Методические рекомендации по выполнению курсового проекта по дисциплине «ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ» для специальности 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»


Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области
«Краснотурьинский индустриальный колледж»
(ГАОУ СПО СО «КИК»)
Методические рекомендации
по выполнению курсового проекта
по дисциплине
«ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»
для специальности 140448
«Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»
Краснотурьинск2013 г.
Курсовой проект учебной дисциплины Экономика отрасли разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности/профессии среднего профессионального образования 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Разработчик:
Дрожжина Альфиза Минигаяновна, преподаватель 1 квалификационной категории ГАОУ СПО СО «Краснотурьинский индустриальный колледж».
Одобрено на заседании предметно-цикловой комиссии _________________________________________________________
Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.
Председатель ЦК ________________________ /И.Е. Тихонова/
Одобрено Методическим советом ГБОУ СПО СО КИК
Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.
Рецензенты:
Тихонова Ирина Евгеньевна, ГАОУ СПО СО Краснотурьинский индустриальный колледж, председатель цикловой комиссии экономических дисциплин
(Ф. И.О., место работы, должность)
«_____» ________________ 20___ г.
__________________________________________________________________ (Ф. И.О., место работы, должность)
«_____» ________________ 20___ г.

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Пояснительная записка 4
2. Порядок выполнения курсового проекта 5
3. Структура и содержание курсового проекта 7
4. Оформление курсового проекта 10
4.1. Оформление внешнего вида и параметры печатного текста 10
4.2. Оформление таблиц 11
4.3. Иллюстрации 13
4.4. Формулы 14
4.5. Оформление библиографического аппарата 15
4.6. Основные правила оформления ссылок (сносок) 16
5. Исходные данные для расчета 20
6. Практическая часть 21
6.1. Расчет сметной стоимости электрооборудования цеха (участка) 21
6.2. Характеристика основных фондов цеха (участка) и расчет суммы амортизационных отчислений 23
6.3. Организация и планирование ремонтных работ 24
6.4. Составление графика ППР на планируемый год 27
6.5. Организация труда и заработной платы работников электрослужбы 27
6.6. Расчет численности дежурных электриков и ремонтной бригады 32
6.7. Расчет фонда оплаты труда персонала цеха (участка) 34
6.8. Расчет эксплуатационных затрат цеха (участка) 40
6.9. Сводная таблица технико-экономических показателей цеха (участка) 41
Приложение 1. «Образец оформления титульного листа курсового проекта» 42
Приложение 2. «Образец оформления задания курсового проекта» 43
Приложение 3. «Образец оформления содержания» 44
Приложение 4. «Образец оформления списка использованных источников и литературы» 45
Приложение 5. «Образец оформления внешнего вида 3 листа курсового проекта «Содержание»» 46
Приложение 6. «Образец оформления внешнего вида листа курсового проекта» 47
Приложение 7. Последовательность составления годового графика ППР 48
Пояснительная запискаКурсовой проект - это самостоятельно выполненная письменная работа с элементами научного исследования, которая является составной частью учебного плана по дисциплине «Экономика отрасли».
Курсовой проект по дисциплине «Экономика отрасли» носит практический характер и выполняется по теме «Определение эксплуатационных затрат цеха (участка)».
Исходные данные для курсового проекта выбираются согласно своему варианту, номер которого совпадает со списочным номером студента в учебном журнале преподавателя. Исходные данные обязательно отражаются в курсовом проекте.
Курсовой проект состоит из 2 разделов. В первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы. Второй раздел является практическим, в нем представлены расчеты, графики, таблицы, схемы, иллюстрации и т.п.
Выполнение студентом курсового проекта по дисциплине проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний по дисциплине;
углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;
формирования умений использовать справочную и иную документацию, нормативную и правовую документацию;
развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
подготовка к итоговой государственной аттестации.
2. Порядок выполнения курсового проектаЧтобы эффективно справиться с курсовым проектом, необходимо строго соблюдать порядок его выполнения:
Назначение темы и разработка индивидуального задания;
Составление плана работы;
Подбор литературы и необходимых данных;
Анализ исходных данных, расчеты показателей;
Написание, оформление и представление работы преподавателю;
Защита курсового проекта.
По объему курсовой проект должна быть не менее 25 и не более 50 страниц печатного текста.
Преподаватель оказывает помощь студенту в выборе темы, подборе литературы, справочных и других материалов, проводит консультации по вопросам содержания и последовательности выполнения проекта, контролирует выполнение проекта и подготавливает письменный отзыв на курсовой проект.
По завершению студентом курсового проекта преподаватель проверяет, подписывает его и вместе с письменным отзывом передает студенту для ознакомления. В случае положительной оценки студент допускается к защите, в случае отрицательной — не допускается к защите.
Защита курсового проекта проводится в устной форме согласно учебному расписанию по следующему плану: доклад студента до 5 мин., ответы на вопросы преподавателя.
Оценку курсового проекта определяет преподаватель с учетом хода защиты. Курсовой проект оценивается по пятибалльной системе.
Критерии оценок:
Оценка «5» (отлично) ставится, если тема проекта раскрыта полностью, грамотно проведены расчеты, сделаны правильные выводы и даны рекомендации, аккуратно и в соответствии с требованиями оформлен проект, имеется содержательный доклад, даны точные ответы на вопросы преподавателя на защите курсового проекта.
Оценка «4» (хорошо) ставится, если тема проекта раскрыта полностью, грамотно сделаны расчеты, но допущены неточности, сделаны правильные выводы и даны рекомендации, аккуратно и в соответствии с требованиями оформлен проект, если дан содержательный доклад, неполные и неточные ответы на вопросы преподавателя на защите курсового проекта.
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если тема проекта раскрыта не полностью, или допущены серьезные ошибки в расчетах, или отсутствует содержательный доклад, или студент не ответил на 3 вопроса преподавателя на защите курсового проекта.
Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если тема проекта не раскрыта, задание не выполнено. Студенту, получившему неудовлетворительную оценку по курсовому проекту, предоставляется право доработки темы и определяется новый срок для ее выполнения.
3. Структура и содержание курсового проектаПо структуре курсовой проект практического характера по дисциплине «Экономика отрасли» включает в себя следующие основные элементы в порядке их расположения:
титульный лист (см. Приложение 1);
задание (см. Приложение 2);
содержание (см. Приложение 3).;
введение;
описательная часть;
расчётная часть;
заключение;
список использованных источников и литературы (см.Приложение 4);
Титульный лист является первой страницей курсового проекта и заполняется по строго определенным правилам.
На титульном листе курсового проекта последовательно, сверху вниз помещаются следующие реквизиты:
полное наименование ведомства, в структуру которого входит КИК;
полное наименование учебного заведения;
тема курсового проекта
сведения об исполнителе;
сведения о руководителе;
местонахождение образовательного учреждения;
год написания работы.
Титульный лист не нумеруется.
Содержание - отражает структуру проекта и помещается после титульного листа и задания.
В содержании приводятся все структурные элементы работы, включая введение, разделы и подразделы основной части, заключение, список использованных источников и литературы, приложения, и указываются страницы, с которых они начинаются. Указатель страницы, обозначенный буквой «с», ставится один раз в верхней части содержания. Разделы и подразделы курсового проекта нумеруются арабскими цифрами. Первый параграф каждого раздела содержит номер раздела, в которую он входит, и собственный порядковый номер. Нумерация подразделов внутри раздела всегда начинается с цифры 1.
Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Заголовки разделов не должны повторять название работы, а заголовки подразделов - название разделов. Все заголовки начинаются с заглавной буквы, точка в конце заголовка не ставится.
В ВВЕДЕНИИ необходимо раскрыть актуальность и значение темы, сформулировать цели и задачи проекта, определить объект исследования, структурное построение проекта. Дать краткое описание состояние экономики в стране на современном этапе. Рассказать о том, какую роль играет экономическое планирование на предприятии, какие важные экономические задачи стоят перед данным предприятием на современном этапе и т.п.
Объем введения - не менее 1 и не более 3 страниц.
В ОПИСАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ раскрывается содержание курсового проекта. В проекте выделяют обычно 3 главы, включающие от 2 до 4 параграфов. Заголовки глав не должны повторять название темы, а параграфы – главы проекта.
Главы:
Краткие сведения о предприятии.
Характеристика основного оборудования (необходимо дать краткое описание оборудования: что оно собой представляет, для чего предназначено).
Характеристика цеха (участка).
РАСЧЁТНАЯ ЧАСТЬ представлена расчетами, графиками, таблицами, схемами, документами и т.п.
В расчетной части необходимо рассчитать эксплуатационные затраты цеха (участка) по следующим главам:
Расчет сметной стоимости электрооборудования цеха (участка).
Характеристика основных фондов участка и расчет суммы амортизационных отчислений.
Организация и планирование ремонтных работ.
Составление графика ППР на планируемый год.
Организация труда и заработной платы работников электрослужбы.
Расчет численности дежурных электриков и ремонтной бригады.
Расчет фонда оплаты труда (ФОТ) персонала цеха (участка).
Расчет эксплуатационных затрат цеха (участка).
Сводная таблица технико – экономических показателей цеха (участка).
Заключение - самостоятельная часть курсового проекта. Заключение не должно содержать пересказ содержания проекта. Здесь подводятся итоги теоретической и практической разработки темы, отражается решение задач, поставленных во введении, предлагаются обобщения и выводы по исследуемой теме, формулируются предложения и рекомендации. Выводы должны быть краткими, конкретными, вытекать из изложенного материала.
Объем заключения - не менее 1 и не более 2 страниц.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ – это перечень использованных студентом источников и литературы в -ходе работы над темой. Не стоит включать в этот список те источники и литературу, на которые нет ссылок в тексте работы, и которые не использовались студентом вообще.
Вся литература располагается в списке в алфавитном порядке без подразделения на виды изданий.
Образец списка использованных источников и литературы см. в Приложение 4.
Оформление курсового проектаОформление внешнего вида и параметры печатного текстаПроект должен быть выполнен машинописным или компьютерным способом (с применением печатающих устройств) с одной стороны страницы стандартного листа формата А4 (297 х 210 мм) с рамкой и штампом (см. Приложения 5 и 6).
Набор текста – в текстовом редакторе Microsoft Word, шрифт семейства - Times New Roman, кегль 14 (через 1,5 межстрочных интервала). Текст должен быть отформатирован. Вписывать в текст работы отдельные слова, формулы, условные знаки, а также выполнять схемы и рисунки допускается только черной тушью. Текст должен быть разделен на главы и параграфы (заголовки 1-го и 2-го уровней), в случае необходимости — на пункты и подпункты (заголовки 3-го и 4-го уровней).
Заголовки 1-го и 2-го уровней следует набирать полужирным начертанием– с применением 16 размера шрифта; заголовки 3-го и 4-го уровней — обычным, с применением 14 размера шрифта. Заголовки должны быть сформулированы кратко.
Все заголовки нумеруются иерархически. Номер помещается перед названием, после каждой группы цифр ставится точка. В конце заголовка точка не ставится. Такие разделы, как «Содержание», «Введение», «Заключение», «Источники информации», «Приложения», не нумеруются.
Заголовки одного уровня оформляются одинаково по всему тексту. Каждый раздел (заголовок 1-го уровня) следует начинать с новой страницы. Заголовок 1-го уровня следует располагать в середине строки и набирать прописными буквами. Заголовки 2-го уровня и ниже следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы. Переносы в заголовках не допускаются.
Расстояние между названием раздела, подраздела и последующим текстом должно быть не менее 10 мм. Такое же расстояние выдерживается между заголовками раздела и подраздела. Подчеркивание заголовков не допускается.
Абзацный отступ должен быть одинаковым и равным 5 знакам. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя шрифты разной гарнитуры.
Нумерация страниц начинается с содержания, которое обозначается цифрой 3. Далее весь последующий объем работы, включая список использованных источников и литературы и приложения, нумеруются по порядку до последней страницы. Необходимо соблюдать сквозную нумерацию по всему тексту отчета.
Каждый раздел начинается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку использованных источников и литературы, приложениям. Подразделы на отдельные страницы работы не выносятся.
Приложения к работе выполняются на стандартных листах формата А4. Каждое приложение начинается с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и имеет тематический заголовок. При наличии более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами без знака № (например: Приложение 1).
Курсовой проект выполняется в единой стилевой манере, строго научным языком, не должна иметь грамматических, пунктуационных, стилистических ошибок, опечаток.
Оформление таблиц Цифровой материал, когда его много или когда имеется необходимость в сопоставлении и выводе определенных закономерностей, оформляется в работе в виде таблиц. Таблицы применяются для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей.
Таблица представляет собой такой способ подачи информации, при котором цифровой или текстовой материал группируется в колонки, отделенные одна от другой вертикальными и горизонтальными линейками.
Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.
На все таблицы должны быть ссылки в работе. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера. Описание таблицы осуществляется после ее оформления.
Таблицы, если их несколько, нумеруются арабскими цифрами в пределах всего текста или раздела, т.е. используется сквозная нумерация по всей работе или разделу. Примеры, «Таблица 1», «Таблица 1.1».
Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким.
Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Единицы измерения показателей указывают в заголовке или подзаголовках каждой графы таблицы.
Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.
Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями.
Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.
Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.
Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.
Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.
Пример оформления таблицы показан на рисунке 1.
Таблица 2.1. - Расчет сметной стоимости электрооборудования цеха (участка)
№ п/п Тип оборудования Ед. изм. Кол-во Цена, руб. Общая стоим. (С), руб. Затраты, руб. Сметная стоимость
Монтаж (Змон), руб. Транспорт. расходы (Зтр), руб. 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 2 Рис. 1. Пример оформления таблицы
Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 2.5». При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью.
Пример оформления переноса части таблицы на другой лист показан на рисунке 2.
Продолжение таблицы 2.1
1 2 3 4 5 6

Рис.2. Пример оформления переноса части таблицы на другой лист
Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы или рядом. Если строки и графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае - боковик.
Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.
ИллюстрацииОсновными видами иллюстративного материала являются: схема, график, диаграмма, фотография. Иллюстрации следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.
Иллюстрации в работе нумеруются в пределах всего текста или раздела, т.е. используется сквозная нумерация по всей работе или разделе. Иллюстрация снабжается подрисуночной подписью, состоящей из следующих основных элементов:
• сокращенное слово «Рис.»
• порядковый номер иллюстрации без знака № арабскими цифрами
• название иллюстрации с указанием ее вида
На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. При ссылках на иллюстрации следует писать «... в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «... в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.
ФормулыФормулы в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Одну формулу обозначают - (1).
Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках. Пример - ...в формуле (1). Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).
Расшифровки символов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой. Значения каждого символа дают с новой строки в той последовательности, в которой они приведены в формуле. Первая стока расшифровки должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него, например:
Кобн. = Сввед. ОПФ/ Ск.г. * 100, (3.1)
где, Кобн. – коэффициент обновления, %;
Сввед.ОПФ – стоимость ОПФ введенных в течении года, руб.;
Ск.г. – стоимость ОПФ на конец года, руб.
4.5. Оформление библиографического аппарата Библиографическое описание документа осуществляется в соответствии с ГОСТ 7.1-84 -Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления.
Каждый использованный в работе источник и книга должны быть соответствующим образом описаны. В это описание входит:
• фамилия и инициалы автора (или авторов, если их не более трех);
• заглавие;
• данные, уточняющие читательское назначение книги;
• сведения о лицах, принимавших участие в создании книги;
• указание на повторность издания;
• место издания;
• издательство;
• год издания;
• количество страниц.
Библиографическое описание книг составляется на основании всех данных, вынесенных на титульный лист. Отдельные элементы описания располагаются в строго определенном порядке и отделяются друг от друга установленными условными разделительными знаками: фамилия и инициалы автора (авторов), название; после косой черты - сведения о редакторе, если книга написана группой авторов, или о переводчике, если это перевод (сначала - инициалы, затем - фамилия); указание на повторность издания; место издания, издательство, год издания.
Описание статьи из сборника, книги или журнала включает: фамилию и инициалы автора (авторов), заглавие статьи и после двойной косой черты - описание самого сборника, книги или журнала. При описании материалов из газет и журналов место выхода издания опускается.
В описании опубликованного документа указывается: название документа, все данные о том, где он опубликован (сборник, журнал), и, если они указаны, фамилия и инициалы публикатора.
Примеры библиографического описания некоторых видов печатных изданий см. в Приложении 4.
4.6. Основные правила оформления ссылок (сносок)Библиографическая ссылка - совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документе. Правила оформления библиографических ссылок определяются ГОСТ 7.1-84
По месту расположения относительно основного текста работы библиотечные ссылки подразделяются на:
1) внутритекстовые, т.е. являются неразрывной частью основного текста;
2) затекстовые, т.е. вынесенные за текст работы;
3) подстрочные, т.е. вынесенные из текста вниз страницы.
В курсовых проектах рекомендуется использовать подстрочные ссылки (сноски). Подстрочные ссылки отделяются от основного текста сплошной чертой размером около 1/3 ширины страницы, печатаются с абзацного отступа через 1 интервал с применением 10 размера шрифта и нумеруются арабской цифрой без скобки, на каждой странице начиная с цифры 1 (постраничная нумерация). Знак сноски размещается вверху строки.
В тексте знак сноски в виде соответствующей цифры должен стоять в конце предложения (группы предложений) или в конце цитаты, к которым ссылка относится.
Первая ссылка на работу того или иного автора должна содержать все обязательные элементы (издательство можно не указывать): фамилию и инициалы автора, название работы, место, год издания и страницу. При ссылке на статью указывается также источник публикации.
Например:
Байдюк И.Ф. Теория и практика построения организационных структур управления. М., 1984. С. 15.
Сабуров ЕЛ. Жилищное строительство как государственный приоритет // Вопросы экономики. 1993. №7. С. 23.
При нескольких ссылках на одну и ту же работу полное описание дается лишь в первой ссылке, а в последующих приводится фамилия и инициалы автора, заглавие произведения и номер страницы. Длинные заглавия сокращаются, опущенные слова заменяются многоточием.
Например:
Первая ссылка на издание:
Мильнер Б.З. Организационные структуры управления производством. М., 1975. С.17.
Повторная ссылка:
Мильнер Б.З. Организационные структуры...С.17.
Или:
Первая ссылка на статью:
Зинченко Г.Н. Социология госслужбы // Социс. 1994. № 11. С. 15.
Повторная ссылка:
Зинченко Г.Н. Социология госслужбы. С. 19.
Или:
В тех случаях, когда в работе упоминается одна авторская публикация, при повторных ссылках можно указать фамилию автора с инициалами и слова: Указ. соч.
Например:
Первая ссылка:
Вяткин В.Н. Графический инструмент организационного проектирования. М.,1984. С. 45.
Повторная ссылка:
Вяткин В.Н. Указ. соч. С.57.
В случаях, когда на одной странице ссылки на одну публикацию идут подряд, указывается фамилия автора с инициалами и приводятся слова Там же и страницы. Если страницы повторной ссылки совпадают со страницами предшествующей, то их опускают.
Например:
Первая ссылка:
1 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 1996. С.Ж Последующие ссылки на этой же странице:
2 Там же.
3 Там же. С.85.
В случае, когда цитирование не является прямым, и мысль автора приводится не дословно, - в таких случаях перед ссылкой на источник ставят См.
Если цитирование производится не по первоисточнику, а по работе другого автора, это оговаривается в подстрочном примечании: Цит. по: далее следует описание источника, откуда заимствована цитата.
При ссылке на статьи в сборниках (книгах) и журналах указываются фамилия, инициалы автора, название статьи и все данные, входящие в библиографическое описание самого издания.
Например:
Гатинян А.А. Проблемы теорий общественных организаций // Вопросы теории общественных организаций: Сборник / Институт государства и права АН СССР. М., 1987. С. 43.
Или:
Воронова Е. Статистические источники по международному туризму // Вопросы статистики. 1995. № 11. С. 14.

Сокращения в библиографическом описании
Для отдельных слов и словосочетаний в библиографических списках в соответствии с ГОСТ 7.11 - 78 и ГОСТ 7.12 - 77 приняты специальные сокращения.
Некоторые из них:
автореф. – автореферат библиогр. - библиографический
введ. – введение вестн. - вестник
включ. – включительно вопр. - вопросы
газ. - газета деп. - депонированный
дис. - диссертация докл.- доклад
д-р - доктор (в названии ученой степени) журн.-журнал
замеч. - замечание зап. - записки
изд.- издание ил. - иллюстрация
исслед. - исследование ист. - исторический
канд. - кандидат (в названии ученой степени)
конф. - конференция комис. - комиссия
метод. - методический н.-и. - научно-исследовательский
науч. - научный отв. - ответственный
практ. - практический пробл. - проблема
проф. - профессиональный ред. - редакция, редактор
редкол. – редколлегия реф. - реферат
сб. – сборник симп. - симпозиум
собр. – собрание совещ. - совещание
соч. – сочинение тез. - тезисы
теорет. – теоретический техн. - технический
тр. – труды энцикл. - энциклопедический
Место издания
М. - Москва
Л. - Ленинград
СПб. - Санкт - Петербург
Ростов н/Д - Ростов-на-Дону
Исходные данные для расчётаНомер варианта выбирается по порядковому номеру в учебном журнале группы.
Таблица 5.1. - Исходные данные
№ вар АД U= 6кВ СД U= 10кВ АД U= 0,38кВ Трансформатор,
400 кВА Кабельные линии Выключатели Контактор Освещение
Рн=
800кВт Рн=
800кВт Рн=
1000кВт Рн=
2500кВт Рн=
20кВт Рн=
50кВт U=
6кВ U=
10кВ U= 6кВ U= 10кВ U= 0,38кВ U= 10кВ U= 0,38кВ U= 0,38кВ ЛЛ 40Вт
n, шт n, шт n, шт n, шт l, м n, шт n, шт n, шт
1 6 4 13 2 300 30 5 10 20 12
2 4 5 12 2 400 35 6 9 21 12
3 3 6 11 2 970 40 7 8 19 14
4 5 7 10 2 930 45 8 7 14
5 3 8 9 3 500 50 9 6 18 15
6 5 9 8 3 600 55 4 10 17 15
7 4 10 7 2 870 65 5 9 16 10
8 6 11 6 2 830 60 6 8 15 10
9 2 12 5 3 700 70 7 7 14 12
10 6 13 4 3 800 75 8 6 13 12
11 5 14 3 3 770 80 9 5 12 14
12 3 15 4 3 730 85 4 9 11 14
13 3 16 4 2 900 90 5 8 10 15
14 2 17 5 2 850 92 6 7 9 15
15 6 16 6 2 670 34 7 6 8 10
16 2 15 7 2 630 44 8 5 7 10
17 4 14 8 2 750 54 9 4 6 8
18 3 13 8 2 760 64 10 3 8 8
19 7 12 9 3 570 74 5 11 9 9
20 4 11 10 3 530 84 6 10 10 9
21 5 10 11 3 650 94 7 9 11 10
22 7 9 12 3 660 22 8 8 12 10
23 4 8 13 2 420 32 9 7 13 11
24 4 7 14 1 550 42 4 11 14 11
25 3 6 15 1 560 52 5 10 15 13
26 7 5 16 2 720 62 6 10 16 13
27 6 4 17 2 450 72 7 9 17 8
28 2 3 18 1 820 37 8 8 18 8
29 8 3 19 1 920 47 9 7 19 9
30 4 4 20 2 350 57 4 6 20 9
6. Практическая часть6.1. Расчет сметной стоимости электрооборудования цеха (участка)
При написании раздела необходимо дать краткое определение понятию «смета» и рассмотреть ее составные элементы.
Сметный расчет следует показать по форме, указанной в таблице 6.1.
Таблица 6.1. - Расчет сметной стоимости электрооборудования цеха (участка)
№ п/п Тип оборудования Ед. изм. Кол-во Цена, руб. Общая стоим. (С), руб. Затраты, руб. Сметная стоимость, руб.
Монтаж (Змон), руб. Транспорт. расходы (Зтр), руб. 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 2 … Затраты на монтажные работы следует принять в размере 10% от общей стоимости оборудования.
Транспортные расходы принять в размере 5% от общей стоимости оборудования.
Сметная стоимость определяется как сумма общей стоимости, затрат на монтажные работы и расходов на транспорт.
Цены на электрооборудования и электроматериалы можно рассмотреть в таблице 6.2.
После таблицы необходимо представить расчет на примере одного из типов оборудования. Пример расчета необходимо представить по следующей схеме:
Расчет сметной стоимости силового трансформатора:
Определяем стоимость всех трансформаторов:
, руб. (6.1.)
Где, С – стоимость единицы оборудования или цена, руб.
n – количество оборудования, шт.
Определяем прямые затраты на монтаж трансформатора:
, руб. (6.2.)
Определяем накладные затраты на транспортировку:
, руб. (6.3.)
Определяем сметную стоимость трансформатора:
, руб. (6.4.)
Таблица 6.2. - Сметная стоимость электрооборудования цеха (участка)
№ п/п Тип оборудования Параметры Цена, руб.
1 Асинхронный двигатель, АД U= 6кВ Рн= 800кВт
157 200
2 Асинхронный двигатель, АД U= 6кВ Рн=500кВт
140 000
3 Асинхронный двигатель, АД U= 0,38кВ Рн=20кВт
78 000
4 Асинхронный двигатель, АД U= 0,38кВ Рн=50кВт
115 000
5 Синхронный двигатель, СД U= 10кВ
Рн=1000кВт
250 000
6 Синхронный двигатель, СД U= 10кВ
Рн=2500кВт
386 563
7 Трансформатор , 400 кВА U= 6кВ
428 460
8 Трансформатор , 400 кВА U= 10кВ
585 466
9 Кабельные линии U= 6кВ
78- 80
10 Кабельные линии U= 10кВ
88 - 20
11 Кабельные линии U= 0,38кВ
47-50
12 Выключатели U= 10кВ
8613
13 Выключатели U= 0,38кВ
7527
14 Контакторы U= 0,38кВ
6441
15 Люминесцентная лампа
ЛЛ 40Вт
737
6.2. Характеристика основных фондов участка (цеха) и расчет суммы амортизационных отчисленийВ данном разделе дается полная характеристика основных фондов, приводится их классификация. Далее необходимо раскрыть сущность амортизации, амортизационных отчислений, нормы амортизации, привести расчетные формулы.
Расчет суммы амортизационных отчислений необходимо оформить по форме, представленной в таблице 6.3.
Таблица 6.3. - Расчет суммы амортизационных отчислений цеха (участка)
№ п/п Тип оборудования Сметная стоимость, руб. Норма амортизации, % Сумма амортизации, руб.
1 Асинхронный двигатель, АД U= 6кВ,
Рн= 800кВт 9,5 2 Асинхронный двигатель, АД U= 6кВ, Рн=500кВт 9,5 3 Асинхронный двигатель, АД U= 0,38кВ, Рн=20кВт 9,5 4 Асинхронный двигатель, АД U= 0,38кВ, Рн=50кВт 9,5 5 Синхронный двигатель, СД U= 10кВ, Рн=1000кВт 5,3 6 Синхронный двигатель, СД U= 10кВ, Рн=2500кВт 5,3 7 Трансформатор , 400 кВА, U= 6 кВ 3,5 8 Трансформатор , 400 кВА, U= 10кВ 3,5 9 Кабельные линии, U= 6кВ 4 10 Кабельные линии, U= 10кВ 4 11 Кабельные линии, U= 0,38кВ 4 12 Выключатели, U= 10кВ 4,4 13 Выключатели, U= 0,38кВ 4,4 14 Контакторы, U= 0,38кВ 4,4 ИТОГО Сумма амортизационных отчислений определяется по формуле:
(6.5.)
где Сперв – первоначальная (сметная) стоимость основных фондов, руб.
На – норма амортизации, %.
После таблицы необходимо провести пример расчета суммы амортизационных отчислений на один из типов оборудования.
6.3. Организация и планирование ремонтных работ
При написании данного раздела необходимо рассмотреть следующие вопросы:
Сущность ремонтов и их виды.
Финансирование ремонтов.
Организация ремонтных работ.
Исходные данные для составления графика ППР берутся из:
Справочник Н.Н. Синягин «Система ППР оборудования и сетей промышленной энергетики».
Справочник А.И. Ящура «Система технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования.
Положение о планово-предупредительных ремонтах оборудования и транспортных средств на предприятиях Министерства цветной металлургии СССР.
Исходные данные для составления графика ППР оформляются по форме, представленной в таблице 6.4.
Таблица 6.4. Исходные данные для составления графика ППР
№ п/п Тип оборудования Ремонт Трудоемкость чел/час
Вид Переодичностьмес. Продолжительность
(простои), час. Число в цикле 1 2 3 4 5 6 7
1 Асинхронный двигатель,
АД U= 6кВ,
Рн= 800кВт К (Рц) 72 232 1 536
Т(tТ) 6 60 формула 96
ТО(tТО) 1 6 формула 9,6
2 Асинхронный двигатель,
АД U= 6кВ, Рн=500кВт К 72 152 1 47
Т 6 48 формула 233
ТО 1 4,8 формула 23,3
3 Асинхронный двигатель,
АД U= 0,38кВ, Рн=20кВт К 72 48 1 38
Т 6 4 формула 7
ТО 1 0,4 формула 0,7
Продолжение 6.4.
4 Асинхронный двигатель,
АД U= 0,38кВ, Рн=50кВт К 72 48 1 62
Т 6 10 формула 12
ТО 1 1 формула 1,2
5 Синхронный двигатель,
СД U= 10кВ, Рн=1000кВт К 72 196 1 482
Т 12 60 формула 98
ТО 1 6 формула 9,8
6 Синхронный двигатель,
СД U= 10кВ, Рн=2500кВт К 72 272 1 900
Т 12 68 формула 124
ТО 1 6,8 формула 12,4
7 Трансформатор,
400 кВА,
U= 6 кВ К 144 156 1 216
Т 36 6 формула 43
ТО 1 0,6 формула 4,3
8 Трансформатор,
400 кВА,
U= 10кВ К 144 67 1 309
Т 36 8 формула 67
ТО 1 0,8 формула 6,7
9 Кабельные линии,
U= 6кВ К 240 57 1 111
Т 12 17 формула 33
ТО 1 1,7 формула 3,3
10 Кабельные линии,
U= 10кВ К 240 72 1 143
Т 12 21 формула 42
ТО 1 2,1 формула 4,2
11 Кабельные линии,
U= 0,38кВ К 240 45 1 90
Т 12 14 формула 28
ТО 1 1,4 формула 2,8
12 Выключатели,
U= 10кВ К 36 8 1 23
Т 12 4 формула 7
ТО 1 0,4 формула 0,7
13 Выключатели,
U= 0,38кВ К 36 8 1 38
Т 12 4 формула 11
ТО 1 0,4 формула 1,1
14 Контакторы,
U= 0,38кВ К 84 8 1 8
Т 6 4 формула 4
ТО 1 0,4 формула 0,4
После таблицы 6.4. необходимо рассчитать количество ремонтов между осмотрами и составить по каждому типу оборудования структуру ремонтного цикла.
Расчет ведем по формулам:
Рассчитаем количество текущих ремонтов
nТ = РцtТ - 1 (6.6.)
где nТ – количество текущих ремонтов.
tТ - межремонтный период.
Рц – продолжительность ремонтного цикла, Рц= К.
Рассчитаем количество техосмотров:
nТО= РцtТО - (1+ nТ) (6.7.)
где nТо – количество техосмотров.
tТО - межосмотровой период, tТО= 1.
Рц – продолжительность ремонтного цикла, Рц= К.
Распределяем осмотры между ремонтами по формуле:
(6.8.)
где n; n; n=1 - количество ремонтов в ремонтном цикле.
Пример:
Расчет осмотров между ремонтами для силового трансформатора
400 кВА, U= 10кВ:
Рц= 12 лет=144 мес.; n=1; tТО= 1мес.; tТ= 36 мес.
nТ = РцtТ - 1 = (144/36)-1=3 мес.
nТО= РцtТО - (1+ nТ) = (144/1) – (1+3)= 140 мес.
=
Составляем структуру ремонтного цикла: Рц= 12 лет
К-35ТО-Т-35ТО-Т-35ТО-Т-35ТО- К
3 года 3 года 3 года 3года
Все полученные данные сводим в таблицу 6.5.
Таблица 6.5. Количество ремонтов между осмотрами
Наименование оборудования R

6.4. Составление графика ППР на планируемый год
При написании данного раздела необходимо рассмотреть следующий вопрос:
Основные этапы планово - предупредительного ремонта оборудования.
Система ППР и ее основные понятия.
График оформляется по форме, представленной в таблице 6.6.
Последовательность составления годового график ППР электрооборудования можно рассмотреть в Приложении 7.
6.5. Организация труда и заработной платы работников электрослужбы
В подразделе, прежде всего, необходимо дать ответы на следующие вопросы:
Сущность научной организации труда на предприятии.
Элементы организации труда.
Формы разделения труда на предприятии.
Режимы труда и отдыха.
Далее необходимо представить график сменности (выходов на работу) для рабочих непрерывного производства. График оформляется в таблицу 6.7.
Таблица 6.6. - График ППР на 2014 год Трудоемкость чел/час Всего 23 382,7 140,7 ТО 22 11/73,7 11/73,7 Т 21 - 1/67 К 20 1/309 - Простой, час Всего 19 75,8 16,8 ТО 18 11/8,8 11/8,8 Т 17 - 1/8 К 16 1/67 - 4 квартал XII 15 ТО
ТО
XI 14 ТО
ТО
X 13 ТО
ТО
3 квартал IX 12 ТО
ТО
VIII 11 ТО
ТО
VII 10 ТО
ТО
2 квартал VI 9 ТО
ТО
V 8 ТО
ТО
IV 7 ТО
ТО
1 квартал III 6 ТО
ТО
II 5 ТО
Т/8 I 4 К/144 ТО
Дата 3 01.08 02.08 Тип оборудования 2 Трансформатора
400 кВА, U= 10кВ
Трансформатора
400 кВА, U= 10кВ
№ 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Продолжение таблицы 6.6. Трудоемкость час/чел Всего 23 ТО 22 Т 21 К 20 Простой, час Всего 19 ТО 18 Т 17 К 16 4 квартал XII 15 XI 14 X 13 3 квартал IX 12 VIII 11 VII 10 2 квартал VI 9 V 8 IV 7 1 квартал III 6 II 5 I 4 Дата 3 Тип оборудования 2 № 1 Режим труда и отдыха - это установление для каждого вида работ порядка чередования и продолжительности периода работы и отдыха в течение смены, недели, месяца, года. Этот режим проектируется с учётом мнения специалистов по психологии и физиологии труда.
Режимы труда и отдыха устанавливаются с помощью графика сменности, определяющего продолжительность, время начала и окончания каждой смены.
В прерывном производстве с пяти или шести дневной рабочей неделей установлена сорока часовая рабочая неделя (для вредных условий труда тридцати шести часовая) с праздничными общероссийскими днями.
Для непрерывного производства на предприятиях применяют четырех или пяти бригадные графики сменности.
У каждого графика есть свой цикл, который определяется умножением количества бригад на количество смен.
1 смена с 00 до 0800
2 смена с 0800 до 1600
3 смена с 1600 до 2400
Таблица 6.7. – График сменности на _____________месяц_______года
Дни 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Бригады 1 2 3 4 Рассмотрим примерный график сменности на январь 2014 год:
В данном графике цикл 12 дней (4 бригады по 3 смены).
Чередование смены: 1 3; 3 2; 2 1.
Таблица – График сменности на январь месяц 2014 год
Дни 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Бригады 1 1 1 1 в 3 3 3 в 2 2 2 в 1 1 1 в 3 3 3 в 2 2 2 в 1 1 1 в 3 3 3
2 2 2 в 1 1 1 в 3 3 3 в 2 2 2 в 1 1 1 в 3 3 3 в 2 2 2 в 1 1 1 в
3 3 в 2 2 2 в 1 1 1 в 3 3 3 в 2 2 2 в 1 1 1 в 3 3 3 в 2 2 2 В 1
4 в 3 3 3 в 2 2 2 в 1 1 1 в 3 3 3 в 2 2 2 в 1 1 1 в 3 3 3 в 2 2
На основании графика сменности, общих выходных и праздничных дней составляем баланс рабочего времени на планируемый год. Баланс рабочего времени оформляется в таблицу 6.8.
Таблица 6.8.- Плановый баланс рабочего времени на ______год
№ п/п Состав фонда времени Прерывный процесс производства Непрерывный процесс производства
1 Календарный фонд времени (Т), дней 365 365
2 Число нерабочих дней в году
В том числе:
праздничные дни
выходные (31/4)*12=93
3 Номинальный фонд времени (Т),
(строка 1 минус строка 2) , дней 4 Не выходы на работу по причинам: очередных и дополнительных отпусков (Т) 28 30
болезни (Т) 2 3
выполнения гособязанностей (Т) 1 1
ученических отпусков (Т) 1 1
декретных отпусков (Т) 1 -
Итого невыходов: 5 Эффективный фонд рабочего времени (Т)(строка 3 минус строка 4 «Итого») , дней На основании баланса рабочего времени определяется коэффициент списочного состава:
Для прерывного производства
(6.9.)
Для непрерывного производства
(6.10.)
6.6. Расчет численности дежурных электриков и ремонтной бригады
Расчет численности ведут исходя из рассчитанной трудоемкости в графике ППР (таблица 6.6) и на основании баланса рабочего времени (таблица 6.8).

6.6.1. Расчет численности дежурного персонала
Численность дежурного персонала определяется по следующей схеме:
1.1. Определяется явочная численность рабочих в смене- :
, (6.11.)
где, - итого по трудоемкости ТО (см. график ППР);
Т - эффективный фонд времени для непрерывного производства (см. плановый баланс рабочего времени);
t - продолжительность смены (8 часов).
1.2. Определяется явочная численность рабочих в сутки - :
, (6.12.)
где с – количество смен в сутки.
1.3. Для учета рабочих, отсутствующих по разным причинам, рассчитывается списочная численность дежурного персонала- по формуле:
,(6.13.)
где, k - коэффициент списочного состава.
Принимаем численность дежурного персонала в количестве __ человек, по 5 разряду.
Численность ремонтного персонала определяется по следующей схеме:
Ремонтный персонал цеха занимается ремонтом оборудования, обычно работает в дневную смену (т.е. производство прерывное).
В расчете численности ремонтной бригады учитывается, что организация ремонтных работ является смешанной, то есть капитальные ремонты выполняются подрядными организациями, поэтому в расчете численности не учитывается трудоемкость капитальных ремонтов.
2.1. Определяем численность ремонтного персонала:
, (6.14.)
где, k - коэффициент выполнения норм (1,1);
Т - эффективный фонд времени для прерывного производства.
2.2. Определяем списочную численность персонала:
,(6.15.)
где k - коэффициент списочного состава (1,15).
Рассчитанное число рабочих распределяем по разрядам:
1. Дежурный персонал – все рабочие 5 разряда
2. Ремонтный персонал: 6 разряд (бригадир) – 1 чел. (бригадир);
5 разряд – … чел.;
4 разряд - … чел.;
3 разряд - … чел.
6.6.2. Расчет численности руководителей, специалистов и МОП
Потребность в ИТР, специалистах и МОП определяется в соответствии с утвержденной структурой управления. Резерв для ИТР планируется только для сменного персонала (сменный мастер).
На основании штатного расписания рассчитывается численность:
, (6.16.)
,(6.17.)
6.7. Расчет фонда оплаты труда персонала цеха (участка)
В этом разделе нужно дать ответы на следующие вопросы:
1. Понятие фонда оплаты труда.
2. Понятие и состав основной и дополнительной заработной платы рабочих.
6.7.1. Расчет ФОТ рабочих
Расчет ФОТ дежурного персонала ведут по следующей схеме (дежурный электрик 5 разряда по ремонту оборудования):
1.1. Определяем тарифный фонд зарплаты дежурного персонала, руб.:
, (6.18.)
где С' – часовая тарифная ставка, руб.
1.2. Определяем премию, руб.:
,(6.19.)
где П% - процент премии.
Рекомендуется установить следующие проценты премии:
для дежурного персонала – 75-85 %.
1.3. Определяем оплату за ночные часы:
,руб.,(6.20)
где k - ночной коэффициент (принять равным 13%)
1.4. Определяем доплату за вечерние часы:
,руб.,(6.21)
где k - вечерний коэффициент (принять равным 7%)
1.5. Определяем доплату за праздничные часы:
,руб.,(6.22)
где k- праздничный коэффициент (принять равным 2%)
1.6. Определяем фонд основной зарплаты:
(6.23)
1.7. Определяем ФОЗП с учетом районного коэффициента (РК):
(6.24)
Где РК – районный коэффициент (принять равным 1,2).
1.8. Определяем фонд дополнительной заработной платы:
,(6.25)
где, - допустимый дополнительный коэффициент;
(6.26)
где, - невыходы на работу.
для дежурного персонала см. в таблицу 6.8.
1.9. Определяем ФОТ за год:
,(6.27)
1.10. Определяем среднемесячную заработную плату:
, (6.28)
где, 12 – число месяцев в году.
Аналогично оформляется ФОТ для ремонтного персонала, но необходимо учесть, что процесс производства прерывный.
Расчет ФОТ ремонтного персонала ведут по следующей схеме:
2.1. Определяем тарифный фонд зарплаты ремонтного персонала, руб.:
, (6.29.)
где С' – часовая тарифная ставка, руб.
2.2. Определяем премию, руб.:
,(6.30.)
где П% - процент премии.
Рекомендуется установить следующие проценты премии:
для ремонтного персонала – 75-85 %.
2.3. Определяем фонд основной зарплаты:
(6.31)
2.4. Определяем ФОЗП с учетом районного коэффициента (РК):
(6.32)
Где РК – районный коэффициент (принять равным 1,2).
2.5. Определяем фонд дополнительной заработной платы:
,(6.33)
где, - допустимый дополнительный коэффициент;
(6.34)
где, - невыходы на работу.
для ремонтного персонала см. в таблицу 6.8.
2.6. Определяем ФОТ за год:
,(6.35)
2.7. Определяем среднемесячную заработную плату:
, (6.36)
где, 12 – число месяцев в году.
Расчет ФОТ рабочих необходимо представить в таблице 6.9.
6.7.2. Расчет ФОТ руководителей, специалистов и МОП
Годовой фонд заработной платы руководителей, специалистов и служащих цеха (участка) рассчитывается в соответствии со штатным расписанием и должностными окладами, которые определяются организационной структурой цеха (участка).
Организационная структура цеха (участка) может быть различна и зависит от мощности и типа промышленного предприятия, структуры энергетического хозяйства и других факторов.
Расчет ФОТ руководителей, специалистов и МОП необходимо представить в таблице 6.10.
Таблица 6.10. - Расчет ФОТ руководителей, специалистов и МОП
Должность Численность,
Чсп, руб. Месячный оклад, руб. Годовой фонд,
, руб. Годовой фонд з/п с Р.К.,
, руб.
Начальник участка (цеха) 30 000 Зам. начальника участка (цеха) 25 000 Старший инженер 20 000 Инженер 18 500 Техник 16 200 Мастер Равно числу бригад ремонтных рабочих 17 800 Экономист 15 200 Уборщица 6 000 Итого Таблица 6.9. - Расчет ФОТ рабочих
Профессия Разряд Чсп, чел. Тэф,
дни tсм,
час С/,
руб. Фонд основной зарплаты, руб. ФОЗПрк
руб. ФДЗП,
руб. ФОТ,
руб. Зср.мес,
руб.
Зт П Зноч Звеч Зпразд Итого Ремонтный персонал
Электрик по ремонту электрооборудования
VI бр. 54,87 - - - Электрик по ремонту электрооборудования
V 47,03 - - - Электрик по ремонту электрооборудования
IV 41,0 - - - Электрик по ремонту электрооборудования
III 36,78 - - - ИТОГО
- - - Дежурный персонал
Электрик
(дежурный)
V 54,87 ИТОГО
ВСЕГО
1.1. Определяем годовой фонд заработной платы руководителей, специалистов и МОП:
(6.37)
где, Оклад - месячный оклад, руб.
12 – число месяцев в году.
1.2. Определяем годовой фонд заработной платы с учетом районного коэффициента (РК):
(6.38)
где РК – районный коэффициент (принять равным 1,2).
1.3. Определяем среднемесячную заработную плату:
, (6.39)
где, 12 – число месяцев в году.
Результаты расчетов по разделам 6.7.1. и 6.7.2. необходимо свести в таблицу 6.11.
Таблица 6.11. – Сводная ведомость по труду и зарплате персонала цеха (участка)
Категории работающих Списочная численность,
,чел. Годовой фонд з/п
, руб. Среднемесячная з/п
Зср.мес, руб.
Дежурный персонал
табл. 6.9. Итого ФОТ дежурного персонала Ремонтный персонал
табл. 6.9. Итого ФОТ ремонтного персонала Руководители и специалисты табл. 6.10. руководителей и специалистов МОП
табл. 6.10.
МОП ИТОГО
6.8. Расчет эксплуатационных затрат цеха (участка)
Эксплуатационные затраты зависят от амортизационных отчислений, стоимости потерь электроэнергии, расходов на ремонт, зарплату обслуживающего персонала с начислениями:
(6.40)
где С - амортизационные отчисления, руб. (таблица 6.3, строка «Итого»);
С - стоимость потерь на электроэнергию, руб. (см. формула 6.41);
С - стоимость ремонтных работ, руб. (2% от сметной стоимости оборудования);
С - заработная плата с начислениями, руб. (см. формула 6.44)
, руб.(6.41)
где, - стоимость 1кВт/час (2,5 руб.)
- потери электроэнергии
(6.42)
где, - средний КПД электрооборудования (принять в размере 0,8);
k - средний коэффициент загрузки (принять в размере 0,71до 0,96);
Т – количество часов работы оборудования (см. формула 6.43.);
- сумма мощностей всех оборудований.
, час(6.43)
Т - время простоя оборудования по ППР;
К – количество ремонтных единиц.
, руб. (6.44)
6.9. Сводная таблица технико-экономических показателей цеха (участка)
Таблица 6.11. –Технико-экономические показатели
№ п/п Показатели Ед.изм. Величина
1 Число ремонтных единиц шт количество оборудования по графику ППР
2 Трудоемкость работ в т.ч.: чел/час по графику ППР
капитальных ремонтов чел/час т.6.6, столбец 20
текущих ремонтов чел/час т.6.6, столбец 21
технических осмотров чел/час т.6.6, столбец 22
3 Среднесписочная численность рабочих чел т.6.11, ИТОГО ∑Чел.
4 ФОТ руб. т.6.11,ИТОГО ∑ФОЗПрк
5 Среднемесячная заработная плата руб. т.6.11, ИТОГО ∑Зср.мес..
6 Сметная стоимость оборудования руб. т.6.1
7 Стоимость эксплуатационных затрат руб. формула 6.40

Приложение 1
Образец оформления титульного листа курсовой работыГосударственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области
«Краснотурьинский индустриальный колледж»
(ГБОУ СПО СО «КИК»)
Специальность № 140613.51
«Техническая эксплуатация
и обслуживание электрического
и электромеханического
оборудования (по отраслям)»
Группа ЭМ-10к
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине «Экономика отрасли»
по теме: Определение эксплуатационных затрат цеха (участка)
Разработал Иванов Андрей Михайлович
Руководитель Дрожжина Альфиза Михайловна
Оценка _____________________
Подпись преподавателя _______
«_____» _______________ 20_ г.
Краснотурьинск
20__
Приложение 2
Образец оформления задания для курсовой работыКраснотурьинский индустриальный колледж
ЗАДАНИЕ
для курсового проекта студенту(ке), группы ЭМ-10к,
специальности № 140613.51 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»
_____________________________________________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество
по дисциплине: Экономика отрасли
Тема курсового проекта: Определение эксплуатационных затрат цеха (участка)
Исходные данные работы: Вариант №____

п/п Тип оборудования Ед.
изм. Количество Примечание
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Сроки выполнения курсовой работы
с «___» ______________ 20__ г. по «___» ______________ 20__ г.
Руководитель: Дрожжина Альфиза Михайловна
Дата выдачи задания: «___» ______________ 20__ г.
Задание получил: _________________________________________________________
Фамилия, имя, отчествоПриложение 3
Образец оформления содержанияСОДЕРЖАНИЕ
с.


Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Описательная часть
1.1. Краткие сведения о предприятии…………………………………………
1.2. Характеристика основного оборудования…….…………………………..
1.3. Характеристика цеха (участка)…………………………………………….
Глава 2. Расчётная часть
2.1. Расчет сметной стоимости электрооборудования цеха (участка)………..
2.2.Характеристика основных фондов участка и расчет суммы амортизационных отчислений…………………………………………
2.3.Организация и планирование ремонтных работ. ………………………….
2.4. Составление графика ППР на планируемый год………………………..…
2.5.Организация труда и заработной платы работников электрослужбы…….
2.6.Расчет численности дежурных электриков и ремонтной бригады……….
2.7.Расчет фонда оплаты труда персонала цеха (участка)……………………
2.8.Расчет эксплуатационных затрат цеха (участка)………………………….
2.9. Сводная таблица технико-экономических показателей цеха (участка)..
Заключение……………………………………………………………………….
Источники информации……………………………………………………….. 4
5
8
15
24
26
29
30
30
31
32
37
42
43
45
Приложение 4
Образец оформления списка использованных источников и литературы
Источники информации
Жиделева В.В., Каптейн Ю.Н. Экономика предприятия: Учебное пособие, - М: ИНФРА – М, 2003. – 133 с.;
Зайцев Н.Л. Экономика организации. Учебник. М: 2000. – 768 с.;
Основы предпринимательской деятельности: Маркетинг: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Власовой. – М: Финансы и статистика, 1999. – 240 с.: ил.;
Романенко И.В. Экономика предприятия. – 2 – е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 208 с.: ил.;
Синягин Н.Н. и др. Система планово-предупредительного ремонта оборудования и сетей промышленной энергетики / Синягин Н.Н.., Афанасьев Н.А., Новиков С.А. – 2-е изд., переаб. –М.:Энергия, 1978.-408 с., ил.
Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов – на – Дону, Издательство «Феникс», 1998 – 608 с.;
Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия: Пер. с нем. / Под ред. проф. А.Г. Поршнева. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 512 с.: ил.;
Экономика и управление в энергетике: Учебное пособие для студ. Сред. Проф. Учеб. Заведений/ Т.Ф.Басова, Н.Н. Кожевников. и др.; Под ред. Н.Н. Кожевникова.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. -384 с.
Экономика и управление энергетическими предприятиями: Учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений / Т.Ф. Басова, Е. И.Борисова, В.В. Бологова и др.; Под ред. Н.Н. Кожевникова.- М.: Издательский центр «Академия», 2004. -432 с.
Экономика отрасли. Под ред. проф. А.С. Пелиха. Изд. 2 – е перераб. и доп. Ростов – на – Дону: «Феникс», 2003. – 408 с.;
Экономика предприятия и отрасли промышленности. Серия «Учебники, учебные пособия». 3 – е изд., перераб. и доп. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 1999. – 608 с.
Экономика фирмы: Учебн. пособие / Т.В. Муравьева, Н.В. Зиньковская, Н.А. Волкова, Г.Н. Лиференко, Под ред. Т.В. Муравьевой. – М.: Мастерство, 2002. – 400 с.;
Экономика энергетики: учеб. Пособие / Нагорная В.Н.; Дальневосточный государственный университет.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2007. -157 с.
Ящура А. И. Система технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования. Справочник. – М.: Изд_во НЦ ЭНАС, 2006. –504 с. ил.
Приложение 5
Образец оформления внешнего вида 3 листа курсового проекта «Содержание»Лист выполняется на писчей бумаге формата А4 размерами 210 х 297 мм
с рамкой и штампом.
Лист оформляется следующим образом:
5
20
40




5

штамп





5
Штамп:
шифр
специальности год поступления № варианта количество
чертежей год выполнения

10 10 20 15 10 120
КП 140613.51.10.01.00.13 ПЗ
Изм Лист № докум. Подп. Дата Разраб. Экономика отрасли Лит Лист Листов
Провер. Дрожжина 15 15 20
ЭМ-10ук
70 50
Приложение 6
Образец оформления внешнего вида листа курсового проектаКурсовой проект выполняется на писчей бумаге формата А4 размерами 210 х 297 мм
Лист оформляется следующим образом:

Приложение 7
Последовательность составления
годового график ППР электрооборудования
Основным документом, по которому осуществляется ремонт электрооборудования, является годовой график планово-предупредительного ремонта электрооборудования, на основе которого, определяется потребность в ремонтном персонале, в материалах, запасных частях, комплектующих изделиях. В него включается каждая единица, подлежащая капитальному и текущему ремонту электрооборудования.
Для составления годового графика планово-предупредительного ремонта (графика ППР) электрооборудования нам понадобятся нормативы периодичности ремонта оборудования. Эти данные можно найти в паспортных данных завода-изготовителя на электрооборудование, если завод это специально регламентирует, либо использовать справочник «Система технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования». Воспользуемся справочником А.И. Ящура 2008 года.
Рассмотрим конкретно взятый пример. Предположим, что у нас в электрохозяйстве, в корпусе 541, есть:
Масляный трансформатор трехфазный двухобмоточный 6/0,4 кВ,
1000 кВА;
Электродвигатель насоса, асинхронный Рн=125 кВт;  
Шаг 1. Вносим в пустую форму таблицы «Исходные данные для составления графика ППР» наше оборудование.
Таблица. - Исходные данные для составления графика ППР
 № п/п Тип оборудования Ремонт Трудоемкость чел/час
Вид Переодичностьмес. Продолжительность
(простои), час. Число в цикле 1 2 3 4 5 6 7
1 Трансформатор
6/0,4кВ, 1000 кВА К (Рц) 1 Т(tТ) формула ТО(tТО) формула 2 Электродвигатель
асинхронный
Рн=125 кВт К 1 Т формула ТО формула Шаг 2. На этом этапе определяем нормативы ресурса между ремонтами и простоя.
Для нашего трансформатора: открываем справочник стр.205 и в таблице «Нормативы периодичности, продолжительности и трудоемкости ремонта трансформаторов и комплектных подстанций» находим описание оборудование, которое подходит к нашему трансформатору. Для своей мощности 1000 кВА выбираем значения периодичности ремонта и простоя при капитальном и текущем ремонтах, и записываем их в таблицу «Исходные данные для составления графика ППР».

б) Для электродвигателя по той же схеме – стр.151 Таблица 7.1 (смотри рисунок).

Найденные нормативы в таблицах переносим в таблицу «Исходные данные для составления графика ППР».
Таблица. - Исходные данные для составления графика ППР
 № п/п Тип оборудования Ремонт Трудоемкость чел/час
Вид Переодичностьчас. (мес.) Продолжительность
(простои), час. Число в цикле 1 2 3 4 5 6 7
1 Трансформатор
6/0,4кВ, 1000 кВА К (Рц) 103680 (144) 184 1 310
Т(tТ) 25920 (36) 8 формула 62
ТО(tТО) 720 (1) 0,8 формула 6,2
2 Электродвигатель
асинхронный
Рн=125 кВт К 51840 (72) 64 1 98
Т 4320 (6) 10 формула 20
ТО 720 (1) 0,1 формула 2
Очередные осмотры электрооборудования (без их отключения) производятся один раз в месяц. Продолжительность и трудоемкость ТО электрического оборудования следует предусматривать 10% от текущего ремонта.
Для того чтобы определить сколько будет длиться в месяцах ремонт необходимо количество часов периодичности ремонта по оборудованию разделить на количество часов в месяц. Производим вычисление для трансформатора Т-1: 103680/720 = 144 мес.
Шаг 3. После таблицы «Исходные данные для составления графика ППР» необходимо рассчитать количество ремонтов между осмотрами и составить по каждому типу оборудования структуру ремонтного цикла.
Шаг 4.
Для выбранного электрооборудования нам необходимо определиться с количеством и видом ремонтов в предстоящем году. Для этого нам необходимо определиться с датами последних ремонтов – капитального и текущего. Предположим, мы составляем график на 2014 год. Оборудование действующее, даты ремонтов допустим нам известны. Для трансформатора Т-1 капитальный ремонт проводился в январе 2008 года, текущий – январь 2011 года. Для электродвигателя Н-1 капитальный – сентябрь 2012, текущий – март 2013 года.
Определяем когда и какие виды ремонта предстоят трансформатору Т-1 в 2014 году. Как мы знаем в году 8640 часов. Берем найденный норматив ресурса между капитальными ремонтами для трансформатора Т-1 103680 ч. и делим его на количество часов в году 8640 ч. Производим вычисление 103680/8640 = 12 лет. Таким образом, следующий капитальный ремонт должен проводиться через 12 лет после последнего капитального ремонта, а т.к. последний был в январе 2008 г., значит, следующий планируем на январь 2020 года.
По текущему ремонту тот же принцип действия: 25920/8640=3 года. Последний текущий ремонт производился в январе 2011, т.о. 2011+3=2014. Следующий текущий ремонт в январе 2014 года, именно на этот год мы и составляем график, следовательно, в графе 8 (январь) для трансформатора Т-1 вписываем «Т».
Для электродвигателя получаем: капитальный ремонт проводится каждые 6 лет и планируется на сентябрь 2018 года. Текущий проводится 2 раза в год (каждые 6 месяцев) и, согласно последнему текущему ремонту планируем на март и сентябрь 2014 года.
Важное замечание: если электрооборудование вновь монтируемое, то все виды ремонта, как правило, «пляшут» от даты ввода оборудования в эксплуатацию.
Наш график приобретает следующий вид:

Шаг 5. Определяем годовой простой текущего ремонта. Для трансформатора он будет равен 8 часам, т.к. в 2014 году мы запланировали один текущий ремонт, а в нормах ресурса на текущий ремонт - 8 часов. Для электродвигателя Н-1 в 2014 году будет два текущих ремонта, норма простоя в текущем ремонте – 10 часов. Умножаем 10 часов на 2 и получаем годовой простой равный 20 часам.
Шаг 6. Определяем годовую трудоемкость ремонтов.
Трудоемкость считается по количеству единиц оборудования и нормам трудоемкости одного ремонта. Для трансформатора он будет равен 62 чел/час., т.к. в 2014 году мы запланировали один текущий ремонт, а в нормах ресурса на текущий ремонт - 62 чел/час. Для электродвигателя Н-1 в 2014 году будет два текущих ремонта, норма трудоемкости в текущем ремонте – 20 чел/час. Умножаем 20 чел/час на 2 и получаем годовую трудоемкость - 40 чел/час.
Наш график приобретает следующий вид:

Шаг 7. На основании структуры ремонтного цикла по каждому оборудованию проставляем количество осмотров между ремонтами и определяем годовой простой по ТО.
Для одного трансформатора простой будет равен 0,8 часам, по структуре ремонтного цикла количество осмотров между ремонтами - 35ТО. В 2014 году мы запланировали один текущий ремонт, поэтому количество осмотров будет всего 11, норма годового простоя ТО составит 8,8 (11 умножаем на 0,8).
Для электродвигателя Н-1 простой будет равен 0,1 часам, по структуре ремонтного цикла количество осмотров между ремонтами - 5ТО. В 2014 году мы запланировали два текущего ремонта, поэтому количество осмотров будет 10, норма годового простоя ТО составит 1,0 (10 умножаем на 0,1).
Трудоемкость считается по количеству единиц оборудования и нормам трудоемкости одного ремонта. Для трансформатора он будет равен 68,2 чел/час (6,2 чел/час умножаем на 11ТО).
Для электродвигателя Н-1 в 2014 году будет равен 20 чел/час (2 чел/час умножаем на 10 ТО).
Получаем окончательный вид нашего графика.

Такая схема удобна при работе с подрядными организациями, выполняющими ремонтные работы. Не стоит забывать, что даты ремонтов необходимо согласовывать с механической службой и при необходимости службой КИПиА, а также с другими структурными подразделениями, имеющим непосредственное отношение к ремонту и обслуживанию смежного оборудования.