Русский язык Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся для всех специальностей 1 курса по ППССЗ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал ТюмГНГУ в г. Ноябрьске



Кафедра гуманитарных наук
Русский язык

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся для всех специальностей 1 курса по ППССЗ

Составитель Р.Г.Валиуллина

Ответственный секретарь РИС

_____________ __________________
(подпись) расшифровка подписи

«____» __________2015г.
Директор филиала ТюмГНГУ
в г. Ноябрьске
______________ С.П.Зайцева
(подпись) расшифровка подписи
« » __________ 2015 г.


Зав. кафедрой (базовый вуз)_____________
(наименование)
______________ _________________
(подпись) расшифровка подписи
«____» ____________ 2015г
Председатель учебно-методического совета
____________Т.Е. Шевнина
(подпись) расшифровка подписи
« » __________ 2015 г.



Подписи и контактные телефоны авторов
__________ Валиуллина Р.Г. (подпись) расшифровка подписи
«____» _____________2015 г

тел. 8922-097-68-25
Председатель П(Ц)К ОПД и СД
(наименование)
______________ Р.Г.Валиуллина.
(подпись) расшифровка подписи
«____» ___________ 2015 г.
Протокол № 5 от 20.01.2015Г.





Тюмень
ТюмГНГУ
2015

Утверждено редакционно-издательским советом
Тюменского государственного нефтегазового университета
















Составитель: Валиуллина Р.Г., преподаватель, первой квалификационной категории













© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тюменский государственный нефтегазовый университет», 2015




УДК 468(034.5)
ББК 84.5+631+49

Валиуллина Р.Г.
Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся для всех специальностей 1 курса по дисциплине «Русский язык»

Предназначены для обучающихся всех специальностей 1 курса по ППССЗ
Данная дисциплина изучается в 1 и 2 семестре.
Приведено содержание основных тем заданий дисциплины, указаны перечень самостоятельных работ и темы внеаудиторных занятий. Приведены варианты заданий для индивидуальных домашних работ. Даны методические указания по выполнению самостоятельных работ.



Автор

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
5

1
Перечень внеаудиторной самостоятельной работы
7

2
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы
8


Самостоятельная работа 1

8


Самостоятельная работа 2

9


Самостоятельная работа 3

9


Самостоятельная работа 4

10


Самостоятельная работа 5

11


Самостоятельная работа 6

12


Самостоятельная работа 7

13


Самостоятельная работа 8

14


Самостоятельная работа 9

15


Самостоятельная работа 10
Самостоятельная работа 11 17
Самостоятельная работа 12 19
Самостоятельная работа 13 20
Самостоятельная работа 14 21
Самостоятельная работа 15 22
Самостоятельная работа 16 23


16

3
Критерии оценки самостоятельной работы обучающихся
24

4
Список литературы
26






ВВЕДЕНИЕ

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по всем специальностям СПО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 24.11.2009г., № 661.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся - это вид учебной деятельности, которую студент совершает в установленное время и в установленном объеме индивидуально или в группе, без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий.
Цель - систематизировать и закрепить полученные теоретические знания и практические умения обучающихся.
Задачи: систематизация и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся; развитие умений по поиску и использованию информации; формирование умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу; развитие информационно-познавательной компетенции; творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развитие исследовательских умений.
Самостоятельная внеаудиторная работа спланирована с расчетом отведенного времени в тематическом плане в виде домашних заданий учебного и творческого характера.
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются:
- подготовка рефератов
- составление тезисов
-подготовка сообщений
Порядок выполнения самостоятельной работы.
Самостоятельная работа задается преподавателем с указанием раздела и изученной темы. Формулируются вопросы, подлежащие изучению. Приводятся рекомендации по выполнению задания, включая рекомендации по работе с учебником, конспектами лекций.
В процессе выполнения самостоятельных работ, обучающиеся должны овладеть следующими умениями:
- определять требования к литературному языку,
- правильного владения основами культуры речи,
- различать основные единицы и уровни языка,
-правильно применять в практике общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка,
-соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
знаниями
- языковых норм литературного языка,
- культуры речи,
- основных единиц и уровней языка,
-орфоэпических, лексических, грамматических и пунктуационных норм речевого поведения,
-орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка.
Самостоятельная работа способствует формированию у обучающихся следующих профессиональных и общекультурных компетенций


ПК 1. 
Способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчёта экономических и социально-экономических показателей


ПК 2. 
Способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы определить и рассчитать основные элементы


ПК 3. 
Способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы

ОК 1.
Владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.
Должен быть способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем

ОК 5.
Использовать нормативно-правовые документы в своей профессиональной деятельности

ОК 6.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.
Работа проектных групп с целью оценки ОК связанных с навыками управления рабочей группой

ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.
Исполнять и воплощать полученные теоретические и практические знания, в том числе с применением полученных профессиональных знаний

ОК 11.

знать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности



1. ПЕРЕЧЕНЬ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Наименование разделов и тем
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:
Кол-во часов

Раздел 1.
Язык и речь. Функциональные стили речи.

самостоятельная работа студентов:
- составление текста на свободную тему (рассуждение),
- работа над оформлением основных документов официально-делового стиля,
- работа с текстами научного стиля.
самостоятельная работа студентов:
- составление текста на свободную тему (рассуждение),
- работа над оформлением основных документов официально-делового стиля,
- работа с текстами научного стиля.
Подготовка рефератов по теме: «Язык и его функция», «Русский язык в современном мире».
Составление высказывания на лингвистические темы, составление заявлений разных адресантов для устройства на работу.
Подготовка сообщений по теме:
«Текст. Основные признаки текста».
8

Раздел 2.
Лексика и фразеология.


Работа со словарями, выделение в современных текстах синонимов, паронимов, антонимов.
Подготовка реферата по теме: «Русская лексика с точки зрения её происхождения».
Работа с фразеологическими словарями, подготовка сообщения «Происхождение фразеологизмов».
Редактирование текста, исправление речевых ошибок.
8

Раздел 3.
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.
Подготовка сообщения по теме: «Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация»
2

Раздел  4.
Морфемика, словообразование.

Подготовка сообщений: «Строение русского слова», «Слово в разных уровнях языка».
2

Раздел 5.
Морфология и орфография.

Редактирование текста.
2

Раздел 6.
Служебные части речи.

Редактирование предложений, в которых допущены ошибки в употреблении предлогов.
Редактирование предложений, в которых допущены ошибки в употреблении союзов.
4

Раздел 7.
Синтаксис и пунктуация.


Подготовить сообщение на тему: «Из истории русской пунктуации».
6

итого

32





2. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самостоятельная работа №1
Тема: Язык и речь
Цель работы: систематизировать и закрепить полученные теоретические знания и практические умения обучающихся.
Вопросы для изучения:
1. К какой семье языков принадлежит русский?
2. Какова численность людей, говорящих на русском языке?
3. Каковы функции русского языка?
4. В каких формах существует национальный русский язык?
5. Назовите периоды в истории русского языка.
6. Назовите источники формирования и пополнение литературного языка и его норм.
7. Назовите пути пополнения русской лексики.
Задание для самостоятельной работы
Подготовить реферат по теме: «Язык и его функция». Самостоятельная работа включена в Раздел 1. «Язык и речь. Функциональные стили речи» Тема 1.1 «Язык и речь».
Рекомендации по выполнению задания
Работа с лекционным материалом по теме «Введение». Реферат состоит из: введения, основной части, заключения с выводами, списка литературы. Объём работы не менее 10 и не более 15 машинописных страниц. Печать кириллица, один с половиной интервал, шрифт 14. Ссылки на источники (в том числе наименование сайтов сети Интернет) обязательны. Поощряется использование практических примеров (статьи в печатных СМИ, деятельность известных ученых, писателей).
Сроки выполнения: 1 неделя обучения
Академические часы: 2
Основные требования к результатам работы:
Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, умение обучающихся использовать теоретические знания при выполнении практических заданий. Оформление материала в соответствии с требованиями.
Форма контроля: текущий контроль: устный ответ в ходе занятий по подготовленным рефератам или выступление с докладом по выбранной теме.
Список рекомендуемой литературы:
Указан в разделе 4. «Список литературы».








Самостоятельная работа № 2
Тема: Функциональные стили речи
Цель работы: систематизировать и закрепить полученные теоретические знания и практические умения обучающихся.
Вопросы для изучения:
1. К какой семье языков принадлежит русский?
2. Какова численность людей, говорящих на русском языке?
3. Каковы функции русского языка?
4. В каких формах существует национальный русский язык?
5. Назовите периоды в истории русского языка.
6. Назовите источники формирования и пополнение литературного языка и его норм.
7. Назовите пути пополнения русской лексики.
Задание для самостоятельной работы:
Подготовка реферата по теме: «Русский язык в современном мире»
Рекомендации по выполнению задания:
Реферат состоит из: введения, основной части, заключения с выводами, списка литературы. Объём работы не менее 10 и не более 15 машинописных страниц. Печать кириллица, один с половиной интервал, шрифт 14. Ссылки на источники (в том числе наименование сайтов сети Интернет) обязательны. Поощряется использование практических примеров (статьи в печатных СМИ, деятельность известных ученых, писателей).
Сроки выполнения: 2 неделя обучения
Академические часы: 2
Основные требования к результатам работы:
Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, умение обучающихся использовать теоретические знания при выполнении практических заданий. Оформление материала в соответствии с требованиями.
Форма контроля: текущий контроль: устный ответ в ходе занятий по подготовленным рефератам или выступление с докладом по выбранной теме.
Список рекомендуемой литературы:
Указан в разделе 4. «Список литературы».




Самостоятельная работа №3
Тема: Функциональные стили речи
Цель работы: Совершенствовать умения, необходимые для построения устного высказывания по материалу, изученного на уроках языка; совершенствовать умение строить рассуждение в научном стиле.
Вопросы для изучения:
Какие стили речи вам известны?
Какова цель научного стиля речи?
Где он используется?
Какие слова и предложения для него характерны?
Какие требования предъявляются к высказываниям на лингвистическую тему?
Как строится высказывание на лингвистическую тему?
Задание для самостоятельной работы:
Составление высказывания на лингвистические темы. «Имя существительное и имя прилагательное как части речи»
Рекомендации по выполнению задания:
Структура высказывания на лингвистическую тему
1) Краткое вступление.
2) Формулировка определения или правила.
3) Примеры.
4) Дополнительные теоретические сведения.
5) Примеры.
6) Обобщение сказанного.
Сроки выполнения:3 неделя
Академические часы:2
Основные требования к результатам работы:
Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, умение обучающихся использовать теоретические знания при выполнении практических заданий. Оформление материала в соответствии с требованиями.
Форма контроля: Устное высказывание по составленному плану
Список рекомендуемой литературы
Указан в разделе 4. «Список литературы».


Самостоятельная работа №4
Тема: Функционально- смысловые типы речи.
Текст как произведение речи.:
Цель работы: систематизировать и закрепить полученные теоретические знания и практические умения обучающихся.
Вопросы для изучения:
Какие признаки для текста являются обязательными? 
Что такое тематическое единство?  Что такое связность?  Что такое последовательность?  Что такое развёрнутость? 
Что такое завершённость?
Задание для самостоятельной работы:
Подготовка сообщений по теме: «Текст. Основные признаки текста».
Рекомендации по выполнению задания:
Предложения могут связываться с помощью следующих  языковых средств:
Местоимения, наречия;
Повторы;
Синонимы;
Слова на одну тему;
Союзы;
Синтаксический параллелизм (одинаковое строение предложений);
Единство временных форм глаголов-сказуемых.
Сроки выполнения:4 неделя
Академические часы:2
Основные требования к результатам работы:
Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, умение обучающихся использовать теоретические знания при выполнении практических заданий. Оформление материала в соответствии с требованиями.
Форма контроля: текущий контроль: устный ответ в ходе занятий по подготовленным рефератам или выступление с докладом по выбранной теме.
Список рекомендуемой литературы
Указан в разделе 4. «Список литературы».


Самостоятельная работа №5
Тема: Лексика и фразеология. Слово в лексической системе языка.
Цель работы: систематизировать и закрепить полученные теоретические знания и практические умения обучающихся об антонимах, паронимах,синонимах.
Вопросы для изучения:
1.Что такое омонимы и в чём их особенность?
2.Какие виды омонимов вам известны?
3.Как различить омонимы и многозначные слова?
4.Что такое синонимы? Какие виды синонимов знаете?
5.Что такое паронимы?
6.В чём опасность паронимов?
Задание для самостоятельной работы:
Работа со словарями, выделение в современных текстах синонимов, паронимов, антонимов. Задание. В предложенных вариантах найдите предложения, в которых допущена ошибка в употреблении выделенного слова. Укажите цифру, обозначающую номер выбранного предложения. Запишите рядом предложение в исправленном виде.
По лужам потянулись ледяные иглы, стало неуютно, глухо и нелюдимо.
Существует класс рыб с костной тканью в скелете и чешуе.
Важные для истории документы были отданы в архив на вечное хранение.
Злобные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание.
“Твое горе – не горе, дело жизненное”, - сказал старик.
Впереди весна – самая красочная пора жизни всего живого на земле.
Густой туман одел долину, горы, поэтому дороги не было видно.
Современная информационная служба дает возможность на высоком уровне решать проблемы организации труда.
В политике двойные стандарты неприменимы.
Величественная власть искусства заключается в том, что оно волнует человека и очищает его душу.
Рекомендации по выполнению задания: Изучить особенности образования и употребления паронимов  1. Паронимы в русском языке  2. Группы паронимов  3.Отношение паронимов к омонимам, синонимам, антонимам  4. Использование паронимов в речи  5.Стилистические функции паронимов  6. Словари паронимов, синонимов, антонимов. 
Сроки выполнения:5 неделя
Академические часы:2
Основные требования к результатам работы:
Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, умение обучающихся использовать теоретические знания при выполнении практических заданий. Оформление материала в соответствии с требованиями.
Форма контроля: Устный ответ
Список рекомендуемой литературы
Указан в разделе 4. «Список литературы».


Самостоятельная работа №6
Тема: Русская лексика с точки зрения её происхождения
Цель работы: Рассмотреть формирование словарного состава русского языка с точки зрения её происхождения.
Вопросы для изучения:
На какие группы распадается по сходству морфем русский язык?
Как развивается словарный состав языка?
Назовите группы славянских языков.
Какие пласты исконно русской лексики существуют?
Каковы причины иноязычного заимствования?
Что собой представляет исконно русская лексика? Приведите примеры индоевропейских, общеславянских, восточнославянских и собственно русских слов. Какова роль старославянизмов в словарном составе современного русского языка? В чем причины широкого проникновения старославянизмов в русский язык? Каковы основные фонетические, морфологические и семантические признаки старославянизмов? Каковы основные группы старославянизмов в зависимости от их употребления в современном русском языке? Какие заимствования, кроме старославянизмов, вам еще известны? Какова их роль в современном русском языке? Каков типы иноязычных слов? Какие слова называются интернацио-нализмами, экзотизмами, иноязычными вкраплениями? Какие слова называются кальками? Приведите примеры словообразовательных и семантических калек.
Задание для самостоятельной работы:
Подготовка реферата по теме: «Русская лексика с точки зрения её происхождения».
Рекомендации по выполнению задания:
Реферат состоит из: введения, основной части, заключения с выводами, списка литературы. Объём работы не менее 10 и не более 15 машинописных страниц. Печать кириллица, один с половиной интервал, шрифт 14. Ссылки на источники (в том числе наименование сайтов сети Интернет) обязательны. Поощряется использование практических примеров (статьи в печатных СМИ, деятельность известных ученых, писателей).
Сроки выполнения:6 неделя
Академические часы:2
Основные требования к результатам работы:
Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, умение обучающихся использовать теоретические знания при выполнении практических заданий. Оформление материала в соответствии с требованиями.
Форма контроля: текущий контроль: устный ответ в ходе занятий по подготовленным рефератам или выступление с докладом по выбранной теме.
Список рекомендуемой литературы
Указан в разделе 4. «Список литературы».


Самостоятельная работа №7
Тема: Фразеологизмы.
Цель работы: систематизировать и закрепить полученные теоретические знания и практические умения обучающихся о фразеологизмах.
Вопросы для изучения:
1.Что такое фразеологизм?
2.Какие группы фразеологизмов существует в русском языке?
3.Назовите группы фразеологизмов по спаянности составляющих их компонентов.
Задание для самостоятельной работы:
Подготовка сообщения «Происхождение фразеологизмов».
Рекомендации по выполнению задания:
Задание 1. Прочитайте. Определите значение устойчивых оборотов. Какие исторические условия сопутствовали появлению данных фразеологических единиц?
на лбу (на лице) написано  
Задание 2. Попробуйте определить, в какой примерно исторический период возникли следующие устойчивые выражения и что они означают.
путеводная звезда;
отложить в долгий ящик 
Задание 3. Определите, в какой профессиональной среде могли возникнуть следующие фразеологизмы: в подметки не годится;  сесть на мель;  топорная работа;  шито белыми нитками;  закинуть удочку;  заговаривать зубы;  в час по чайной ложке.
Задание 4.  Определите литературный источник: блоху подковать;  человек в футляре; на деревню дедушке; темное царство; быть или не быть; рыцарь печального образа.
Сроки выполнения:7 неделя
Академические часы:2
Основные требования к результатам работы:
Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, умение обучающихся использовать теоретические знания при выполнении практических заданий. Оформление материала в соответствии с требованиями.
Форма контроля: текущий контроль: устный ответ в ходе занятий по подготовленным рефератам или выступление с докладом по выбранной теме.
Список рекомендуемой литературы
Указан в разделе 4. «Список литературы».


Самостоятельная работа №8
Тема: Лексические нормы
Цель работы: систематизировать и закрепить полученные теоретические знания и практические умения обучающихся.
Вопросы для изучения
1.Что такое синонимы? Приведите примеры.
2.Что такое омонимы? Приведите примеры.
 3. Что такое антонимы? Приведите примеры.
4. Что такое омофоны? Приведите примеры.
5. Какие слова называются устаревшими? Приведи примеры.
  6. Какие слова называются неологизмами? Приведите примеры.
   7. Какие слова называются профессионализмами? Приведите  примеры.
   8. Какие слова называются диалектизмами?
Задание для самостоятельной работы:
Редактирование текста, исправление речевых ошибок.
Рекомендации по выполнению задания
В приведённых ниже предложениях найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте предложения.
1. О победах наших хоккеистов теперь помнят только отъявленные любители этого вида спорта. 2. Учащиеся старших классов добились ухудшения успеваемости в этом году. 3. В парке запрещён выпас собак. 4. Склад закрыт на неопределённое время ввиду прихода тараканов. 5. Ведущее значение в работе комитета придаётся нравственному воспитанию молодёжи. 6. Рекорды продолжаются. 7. Дети читают стих, стоя врассыпную. 8. От усталости моё тело подкашивалось на ногах. 9. Надрывно рыдала гитара, стонал барабан. 10. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов. 11. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 12. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, её мать и некоторые вещи. 13. Глава администрации района приехал не с пустыми руками, он вручил школе библиотеку. 14. Ещё есть люди, которые исповедуют мнение коммунистических лидеров. 15. Опытная мошенница сразу заподозрила неладное и скоропостижно покинула квартиру. 16. Знатоки не припомнят столь урожайного счёта в матчах подобного уровня. 17. Передовая технология способствует улучшению многих недостатков. 18. Бабушка ласково кивает морщинистым лицом. 19. Уровень несчастных случаев на шахте увеличился. 20. Ниловна предстаёт забитой от страха женщиной.
Сроки выполнения:8 неделя
Академические часы:2
Основные требования к результатам работы:
Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, умение обучающихся использовать теоретические знания при выполнении практических заданий. Оформление материала в соответствии с требованиями.
Форма контроля: Текущий опрос, устно.
Список рекомендуемой литературы
Указан в разделе 4. «Список литературы».


Самостоятельная работа №9
Тема: Фонетика. Графика. Орфография.
Цель работы: систематизировать и закрепить полученные теоретические знания и практические умения обучающихся.
Вопросы для изучения
Какие виды звукописи вы знаете?
Что такое анафора?
Что такое звукопись?
Что такое аллитерация?
Задание для самостоятельной работы:
Подготовка сообщения по теме: «Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация»
Рекомендации по выполнению задания
Примеры звукописи в русской поэзии
«...Чуть слышно, бесшумно
шуршат камыши». Подражание шелесту, шороху.
Волга, Волга, весной многоводной Ты не так заливаешь поля...
Н. Некрасов. - аллитерация
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь своим мечтам.
А.С. Пушкин –ассонанс, построенный на гулком «у»
Сроки выполнения:9 неделя
Академические часы:2
Основные требования к результатам работы:
Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, умение обучающихся использовать теоретические знания при выполнении практических заданий. Оформление материала в соответствии с требованиями.
Форма контроля:
Список рекомендуемой литературы
 1.Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. М.: Сов. Энцикл., www.feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/
  2.Холшевников В. Г. Основы стиховедения. Русское стихосложение. – Л., 1972.
 3.  Шенгели Г. Техника стиха. - http://rus.1september.ru/2002/21/12.htm
   4.Маяковский В.В. Сочинения : Стихотворения. - Как делать стихи?- М.: «Правда»., 1968


Самостоятельная работа №10
Тема: Способы словообразования
Цель работы: систематизировать и закрепить полученные теоретические знания и практические умения обучающихся.
Вопросы для изучения
Законы словообразования с примерами: 1) Учитывать лексическое значение слова (наручники <= рука (ручники по смыслу не    подходят)-приставочно-суффиксальный) 2) Производная и производящая основа должны отличаться на минимум морфем (задаром =>даром – приставочный) 3) Учитывать части речи (за нашим ЛЕСОМ – непроизводящее, но ехать ЛЕСОМ – переход из одной части речи в другую)

Задание для самостоятельной работы:
Подготовка сообщений: «Строение русского слова», «Слово в разных уровнях языка».
Рекомендации по выполнению задания
Словообразовательный анализ отвечает на вопросы: от какого слова образовано данное слово? каким способом образовано данное слово?
Правило №1. Работать только с начальной формой слова (для склоняемых частей речи – именительный падеж, единственное число и, если возможно, мужской род, для глаголов – неопределенная форма).
Правило №2. Если в слове есть приставка, то постараться найти прежде всего однокоренное слово с приставкой.
Алгоритм действий.
1. Выписать слово в начальной форме и выделить окончание или формообразующий суффикс (-ть, -чь или –ти у глаголов).
2. Подобрать ближайшее родственное слово (оно должно максимально включать морфемы разбираемого слова) и выделить окончание или формообразующий суффикс.
3. Выделить у двух слов общую часть (совпадающие морфемы)
4. Определить способ образования по морфеме, которая не вошла в общую часть.

Сроки выполнения:10 неделя
Академические часы:2
Основные требования к результатам работы:
Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, умение обучающихся использовать теоретические знания при выполнении практических заданий. Оформление материала в соответствии с требованиями.
Форма контроля:
Список рекомендуемой литературы
Источник: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Самостоятельная работа №11
Тема: Морфология и орфография.
Цель работы: систематизировать и закрепить полученные теоретические знания и практические умения обучающихся.
Вопросы для изучения
Что такое орфография?
Можно ли считать слова орфография и правописание синонимами?
На каких принципах строится современная русская орфография? Аргументируйте свой ответ.
Для чего нужна орфография?
Расскажите о морфологическом принцип русской орфографии.
Расскажите о фонетических написаниях.
Расскажите о традиционных написаниях.
Расскажите о дифференцирующих написаниях. 9.Что такое морфология? 10.Какие части речи вы знаете? 11.Назовите морфологические признаки всех самостоятельных частей речи.
Задание для самостоятельной работы:
Комплексный анализ текста
Сегодня в прозрачном московском небе проплыл первый треугольник журавлей. Проплыл медленно, на ходу выравнивая строй, как-то несмело набирая высоту, отряхивая с крыльев последние песчинки и роняя лёгкие пушистые перья. Вожак, не мигая, смотрит только вперёд, за дымку горизонта, остальные, тоже не мигая, - вниз, окидывая долгим пристальным взглядом, может быть, в последний раз проплывающую под крыльями родную землю. Поэтому-то и плывёт так медленно!
Озаглавьте текст.
Какие синтаксические конструкции использует автор для описания полёта журавлей?
Можно ли заменить деепричастные обороты синонимичными им причастными оборотами? Если нельзя, то почему?
Обоснуйте постановку знаков препинания в тексте.
Подчеркните члены предложения во всём тексте, определите части речи.
Морфологический разбор деепричастия, наречия, глагола, причастия.

Рекомендации по выполнению задания
В русском языке десять частей речи: имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, наречие, местоимение, предлог, союз, частица, междометие. Морфологический анализ слова. Данные задания предлагают определить принадлежность  заданного слова к той или иной части речи. Чтобы успешно выполнить задание, следует помнить: Слова в предложении стоят в определенной форме, а часть речи легче определить по начальной форме (для имен и причастий – это мужской род, единственное число, для глагола – инфинитив). Следует помнить вопросы, на которые отвечают различные части речи, и значение, свойственное этому классу слов. Многие суффиксы помогут вам определить часть речи.

Сроки выполнения:00 неделя
Академические часы:2
Основные требования к результатам работы:
Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, умение обучающихся использовать теоретические знания при выполнении практических заданий. Оформление материала в соответствии с требованиями.
Форма контроля:
Список рекомендуемой литературы
Источник: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Самостоятельная работа №12
Тема: Предлог как часть речи.
Цель работы: систематизировать и закрепить полученные теоретические знания и практические умения обучающихся.
Вопросы для изучения
Что такое предлог?
Назовите морфологические признаки предлога.
Назовите разряды предлогов по значению, по происхождению.
Задание для самостоятельной работы:
Редактирование предложений, в которых допущены ошибки в употреблении предлогов Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.
1. (В) продолжени..3 утра и середины дня он весь был погружён.. в рас..чёты (Л. Толстой). 2. Голубые, прозрач..ные струйки дыма т..нулись от костра к3 морю, (на) встречу3 брызгам волн (М. Горький). 3. Она повторяла свою роль, (на) ходу низко кланялась и (не) сколько раз (по) том качала головою, (на) подоби.. глин..ных котов (Пушкин). 4. Имейте (в) виду – задание ответстве..ное (Эренбург). 5. Вы писали мне что (то) (на) счёт3воскрес..ной школы? (Чехов). 6. (В) прочем, (в) виду3 недостатка времен.., не будем откл..няться от пр..дмета лекц..и (Чехов). 7. Телеграфные столбы (по) том опять показ..вались (в) дали лиловой (в) виде маленьких палочек (Чехов). 8. А может быть, птица какая (нибудь) (в) роде цапли (Чехов). 9. И мальчик был счас..лив (в) следстви..3 его пр..езда (Тургенев). 10. Грозы (по) над степ..ю ход..т ч..редою (Паустовский). 11. Муму ловко вывернулась (из) под пальц..в Степана (Тургенев). 12. (В) след эк..пажам и (на) встречу им густо двигалась толпа му..чин (М. Горький). 13. Димка решил, что (в) виде исключения на этот раз Жиган не врёт (Гайдар). 14. (В) след (за) тем он встал с постел.., взял скрипку, начал строить (Л. Толстой). 15. Пишу вам из3 деревн.., куда заехал (в) следстви.. п..чальных обстоятельств (Пушкин). 16. (В) следстви.. по делу в..терана вм..шались обществе..ные организации (Песков). 17. (В) заключени.. эксп..ртизы отсутствует чёткость. 18. (В) заключени.. старики просили, чтобы Мироныча не трогали (Арсеньев). 19. (В) последстви.. Василий Николаевич.. ни разу не пож..лел о прин..том решени.. (Попов). 20. (В) течени.. болезни наступил перелом. 21. (В) продолжени.. всего лета он раза два-три приезжал к нам (Л. Толстой). 22. (В) продолжени.. занятий мы не заинтересова..ны. 23. (В) течени.. всей дороги Касьян сохр..нял упорное м..лчание (Тургенев). 24. Подвахте..ные м..тросы большей част..ю с..дели или л..жали на палубе, молч..ливые и с..рьёзные, изредк.. обмениваясь словами (на) счёт «анафемской» погоды (Станюкович). 25. Он хорошо понимал опас..ность положения клипера и в..еренных ему людей и, (в) виду страшной нравстве..ной ответстве..ности, он испытывал жгучие упрёки совести (Станюкович). 26. Не успели обыватели огл..нут..ся, как из эк..пажа выск..чил Байбаков, а следом за ним (в) виду всей толпы очутился точь (в) точь такой же (град..) начальник, как и тот, который, за минуту перед3 тем, был пр..везён в телеге исправником (Салтыков-Щедрин). 27. Лаврентьич трепанул Шутикова по спине и, (в) виде особого распол..жения, выругался в самом нежном тоне, на который только был способен.. его испитой голос (Станюкович). 28. У (град..) начальника на плечах, (в) место головы, была пустая посудина (Салтыков-Щедрин). 29. У американцев нет (н..) какого арт..стического сам..любия, и они бор..т..ся, имея (в) виду только один денежный приз (Куприн). 30. (Не) смотря на свой горб, а может быть именно (в) следстви.. этого недостатка, доктор п..тал к ц..рковым зрелищам остр..ю и (не) сколько смешн..ю для человека его возр..ста любовь (Куприн).
Рекомендации по выполнению задания
Сделайте полный морфологический разбор слов, над которыми стоит цифра 3.
Сроки выполнения:00 неделя
Академические часы:2
Основные требования к результатам работы:
Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, умение обучающихся использовать теоретические знания при выполнении практических заданий. Оформление материала в соответствии с требованиями.
Форма контроля: текущий опрос, устный ответ
Список рекомендуемой литературы
Указан в разделе 4. «Список литературы».


Самостоятельная работа №13
Тема: Союз как часть речи.
Цель работы: систематизировать и закрепить полученные теоретические знания и практические умения обучающихся.
Вопросы для изучения
Что такое союз?
Какую функцию они выполняют в предложении?
На какие группы делятся союзы?
Какими бывают союзы по строению?
Задание для самостоятельной работы:
Редактирование предложений, в которых допущены ошибки в употреблении союзов. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Укажите союзы, определите их синтаксическую функцию и значение. Афанасий Афанасьевич Фет (18201892) вошёл в историю русской поэзии как представитель «чистого искус(?)тва». Он утверждал, что красота единствен(?)ая цель художника, всё остальное (ни)(при)(чём), (по) этому пр..рода и любовь были главными темами пр..изведений Фета. Однако в этой как (будто) у..кой сфере талант его про..вился с (не)бывалым блеском. Фет об..г..тил русскую лирику (не)только новыми ритмами, инт..нациями, новыми пр..- ёмами строфики, но и расширил возможности поэтического изобр.. - жения действительности, (при)чём особен(?)о мастерски передавал нюансы чу(?)ств, смутные, беглые или едва зар..ждающиеся настр..- ения.  Фет музыкален хотя бы (по)тому, что его стих часто уже подбором звуков создаёт у нас какое(либо) настроение. «Что (не)выска- жеш(?) словами, звуком на душу навей», писал Фет. Пейзаж в его стихах (не)обычайно тонок, с..яет чистыми и свежими красками:  Покрылись нивы нитью золотистой, Там перепел откликнулся (в)дали, И слышу я: в излож..не р..систой (В)полголоса скрипят к..ростели. Уж сумр..ком пытливый ум обманут. Среди тепла прохладой стало дуть. Луна чиста. Вот с неба звёзды глянут И, как река, засветит Млечный Путь.  (Н. Банников) 
Рекомендации по выполнению задания
Сроки выполнения:13 неделя
Академические часы:2
Основные требования к результатам работы:
Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, умение обучающихся использовать теоретические знания при выполнении практических заданий. Оформление материала в соответствии с требованиями.
Форма контроля:
Список рекомендуемой литературы
Указан в разделе 4. «Список литературы».


Самостоятельная работа №14

Тема: Простое предложение. Цель работы: Побуждение интереса к изучению профессии, выявление интересов воспитанников к различным профессиям, выяснение соответствия желаний и уровня индивидуального развития ребенка, представления о труде, трудовых операциях, важности профессии в обществе. Формирование умений грамотного изложения мыслей. 
Вопросы для изучения
1. Уточни, какую профессию ты собираешься избрать, предварительно посоветовавшись с родителями.2. По возможности побеседуй с представителями данной профессии и выясни у них следующие вопросы:  - Где получили эту профессию?  - В чем заключается работа?  - Продолжительность рабочего дня и времени работы, оплата труда.  - Где еще можно работать, имея такую профессию?  - Какова потребность предприятия в специалистах этой профессии?  - Какими качествами характера нужно обладать для успешной реализации себя в труде?  - Возможен ли профессиональный рост и дальнейшее повышение квалификации?  3. Побывай на месте работы у этих специалистов (если возможно, то ознакомься с характером труда, инструментом и др.). 4. Узнай название и адрес учебного заведения, где готовят специалистов этой профессии. Где еще находятся подобные учебные заведения?  5. Побеседуй или установи письменную связь с обучающимися в учебном заведении и выясни следующее:  - продолжительность обучения,  - основные изучаемые предметы,  - каких еще специалистов готовит учебное заведение.
Задание для самостоятельной работы:
Сочинение по теме: «Моя будущая профессия».
Рекомендации по выполнению задания
 Предлагается следующий план сочинения 
 1. В каком учреждении я буду работать и по какой специальности?  2. Каким будет мое рабочее место, орудия труда?  3. Какие люди, коллектив будет окружать меня, как я буду общаться с сослуживцами?  4. Каким будет мое материальное положение и из чего оно будет складываться?  5. Как я буду идти по профессиональной лестнице? Буду ли стремиться к повышению квалификации, если да, то почему?  6. Каким будет мое отношение к труду? 
Сроки выполнения: 00 нед
Академические часы:2
Основные требования к результатам работы:
Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, умение обучающихся использовать теоретические знания при выполнении практических заданий. Оформление материала в соответствии с требованиями.
Форма контроля: текущий опрос, устный ответ
Список рекомендуемой литературы
Указан в разделе 4. «Список литературы».


Самостоятельная работа №15
Тема: Вводные слова и предложения. Обращение.
Цель работы: систематизировать и закрепить полученные теоретические знания и практические умения обучающихся.
Вопросы для изучения

1.С какой целью мы употребляем в речи вводные слова и предложения?
2. Как вводные слова и предложения выделяются в устной речи?
3. Как выделяются на письме все вводные конструкции?

Задание для самостоятельной работы:
Сочинение по теме: «Чтение – вот лучшее учение».
Рекомендации по выполнению задания
1.Какой фразой наиболее удачно можно начать сочинение?
2. Сформулируйте и прокомментируйте проблемы. Вызывают ли проблемы чтения отклик в ваших душах?
3. Сформулируйте позиции авторов. Объясните, почему домашнее чтение и уважение к книге так необходимы семье?
4. Аргументируйте свою мысль, опираясь на жизненный или читательский опыт. Каковы ваши аргументы?
5. К какому выводу вы придёте в результате своих рассуждений?


Сроки выполнения:00 нед
Академические часы:2
Основные требования к результатам работы:
Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, умение обучающихся использовать теоретические знания при выполнении практических заданий. Оформление материала в соответствии с требованиями.
Форма контроля:
Список рекомендуемой литературы
Указан в разделе 4. «Список литературы».


Самостоятельная работа №16

Тема: Сложное предложение.
Цель работы: систематизировать и закрепить полученные теоретические знания и практические умения обучающихся.
Вопросы для изучения
Зачем нужна пунктуация?
Почему недостаточно букв алфавита для того, чтобы написанное было понятно читающему?
Когда появились знаки препинания?  Все ли известные и так хорошо знакомые нам знаки препинания (точка, запятая, многоточие и др.) появились одновременно?  Как складывалась пунктуационная система русского языка?  Какова история русской пунктуации? 
Задание для самостоятельной работы:
Подготовить сообщение на тему: «Из истории русской пунктуации».
Рекомендации по выполнению задания:
Познакомиться с историей появления знаков препинания.
Узнать, какие знаки появились раньше, какие – позже.
Узнать, отличаются ли современные названия знаков от старинных.
Сделать вывод о роли знаков препинания, о значении постановки знака.
Сроки выполнения: 16 нед
Академические часы:2
Основные требования к результатам работы:
Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, умение обучающихся использовать теоретические знания при выполнении практических заданий. Оформление материала в соответствии с требованиями.
Форма контроля:
Список рекомендуемой литературы
Указан в разделе 4. «Список литературы».




Критерии оценки самостоятельной работы обучающихся
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании лингвистической терминологии, , исправленные после наводящих вопросов преподавателя;
студент не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задание обязательного уровня сложности по данной теме;
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание студентом большей или наиболее
важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании лингвистической терминологии, которые не исправлены после наводящих вопросов преподавателя.

Отметка «1» ставится, если:
студент обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знание:
- языковых норм литературного языка,
- культуры речи,
- основных единиц и уровней языка.
Оценка редакторской работы текста.
Оценка тестирования.
Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: сообщений.


Умение:
- определять требования к литературному языку,
- правильного владения основами культуры речи,
- различать основные единицы и уровни языка.


Знание:
орфоэпических, лексических, грамматических и пунктуационных норм речевого поведения
Оценка диктантов.
Оценка тестирования.
Оценка сочинений.
Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: рефератов.

Умение:
правильно применять в практике общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.


Знание:
орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка.
Оценка работы с карточками.
Оценка тестирования.
Оценка контрольных работ.
Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: докладов и рефератов.

Умение:
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.



4.Список литературы

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:
А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – изд.: «Просвещение», 2008 г.
Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. «Русский язык и культура речи» - Изд.: «Академия, 2008 г.
«Русский язык и культура речи» под ред. профессора В.Д.Черняк, 2005 г.
В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А. Чешко. «Пособие для занятий по русскому языку» – Изд.: «Просвещение», 2009 г.
Н.А.Герасименко «Русский язык» - Изд.: «Академия» -М: 2010 г.

Дополнительные источники:
А.А. Акишина. Н.И. Формановская. «Этикет русского языка» - Изд.: «Ленанд», 2008 г.,
«Все правила русского языка» - Изд.: АСТ, Астрель, 2008 г.
А.Б. Шапиро «Современный русский язык. Пунктуация» - Изд.: КомКнига, 2006 г.,
Л. Успенский «Слово о словах» - Изд.: АСТ, Зебра Е, 2009 г.,
Ю.А. Бельчаков «Практическая стилистика современного русского языка» - Изд.: АСТ-ПрессКнига, 2008 г,
«Современная русская речь. Состояние и функционирование» - Изд.: Эксмо, 2008 г.,
Н.С. Ашукина. «Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения» - М.: 1998 г.,
И.Б. Голуб, Д.Э.Розенталь «Секреты хорошей речи». – М.: 1993 г.

Интернет – источники:
Сайт Министерства образования и науки РФ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Российский образовательный портал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт Федерального агентства по образованию РФ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт Департамента образования Тверской области [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт Тверского областного института усовершенствования учителей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт ФГОУ СПО Петровский колледж (г. Санкт-Петербург) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
















Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Русский язык»





Cоставитель: Валиуллина Р.Г., преподаватель первой квалификационной категории





Подписано в печать . Формат 60х90 1/16. Усл. печ. л.
Тираж экз. Заказ №





Библиотечно-издательский комплекс
федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«Тюменский государственный нефтегазовый университет».
625000, Тюмень, ул. Володарского, 38.

Типография библиотечно-издательского комплекса.
625039, Тюмень, ул. Киевская, 52.









13PAGE 15


13PAGE 14315





Заголовок 115