Доклад к педагогическим чтениям по теме:Развитие творческих способностей студентов
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ
В УРОЧНОЕ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Савина Любовь Васильевна,
мастер производственного обучения
Социально-экономические условия в нашей стране постоянно меняются, и это приводит к тому, что предприятиям требуются более подготовленные специалисты, которые готовы творчески мыслить, саморазвиваться, адекватно воспринимать что-то новое и самостоятельно находить пути решения поставленной проблемы. Становление у студентов в процессе урочной и внеурочной работы творческих качеств – одна из важнейших сторон профессиональной подготовки будущих специалистов. Основной целью подготовки квалифицированного, компетентного, конкурентоспособного на рынке труда работника - является способность применять на практике не только знания, умения и навыки, но и проявлять свои способности. Творческие способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.
В настоящее время педагог должен научить студентов самостоятельно добывать необходимые знания и применять их на практике, ведь обществу нужны личности с развитыми творческими способностями, умеющими принимать правильные решения в нестандартных ситуациях. Исходя из поставленных задач, выбранная для саморазвития тема представляется актуальной.
Способности – это психические особенности человека, которые позволяют ему успешно овладевать профессиональной деятельностью и совершенствоваться в ней, легко и быстро овладевать мастерством, развивать и наращивать его. Они обнаруживаются, проявляются и развиваются только в деятельности человека.
О сущности способностей человека много сказано в афоризмах великих мыслителей: «Человек может кое-чего достигнуть, целесообразно применяя отдельные способности, может многого достигнуть, соединяя несколько способностей, может создать исключительное и неожиданное, соединяя все свойства», - немецкий поэт, ученый Иоганн Вольфганг Гете.
Известны несколько уровней способностей людей:
одаренность – это несколько способностей, которые помогают человеку успешно работать в определенной области;
талант – это способности, которые помогают работать оригинально и по-новому, достигать высшего уровня творчества;
гениальность – это высшая степень развития таланта.
Творческие способности позволяют создавать новое, никогда ранее не существовавшее.
У будущих специалистов должны быть сформированы следующие творческие способности:
- способность увидеть и назвать проблему, которую необходимо решить;
- способность найти пути решения проблемы;
- способность собрать необходимые данные;
- способность обобщить полученную информацию и подумать, как применить ее на практике, разработать этапы решения полученной задачи.
Для того, чтобы формировать творческий подход к выполнению производственных задач, необходимо знать, какими способностями обладают вновь пришедшие в техникум студенты и в какой степени они готовы развиваться. Способности у студентов разные, развивать их - это значит научить студентов способам действия, создать условия для выявления и расцвета ее одаренности.
Для развития творческой деятельности необходимо создать определенные условия:
-раннее начало;
-помощь взрослого;
-доверительная атмосфера сотрудничества;
-мотивация задания.
Личностная мотивация и увлеченность – вот признаки творческой личности. Такие люди отличаются независимостью от мнения коллектива, беспристрастностью оценок и суждений, открытостью ума, способностью поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивостью к новому и необычному, развитым эстетическим чувством, стремлением к красоте.
Особую роль в развитии творческого потенциала студентов играет личность педагога. Он должен учить студента творческому мышлению, развивать чувства, учить видеть прекрасное в обыденной жизни и работе, вокруг себя, которая не всегда может быть яркой, броской, а может быть спокойной, неброской, скромной. В своей работе педагог должен:
-учитывать интересы ученика, личные качества, навыки, склонности;
- приучать его к тому, что никто кроме него не даст «верного» ответа.
Творческое мышление характеризуется следующими особенностями:
быстрота – способность высказывать максимальное количество идей;
гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей;
оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи;
творческое воображение - способность доработки деталей, совершенствование первоначального замысла.
Ученые и педагоги, которые занимаются разработкой методик творческого воспитания, считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:
Способность рисковать.
Гибкость в мышлении и действиях.
Скорость мышления.
Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
Богатое воображение.
Высокие эстетические ценности.
Развитая интуиция.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что творческое воображение и качество творческого мышления – обязательные компоненты творческих способностей. Творческое мышление – ключ к успеху практически во всех областях жизни. Умение мыслить нестандартно открывает широкие возможности для самореализации. С чего нужно начинать? 1.Подготовка – формулирование задачи; попытка е решения.
2.Инкубация – временное отвлечение от задачи
3.Озарение – появление интуитивного решения.
4.Проверка – испытание и реализация решения.
Немаловажной деталью в развитии творческих способностей является готовность принять новую идею в любое время дня и ночи. Большое значение имеет непрерывность творческого процесса. Развивая творческие способности студенты смогут:
лучше узнать и понять себя;
найти новые решения для стандартных проблем;
взглянуть на мир по-новому;
повысить собственную эффективность и многое другое.
Элементы творчества в деятельности студентов следует различать по двум характерным признакам:
1.По результату деятельности.
2.По способу ее протекания.
Творческая деятельность студентов активизируется при доброжелательной оценке результатов труда, в благоприятной атмосфере, при поощрении оригинальных предложений. Творчество можно стимулировать через реализацию межпредметных связей, давая студентам задания по решению ситуаций, которые заставляют студентов извлекать из памяти все имеющиеся в ней сведения, творчески применять их в возникшей ситуации.
Для развития творческих способностей студентов в урочное и неурочное время педагог должен очень много знать по своему предмету не только в рамках программы, свободно ориентироваться в специальной литературе, уметь использовать полученные данные в работе, творчески использовать формы и методы учебного и воспитательного процесса и создавать свои, стимулировать самообразование и самовоспитание студентов.
На первом этапе работы над индивидуальной темой саморазвития были поставлены задачи, составлен план, были изучены материалы по данной теме из разных источников, обобщен опыт мастеров и преподавателей профессиональных дисциплин методом наблюдений, тестированием и анкетированием студентов.
На втором этапе мною проводились уроки учебной и производственной практики, на которых обращалось внимание на развитие творческих способностей во время оформления товарных витрин, выкладке товаров на торговом оборудовании, перед студентами ставились такие задачи, которые позволяют развивать творческое мышление и использовать в дальнейшем творческие способности не только в учебной и профессиональной деятельности, но и в жизни. В рамках работы кружка «Хоббимания» проведено открытое мероприятие «Изготовление подарков своими руками из продовольственных товаров», конкурс профессионального мастерства «Лучший продавец»; студентка принимала участие в региональной конференции и показывала мастер-класс по упаковке подарков из ткани «Фурошики». В рамках профильной недели студенты принимали участие в конкурсе по изготовлению подарков к Новому году, они показывали свои художественные способности при выпуске газет к различным знаменательным датам, показывая свои умения при работе с полосками бумаги (квиллинг). На занятиях «Сюжетное оформление витрин» наряду с изучением теоретических вопросов студенты выполняли практические задания по оформлению витрин, представляя различный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров.
На третьем этапе планируется проведение тренингов по развитию метапредметных умений, необходимых для работы продавцом: внимания, памяти, воображения, мышления и гибкости ума, силы и координации, выносливости ума, проведение практических упражнений, развивающих творческий потенциал студента.
Список использованных источников:
Бабанский, Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения / Ю.К. Бабанский. - М.,1998.
Базулина, Л.В. Бисер / Л.В. Базулина, И.В. Новикова. – Ярославль: Академия развития, 1999.
Брушилинский, А.В. К психологии творчества / А.В. Брушилинский. - М., 2003.
Кривенко, Н.В. Актуальность проблемы развития творческих способностей студентов» / Н.В. Кривенко // Сб. науч. тр. Вып. 24. Гуманитарные науки / Сургут, гос. ун-т. - Сургут: Изд-во СурГУ. - 2006. -С. 92-97.
Макарцев, В.П. Интеллектуальный тренинг. Искусство творить себя и свою жизнь: методический материал творческой лаборатории / В.П. Макарцев, 2001.
5. Теплов, Б.М. Способности и одаренность. В.-кн.:Психология.,1998г.
7.http://www.referun.com/n/samostoyatelnaya-rabota-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-studentov-kolledzha8. http://www.rae.ru/monographs/77-2815
9. http://samopoznanie.ru/schools/razvitie_tvorcheskih_sposobnostey/