно графику (приложений 1.) на бумажном носителе.
Требования к эссе:
1. Обучающийся представляет в эссе свою точку зрения, аргументирует её фактами, теоретически обосновывает, пользуется философской терминологией.
2. Представляя авторские точки зрения необходимо использовать цитаты.
3. Логичность суждений и умозаключений.
4. Оригинальность.
5. Открытость.
6. Грамотность.
7. Эссе оформляется согласно требованиям СТО 4.2-07-2012.
8. Объем 2-5 страниц машинописного текста.
Примерная тематика эссе
1. Философия как феномен культуры: возникновение, предмет, структура, функции.
2. Философия и идеология: исторический опыт взаимодействия.
3. Философия и наука: исторический опыт взаимодействия.
4. Проблема рациональности в философии.
5. Запад-Восток: два типа рациональности.
6. Буддизм: философия и религия.
7. Античная философия: этапы развития и принципы периодизации.
8. Сократ: философские взгляды.
9. Философия Платона: метафизика, теория познания.
10. Философия Аристотеля: критика платоновской теории идей, учение о познании, категориях.
11.Становление античной диалектики.
12.Человек и картина мира в средневековой философии.
13.Философское учение Н. Кузанского.
14.Специфика миропонимания и характерные особенности философии эпохи Возрождения. Социокультурный смысл понятия «Возрождение».
15.Философия Нового времени: проблема метода познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт).
16.Философия Нового времени: учение о субстанции.
17.Философские взгляды основателей субъективного идеализма (Д. Юм, Д. Беркли). 18.Философия природы эпохи Просвещения.
19.Теория познания в эпоху Просвещения.
20.И.Кант о возможностях и границах познания. Критика теоретического разума.
21.Принципы построения и противоречия философской системы Гегеля.
22.Основные принципы антропологического материализма Л. Фейербаха.
23.Философия диалектического материализма: исторические условия и теоретические предпосылки возникновения, основные положения.
24.Философия жизни (А. Шопенгауэр).
25.Феноменология (Э.Гуссерль).
26.Экзистенциализм: направления, этапы развития, основные идеи и представители.
27.Позитивизм: основные проблемы, идеи и представители.
28.Неопозитивизм и постпозитивизм: основные идеи и представители.
29.Неотомизм.
30.Философские взгляды русских революционных демократов.
31.Русская религиозная философия на рубеже 19-го, начала 20-го в.в.: особенности, основные идеи и представители.
32.Русский космизм. Основные проблемы и представители.
33.Становление новой картины мира и философия XX века.
34.Этико-социальные направления древнекитайской философии: конфуцианство.
35.Социально-политическая концепция Платона.
36.Философия Аристотеля: учение о сущности и происхождении государства.
37.Социально-политические взгляды в эпоху Возрождения (Н. Макиавелли о государстве, политике, морали).
38.Социальный утопизм эпохи Возрождения: философия Т. Мора и Т. Кампанеллы.
39.Социально-политические идеи философии Нового времени. Учение о человеке, его разуме и свободе.
40.Проблема человека и социально-политические взгляды философов Просвещения.
41.Основные положения этики. Проблема человека и его свободы в философии Канта.
42.Философия истории Гегеля: Всемирная история и исторический процесс, диалектика свободы и необходимости.
43.Г.Ф. Гегель «Философия права». Основные идеи и положения.
44.Л.Фейербах о социальных функциях религии, причинах ее возникновения.
45.Философские основания этики Фейербаха.
46.«Экономико-философские рукописи» К.Маркса. Концепция деятельностной природы человека.
47.Христианский гуманизм Ф.М. Достоевского. Идея русского христианского социализма.
48.Нравственная философия В.С. Соловьева.
49.Христианские утопии в России. «Философия общего дела» Н.Федорова.
50.Исторический процесс как предмет исследования в русской философии.
51.Теория К.Маркса в России. Основные идеи и представители.
52.Проблема человека в экзистенциальной философии.
53.Проблема человека в Западной философии XX века.
54.Человек. Техника. Природа. Проблемы взаимодействия.
55.Ноосфера как новый этап взаимодействия человека и природы.
56.Сущность диалектико-материалистического понимания истории общества.
57.Диалектика потребностей и целей индивид и общества.
58.Диалектика общественного и индивидуального сознания и развитие личности.
59.Идеология и социальная психология. Диалектика взаимодействия.
60.Культура как мир человека, способ самоопределения личности.
Исторические и религиозные типы культуры.
61.Гуманизация общественного бытия человека и проблема социальной ответственности.
62.Ценности, их место и роль в жизни человека. Формы (типы, виды) ценностного отношения человека к действительности.
63.Смысл жизни человека как объект философского познания.
64. Гуманизм как явление культуры: сущность, исторические формы.
65.Социальное прогнозирование и будущее мировой цивилизации.
66.Правовое государство и гражданское общество.
3.Реферат-резюме
Реферат-резюме кратко в обобщенном виде раскрывает все основные положения исходного текста, излагает проблемную информацию текста-источника и дает представление о фактах, результатах и выводах, изложенных в нем.
Чтобы написать реферат, необходимо:
1. Прочитать текст и составить его план,
2. Выявить основную и дополнительную информацию;
3. Анализ основной информации: определить тему текста, микротемы, известную информацию, новую информацию;
4. Выписать к каждому пункту плана ключевые слова и выражения, необходимые для изложения его смыслового содержания;
5. Переформулировать основные положения текста, используя краткие способы передачи информации;
6. Отобрать языковые средства, оформляющие реферат;
7. На основе полного анализа и отобранного языкового материала написать реферат.
Структура реферата:
1. Вступление.
1) название исходного текста, где опубликован, в каком году;
2) сообщить сведения об авторе;
3) выявить смысл названия работы.
2. Основные вопросы текста.
3. Анализ важнейших вопросов.
1) обосновать важность выбранных вопросов;
2) кратко передать мнение автора по этим вопросам;
3) выразить свое понимание суждений автора исходного текста.
4. Общий вывод о значении темы реферируемого текста.
В этой части реферата можно выйти за пределы данного текста и указать его место в системе иных текстов аналогичной тематики.
Требования к реферату – резюме:
1. Информативность.
2. Объективность.
3. Краткость
4. Корректность в оценке материала.
Текст обучающийся выбирает сам. Объем реферата 5-10 страниц
машинописного текста. Реферат оформляется согласно требованиям СТО 4.2-07-2012. Реферат сдается на проверку преподавателю согласно графику (приложений 1.) на бумажном носителе.
Тексты для реферирования:
1. Агацци, Э. Моральное измерение науки и техники /Э. Агацци. –М., 1998.
2. Аристотель. Политика. Соч.в 4т. – М,: Мысль, 1983. Т. 4.
3. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н.А.Бердяев – М., 1990.
4. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. / Н.А.Бердяев – М.,1989.
5. Боэций «Утешение философией» и другие трактаты. – М., 1990.
6. Гоббс Т. Левиафан, или материя форма и власть государства церковного и гражданского // Избранные произведения в 2-х т. М,: Мысль, 1964. Т. 2.
7. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологическойфилософии. Т. 1. [3] — М.: ДИК, 1999. 2-е изд.: пер с нем. А. В.
Михайлова, вступ. ст. В. А. Куренного. — М.: Академический проект, 2009.
8. Гуссерль Э. Картезианские размышления / Пер. с нем. Д. В. Скляднева. — СПб.: Наука, 1998.
9. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. / Пер. с нем. Д. В. Скляднева. — СПб.: Владимир Даль,
2004.
10.Гуссерль Э. Логические исследования Том I. Пролегомены к чистой логике / Пер. с нем. Э. А. Бернштейна под ред. С. Л. Франка. Новая
редакция Р. А. Громова. — М.: Академический проект, 2011.
11.Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания - М., 1990.
12.Кедров Б.М. Классификация наук М.: Мысль. 1985 13.Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975.
14.Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. Изд. 2-е.- М.: Эдиториал УРСС, 2006.- 256 с.
15.Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18.
16.Ленк Х. Размышления о современной технике /Х. Ленк. – М.: Аспект – Пресс, 1996.
17.Лосский Н.Н. История русской философии. – М.,1991.
18.Лукашевич В.К. Научный метод: структура, обоснование, развитие. Минск, 1990.
19.Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. // М. Карл., Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 1З.
20.Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология //Соч. 2-е изд. Т.З. Гл. 1.
21.Научные и вненаучные формы мышления (симпозиум, Москва, 4-9 апреля 1995 г.) - Москва-Киль. 1996
22.Платон. Апология Сократа. Критон. Собрание сочинений. т.1 / Под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. (Серия «Философское наследие»). — М.: Мысль. 1990
23.Платон. Федон. Пир. Федр. Собрание сочинений. т.2 / Под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. (Серия «Философское наследие»). — М.: Мысль. 1993
24.Платон. Государство. Собрание сочинений. т.3 / Под общ. ред. А. Ф.Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. (Серия «Философское наследие»). — М.: Мысль. 1994
25.Поппер, К. Логика и рост научного знания. — М.: Прогресс, 1983.
26.Поппер, К. Открытое общество и его враги. Т. 1—2. — М., 1992.
27.Поппер, К. Нищета историзма. — М., 1993.
28.Поппер, К. Объективное знание. Эволюционный подход / Пер. с англ. Д. Г. Лахути — М.: Эдиториал УРСС, 2002. — 384 с. ISBN 5-8360-0327-0
29.Райбекас А.Я. Категории вещь, свойство, отношения. Историко-философский очерк. – Красноярск. 2000.
30. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм / Пер. с фр. М. Грецкого. М.: Изд-во иностр. лит., 1953
31.Сартр Ж.-П. Проблемы метода / Пер. с фр.; примеч. В. П. Гайдамаки. М.: Прогресс, 1994.
32.Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. — М.: Республика, 2000. — 638 с33. Соловьев В.С. Оправдание добра. - М., 1996.
34.Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Психология бессознательного. - М.,1989.
35.Фрейд З. Я и Оно. - М., 1993.
36.Фромм, Эрих Искусство любить. Исследование природы любви / Перевод Л. А. Чернышёвой. — Москва: Педагогика, 1990. — 160 с.
37.Фромм, Эрих Иметь или / Перевод Э. М. Телятниковой. — Москва: АСТ, Астрель, 2010. — 320 с.
38.Фромм, Эрих Бегство от свободы. Перевод Г. Ф. Швейника. — Москва: АСТ, 2011. — 288 с.
39.Фукуяма, Ф. Наше человеческое будущее / Ф. Фукуяма. – М.,2008.
40. Хайдеггер, М. Разговор на проселочной дороге: Избранные статьи позднего периода творчества. — М.: Высшая школа, 1991.
41.Хайдеггер, М. Что это такое — философия? / Пер., коммент., послесл. В. М. Алексенцева. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1992.
42.Хайдеггер, М. Время и бытие: Статьи и выступления / Сост., пер. с нем. и комм. В. В. Бибихина. — М.: Республика, 1993. — 447 с.
43.Хайдеггер, М. Пролегомены к истории понятия времени / Пер. Е. В. Борисова. — Томск: Водолей, 1997.
44.Хайдеггер, М. Бытие и время / Пер. с нем. В. В. Бибихина — М.: Ad Marginem, 1997. Переизд.: СПб.: Наука, 2002; М.: Академический проект, 2010. — ISBN 978-5-8291-1228-8.
45.Хайдеггер, М. Разъяснения к поэзии Гельдерлина. — СПб.: Академический проект, 2003.
46.Хайдеггер, М. Ницше и пустота / Сост. О. В. Селин. — М.: Алгоритм : Эксмо, 2006.
47.Хайдеггер, М. Что зовется мышлением? / Пер. Э. Сагетдинова. — М.: Академический проект, 2007.
48.Хантингтон С. Столкновение цивилизаций //Полис 1994 №1.
49. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч.2-ое изд. Т.21. Гл.3. или отдельное издание.
50. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
4.Реферат-обзор.
Реферат-обзор литературы по философии - это форма творческой самостоятельной работы студента. Тему реферата студент формулирует самостоятельно. Составляя реферат-обзор по теме, обучающийся должен использовать, как минимум, пять монографий или статей разных авторов.
Реферат сдается на проверку преподавателю на бумажном носителе. Объем 15-20 страниц машинописного текста. Реферат оформляется согласно требованиям СТО 4.2-07-2012. Реферат сдается на проверку преподавателю согласно графику (приложений 1.) на бумажном носителе.
Реферат-обзор предполагает анализ и описание содержания работ на близкую тему, выявление проблемы представленную в нескольких источниках, либо с позиции противоположности точек зрения на данную проблему.
Порядок работы над рефератом-обзором:
1. Прочитайте тексты, предназначенные для обзорного реферирования.
2.Сформулируйте объединяющую их тему.
3. Составьте план реферата.
4. В каждом из текстов выделите коммуникативные блоки. Определите, какие из них войдут в реферат.
5. Определите субординацию текстов: какой текст даст основную информацию и языковые средства реферата, какой текст дополнит его.
6. В каждом из отобранных коммуникативных блоков отметьте предложения, содержащие основную информацию. Если основное содержание коммуникативного блока не выражено четко в предложении, сформулируйте его самостоятельно.
7. Объедините получившиеся фрагменты реферата в соответствии с составленным планом.
Требования к реферату – обзору:
1. Информативность.
2. Объективность.
3. Корректность в оценке материала.
Литература:
1. Агацци, Э. Моральное измерение науки и техники /Э. Агацци. –М., 2012.
2. Адорно Т. К логике социальных наук. / Адорно Т. К //Вопр. филос. - 2012. - № 10.
3. Акулинин О.В. Философия всеединства Вл. Соловьева. / О.В.Акулинин – Новосибирск - 2013.
4. Асмус В. Ф. Теоретическая философия Вл. Соловьева //Филос. науки.,2012. №2.
5. Асмус В.Ф. Античная философия. /В.Ф.Асмус – М., - 2011.
6. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М., 1973.
7. Асмус В.Ф. Платон. – М., 1975.
8. Асмус В.Ф. Сократ. – М., 1993.
9. Аузан А.А. «Колея» российской модернизации //Общественные науки и современность .- 2007. - № 6
10.Бажутина Т.О. Происхождение человека. / Т.О.Бажутина – Новосибирск, -1993.
11.Баскин Ю.Я. Кант. – М.,1984.
12.Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип./ Г.С. Батищев //Проблема человека в современной философии. - М., - 1969.
13.Бахтин М.М. Автор и герой: к философским основаниям гуманитарных наук./ М.М.Бахтин – СПб., - 2000.
14.Бергер П. Приглашение в социологию. – М., 1996.
15.Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н.А.Бердяев – М., 1990.
16.Бердяев Н.А. Самосознание (опыт философской автобиографии) – М.,1991.
17.Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990. 18.Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. / Н.А.Бердяев – М.,1989.
19.Беркли Дж. Соч. Трактат об основах человеческого познания или три разговора между Гиласом и Филонусом. М., 1978.
20.Бернал Д. Наука в истории общества. М., 1958.
21.Бессарабов В.Г. Понятие прав и свобод человека и гражданина // Философские науки 2002, № 4.
22.Бондаренко Л.И. Основные этапы становления сознания / Л.И.Бондаренко – Киев, 1979.
23.Боргош Юзеф. Фома Аквинский. – М., 1975.
24.Борн, М. Физика в жизни моего поколения / М. Борн. - М.: Иностр. лит., 1963. – 536 с.
25.Бородин Е.П. Общественное производство как предмет философского исследования./ Е.П.Бородин - М., Высшая школа, 1989.
26.Бряник Н.В. Введение в современную теорию познания: учеб. пособие. / Н.В. Бряник. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. –288 с.
27.Быкова М.Ф., Кричевский А.В. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. – М.,1993.
28.Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. /Е.К.Быстрицкий - Киев.1991.
29.Валла Л. О свободе воли. - М., 1989.
30.Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология 21 века. – М., 2003.
31.Вергазова С.Г. Философские взгляды В.С. Соловьева. Учеб пособие. – СПб,1993.
32.Вернадский В.И. Начало и вечность жизни М., 1989.
33.Веселовский В. Классы, слои, власть. – М., 1984.
34.Витгенштейн А. О достоверности // Вопр. филос.,1991,№2.
35.Гадамер Г. Истина и метод.- М., 1988.
36.Гаджиев И.Г. Тоталитаризм как феномен ХХ века // Вопросы философии 1992, №2.
37.Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 521 с.
38.Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе ХХ века // Вопр. филос., 1993. №6.
39.Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. Т.1. Кто мыслит абстрактно? М., 1970.
40.Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. - М., 1988.
41.Гидденс Э. Стратификация и социальная структура // Социолог. исследования. 1992. № 9.
42.Гизфман Г.Е. Классы и нации. М., 1977. 43.Гиндилис Н.Л. Знание как целостность / Н.Л. Гиндилис // Проблема знания в истории науки и культуры: - СПб.: Алетейя, 2001; М.: Институт истории естествознания и техники РАН, 2001. - С. 60-91.
44.Гоббс Т. Левиафан, или материя форма и власть государства церковного и гражданского // Избранные произведения в 2-х т. М,: Мысль, 1964. Т. 2.
45.Горохов, В. Г. Знать, чтобы делать: История инженерной профессии и ее роль в современной культуре / Горохов. В.Г. – М: Знание, 1987.
46.Горохов, В. Г. Методологический анализ системотехники / В. Г. Горохов. – М.: Радио и связь, 1982.
47.Горохов, В. Г. Наноэтика: значение научной, технической и хозяйственной этики в современном обществе / В. Г. Горохов //Вопросы философии. – 2008. № 10.
48.Горохов, В. Г. Основы философии техники и технических наук / В.Г. Горохов. – М., 2004.
49.Горохов, В.П. Введение в философию техники: учеб. пособие / В. П. Горохов, В. М. Розов. – М.: ИНФРА, 1998.
50.Горфункель А.Х.Философия эпохи возрождения. – М.,1980.
51.Григорьев В.И. Наука и техника в контексте культуры. М.: Изд-во УДН, 1989.
52.Григорьян Б.Т.Философская антропология. – М., 1982.
53.Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. – М., 2000.
54.Гулыга А.В. Гегель. – М., 1970.
55.Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. – М.: Мишель, 1993.
56.Гуревич П.С. Философия культуры. М.,1996.
57.Гуревич П.С. Философская антропология. – М., 1997.
58.Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология Пер. с нем. Д. В. Скляднева. — СПб.: Владимир Даль, 2004.
59.Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. — 1992. — № 7. — С. 136—176.
60.Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. — 1986. — № 3. — С. 101—116.
61.Декарт Р. Рассуждение о методе. // Декарт Р. Соч. В 2 т.М., 1989. Т.1.
62.Демичев А.В. Дискурсы смерти: Введение в философскую танатологию. - СПб., 1997
63.Диалектика отрицания. – М., 1983.
64.Дилигенский Г.Т. Культура и социальная динамика, //Общественные науки и современность 2001 № 5.
65.Длугач Т.Б. И.Кант: от ранних лет к «Критике чистого разума». – М.,1990.
66.Доброхотов А.Я. Категория бытия в классической западно-европейской философии. М., 1986.
67.Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. – М., 1980. 68.Дубровский Д.И. О специфике философской проблематики // Вопр. филос. 1984. .№ 11.
69.Дубровский Д.И. Проблема идеального. – М., 1983.
70.Дубровский Д.И. Психологические явления и мозг. – М., 1971.
71.Дюркгейм Э. Самоубийство. - М., 1994.
72.Ефимова, Е. И. Теория и практика становления экологической культуры будущего специалиста в условиях высшей технической школы /Е. И. Ефимова. – Владивосток: ДГУ, 2000.
73.Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания - М., 1990.
74.Зиммель Г. Созерцание жизни //Зиммель Г. Избранное. Т. 2. - М., 1996.
75.Злобин Н. Культурные смыслы науки. М., 1997.
76.Иванов А.В. Сознание и мышление. – М., 1994.
77.Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1981.
78.Ильин В.В. Критерии научного знания. - М., 1989
79.Иноземцев В.Л. Трансформации в современной цивилизации: постиндустриальное и постэкономическое общество //Вопросы философии 2001 № 1. 80.Ионин И.Н. Цивилизационное сознание и историческое знание. – М.: Наука , 2007.
81.Кагинян С.Г. Нация: Этно-социальная общность или «согражданство»? // Философские науки, 2002 № 5.
82.Казначеев В.П. Феномен человека. Новосибирск, 1991.
83.Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990.
84.Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. – М., 1989.
85.Кант И. Критика практического разума. - СПб., 1996
86.Каримский А.М. Философия истории Гегеля – М., 1988.
87.Карпович В.Н. Проблема, гипотеза, закон. Новосибирск. 1980
88.Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. - М.,1988
89.Катречко С.Л. Знание как сознательный феномен / С.Л. Катречко // Что значит знать?: Сб. науч. ст. - М.: Центр гуманитарных исследований, СПб.: Университетская книга, 1999. – С. 60-99.
90.Кедров Б.М. Классификация наук М.: Мысль. 1985
91.Кедров Б.М. Огурцов А.П. Марксистская концепция истории естествознания – XIX - век. М. Наука. 1978.
92.Кезин А.В. Научность: эталоны, идеалы, критерии. М., 1985.
93.Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988.
94.Кобзев А.И. О понимании личности в китайской и европейской культурах // Народы Азии и Африки. 1979. №5.
95.Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985.
96.Комаров М.С. Социальная стратификация и социальная структура Социс.1992, № 7.
97.Коммуникация в современной науке. М., Прогресс. 1976.
98.Коршунов А.М. Отражение, деятельность, познание / А.М. Коршунов. - М.: Политиздат, 1979. - 216 с.
99.Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. – Ростов н/Д, 2005.
100. Кузнецов Б.Г. Идеалы современной науки. - М.,1983.
101. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975.
102. Кэмбелл Дж. Свобода и общество //Вопр.филос.1992. № 12.
103. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.
104. Лапцов С.А. Социальные революции и общественный прогресс //Теория, история, современность. Л., 1990.
105. Лейбин В. Психоанализ и современная западная философия. – М.,1989.
106. Лейбин В.М. Наука как социальный институт. М., 1986.
107. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание / В.А. Лекторский. – М.: Наука, 1980. – 359 с.
108. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. Изд. 2-е.- М.: Эдиториал УРСС, 2006.- 256 с.
109. Ленин В.И. Великий почин. ПСС., т.39. М.: Политиздат.
110. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. Вместо предисловия. Гл.1. Гл.3. Гл. 5.
111. Ленин об элементах диалектики: Гл.1. – М., 1965.
112. Ленк Х. Размышления о современной технике /Х. Ленк. – М.: Аспект – Пресс, 1996.
113. Личность в ХХ столетии. М., 1979.
114. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев и его время. – М.,1990.
115. Лукашевич В.К. Научный метод: структура, обоснование,
развитие. Минск, 1990.
116. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. – М., 1989.
117. Любутин К.Н. От Канта к Шопенгауэру: формирование идеалистической философской антропологии // Историко-философские исследования – Свердловск., 1977.
118. Макаров М.Г. Развитие понятий и предмета философии в истории ее учений. М., 1982.
119. Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.
120. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.
121. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления – М., 1993.
122. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности /М.К. Мамардашвили. - Тбилиси: Мецниереба, - 1984.
123. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. // М. Карл., Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 1З.
124. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология //Соч. 2-е изд. Т.З. Гл.1.
125. Маркузе г. Одномерный человек. М.: Орион. 1994. 126. Материалистическая диалектика как научная система. Т.1. - М., Изд-во МГУ, 1983.
127. Межуев В.М. Философия истории и историческая наука. //Вопр. филос. 1994. № 4.
128. Мечников И.И. Этюды о природе человека. М., 1989.
129. Микешина Л.А. Новые образы познания и реальности / Л.А. Микешина, М.Ю. Опенков. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997.- 240 с.
130. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы / Л.А. Микешина. - М.: Прогресс - Традиция, 2002. – 624 с.
131. Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии. М., 1997.
132. Миронов, В. Б. Техника и человек: историко-культурный аспект // В.Б. Миронов.- М.,1988.
133. Митчем, К. Что такое философия техники? //К. Митчем. – М.:Аспект Пресс, 1995.
134. Михайленко Ю.П. Френсис Бэкон и его учение – М., 1975.
135. Момджян К.Х. Социум, общество, история. М.,1994
136. Мотрошилова Н.Г. Рождение и развитие философских идей. М.,1991.
137. Мыслители Греции. От мифа к логике. – М., 1998.
138. Мюрберг И.И. Политика – свобода – мораль: опыт связывания понятий.// Вопросы философии 2007, № 4.
139. Назаров Ю.Н. Революции в политической жизни общества //Философия и общество 2006 № 4.
140. Наука в зеркале философии ХХ в. М., 1992.
141. Наука в культуре. М., 1998 г.
142. Наука в социальном, гносеологическом и ценностном аспектах. М., 1980.
143. Научная деятельность: структура и институты. М., 1980.
144. Научные и вненаучные формы мышления (симпозиум, Москва, 4-9 апреля 1995 г.) - Москва-Киль. 1996
145. Научные революции в динамике культуры. Минск, 1987.
146. Научный прогресс: когнитивные и социокультурные аспекты. М., 1993.
147. Нерсесянц В.С. Гегель. – М., 1979
148. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. //Ницше Ф. Собр. соч. в 2-х тт.: Т.2. – М.,1990.
149. Новая технократическая волна на западе. М., 1986.
150. Овчинников Н.Ф. Знание - болевой нерв философской мысли (к истории концепций знания от Платона до Поппера) / Н.Ф. Овчинников // Вопросы философии. - 2001. - № 1-2.
151. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988.
152. Ойзерман Т.И. Диалектический материализм и история философии. М., 1979.
153. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. // Вопр. филос.1989. № 3,4.
154. Пантин Т. Ритмы общественного развития и переход к постмодерну //Вопросы философии 1998 № 7.
155. Панфилова Т. Формационный и цивилизационный подходы: возможность и ограниченность.// Обществ. науки и современность. 1993.№6.
156. Пельц Д., Эндрюс Ф. Учёные в организациях. М., Прогресс. 1973.
157. Петров М. А. О соотношении понятий информация и знание (к постановке проблемы) / М.А. Петров // Вестник КрасГУ. Сер. «Гуманитарные науки» - 2002. - №2. - С.13-16.
158. Петрова Г.И. Философская антропология и антропологическая проблематика в философии. – Томск, 2002.
159. Плеснер Х. Ступени органического и человек. // Проблема человека в западной философии. - М., 1988.
160. Плеханов В.В. К вопросу о роли личности в истории.//Избр. филос. произв. в 5-ти тт. М., 1956. Т.2
161. Познание в социальном контексте. М., 1994.
162. Полани М. Личностное знание. М., 1985.
163. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М.,1985.
164. Поппер К. Логика социальных наук. // Вопр.филос.1992. №10.
165. Поппер К. Открытое общество и его враги. – М.: Культурная инициатива.- 1992. - В 2-х т.
166. Принцип развития в познании природных и социальных процессов – Красноярск. Изд-во КрасГУ. 1983.
167. Природа и дух: мир философских проблем. Кн.1,2.- СПб, 1995.
168. Проблема диалектического противоречия. Методологический аспект. - Красноярск: Изд-во Крас ГУ. 1987.
169. Проблема закона в общественных науках М. ,1989.
170. Пространство, время, движение / Отв. ред. И.В.Кузнецов – М. 1971.
171. Психоанализ и культура: Избр. труды К. Хорни и Э. Фромма. - М., 1995.
172. Райбекас А. Я., Петров, М.А. Что есть знание? // А.Я. Райбекас, М.А. Петров // Вестник КрасГУ. Сер. «Гуманитарные науки». – 2004. - № 6. - С. 7-12.
173. Райбекас А.Я. Категории вещь, свойство, отношения. Историко-философский очерк. – Красноярск. 2000.
174. Рассел Б. История западной философии. М., 1993.
175. Рейснер Л.И. Цивилизация и способ общения. М., 1993.
176. Рикер П. Герменевтика и психоанализ. – М., 1996.
177. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. – СПб., 1997.
178. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. – М., 1993.
179. Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М., 1989.
180. Сартр Ж-П. Бытие и ничто // Филос. науки. 1989. №3.
181. Свасьян К.А. Человек как творение и творец культуры.//Вопр. филос. 1987
182. Семенов С.А., Петров В.С., Рыбаков Р.Б. О древнейшем периоде человеческой истории //Вопр.филос., 1977. №7.
183. Семенов Ю.И. Философия истории – М.: «Современные тетради» 2003.
184. Сергеев К.А. Ренессансные основание антропоцентризма. – СПб., 1993.
185. Слинин Я.А. Этика Иммануила Канта – М., 1994.
186. Соловьев В.С. Оправдание добра. - М., 1996.
187. Сорокин П.А. Социологические теории. – М.: Прогресс 1990.
188. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М., 1972.
189. Степин В.С. Генезис социально-гуманитарных наук (философский и методологический аспекты) // Вопр. филос.- 2004.- №3.
190. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.
191. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. - М., 1984.
192. Толпыкин, В.Е. Основы философии //В.Е. Толпыкин. – Айрис-пресс, 2003.
193. Тугаринов В.П. Философия сознания. – М., 1971.
194. Тузова Т.М. Ответственность личности за свое бытие в мире. М., 1987.
195. Туркин Л.П. Принципы диалектического материализма. - Красноярск: Изд-во КрасГУ. 1984.
196. Федотова В.Г. Критика социокультурной ориентации в современной буржуазной философии. М., 1981.
197. Феномен человека: Антология. - М.- 1993.
198. Фигуры Танатоса / под ред. А.В. Демичева, М.С. Уварова. Вып. 1. 2, 3, 4, 5. - СПб., 1992-98
199. Филатов В.П. Научное познание и мир человека. - М.,1989.
200. Философия Гегеля и современность. – М., 1975.
201. Философия Гегеля: проблемы диалектики М., 1987.
202. Философия и мировоззрение. – М.- 1989.
203. Философия Канта и современность. – М., 1974.
204. Философия сознания в ХХ веке – М., 1991.
205. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. - М., 1988.
206. Флек Л. Возникновение научного факта: введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива. М.: Идея-пресс: Дом интеллектуальной книги, 1999.
207. Формация или цивилизация? (Материалы Круглого стола) //Вопр. филос. 1989. № 10. 208. Франк С.Н. Понятие философии. Взаимоотношение философии и науки. – М., 1995.
209. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Психология бессознательного. - М.,1989.
210. Фрейд З. Я и Оно. - М., 1993.
211. Френкель, В. Я. Эйнштейн – изобретатель / В. Я. Френкель, Б. Е. Явелов. – М., 1981.
212. Фром Э. Иметь или быть? М., 1990.
213. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994.
214. Фромм Э. Душа человека . - М.,1992.
215. Фукияма Ф. Конец истории? //Вопр. филос. 1993. № 3.
216. Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. - М., 1996.
217. Фуко М. Право на смерть и власть над жизнью // Фуко М. Воля к к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. - М., 1996.
218. Фукуяма, Ф. Наше человеческое будущее / Ф. Фукуяма. – М.,2008.
219. Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопр. филос., 1993. №8.
220. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций //Полис 1994 №1.
221. Хилл Т. Современные теории познания.- М.1985.
222. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии: В 3 т. - М., 1991-94.
223. Человек: философские аспекты сознания и деятельности. - М., 1989.
224. Шарден де Т. Феномен человека. - М., 1993.
225. Шашкевич П.Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. – М., 1976.
226. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. М., 1984.
227. Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры: традиция и современность // В.С. Швырев. – М.: Прогресс – Традиция, 2003. – 172 с.
228. Швырев В.С. Сциентизм и антисциентизм как типы мировоззренческой ориентации в условиях НТР // Филос. науки.-1974.
229. Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. М., 1988.
230. Шрейдер Ю.А. Свобода как творческая ориентация в мире //Вопр.филос. 1994. № 1.
231. Энгельмайер, П. К. В защиту общих идей в технике / П. К.
Энгельмайер //Вестник инженеров. -1915. № 3.
232. Энгельс Ф. Диалектика природы. – М., 1987
233. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч.2-ое изд. Т.21. Гл.3. или отдельное издание.
234. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
235. Ясперс К. Цель – свобода.// Новое время.1990. № 6.