«Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся адаптивной школы на уроках ручного труда, посредством применения современных педагогических технологий».
Школьное методическое объединение учителей
профессионально трудового обучения
Выступление
«Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся адаптивной школы на уроках ручного труда, посредством применения
современных педагогических технологий».
Подготовила:
учитель
профессионально-
трудового обучения
Батурина О.В.
2015
Начало работы над опытом было обусловлено приоритетными направлениями в специальной педагогике изменениями требований к качеству преподавания уроков трудового обучения, приведение их в соответствие с реалиями современного общества.
Проведенный анализ сформированности учебно-познавательной компетенции ключевых компетенций учеников начальных классов показал, что уровень данной компетенции очень низок. Было установлено, что большинство учащихся испытывают серьезные затруднения при постановке целей урока, планирование предстоящих трудовых умений, умение проводить анализ выполненных работ, т.е. имеют недостаточный уровень сформированности учебно-познавательной компетенции. В связи с этим в моей педагогической деятельности возникла потребность пересмотреть свой подход к урокам трудового обучения в начальных классах.
Становление опыта происходило с 2012-2015 учебного года. Над данной темой работаю четвёртый год.
Напомню, что учебно-познавательная компетенция — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности:
- самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;
- владение механизмами планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности;
- действовать по алгоритму:
-осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным критериям;
- владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;
-владение измерительными навыками.
Основную свою задачу я вижу не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы учить детей умению учиться. По моему мнению, становление познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит на уроке. На каждом этапе урока стремлюсь активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению, применяя различные методы, формы и виды работы. Так на своих уроках использую опорные схемы, технологические карты, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения. Они вызывают чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности.
Для того чтобы вызвать у учащихся любопытство — причину познавательного интереса, я использую следующие приемы:
1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на прежние знания;
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, задавая вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?", «чему научился?» «что узнали на уроке нового?" и т. д.);
4) задания занимательного характера: это сканворды, анаграммы, пазлы, ребусы, «Найдите пять отличий», исключить лишнее,
необычное начало урока, его проведение (урок-путешествие, урок –турнир, виртуальная экскурсия), постановки опытов, например, опыты с древесиной, бумагой, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы.
5) заинтересованности в выполняемом изделии или создание интереса к выполняемому изделию (например: приближается праздник хотел бы ты сделать такой подарок своим близким, учителю).
6) развитию познавательного интереса способствует в определенной мере и КОЗ. Разработка подобного рода заданий трудоёмко и не может использоваться на каждом уроке.
Для обучения учащихся осознанию целей учения и их реализации применяю:
1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности, создание проблемной ситуации. Даю детям задачу, при решении которой встречается ещё неизученный трудовой приём; (например сгибание картона и бумаги при изучении темы «Рицовка картона»)
2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания,
наиболее сложные типовые задания, которые предполагают мыслительную деятельность продуктивного характера, и они по силам 1-2 типогруппе учащихся. В эту группу входят задания, требующие нестандартных действий, нахождения технологических решений. (НАПРИМЕР, выполнить задание на восстановление последовательности).
В заданиях для II уровня предполагается частичное или полное воспроизведение усвоенных ранее теоретических сведений, или их применение в стандартных ситуациях (задания подстановки, в которых намеренно пропущено слово, фраза, иной существенный элемент), конструктивные задания, выполнение которых связано с самостоятельным воспроизведением учащимися технологических сведений или с графической разработкой рисунка.
(НАПРИМЕР, выбрать один из предложенных ответов плана работы).
III уровень: включает в себя программированные задания на опознание, различие, классификацию и упорядоченность, причем все задания имеют подсказку в виде программированных ответов или в самом условии задания, они несложны в выполнении и посильны для третьей группы учащихся. (НАПРИМЕР: какой этап работы исчез?).
3) реакция на ошибку, через приём «Помоги Незнайке найти ошибку», выяснение причин ошибок и определение последующих действий;( картинки с правильно и не правильно пришитой пуговицей)
4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала. (Например, на уроках математики предлагаю детям найти длину забора, которым нужно обнести участок или найти площадь поля, засеянного пшеницей, при решении которых применяются правила нахождения периметра и площади.)
Формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности реализую посредством следующих приёмов:
1) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах (например: составление плана работы по разрезным этапам);
2) игровые и соревновательные формы.
Например: формирование умение анализировать представленную конструкцию и определить ее выполнение. Правила игры: каждой команде предоставляется возможность ответить на одинаковое количество вопросов. За правильный ответ -фишка в копилку команды.
3)взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.
4) привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений, опираясь при этом на условия работы;
5) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
Такие формы работы помогают мне развивать у ребят интерес к учению, желание самостоятельно добывать знания, оказывать помощь нуждающемуся в ней товарищу, тренировать память, мышление, воображение, добиться хороших результатов в овладении предметом, но к сожалению не у всех учащихся.
Одним из средств развития познавательного интереса у младших школьников, по моему мнению, является игра. Она используется и как приём, активизирующий мыслительную деятельность, стимулирующий детей к познанию. Включение детей в игровую деятельность усиливает интерес к урокам. Ира «Лото»по теме сорта бумаги и их назначение.
Назвать предметы на картинке, которые расположены: «в правом нижнем углу», «правом верхнем углу», «левом нижнем углу», «левом верхнем углу» и образцу;
Для активизации учебного процесса я систематически предлагаю учащимся различные виды упражнений.
Уровень сформированности ключевых компетенций в целом, оцениваю в основном, наблюдая за общением детей в группах и парах, вовлекая их в дискуссии, давая им возможность высказывать свое мнение, суждение.
Диагностика сформированности учебно - познавательной компетенции происходит следующим образом каждый учащийся оценивается за каждый вид работы на уроке. Подсчитывается общий балл: 7-13 баллов – низкий показатель сформированности УПК, от 14 до 22 баллов- средний (умеренный), 23-25 баллов –высокий (приложение).
Диагностический контроль за результатами работы учащихся позволяет мне составить дальнейший план работы с данными учащимися.
Положительные аспекты формирования учебно-познавательной компетенции:
Отсутствие в классе отстающих учащихся;
Полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящая от уровня к уровню;
Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, уверенности в себе, творчества;
Повышение познавательного интереса и мотивации к обучению;
Развитие способностей учащихся.
Трудности в реализации формирования учебно-познавательной компетенции:
Большая подготовительная работа к уроку;
Переработка содержания учебного материала;
Дидактическое обеспечение урока;
Подготовка учащихся к такой форме работы;
Проведение мониторинга.
Рекомендации: для учителя при формирования учебно-познавательной компетенции:необходимы терпение, настойчивость, своевременное оказание помощи, активное вовлечение в коллективную работу, поощрение успехов, благоприятная атмосфера между учителем и учениками.
Литература.
Сидорова Е. А. Формирование учебно-познавательной компетенции у младших школьников [Текст] / Е. А. Сидорова // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 17-19.
Диагностика сформированности учебно – познавательных компетенций
Баллы Вид работы на уроке Ф.И учащегося
1.Целеполагание: 3 Определяет цель работы самостоятельно 2 Определяет цель работы с помощью учителя 1 Не может определить цель 2.Получив задание: 3 Планирует работу до ее начала 2 Планирует действия в ходе работы 1 Вообще не составляет плана 3.Вопросы уточняющие задание: 4 Не нуждается в дополнительных пояснениях 3 Задаёт до начала работы 2 В ходе работы 1 Не задаёт, хотя нуждается в пояснениях 4.Выполнение задания: 4 Точно придерживается плана 3 Отступает от плана в деталях, сохраняя общую последовательность действий 2 Начинает работать по плану, но в ходе работы грубо нарушает порядок действий 1 Работает хаотично, без плана 5.Завершение задания: 3 Обязательно добивается запланированного результата 2 Не доводит работу до окончательного результата 1 Довольствуется ошибочным результатом 6.Завершив работу: 4 Проверяет ее результат, находит и исправляет ошибки 3 Результат не проверяет, т.к довольствуется любым результатом 2 Результат не проверяет, т.к. всегда убежден в его правильности 1 Довольствуется ошибочным результатом 7.Помощь в работе: 4 Не нуждается 3 Нуждается и принимает 2 Нуждается, но не умеет пользоваться 1 Нуждается, но не обращается Общий балл: